Как готовиться к написанию эссе по обществознанию или истории.
Технология подготовки учащихся к написанию эссе
Эссе – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.
Алгоритм написания эссе по обществознанию и истории( общие принципы)
- внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе;
- выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям: а) интересна вам; б) вы понимаете смысл этого высказывания; в) по данной теме вам есть что сказать (вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.);
- определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами);
- набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания (если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер);
- для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.;
- еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву – знание современного законодательства и т.д.);
- подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.);
- распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности (это будет ваш условный план);
- придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.);
- изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили;
- сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.
Редактирование предполагает проверку работы по следующим направлениям:
структура (проверьте, есть ли логическая связь между частями эссе);
искренность тона (избегайте слишком эмоциональных прилагательных и наречий);
единство стиля (важно определиться, чтобы в работе вы не перескакивали с научного стиля на публицистический, разговорный и наоборот);
объем эссе (напоминаем, работа должна быть краткой, сокращайте все лишнее);
привлекательность вашей работы, ее индивидуальность (есть ли в вашей работе что-то особенное, позволяющее выбиться из ряда других работ).
Отметим, что составленный алгоритм не претендует на абсолютную законченность, его можно уточнять, конкретизировать, дополнять в ходе работы по подготовке к написанию эссе.
НА ЧТО СТОИТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ НАПИСАНИИ ЭССЕ
1. Стоит заметить, что в историческом образовании, с которым мы имеем дело, не существует абсолютно "правильных" или "неправильных" ответов на вопросы, как это бывает в физике или математике - существуют только более или менее аргументированные точки зрения.
2. Окончательная отметка (балл) за эссе, как правило, проставляется за идеи, собственные суждения учащихся и их аргументацию.
3. При выдвижении собственной позиции в центре внимания оказывается:
а) способность (возможность) учащегося критически и независимо оценивать круг данных и точки зрения/аргументацию других;
б) способность понимания, оценки и установления связи между ключевыми моментами любых проблем и вопросов;
в) умение дифференцировать, что является более, а что менее важным;
г) умение понимать аналитические подходы и модели;
д) готовность дифференцировать противоположные подходы и модели и их применение к эмпирическому материалу, дискуссии о принципиальных вопросах.
4. Выигрывают те работы, которые написаны коротко, четко и ясно.
ЧЕГО СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ ПРИ НАПИСАНИИ ЭССЕ
1. Непонимания сути заявленной темы.
2. Отсутствия структурированности в изложении.
3. Неумения придерживаться ответа на основной вопрос (пространных отвлечений от темы).
4. Использования риторики (утверждений) вместо аргументации (доказательств).
5. Небрежного оперирования данными, включая чрезмерное обобщение.
6. Слишком обширной описательной части, не подкрепленной аналитическим материалом.
7. Изложения других точек зрения без ссылок на авторов данных идей и без высказывания собственной позиции.
8. Повторов без необходимости.
Ресурсы по теме «Технология подготовки учащихся к написанию эссе»:
Брандт М.Ю. Эссе на экзамене по обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе. № 1, 2004.
Карнаух Н.Л. Литература: Учимся писать эссе: Учеб.пос. (Рабочая тетрадь). – 2-е изд., доп. / Н.Л. Карнаух. – М.: Издательский дом «ГЕНЖЕР», 2004.
Киприянова Е.В. Как научиться писать эссе по обществознанию на «отлично»? // Преподавание истории и обществознания в школе. № 9, 2003.
Эпштейн М.Н. Опыты об эссе // Опыты-Ed. СПб.; Париж. № 1, 1994.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]www.krugosvet.ru
Некоторые образцы эссе можно найти на сайтах:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13PAGE 15
13PAGE 14115
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 915