А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Историческая основа повести. История создания. Жанр. Формирование личности П. Гринёва (1-3 главы)


Мещерякова Лилия Николаевна
План-конспект урока литературы в 8-м классе.
Тема: «А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Историческая основа повести. История создания. Жанр. Формирование личности П. Гринёва (1-3 главы)».
Тип урока: урок-исследование.
Цель урока: продолжить изучение творчества А.С.Пушкина, расширить представление о личности Пушкина как историка, познакомить с творческой историей создания повести «Капитанская дочка», показать жанровое своеобразие произведения.
Задачи:
Образовательная: повторить известные, изучить новые биографические сведения о Пушкине, повторить понятие - исторический роман, расширить знания учащихся об истории пугачёвского бунта.
Воспитательная: прививать интерес к истории Отечества, учить эмоциональному восприятию материала, воспитывать нравственные качества и интерес к чтению.
Развивающая: создать условия для развития у восьмиклассников умения работать с различными источниками информации.
Методы обучения: метод проектов, проблемный, исследовательский.
Педагогические технологии: проблемного обучения, метода проектов, компьютерные технологии.
Оборудование: мультимедийная презентация, учебник литературы, повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
План работы над проектами:
1. Создание проектных групп.
2.Распределение задач по группам.
3.Самостоятельная работа.
4.Консультации.
5.Создание презентаций.
6.Защита проекта.
Оформление: число, тема урока записаны на доске.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Слайд 1.
-Здравствуйте, ребята. Готовясь к этому уроку, мы проделали большую работу: искали и отбирали материалы, учили, проводили консультации, обращались за помощью к библиотекарю, учителям истории, информатики, изобразительного искусства. Сейчас мы покажем, что у нас получилось.
2. Слово учителя.
Слайд 2.
Начнем мы урок с наших робких опытов в стихотворстве. Прикасаясь к гению Пушкина, мы тоже почувствовали необходимость в творчестве. Реализовали мы эту потребность в синквейнах о Пушкине, которые написали учащиеся. Прежде, чем перейти к теме занятия, давайте посмотрим на наши стихотворения. Класс мы разделили на три группы, которые сочиняли синквейны на следующие темы: «Сказки Пушкина», «Стихи Пушкина», «Проза Пушкина».
Слайд 3.
Сказки Пушкина.
Чудесные, интересные.
Слушал, писал, восхищал.
Что за прелесть эти сказки!
Чудо!
Слайд 4
Стихи Пушкина.
Понятные, глубокие .Читать, учить, знать.
Пушкин - наше все.
Вечность.
Слайд 5
Проза Пушкина.
Интересная, легкая.
Заинтересовал, научил, перечитал.
Чтение – вот лучшее учение.
Гений!
- А. С. Пушкин рано входит в нашу жизнь и не покидает нас до конца. Первая встреча с ним как со сказочником, затем как с чудесным поэтом, затем с Пушкиным-прозаиком, который несёт в себе высокие гражданские мотивы чести, дружбы, любви к Родине. У каждого из нас свой Пушкин, но можно с уверенностью сказать, что в России нет человека, равнодушного к творчеству этого великого мастера слова.
Откройте тетради и запишите тему урока:
Слайд 6.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Историческая основа повести. История создания. Жанр. Формирование личности П. Гринёва.
- Сегодня на уроке мы узнаем историю создания повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Это последнее крупное произведение поэта, которому сам автор придавал большое значение. В этой повести Пушкин выступает не только как писатель, но и как историк.
История всегда интересовала Пушкина. Произведения на исторические темы мы изучали в 7 классе. Давайте их вспомним.
-Из каких произведений эти строки?
1) На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко. («Медный всадник»)
2) Еще одно, последнее сказанье –
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от Бога
Мне, грешному. («Борис Годунов»)
3) Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам,
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам… («Песнь о вещем Олеге».)
Пушкин проявлял глубокий интерес к разным историческим эпохам и разным историческим событиям. Прошлое для него – повод для размышления не только о настоящем, но и о будущем. Многие мысли писателя по поводу исторических событий актуальны и в наши дни.
Интерес к истории обострился у Пушкина особенно в 30-е годы. В это время в России увеличилось количество крестьянских волнений. Эти события ставили в центре внимания Пушкина вопросы о причинах волнений, о взаимоотношениях государственной власти и народа, помещиков и крестьян.
Причины, побудившие Пушкина обратиться к истории Пугачёва, связаны с событиями 14 декабря 1825 года.
-Какое историческое событие произошло 14 декабря 1825 года? (Восстание декабристов.)
Слайд 7
-Почему Пушкин остро переживал по поводу этих событий? (Многие декабристы были друзьями поэта.)
После того, как Пушкин узнал о восстании декабристов, о чём бы он ни думал, что бы ни писал, мысль о “друзьях, братьях, товарищах” владела им неотступно. Потрясённый вестью о подвиге и гибели друзей, поэт обращается к истории своего народа, к теме народных восстаний.
У нас создано две исследовательские группы, которые подготовили мини-проекты. Тема первого проекта: « История создания повести «Капитанская дочка».
3. Защита 1 проекта « История создания повести «Капитанская дочка».
Слайд 8.
Учитель. Задачи проекта:
1. Изучить биографию великого русского поэта.
2.Познакомиться с историей создания повести.
Три человека у доски, один за компьютером.
Ученик 1. В работе над проектом нам помогали библиотекарь и учитель информатики.
Ученик 1. Созданию повести предшествовала большая работа, проведенная Пушкиным по изучению Пугачевского восстания. Пушкин исследовал архивные материалы, много читал о Пугачёве. Но всё это казалось ему недостаточным, хотелось знать больше, лучше.
Слайд 9
Ученик 2. В 1833 году, взяв на службе четырёхмесячный отпуск, он решил объездить места, где происходили крестьянские восстания; посмотреть, где стояли войска Пугачёва, где пылали помещичьи усадьбы, где, может быть, живы ещё были старики – свидетели восстания.
Слайд 10
Ученик 3. Он отправляется в Казанскую и Оренбургскую губернии. В сентябре он посетил Казань, Симбирск, Оренбург, Уральск – станицу Берды. Он работал с увлечением, беседовал со стариками, записывал песни, сказки, рассказы о Пугачёве. “Я сплю и вижу приехать в Болдино и там запереться…” - писал он жене и поздней осенью был уже в Болдине, приводил в порядок свои записки, писал “Историю Пугачёва”.
Слайд 11
Ученик 1. В конце 1834 года “История Пугачёва” вышла в свет. Царь Николай I переделал название. Он считал, что такой преступник, как Пугачёв, не может иметь истории, и велел назвать книгу “История пугачёвского бунта”. В “Истории Пугачёвского бунта” последовательно описан ход восстания, действия бунтовщиков и противодействия властей. В первой части Пушкин рассказывает о самом восстании, вторая – приложения, состоящие из документов, воспоминаний, донесений и других исторических памятников, относящихся к событиям 1773 – 1775 гг.
Слайд 12
Ученик 2. «История Пугачёвского бунта” была напечатана в 1834 году, но успеха у читателей и критиков не имела. Работа над историей Пугачёва вдохновила Пушкина: он начал писать повесть “Капитанская дочка” - лучшее своё произведение в прозе, которое закончил в 1836 году. В нем блестяще объединен труд историка и поэта. Работа над повестью продвигалась с трудом. В черновиках Пушкина сохранилось шесть разных планов повести.
Ученик 3.По первоначальному замыслу Пушкина, центральной фигурой произведения должен был стать дворянин, поручик Шванвич, перешедший на сторону Пугачёва и служивший ему «со всеусердием». Сведения об этом дворянине Пушкин обнаружил в одном из пунктов официального юридического документа - « Сентенции» Сената ( там же говорилось и о подпоручике А.М. Гринёве, которого арестовали по подозрению « в сообщении со злодеями», но в ходе следствия признали невиновным).
Ученик 1. Изучение материалов бунта во время поездки в Казань и Оренбург летом 1833 года скорректировало первоначальный замысел. Пушкин нашёл нового героя – им стал не союзник, а пленник Пугачёва Башарин, помилованный самозванцем по просьбе солдат.
Слайд 13.
Башарин – Валуев – Буланин - Гринёв. Шванвич - Швабрин.
Учитель.
-Почему Пушкин отказался от первоначального замысла? (Пушкин не хотел делать героем произведения предателя)
Ученик 2. Зимой 1834-35г. возник новый вариант произведения: в нём появились историко-бытовой материал и любовный сюжет. В 1835-36 годах менялись и сюжетные линии, и фамилии героев. Наконец появляется герой, который станет главным в окончательном варианте романа - Гринев. В конце сентября 1836 года роман получил название “Капитанская дочка”.
Слайд 14.
Учитель. Запишите в тетради: «С 1833г. по 1834 г. А. С. Пушкин работал над историческим трудом «История Пугачевского бунта». В то же время он создавал повесть « Капитанская дочка», которую закончил в 1836г.
Слово учителя.
Ребята, с повестью «Капитанская дочка» многие из вас познакомились еще летом, а неделю назад вы получили задание читать произведение. Вы обратили внимание, что сюжет произведения разворачивается на фоне исторических событий. А теперь вторая исследовательская группа представит свой мини-проект, рассказывающий о времени, изображенном в повести.
4. Защита 2 проекта « Время, изображённое в повести».
Слайд 15
Учитель. Задачи проекта.
1.Изучить эпоху правления Екатерины II.
2.Познакомиться с историей восстания Емельяна Пугачева.
Три человека у доски, один за компьютером.
Ученик 1. Наша группа обратилась за помощью к учителю истории и учителю изобразительного искусства.
Ученик 2. Пушкин изобразил в повести ХVII век, царствование Екатерины II, урождённой Софии Фредерики Августы, принцессы Ангальт – Цербстской. В августе 1745 года она вышла замуж за наследника российского престола, великого князя Петра Фёдоровича.
Слайд 16
Ученик 3. В июне 1762 года Екатерина II пришла к власти, с помощью гвардии свергнув Петра III, своего мужа, который был убит. Дворяне, служившие в гвардии и оказавшие ей помощь, были щедро вознаграждены. Время её правления называли екатерининской эпохой. В этот период Россия расширила свою территорию, вела обширную торговлю через порты Прибалтики и Причерноморья. Укрепился аппарат власти, расширился двор, развивалась наука.
Слайд 17
Ученик 1. Положение же крепостных крестьян в это время ещё более ухудшилось: крестьяне нищенствовали, их можно было продавать, как вещи, как скот. Газеты пестрели объявлениями о продаже крестьян. По указу императрицы помещики получили право без суда наказывать провинившихся крестьян, ссылать их на каторгу, творить произвол.
Ученик 2. Бесправие, нищета толкали крестьян на бунты, которые жестоко подавлялись. В такой обстановке после внезапной и таинственной для народа смерти Петра III разнеслись слухи, что император жив, что убит кто-то другой, а император где-то скрывается. Но он появится и спасёт народ, даст крестьянам свободу и землю.
Слайд 18
Ученик 3. И вот в бескрайних оренбургских степях появляются воззвания, написанные на простом и понятном народу языке от имени императора Петра II. Этим императором назвался яицкий казак Емельян Иванович Пугачёв
Учитель. Образ Пугачева волновал и волнует не только историков и литераторов, но и художников. Взгляд на предводителя крестьянского восстания противоречив. Внимательно посмотрите на портреты художников, изобразивших Пугачева. В «Истории Пугачевского бунта» Пушкин так описывает Пугачева.
Ученик 1. Отрывок из «Истории Пугачевского бунта».
«Емельян Пугачев, Зимовейской станицы служилый казак, был сын Ивана Михайлова, умершего в давних годах. Он был сорока лет от роду, росту среднего, смугл и худощав; волосы имел темно-русые, бороду черную, небольшую и клином».
Слайд 19
Учитель. Я хочу остановить ваше внимание на знаменитом двойном портрете
Екатерины II и Пугачева. Этот портрет хранится в Историческом музее Москвы. Он написан неизвестным художником. Этот портрет был найден только в 1924 году. Реставраторы обнаружили, что он написан поверх другого портрета. Когда же частично был снят наружный красочный слой, то обнаружилось, что портрет написан на холсте, изображавшем императрицу Екатерину II.
Ученик 3. Пытаясь восстановить историю двойного портрета, писательница Чайковская О. отмечала: "Легко представить себе, что этот большой царский портрет висел в каком-нибудь официальном учреждении, сюда ворвались восставшие, сорвали его со стены, в нескольких местах проткнули, но потом кто-то сообразил, что такому добротному холсту грех пропадать. И может быть, тут же возникла идея поверх портрета императрицы написать портрет мужицкого царя. Холст зачинили, обрезали по краям - и он стал основой для единственного подлинного пугачевского портрета. На обороте сделали надпись: “Писан лик сей 1773 года сентября 21 дня”. В результате решили оставить оба лика.
Ученик 2. Емельян Иванович Пугачёв родился в начале 1740-х годов в Донской губернии в казачьей семье. С 18 лет он был на военной службе. В годы Семилетней и русско-турецкой войн храбро сражался с противниками. За успехи в службе получил чин хорунжего. Он просил об отставке, но получил отказ.
Ученик 3. В 1771 году Емельян Пугачёв дезертировал из армии, приговорён к ссылке в Сибирь и вновь бежал. В августе 1773 года Пугачёв направился за реку Яик и объявил себя « чудесно воскресшим» императором Петром III.Вскоре ему удалось поднять на мятеж яицких казаков.
Он привлекал казаков тем, что был человеком смелым, энергичным, обладал незаурядными военными способностями. Пугачёв рассылал « прелестные» грамоты, в которых обещал сделать всех участников движения свободными казаками, пожаловать их землёй, освободить от рекрутской обязанности, высоких податей, казнить помещиков.
Слайд 20
Ученик 1. Пугачёв рассчитывал свергнуть Екатерину II и занять престол, став своим - мужицким царём. Такая программа привлекала на его сторону массу сторонников. К яицким казакам примкнули крестьяне, работные люди, татары, башкиры, калмыки. Все они видели в Пугачёве освободителя от усилившейся тирании помещиков.
Восстание началось 17 сентября 1773 года выступлением Пугачёва перед казаками. В войско Пугачёва вливались с каждым днём всё новые и новые силы. Крепость за крепостью покорялись Пугачёву в течение первых недель фактически без сопротивления. За ним пошёл народ, восстание охватило огромную территорию и длилось полтора года.
Слайд 21
Ученик 2. Царица и ее приближенные были очень напуганы масштабами восстания. Против Пугачева были направлены войска. Восстание было жестоко подавлено, а Пугачёв казнён. После этого многие географические названия были изменены, чтобы ничто не напоминало о бунте. Так река Яик была переименована в Урал.
Слайд 22
Учитель. Пушкин первым из литературоведов и историков увидел в Пугачёве не преступника, а крупного вождя крестьянского движения, показал его руководящую роль в народном мятеже, рассказал о нём, как о человеке умном, талантливом, который умел беспощадно относиться к врагам и великодушно к простым людям.
Запишите в тетради: «18 век – век царствования Екатерины 2 (1729 – 1796). Одним из важнейших исторических событий этого периода стало восстание под предводительством Емельяна Пугачева (1773 - 1774гг.)».
ФИЗМИНУТКА.
Ребята, мы много работали, теперь я предлагаю сделать гимнастику для глаз. Она поможет снять напряжение с глаз, послужит для тренировки зрения и профилактики глазных заболеваний. Вы должны следить за перемещением фигур.
5. Жанровое своеобразие повести «Капитанская дочка»
Учитель: В литературоведении нет единого мнения о повести «Капитанская дочка». Одни критики видят в нем повествование о влюбленных, другие – изображение пугачевского восстания, третьи – описание жизненного пути молодого человека. Нет единства в определении жанра произведения. Что это – повесть, любовный роман, исторический роман, семейные записки, мемуары? Попробуем разобраться вместе.
«Капитанскую дочку» принято считать повестью.
Слайд 23
ПОВЕСТЬ – жанр повествовательной литературы; сложнее рассказа, но меньше, чем роман. Чаще всего это история одной человеческой жизни, рассказанная от имени автора или самого героя.
- Какие черты повести мы видим в «Капитанской дочке»? ( Она невелика по объему и написана от лица небогатого дворянина.)
В то же время мы часто встречаемся с тем, что «Капитанскую дочку» называют романом.
Слайд 24
Роман – большое повествовательное произведение со сложным, сюжетом.
-Чем же Пушкинское произведение похоже на роман? (сложный сюжет, много героев.)
-Существует несколько видов романа.
Исторический роман – вид романа, изображающий частную жизнь людей в периоды крупных исторических событий.
-Назовите черты исторического романа. (Судьбы героев даны на фоне восстания Пугачева)
Любовный роман – вид романа, изображающий историю любовных отношений.
-Есть ли черты любовного романа?
Слайд 25
Семейные записки (семейная хроника) – литературное произведение, содержащее историю семьи.
-Можно ли назвать «Капитанскую дочку» семейной хроникой?
Мемуары-записки современников, повествующие о событиях, в которых автор принимал участие или которые известны ему от очевидцев.
-Назовите черты мемуарной литературы.
-К какому же выводу мы пришли?
Широта проблематики делает «Капитанскую дочку» многоплановым произведением. В нем мы видим черты и исторического романа, и любовного, и семейной хроники Гриневых, т.е. каждый читатель найдет в нем то, что тронет именно его сердце и навсегда останется в душе.
Запишите в тетради: «Широта проблематики делает «Капитанскую дочку» многоплановым произведением. В нем мы видим черты и исторического романа, и любовного, и семейной хроники Гриневых».
Роман построен в форме семейных записок П. А. Гринева, главным образом о тех “неожиданных происшествиях”, которые “имели важные влияния на всю его жизнь и дали его душе сильное потрясение». Этот авторский прием, используемый Пушкиным, придает большую достоверность повествованию
6. Формирование личности Петра Гринева.
Учитель. Следующий этап нашего урока – знакомство с главным героем повести. Но прежде всего, откроем начало и прочитаем строки, которые стали эпиграфом ко всей повести: «Береги честь смолоду». Это пословица, а пословица – это народная мудрость. Какую же мудрость хотел донести до нас автор?
-Как вы понимаете эпиграф?
Отмечаем, что предложение это побудительное, значит, содержит совет или требование.
- К кому оно обращено? (Не только к героям повести, но и к каждому человеку).
Обращаемся к словарю для уточнения значения слова честь.
Слайд 26
ЧЕСТЬ – 1.Общественно-моральное достоинство, то, что вызывает и поддерживает общее уважение, чувство гордости.2. Почет, уважение. (С. И. Ожегов. Словарь русского языка. )-Какое из значений слова имеет в виду Пушкин? (Первое.)
Пушкин даёт нам возможность на примере вымышленных персонажей посмотреть, можно ли сберечь честь, т.е. достойные уважения и гордости моральные качества и принципы, в беспощадной буре исторических событий, что помогает человеку и что мешает в этом.
Запишите в тетради, сделайте на полях пометку ЕГЭ.
Проблема защиты чести и достоинства поднимается во многих произведениях. Каждый автор решает ее по-своему. Пушкин считал, что высшее проявление чести можно понять только тогда, когда проникнешься уважением к чести семейной. Цель записок Петра Андреевича Гринева – передать потомкам свои представления о чести семьи, рассказать о потрясениях, пережив которые, ему удалось сохранить честь и достоинство.
Постарайтесь сохранить, запомнить этот вывод. Он пригодится на экзамене в 11 классе для написания сочинения.
-Какова роль эпиграфа? ( Он должен заострить внимание читателя на главной проблеме произведения, подчеркнуть его главную мысль.)
Пушкин большое значение придавал эпиграфам. Он очень точно подбирал их к каждой главе.
-Как вы понимаете смысл первой части эпиграфа к первой главе? (Героя ждет служба в армии.)
-Каково значение второй части эпиграфа? ( Автор хочет обратить наше внимание на отца. Влияние отца на формирование личности сына.)Анализируя главу, мы убедимся в этом.
У вас было задание: прочитать 1-2 главы и подготовить сообщение о Петре Гриневе. Кто готов ответить?
Ответ ученика.
-Воспитание какого литературного героя это нам напоминает? ( Митрофан Простаков.)
Такое воспитание дворянских недорослей было типичным.
Главному герою 16 лет. Это возраст, когда молодые люди активно учатся. В прямом и переносном значении слова. Герои, которых повстречает Петр Гринев, будут давать ему уроки жизни: верности или предательства, благородства или подлости, жестокости или доброты. Самые первые уроки Гринев получает от отца.
-Как же воспитывал Андрей Петрович сына? (Когда сыну исполнилось 16 лет, отец решил, что пора отправить Петра на службу.)
-Однако Андрей Петрович не пожелал отправить Петрушу в Петербург. Почему? (Для отца важно, чтобы сын стал настоящим офицером, а не бездельником. Настоящие трудности воспитывают человека.) -Найдите в тексте, что горит об этом отец. (с. 109)
- Какой же наказ дает отец сыну при расставании? Давайте прочитаем. (с.110)
Андрей Петрович Гринев – отставной майор, вышедший в отставку. Ему присущи высокие моральные представления о долге и чести дворянина, презрение к карьеристам и светским молодым повесам, искреннее радушие. Он ставит честь превыше всего — выше карьеры, состояния и душевного комфорта. Для сына своего он выбирает путь честного офицера, отправляя его не в блистательный гвардейский полк, к которому Петруша был приписан с рождения, а в армию.
С момента отъезда из родного дома начинается второй этап формирования личности Петра Гринева.
-Как повел себя Гринев в эпизоде с Зуриным? (Как мальчишка, вырвавшийся на волю. Не слушается Савельича, напивается, проигрывает деньги. Зурин воспользовался его неопытностью, поступил недостойно.)-Что чувствует Гринев? (Угрызения совести, раскаяние.)
-Какие качества проявились в истории с заячьим тулупом? (Он испытывает благодарность, к человеку, выручившему его во время бурана. Отвечает добром на добро.)-Какие душевные качества Петра Гринева мы можем назвать? ( Добрый, честный, упрямый, неосмотрительный.)
В главном герое есть и положительные, и отрицательные качества. Но всем хорошим, что есть в нем, да и во всех нас, он обязан родителям.
Слайд 27
Мы начали наше занятие с робких ученических стихотворений, а закончим его гениальным стихотворением А.С. Пушкина, в котором выражена мысль близкая содержанию повести – мысль о любви к отчему дому, об уважении славы предков и семейной чести:
Два чувства дивно близки нам.
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века,
По воле Бога самого,
Самостоянье человека,
Залог величия его.
Животворящая святыня!
Без них душа была б пуста.
Без них наш тесный мир - пустыня
Душа - алтарь без божества.
Подведение итогов.
Выставление оценок.
Домашнее задание: 1.Перечитать 3-4 главы. 2. Подготовить рассказ о жизни Гринева в крепости .