Презентация для школьных библиотекарей Формирование читательской компетентности учащихся


Формирование читательской компетентности учащихся. Работа библиотекаря МОУ «Емельяновская ОШ» Нижнегорского района Республики КрымБараниченко ТВФевраль 2015г. Ключевые понятия и определения Компетентный : 1) Знающий, осведомлённый, авторитетный в какой - ни будь области; 2) специалист, обладающий компетенцией.Компетенция : 1) Круг вопросов, в которых кто – ни будь хорошо осведомлен; 2) Круг чьих - либо вопросов, прав. С.И.Ожегов. Словарь русского языка Актуальность«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э.Тоффлер Целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей, о чём сказано в концепции модернизации российского образования. Ключевыми являются те компетенции, которые обеспечивают развивающее обучение ребёнка на уроке и в социуме.Задачей обучения является формирование способов действий, обеспечивающих результат учебной деятельности и способствующих развитию ключевых компетенций.Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская компетентность. Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.Федор Михайлович Достоевский Читательская компетентность учащихся начальной школы:   это  сформированная у детей  способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Читательская компетенция - это не бегание глазами по строкам, а постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни. Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить. Вольтер Школьная библиотека – первый опыт социальной коммуникации ребенка. Чтение — вот лучшее учение!Александр Сергеевич Пушкин Посвящение в читатели Совместная деятельность с учителями начальной школы УЧИТЕЛЬ Анализ образа конкретного героя (текст письменный и устный). Создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов к тексту (развитие мыслительных процессов). Составление детьми вопросов к тексту аналитического характера.Рассказ от имени героя (речевое развитие).  Работа с иллюстрациями к произведению.  Театрализация.  Составление плана произведения как краткого, так и развёрнутого.Сочинения-миниатюры, викторины, кроссворды, тесты. БИБЛИОТЕКАРЬ:развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;развитие читательской компетентности учащихся через организацию библиотечного урока ,  литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;стимулирование творчества детей. Любить чтение — это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения. Шарль Луи Монтескье Внеклассная деятельность - составная часть учебно-воспитательного процесса, как одна из форм организации досуга. Новые компетенции:Правила поведения в библиотеке;Правила работы с книгой;Процедура получения библиотечной книги во временное пользование и ответственность;Ответственность за пользование учебниками;Система расположения стеллажей, полок, книг на полках, др.;Секреты строения книги;Читательский формуляр;Новые встречи и знакомства, новые интересы. Внеклассная деятельностьПраздник «Посвящение в читатели»;Библиотечные уроки;Бинарные уроки с учителями начальных классов;Встречи, конкурсы, викторины, кроссворды, праздники, акции;Выявление интересов и групповые чтения на переменах;Привлечение к творческой и театрализованной деятельности;Конкурсно - соревновательная составляющая; Привить ребенку вкус к чтению– лучший подарок, который мы можем ему сделать. Сесиль Лупан Читательская компетентность учащихся основной школы Направления формирования читательской компетентности: Учитель:Цель уроков литературы по новым стандартам – воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания окружающего мира и самого себя.В основной школе заканчивается обучение чтению (технике чтения), начинается чтение для обучения .Формирование главного результата современного образования – умения учиться. Библиотекарь:Начитанность. (знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса, их расположение на полках)Умение работать с книгой. (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.; знание элементов книги.)Задача не только заложить основы любви к литературе, но и воспитать увлечённого читателя. Чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а привычка записывать — точным. Фрэнсис Бэкон Используемые приёмы: БИБЛИОТЕКАРЬ: ведение читательских дневников, тетрадей прочитанного , изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение конференций, литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.- работа со справочной литературой, словарями, посещение сельской библиотеки Совместная деятельность с учителем литературы Книга-это духовное завещание одного    поколения другому.Вся жизнь   человечества последовательно оседала в книге: племена, государства исчезали, а книга оставалась…   А.И. Герцен Читательская компетентность старшеклассников Читательская компетентность старшего школьника В старшей школе должны быть обеспечены педагогические условия, превращающие готовность учащихся к чтению для обучения в читательское умение, обеспечивающее самообучение. Для старшеклассника характерен рост интеллекта. Развитие интеллекта предполагает не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы.Старшеклассники пытаются познать мир, чтобы найти в нем свое место, определить свою позицию, заложить основы будущей профессиональной деятельности. Характерен более высокий уровень обобщения и абстрагирования, стремление к причинному объяснению явлений, умение аргументировать, доказывать истинность или ложность какого-либо суждения, делать глубокие выводы, обобщать изучаемые факты в систему. Все это развивает критичность мышления.Формирование индивидуального стиля умственной деятельности, который в свою очередь является характерной особенностью творчески мыслящей личности, способной самостоятельно и гибко использовать имеющиеся знания и умения, проявлять самостоятельность при варьировании известных способов деятельности в новой ситуации. Информация становится материалом для творческой деятельности Читатель - выпускник Подлинная компетентность читателя-выпускника предполагает сознательную мотивировку действий, их обоснованность. Она проявляется, когда молодой человек-легко адаптируется в современном многообразном и подвижном информационном поле;- способен добывать информацию из любых возможных источников , критически её оценивать и использовать ; решает новые задачи, используя ранее приобретенные знания и умения; приближает логику и последовательность своей познавательной деятельности к логике научно-исследовательских работ, плодотворному творчеству. Литература – это искусство слова, а в искусстве, чтобы понять, надо прочувствовать, а чтобы прочувствовать, надо понять. Изучать литературу в школе – значит добиваться того, чтобы учащиеся не просто знали определенный объем литературных текстов, а на основе художественных произведений учились понимать, чувствовать то, что потом самостоятельно прочтут без учителя, воспримут и оценят как произведение искусства. Библиотечные уроки Спасибо за внимание.