А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая основа романа. Историческая правда и художественный вымысел в романе 8 класс
Русская литература 8 класс
09.02.2017.
Тема: А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая основа романа. Историческая правда и художественный вымысел в романе
Цель:
- продолжить знакомство учащихся с творчеством А.С. Пушкина; рассмотреть его повесть «Капитанская дочка» в историческом контексте;
- развивать аналитическое мышление, память речь, художественный вкус;
- воспитывать культуру чтения, уважение к истории, бережное отношение к творческому наследию.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация
1. Беседа.
Что вы знаете о жизни и личности Пушкина?
Какие произведения поэта вы читали и изучали? Что вам понравилось в них?
Какие произведения Пушкина, в частности, на темы русской истории, вы читали? Что особенно запомнилось в них?
III. Формирование новых понятий и способов действия
1. Слово учителя. (Или сообщение подготовленного ученика.)
- В начале 30-х годов XIX века после подавления кровавого бунта военных поселенцев в Старой Руссе Пушкин начинает изучать архивные материалы. Он обращается к разным людям с просьбой сообщить ему все, что известно о Пугачеве. Тему эту писатель решает в двух планах: в качестве профессионального историка в «Истории Пугачева» и в качестве писателя в «Капитанской дочке».
Сначала Пушкин работал над историческим произведением. Он посетил места, где произошли главные события эпохи, сравнивая документы с воспоминаниями еще живых, но уже престарелых очевидцев. В своем историческом труде писатель прежде всего выяснил причины пугачевщины и показал жестокость восставших, которая была спровоцирована несправедливостью местных и правительственных властей. И на страницах «Капитанской дочки» появляется бандит, страницы, связанные с описанием этого человека нельзя читать без содрогания.
В ходе изучения материала Пушкин не раз задумывался о причинах крушения дворянских мятежей и крестьянских бунтов. Почему, несмотря на пролитие крови, жизнь в России не улучшилась. И можно ли наметить иные пути к возрождению России?
Над этими и многими другими вопросами он не раз задумывался, работая над повестью.
Работа над повестью продвигалась с трудом. В Пушкинских черновых вариантах сохранилось шесть различных планов повести «Капитанская дочка». Трижды берется Пушкин за сюжет, главным героем которого является Шванович - офицер, подпоручик 2-го гренадерского полка, перешедший на сторону Пугачева. В ходе работы Пушкин отказывается от мысли сделать положительным героем дворянина, перешедшего в стан восставших. Автор не сочувствовал таким людям, как Шванович, и не восторгался крестьянским восстанием. «Не приведи бог увидеть русский бунт - бессмысленный и беспощадный», - говорит устами главного героя автор повести.
Не смягчая красок, изображает Пушкин кровавые эпизоды пугачевщины и в историческом труде, и в своем художественном произведении.
Многие черты Швановича переданы отрицательному герою Швабрину. На их связь указывает сходство фамилий. Поиск героя продолжается. В черновых вариантах появляется Баширин, офицер, помилованный Пугачевым за доброе отношение к солдатам. Потом герой снова возвращается в царскую армию и вновь выступает против Пугачева. Автор отказывается от перехода героя к восставшим. Появляется новый прототип героя, живой современник Пушкина - Валуев, девятнадцатилетний юноша.
Но и это было отвергнуто автором. Наконец появляется герой, который станет главным в окончательном тексте романа - Гринев. Эта фамилия взята из архивных материалов. Подпоручик Гринев числился среди тех офицеров, которые были подозреваемы в «сообщении со злодеями, но по следствию оказались невинны».
Вместе с этим героем в ходе работы мы пройдем путь испытаний, ошибок, побед, путем познания истины, постижения мудрости, любви и милосердия.
Чтобы правильно понять произведение и оценить поступки героев, надо обратиться к тому времени, о котором рассказал Пушкин в свой повести «Капитанская дочка».XVII век - век царствования Екатерины II, урожденной Софии Фредерики Августы, принцессы Ангальт-Цербской (1729-1796). В августе 1745 года она вышла замуж за наследника российского престола великого князя Петра Федоровича. В июне 1762 года Екатерина II пришла к власти, свергнув с престола Петра III, своего мужа, который был убит. Дворяне, оказавшие ей помощь, были щедро вознаграждены. При Екатерине любимцы царицы, фавориты становились могущественными вельможами.
Екатерина II правила Россией практически всю вторую половину XVIII столетия. Это время стали называть Екатерининской эпохой, так как в годы ее правления расширилась территория государства. Россия вела активную выгодную внешнюю торговлю через порты Прибалтики и Причерноморья. Расходы на войны, содержание двора, развитие науки, просвещение искусства требовали денег.
Екатерина II была умна и образованна. Она должна была выбрать политику, отвечающую задачам развития страны. Она придавала большое значение законодательству, считая, что законы создаются «для воспитания граждан». В годы ее правления выросли налоги, вся тяжесть которых легла на плечи крестьян. Но и не все дворяне были сторонниками ее власти. Поэтому в годы правления императрицы появилось два типа дворянства. Положение крепостных крестьян в это время еще более ухудшилось, их можно продавать как скот, как вещи. Помещики по указам императрицы получили право без суда наказывать провинившихся крестьян, творить всякий произвол. Бесправие, нищета толкали крестьян на бунты, которые жестоко подавлялись.
В такой обстановке разнеслись слухи, что император жив, что он появится перед народом, вернет свой престол, накажет царицу и помещиков, даст крестьянам свободу и земли. Ведь в народе всегда жила вера в доброго царя. В 1773 году в бескрайних оренбургских степях среди казачества пошли разговоры, что царь Петр III появился. Об этом говорили его воззвания, написанные на простом и понятном для народа языке. Таким человеком был Емельян Пугачев, за которым пошел народ. Восстание охватило большую территорию и длилось полтора года. Однако и оно было жестоко подавлено.
Итак, изучив многие документы, изъездив те места, где бушевало крестьянское восстание, Пушкин создает повесть «Капитанская дочка». Труд этот был огромным, так как он воспроизвел давно ушедшую жизнь, характеры людей, создал увлекательный сюжет, в котором каждая картина является необходимым звеном единого целого. «Капитанская дочка» поэтому является и историческим произведением, и откликом на современную писателю действительность, и духовным завещанием для нас и наших потомков.
2. Работа с учебником
Учащиеся читают статью учебника на стр. 255-257.
3. Беседа
- Вы знаете, что Пушкин проводил серьезные исследования истории Пугачевского восстания. Скажите, о каких людях и событиях, изображенных в повести «Капитанская дочка», он мог узнать в ходе своих изысканий? Запишите их в левую колонку таблицы.
- Всех ли героев и события мы можем записать в левую колонку?
- А теперь в правую колонку запишите то, чего нельзя было разузнать.
- Посмотрите на то, что у нас получилось. О героях и событиях, записанных в правую колонку, Пушкин узнать не мог. Откуда же он их взял? (Выдумал.)
- Как бы вы озаглавили левую колонку? (Историческая правда.)
А правую? (Вымысел)
- Как уживаются в повести историческая правда и вымысел? Противоречат ли они друг другу?
Художественный вымысел может не противоречить исторической правде, художник говорит о том же, но по-другому, смотрит на события под другим углом зрения.
Пугачёвское восстание Гринёв и его родители
Пугачёв Савельич
Екатерина II Маша
Осада Оренбурга Капитан Миронов
Соратники Пугачёва Швабрин
Казнь Пугачёва Любовь Маши и Гринёва
Бердская слобода Арест Гринёва и т.д.
IV. Применение. Формирование умений и навыков
1. Словарная работа
Найти в словарях толкование понятий повесть, роман, хроника, жанр и записать их в словаре литературоведческих терминов.
2. Самостоятельная работа
- Восстановите пословицу «Береги честь смолоду». Объясните, почему эта пословица является эпиграфом ко всей повести? (Письменно.)
V. Этап информации о домашнем задании
1. Закончить ответ на вопрос.
2. Подготовить сжатый пересказ 1, 2 глав повести.
VI. Этап рефлексии
А. С. Пушкин
Пословица эта стала эпиграфом к повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". У главного героя, Петра Гринева, был выбор: изменить присяге, данной императрице и встать на сторону бунтовщиков под предводительством Емельяна Пугачева или остаться верному себе и своим принципам. Отправляя 17-летнего сына-офицера служить, отец Петруши Гринева дает ему наказ: "Береги платье снову, а честь- смолоду". Петр, возможно, сам тогда и не понял всего смысла отцовского наказа, но когда пришло время, он смог его выполнить правильно. Он честно рассказал Пугачеву все то, что о нем думает ( а назвать предводителя восстания орлом, питающимся мертвечиной и осудить его действия было по-настоящему героическим поступком),он прямо говорит Пугачеву,что,если останется жить,то все равно будет выступать против бунтовщиков, так как присягал на верность властям и императрице,он смело выступает против скользкого предателя-офицера Швабрина, он спасает от произвола Пугачева и Швабрина беззащитную, оставшуюся сиротой, дочку капитана гарнизона Миронова - Машу.
Таким образом, 17-летний мальчик Петруша Гринев совершает такие поступки, которые действительно делают его героем. Честь свою он не запятнал ни трусостью, ни предательством, ни равнодушием к людям (ведь даже совершенно незнакомому ему тогда,(перед всеми дальнейшими событиями) Пугачеву, он отдает свой заячий тулуп и угощает вином. То есть, для Гринева совершенно неважно, кто этот человек: бедный, богатый, беглый каторжник и преступник,-для него важно поступать по совести, "по чести", оставаться человеком в любой ситуации.
Таким образом, в мудрой русской пословице говорится о том, что честь, совесть, порядочность, человечность, моральный облик нужно сохранять в себе с малых лет. Точно так же, как одежду, не сохранив, пока она новая, изорвав, испачкав , невозможно сберечь, так и честь свою, однажды запятнав, невозможно будет потом отмыть. Репутацию восстановить очень сложно, почти невозможно.
В этой пословице отразилось понятие русского человека о нормах поведения человека в обществе.