Семинар для школьных библиотекарей Использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности библиотеки образовательного учреждения
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АНТРАЦИТОВСКИЙ ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности библиотеки образовательного учреждения
семинар для школьных библиотекарей
Подготовила:
Щибря Алла Анатольевна,
методист по вопросам информационно-методического сопровождения школьных библиотекарей ГБУ «АИМЦ» ЛНР
г. Антрацит
2017
Цель: способствовать формированию мотивации на использование ИКТ в деятельности школьного библиотекаря, осмысление необходимости и возможности применения современных технологий как инструмента повышения качества образования.
Задачи:
- мотивировать библиотекарей на внедрение и использование на занятиях интерактивных форм и приемов обучения;
- способствовать повышению у библиотекаря уровня развития профессиональной компетенции посредством интерактивных приемов и методов.
- проанализировать и определить влияние современных образовательных технологий на качество образования детей;
Информационная компетентность библиотекаря как составная часть профессиональной компетентности.
В настоящее время в ранг государственной политики возведена и проблема формирования единой информационной среды, где между всеми участниками образовательного процесса циркулирует множество различных информационных потоков.
Управление информационными потоками невозможно без применения компьютерных технологий. Следовательно, задача может быть успешно решена только в случае интеграции с современными телекоммуникационными технологиями. А это означает, что каждый библиотекарь должен обладать определенным объемом знаний, чтобы использовать в работе компьютер.
В связи с этим повышаются требования к образованности библиотекаря, и появляется понятие «информационная компетентность библиотекаря» - способность получать, передавать, оценивать и использовать современную информацию, в том числе и представленную на электронных носителях.
Информационная компетентность становится важнейшей составляющей профессиональной компетентности, то есть профессиональная квалификация библиотекаря определяется степенью владения компьютером, использованием Интернет-технологий в работе. Именно владение информационными технологиями и готовность к их применению в профессиональной деятельности стали важнейшими требованиями к современному библиотекарю.
Важно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность библиотекаря.
ИКТ-грамотность – это знания о том, что собой представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей.
ИКТ-компетентность – это не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в своей профессиональной деятельности.
.АНАЛИЗ АНКЕТЫ
2.Теоретическая часть: Что же такое ИКТ?
Основные понятия:
Информация – (разъяснение, изложение, осведомлённость), одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.д.
Коммуникация – («общее» или «разделяемое всеми») обмен информацией (мыслями, чувствами, идеями, знаниями и т.д.)Технология – («Техно» от греч. искусство, мастерство, умение и «Логос» - изучение). Совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата.
ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации.
Информационные технологии - использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может предоставить широкие возможности для коммуникации.
5 базовых элементов коммуникационного процесса: источник (или отправитель), сообщение, получатель, обратная связь.
ИКТ в широком смысле – дискуссионные технологии: разнообразные виды дискуссий; традиционная, «круглый стол», дебаты, «мозговой штурм»;
Игровые технологии: познавательные, имитационные, ролевые, деловые игры и др.;
Проектная технология: выполнение проектов в рамках конкретных учебных программ;
ИКТ в узком смысле применяются: персональный компьютер, принтер, копировальный аппарат, сканер, проектор, экран.
Этапы коммуникационного процесса:
1. Зарождение идеи или отбор информации
2. Выбор канала передачи информации
3. Передача сообщения
4. Интерпретация сообщения
ИКТ в узком смысле:
Средства создания Продукты
(программные ресурсы) Программы для работы с текстом (пакет Microsoft Offise)
Microsoft Office Word
Microsoft Office Excel Текстовые документы (разработки мероприятий, раздаточный материал и т.д.)
Microsoft Publisher Буклеты, брошюры, листовки
Программы для работы с изображениями (рисунками, презентациями, фото, видео)
Microsoft Office Power Point Мультимедийные презентации
Point Photoshop Core RbranПлакаты, баннеры, календари, листовки
Windows Movie Maker Sony Vegas
Adobe Primier Pro Pinnacle Фильмы, ролики, профилактической направленности, социальная реклама.
Программы для создания аудиозаписей
Windows Movie Maker
Sony Sound Forge
Adobe Audition Звуковое сопровождение профилактических мероприятий, ролики
Программы для работ с текстом, изображениями, звуком Электронные книги
Сеть Интернет
Социальные сети
(V Kontakte. Campus.Wiki и др…) Электронные страницы, сообщества, размещение материалов
Сайты Информация (тексты, фильмы и т.д…), профилактической направленности, форумы.
Главная задача библиотеки:
Обеспечение участникам образовательного процесса: обучающимся, педагогическим работникам, родителям обучающихся - доступ к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям, посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях: бумажном, магнитном, цифровом и др. носителях.Функции библиотек:
Накопление и распространение ресурсов
Обеспечение доступа к информации
Содействие профессиональному развитию педагога
Содействие общему развитию обучающихсяФормирование информационной грамотности обучающихсяИКТ в библиотеках позволяет:
Для обучающихся и педагогов:
Повысить интерес к работе библиотеки
Повысить интерес к поиску знаний
Повысить информационную культуру
ИКТ в библиотеках позволяет:
Для библиотекарей
Решить существующие многие годы проблемы с отсутствием нужной литературы в фондах благодаря использованию сети Интернет и электронных носителей информации
Автоматизировать нелёгкий труд, благодаря внедрению ФИБС, программы MARK SQL
Внедрить новые интересные формы работы с читателями (расширение временных и пространственных рамок библиотеки, разработка новых форм информирования, предоставления информации, повышение оперативности её поиска и т.д.)
Своевременно комплектовать фонды библиотек необходимыми изданиями
Расширять видовой состав фонда за счёт приобретения современных носителей информации
Повысить информационную грамотность, уровень профессиональной компетентности библиотекаря
Формировать специальные знания и умения в области информационного самообслуживания
Повысить результативность, яркость, зрелищность, лёгкость восприятия мероприятий, проводимых учителем, библиотекарем с помощью средств ИКТ - (библиотечные уроки, вечера, гостиные, музыкально-литературные композиции и т.д.)Работать над мультимедийными проектами (виртуальная книжная выставка, электронный рекламный указатель и т.д.)
Основные составляющие профессиональной ИКТ-компетентности библиотекарей:
работа с электронными таблицами (с применением формул для автоматического пересчета данных, входящих в таблицу);
-использование автоматизированной информационно-библиотечной системы (АИБС) для ведения электронного каталога и учета библиотечного фонда, организации обслуживания читателей,
формирования отчетов за любой интервал дат по введенной в систему информации;
организация обмена библиографическими описаниями изданий между внешними источниками и электронным каталогом школьной библиотеки в стандартных обменных форматах: RUSMARC (обменный формат и формат каталогизации, принятый в России), UNIMARC (официальный обменный формат IFLA и ЕС);
обмен библиографическими описаниями между внешними источниками и электронным каталогом школьной библиотеки в стандартных обменных форматах: RUSMARC (обменный формат и формат каталогизации, принятый в России), UNIMARC (официальный обменный формат IFLA и ЕС);
- поиск информации, электронных учебных материалов и образовательных ресурсов в среде ИНТЕРНЕТ;
- работа с дистанционными информационными технологиями (дистанционные обучающие курсы, создание дистанционных информационных пространств);
- профессиональная работа с электронными каталогами и электронными библиотеками;
- использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР)
Формы использования информационных технологий:
Автоматизация библиотечных процессов:
Электронные каталоги
Электронные картотеки
Библиографические указатели и обзоры литературы
Списки новых поступлений
Расширение информационного пространства
Использование мультимедиа ресурсов
Предоставление доступа к интернет-ресурсамПоиски, сбор, систематизация интернет-ресурсовСоздание собственных цифровых ресурсов
Microsoft Offise Access. MDBMicrosoft Excel/ xlsЭлектронный каталогТаблицы
Электронные картотекиДиаграммы
Автоматизация библиотечных процессов:
создание электронной базы фонда и электронного каталога и картотеки.
Информирование читателей о новинках периодики и методической литературы на сайте школы на библиотечной страничке.
Библиографические обзоры литературы для преподавателей школы:
Новинки методической литературы
Семейное воспитание (проблемы и перспективы)
Презентации для заседаний МО, педсоветов и кл. руководителей
ИКТ педагогической деятельности библиотекаря:
Содействие общему развитию учащихся путём приобщения к чтению
Мероприятия в помощь учебному процессу
Формирование информационной грамотности как основы информационной компетентности обучающегося (выставки, презентации, открытые уроки и т.д.)
Создание электронных ресурсов библиотекарем
рекомендательные списки литературы,
путеводители по фондам,
тематические электронные обзоры литературы и ресурсов,
аннотированные иллюстрированные картотеки,
библиографические указатели литературы и т.п.
Сайт библиотеки:
предоставление доступа к ресурсам и материалам
справочно-информационное обслуживание
поощрение чтения и продвижение книг
помощь в работе с информацией
содействие формированию навыков работы с информацией
Продвижение чтения и литературы через сайт библиотеки
электронная выставка электронный обзор;
электронный рекомендательный список литературы;
советы библиотекаря;
новые поступления в библиотеку : локальная сеть + сайт;
копилка аннотаций;
конкурсы и др.
Мультимедиа в массовой работе
презентации для проведения массовых мероприятий;
мультимедиа викторины;
мультимедиа обзоры;
демонстрации электронных ресурсов;
защита проектов;
обзоры электронных ресурсов.
Вывод:
Модель библиотеки нового времени как ИНФОРМАЦИОННО-КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР позволяет грамотно сочетать лучшие старые формы библиотечной деятельности, обогатив их новыми возможностями
Рефлексия по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»
Предлагаем послушать притчу:
"В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам. Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, черной, синей, красной, зеленой, желтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.
Немного поспорив, братья выбрали себе шляпы. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.
Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всем происходящем, анализировать факты и события.
Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, а кому-то нет.
Третий начал видеть все в черном цвете, обращал внимание на недостатки во всем. И многим это даже нравилось.
Брат, который взял желтую шляпу, находил во всем только хорошее, видел все в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые назвали его наивным.
Все, к чему прикасался пятый брат, который выбрал зеленую шляпу, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже не подозревал.
Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше".
Предлагаем вам представить себя на месте братьев и "примерить" одну из трёх шляп. Подойдите, пожалуйста, по одному человеку от каждой группы и выберите шляпу.
1.Желтый цвет - это цвет радости и оптимизма, ваша группа «Оптимисты», ждем от вас только положительных эмоций в решении данной проблемы. Каковы преимущества использования ИКТ в учебном процессе в условиях реализации ВГОС?
2. От группы черных шляп ждём критический взгляд на недостатки использования ИКТ в учебном процессе. Ваша группа «Критики».
3. Синяя шляпа собрала философов, умудренных опытом людей. Мы просим вас поделиться тем, что вы сегодня увидели и услышали нового на семинаре. Ваша группа «Философы».
А сейчас выберите одну из шляп и напишите отзыв на ней, зелёный цвет, если вам семинар понравился, вы взяли для себя, что – новое. Красный цвет – посигнальте нам, если у вас были замечания. Белый цвет – оставьте свои пожелания.
1 группа: «Оптимисты»,
Компьютер-помощник умело организует досуг детей, позволяет выбрать не только нужный интеллектуальный уровень, но и бесконечно терпелив к ошибкам, не устает от глупостей, развивает сообразительность, учит мыслить логически, формирует способность быстро перебирать варианты. Благодаря ИКТ появилась новая технология - метод проектов, дети стали больше приобщаться к исследовательской деятельности. Проект предоставляет возможность для самовыражения, самостоятельного моделирования, экспериментирования, систематизации приобретенных знаний, позволяет аргументировано отстаивать свои идеи. Аналитико-прогностическая функция, выполняемая педагогами, также подразумевает использование ИКТ для изучения индивидуальных особенностей воспитанников.
2 группа: «Критики».
Недостатком использования средств ИКТ является сокращение практики социального взаимодействия и общения. Чрезмерное использование ИКТ негативно влияет на здоровье детей. Вызывает обеспокоенность появление Интернет-зависимости детей, опасности веб-сайтов с деструктивным содержанием, сетевых игр с элементами насилия. Дети стали мало читать, так как ИКТ занимают много их времени. Компьютер не заменит живого общения, театров, книг, уменьшается время для увлечений по интересам.
ИКТ обеспечивают легкость получения разнообразной информации, что не способствует самостоятельной выработке новых знаний, развитию мышления. Использование ИКТ снижает роль эмоциональных средств общения, уменьшается практика диалогического общения.
3 группа: «Философы».
Использование ИКТ очень перспективно, но в тоже время порождает много проблем. Необходимо выработать план действий в работе с ИКТ.
Сферы возможного применения ИКТ в деятельности педагогов:
Организация воспитательной работы в ТО: оформление документации (план воспитательной работы в ТО), создание базы данных о воспитанниках, сценарии, презентации достижений ТО;
Работа с родителями: проведение родительских собраний с использованием мультимедийного оборудования, подготовка рекомендаций по вопросам воспитания для родителей, педагогов;
Социально-психологическое направление деятельности: использование компьютерных психологических диагностик, обработка результатов диагностического изучения;
Сопровождение педагогических советов, конференций компьютерными презентациями, отчетами о деятельности отделов;
Поиск информации к беседам, тренингам, мероприятиям с помощью ресурсов сети Интернет.
Решение семинара:
Заслушав вопросы, вынесенные на семинаре, и выступления библиотекарей, стоит отметить, что библиотекари имеют успехи по внедрению в опыт ИК технологий в образовательный процесс (применение на мероприятиях презентаций, обучающих ресурсов, освоение компьютерной грамотности) .Обсудив опыт применения ИКТ технологий в работе библиотек, решили:
• Повышать уровень ИКТ - грамотности библиотекарей ОУ города Антрацита и Антрацитовского района
• Продолжать использовать в образовательной работе с обучающимися информационно – коммуникационные технологии.
• Разработать систему мероприятий, ориентированных на повышение ИКТ -компетентности библиотекарей.
«Критики»
Ждём критический взгляд на недостатки использования ИКТ в работе библиотеки.