урок по литературе на тему Историческая основа повести А. С. Пушкина Капитанская дочка

 Укрепление межпредметных связей в современной школе посредством  интегрированного урока
 
Особенность современного мира – обострение глобальных проблем, от решения которых зависит будущее существование человечества.
  Для мира в XXI веке характерен такой процесс, как глобализация, который охватывает все стороны человеческой жизни. Глобализация – это процесс возрастающего воздействия факторов международного значения, то есть тесных экономических и политических связей, культурного и информационного значения. Глобализация охватывает все стороны нашей жизни: от политичекой до образовательной. Границы между нациями становятся условными. Культуры становятся взаимопроникаемы. Наука также стремится стать единой, так как для решения глобальных проблем, да и просто для работы в современной компании требуются специалисты широкого профиля. Все популярнее становятся пограничные или прикладные науки, рождающиеся из  объединения смежных (биохимия, математическая биология, паралингвистика, и т. д.)   
Одной из главных задач образования , как известно, является подготовка ребёнка к современной жизни. И подготовка эта происходит через формирование у него необходимых компетенций. Ключевым способом их формирования является интеграция учебных дисциплин. В рамках школы интеграция оживляет образовательный процесс, экономит учебное время, избавляет от утомляемости, ориентирует мышление на будущее. Интеграция способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей явлений и процессов.
    Принцип межпредметных связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Это высший уровень обучения. Учителя обычно испытывают затруднение в реализации на практике принципа взаимосвязи предметов естественнонаучного и общественно-гуманитарного циклов. Основная причина – отсутствие достаточного количества методических рекомендаций в конкретных учебных темах и курсах.
    Самая эффективная в настоящее время форма реализации межпредметных связей при изучении комплексной проблемы в школе – интегрированные уроки. Интегрированный урок- это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы  или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.
Специфика таких уроков состоит в том, что они проводятся совместно учителями двух или нескольких смежных предметов. Особенно важно продумывать методику проведения урока. Заранее определяется объем и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения. 
К тому же интегрированный у отвечает основным принципам развивающего обучения, таким как : усвоение системных знаний и обобщенных способов их применения основано на поисково-исследовательской деятельности учащихся, организатором которой является учитель; усвоение не просто суммы знаний, а определенной системы понятий и рациональных приемов оперирования этими понятиями как важного средства формирования понятийного мышления и развития познавательных и творческих способностей учащихся;
Также на интегрированном уроке актуализируется один из принципов развивающего урока - Принцип восхождения от общего к частному – от абстрактного к конкретному. (от исторической ситуации к конкретному литературному явлению). Принцип обучения от простого к сложному, от частного к общему, от конкретного к абстрактному с позиций данного подхода не является самым эффективным или наиболее приемлемым для формирования обобщенных знаний на этапе первичного изучения материала. Более того, обратный путь, т. е. движение от общего к частному, от абстрактного к конкретному, во многих случаях обеспечивает более осознанное усвоение учебного материала и, кроме того, позволяет добиваться значительной экономии времени в процессе формирования содержательных обобщений.
На нем можно преодолеть поверхностное и формальное изучение вопроса, расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить опыт учащихся и теорию его понимания, систематизировать изученный материал и т. д.
Интегрированные уроки имеют свою специфику и отличаются от классического монопредметного урока. Интегрированные уроки могут объединять самые разные дисциплины как в полном их объеме, порождая интегративные предметы типа Основы безопасности жизнедеятельности или Мировая художественная культура, а могут включать лишь отдельные составляющие содержание, методы. Например, можно интегрировать содержание дисциплин с сохранением методов обучения ведущей дисциплины.
 
Продолжительность интегрированного урока тоже может быть разной. Но чаще всего для него используют два или три урочных часа, объединенных в один урок.
Чтобы интегрировать, т. е. правильно соединить объединяемые компоненты учебного процесса, надо совершить определенные действия, которые  изначально носят творческий характер. В ходе этой подготовительной деятельности учитель определяет:

·
·
·
·
·свои мотивы проведения интегрированного урока и его цель;

·
·
·
·
·состав интегрирования, т.е совокупность объединяемых компонентов;

·
·
·
·
·ведущий системообразующих и впомогательных компоненты;

·
·
·
·
·форму интегрирования;

·
·
·
·
·характер связей между соединяемым материалом;

·
·
·
·
·структуру (последовательность)  расположения материала;

·
·
·
·
·методы и приёмы его предъявления;

·
·
·
·
·методы и приёмы переработки учащимися нового материала;

·
·
·
·
·способы увеличения наглядности учебного материала;

·
·
·
·
·распределения ролей с учителями интегрируемого предмета;

·
·
·
·
·критерии оценивания эффективности урока;

·
·
·
·
·форму записи подготовленного урока;

·
·
·
·
·формы и виды контроля обученности учащихся на данном  уроке.
Разработка структуры интегрированного урока - совместное дело учителей интегрируемых предметов. Интегрированный урок в силу своей сложности требует сценария, а не простого плана или конспекта. Всё это  требует продуманного управления всеми процессами получения знаний.
 
Мы все время говорим о совместной работе двух и более учителей при подготовке и проведении интегрированного урока. Однако такие уроки может проводить и один учитель, владеющий материалом интегрируемой дисциплины. Такие ситуации становятся сегодня нормой.
Преимущества многопредметного интегрированного урока перед традиционным монопредметным очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, через  него можно выйти на формирование более широкого синергетического мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях. Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни, натурализируют его, оживляют духом времени, наполняют смыслами.
 
 
 Самоанализ интегрированного урока литературы и истории России «Историческая основа повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
 
 
При подготовке урока на тему  «Историческая основа повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»  я столкнулась с рядом сложностей: учащиеся 8 класса проходят Крестьянскую войну на истории параллельно с изучением повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» или позже, поэтому учащимся будет сложно  изучать историческую основу повести и работать над анализом образов Екатерины и Емельяна Пугачева. Для решения данной проблемы я использовала форму интегрированного урока литературы и истории. Системообразующим уроком была литература, вспомогательным – история. Также учитель истории оказал помощь детям в подготовке к урокам ( указал источники получения информации о восстании, Пугачеве, дал критерии отбора информации при подготовке тематических групп к уроку), а так же руководил одним из заданий урока ( Дополнить рассказ учителя при использовании наводящих вопросов).
Ожидаемые сложности:
1) ученикам трудно переключать внимание с одной дисциплины на другую. Способ решения: на уроке:дифференциация «исторической» и «литературной» частей урока; предварительно: включать исторические сведения об авторе, создании произведения, исторических событиях, описываемых в произведении, на уроках литературы. Также упоминание на уроках истории произведений, отразивших изучаемое историческое явление.
2) Некачественная подготовка учениками материала для выступления (из-за обширности самого материала). Способ решения: помощь в подготовке учителя истории; работа в группах (групповая подготовка выступления по 1 вопросу истории или литературы)
На уроке мы столкнулись со следующими трудностями: участники тематической группы ориентировались лишь в своем вопросе, не изучив вопрос вцелом. Этот недостаток был скорректирован при работе с формулировкой тезисов по каждому вопросу и выводов уроку.
На уроке мы достигли поставленных целей: ученики самостоятельно и с совместно с учителем сопоставили исторические сведения о Крестьянской войне и их изображение в повести «Капитанская дочка»,  отточили умение тезисно формулировать основную мысль (по материалам выступлений групп и учителя(конспектирование)), обратили внимание детей к истории свой страны.
Задачи урока также выполнены: дети самостоятельно работали при подготовке с историческими источниками , исследовали историческую эпоху, изображаемую в произведении, обозначили реальную историческую основу повести Пушкина.
Интегрированный урок позволил гораздо глубже, подробнее изучить литературный материал, дал прочную основу для дальнейшего изучения этой повести, дал возможность детям работать с материалом самостоятельно, укрепил межпредметную связь истории России и литературы, вызвал у детей интерес к предметам, позволил получить комплексные знания, развил навыки обобщения, синтезирования материала.
 

 
 
 
 
 
 




















Интегрированный урок литературы (вспомогательный компонент
История России) на тему «Историческая основа повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
 
 
Цели: - обучающая: научить сопоставлять события истории и художественное
                                   произведение;
            - развивающая: развивать умение тезисно формулировать главную мысль текста;
            - воспитывающая: воспитать чувства уважения и любви к истории.
Задачи:
 
1.     Исследовать историческую эпоху, показанную Пушкиным в романе “Капитанская дочка”, представить исторический труд Пушкина, посвященный этой эпохе.
2.     Выяснить, каково отношение народа и историков к Пугачеву.
3      Изучить реальную историческую основу произведения
4.     Развивать навыки самостоятельной работы с историческими источниками, информационными технологиями.
.
 
 
Оборудование и материалы:
·        портрет А.С.Пушкина;
·        иллюстрации к повести «Капитанская дочка»;
·        произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка»;
·        учебник «История России XVI-XVIII в.в.» 
.        Толковый словарь Ожегова
·        компьютер, колонки, мультимедиа проектор;
 
Время урока: 2 академических часа
Предварительная деятельность:  Для формирования у учащихся навыков поисковой и исследовательской деятельности работа осуществляется в несколько этапов.
I этап – формирование тематических групп для выступления                                 
 II этап – обобщение и систематизация собранного материала:
- участники каждой группы представляют  собранные материалы и обобщают проделанную работу.
III этап – работа с компьютером (создание презентации):
- размещение собранной информации  на слайдах.(при желании учеников)
IV этап – учащиеся на уроке наглядно представляют результаты своей  деятельности:                                                                                                             
- сообщения
- демонстрация
презентации.                                                                                                                                     
Оформление на доске:
 «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной  есть постыдное малодушие.»    А.С.Пушкин
"В "Капитанской дочке" всё не только самая правда,
           но ещё как бы лучше её".   Н.В.Гоголь
 
важнейшие даты: 1773 - 1775 г.г.– восстание Е.И.Пугачёва,
                                1775 год – казнь Пугачёва.
 
 
 
 
Ход урока
 
 «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной  есть постыдное малодушие.»    А.С.Пушкин
"В "Капитанской дочке" всё не только самая правда,
           но ещё как бы лучше её".  
         (Н.В.Гоголь)
 
Вступительное слово учителя литературы (звучит песня «Как по матушке по Волге»)
 В этом году мы снова обращаемся к творчеству А.С.Пушкина – познакомимся с его повестью «Капитанская дочка», произведением, которому сам Пушкин придавал большое значение. В этой повести автор предстает перед нами не только как писатель, но и как историк. История всегда интересовала Пушкина. Прошлое для него – всегда повод для размышлений не только о настоящем, но и о будущем. Обратите внимание на эпиграфы к уроку. Давайте запишем их в тетрадь.
Почему их два?
Какова основная мысль в каждом из них?
Сегодня мы проводим исследовательский урок. Наша задача – увидеть в А.С.Пушкине не только мастера слова, но и талантливого историка. Мы должны рассмотреть, как талант человека, которого общество называет великим, помогает осознать, переосмыслить исторические события, оценить их с современной точки зрения. Поэтому урок назван «Историческая основа повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Конспектирование лекции учителя
Предлагаю вам законспектировать в свободной форме в тетрадях рассказ об исторических предпосылках к написанию повести
– В 1836 году А.С.Пушкин заканчивает свою знаменитую повесть «Капитанская дочка» и в конце ставит дату: 19 октября 1836 года. Поэтому остается жить только три месяца. Мы уже знаем, что Пушкин в повести изобразил события Пугачевского восстания. До начала XIXвека имя Пугачева было под запретом. Но и позднее в церквах попы провозглашали ему анафему.
Рассказ прерывается вопросом учителя о значении слова «анафема». Если дети затрудняются ответить, работаем со словарной статьей
 Правда, во времена Пушкина стали появляться исторические сочинения, повести и даже романы о восстании Е.Пугачева, но личность вождя в них искажалась до неузнаваемости. Его называли «злодеем», «убийцей», врагом Отечества, только народ величал его «красным солнышком» и хранил память как о заступнике угнетенных. Какова историческая основа повести «Капитанская дочка»? Как поэт пришел от «Истории Пугачева» к «Капитанской дочке»? Давайте запишем эти вопросы как ключевые на сегодняшнем уроке.   На эти вопросы нам предстоит ответить.
 
 Для того, чтобы понять, в какое время, почему возникает Пугачевское восстание, мы должны вспомнить историю, а это время правления Екатерины Второй. Самое крупное событие эпохи Екатерины Второй – крестьянский бунт 1773 – 1774 годов. Но это не все, чем знаменито это время.
 
Слово учителю истории.
 
Задание: дополнить рассказ учителя.
 
Царица была хитра, умна, умела привлекать нужных ей людей. Ей хотелось казаться гуманной, просвещенной императрицей, покровительницей наук. Но она жестоко карала за свободомыслие. Двор императрицы отличался роскошью. Екатерина Вторая, получившая престол благодаря дворянам, служившим в гвардии, раздаривала им дворцы и земли с сотнями крепостных. Когда я был в Петербурге, в Царском селе, был поражен удивительным богатством многих дворцов, построенных во время ее правления.
Используя логику и уже имеющиеся знания истории, расскажите, как жило крестьянство, как родилась личность Пугачева-бунтаря, Пугачева-спасителя
 
Дополните рассказ о положении крестьян в екатерининские времена. ( Тема и список источников для чтения при подготовке к уроку даны детям заранее)
 Предполагаемый ответ:
Да, богатые жили хорошо, но за великолепными усадьбами убого и сиротливо тянулись деревни. Положение крепостных крестьян в царствование Екатерины Второй было ужасным. Земельные участки у крестьян были очень маленькие. Народ нищенствовал. Помещики имели право продавать, менять, дарить крестьян. Муж Екатерины Второй умер внезапно. Разнеслись слухи, что он жив. Распространилась легенда, что царь идет спасать народ. В 1773 году на берегах реки Яик, среди казачества, появился смелый и энергичный человек, умеющий зажигать сердца. Это и был Емельян Пугачев. Народ поверил ему и пошел за ним. Восстание охватило огромную территорию и длилось 1,5 года.
 
При подготовке к уроку вы работали в группах, у каждой группы было свое задание. Итак, давайте послушаем ваши выступления. Задача для всех слушающих – из всей информации выделить самое главное и сформулировать тезисы к выступлению. И Записать их.
 
Выступления участников группы по изучаемой проблеме с подготовленными сообщениями.
Сообщение первой группы «Эпоха царствования Екатерины II».
Ученики с помощью учителя резюмируют сообщение, оценивают его содержание, тезисно формулируют главные мысли.
Слово учителя: Итак, мы имеем представление о деятельности Екатерины II, о положении крепостных крестьян. Одним из крестьянских бунтов в то время было восстание под предводительством Емельяна Пугачева, получившее название Пугачевского бунта. Давайте послушаем следующее сообщение, посвященное этой теме.
 
Сообщение второй группы «Причины Пугачевского бунта».
Ученики с помощью учителя резюмируют сообщение, оценивают его содержание, тезисно формулируют главные мысли. Тезисы появляются на слайде, ученики переносят их в тетрадь.
 
Слово учителя: Об этом бунте, о том времени Пушкин и написал в своей повести «Капитанская дочка». Что послужило причиной написания этого произведения, какая работа предшествовала его появлению расскажут нам участники третьей группы. Но сначала обратите внимание на следущий слайд(на нем слова  А. С. Пушкина : «Потребность рассказать о своём времени (а точнее о самом главном событии своего времени – «пугачёвщине») и явилась причиною, заставившей взяться за перо», - так писал Пушкин о замысле своей новой повести.. )). Это поможет вам лучше понять мотивы создания исторической повести.
 
 
Сообщение третьей группы «История создания произведения «Капитанская дочка».
Ученики с помощью учителя резюмируют сообщение, оценивают его содержание, тезисно формулируют главные мысли. Тезисы появляются на слайде, ученики переносят их в тетрадь.
Слово учителя: Давайте попытаемся сравнить исторические события с литературными, доказать, что повесть имеет историческую основу. Сравним в двух произведениях А.С.Пушкина – «История Пугачева» и «Капитанская дочка» - образ Пугачева и крепости. Этим занимались следующие группы ребят, они готовы поделиться результатами своей работы.
 
 4. Четвертая группа зачитывает отрывки указанных произведений, где описан образ Пугачева. Данные отрывки поочередно появляются на слайде. Класс наглядно видит тексты, сравнивает их и приходит к выводу о сходности образов.
 
Сопоставительная работа. Учитель предлагает сравнить образ Пугачева в произведении и истории. Для этого появляется следующий слайд, подготовленный учителем. Ребята читают цитаты из повести и истории, делают вывод о характере Пугачева, его судьбе.
 
Ответ учеников на обобщающие вопросы учителя
- Расскажите, пожалуйста, почему Пушкин взялся за написание этого произведения? Писатель хотел рассказать потомкам о важном событии истории и показать свое видение образа личности Пугачева
- Какова историческая основа повести? Какие реальные исторические факты из жизни исторической личности он использовал? ( Автор взял за основу реальное историческое событие и его участников, героев автор «рисовал с натуры»,но в центр поставил вымышленных персонажей (Петр, Мария, Швабрин и др.) и вымышленные события (Любовь Петра и Маши)
- Время, изображённое в повести. В каком году началась крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева?(1773-1775)
-  Каковы причины войны?(Усиление власти и произвола помещиков над крестьянами; рабочие на мануфактурах трудились по 12-15 часов в сутки; произошел захват земель нерусских народов Поволжья и Приуралья русскими дворянами.)
 
  Выводы.  Учащиеся вместе с учителем проговаривают поставленные в начале урока вопросы и  отвечают на них, формулируют  выводы по уроку, опираясь на наводящие вопросы учителя. Выводы в виде тезисов появляются на слайде. Ребята переносят их в тетрадь и акцентируют внимание на том, что поставленная и записанная ими цель в начале урока была выполнена.
  Оценка групп. На листе самоконтроля учащиеся выставляют оценки и передают их учителю. Пока учитель выставляет оценки, опираясь на оценку выступлений групп, учащиеся играют в «литературное лото».
 Рефлексия (функция рефлексии: прояснить связь отработанного, которое пригодится учащимся в будущем)
Прием. «Спрашиваем – отвечаем».Учитель спрашивает, а учащиеся отвечают:
а) С какой целью выполняли задания на уроке?
б) Чему научились?
1) Учитель: прием «Микрофон»:Какова историческая основа повести?
Предполагаемые ответы учащихся.
 а) Мы выполняли задания и отвечали на вопросы, чтобы знать историю родной страны, исследовать ключевые события ее истории (на примере пугачевского восстания), увидеть связь литературы с исторической и политической жизнью страны( Сформировать политическую и культурную компетенцию) 
б) Повесть имеет реальную историческую основу ( но не исключает наличия авторского вымысла, «дорисовки» самого Пугачева, императрицы) . Отношение к Пугачеву в стране было противоречивым, Пушкин через произведение передал нам свое восприятие этого исторического персонажа и событий, связанных с ним.
Домашнее задание (на слайде):
По литературе: Составить цитатный портрет образа Пугачева (цитаты автора о Пугачеве, Петра, и самого бунтаря лучше разделить), написать развернутый  характеристику-вывод об отношении Петра Гринева к Пугачеву, самого автора и вашем восприятии персонажа.
По истории: выяснить, какие реальные исторические источники (документы, летописи, картины современников Пугачева и т д)  свидетельствуют о пугачевском восстании . Устно ответить на вопрос: Может ли литературное художественное произведение быть принято как исторический источник? Ответ обоснуйте
 Спасибо за работу, желаю успеха.