Сценарий утренника для начальных классов на тему По дорогам сказок.
Сценарий
внеклассного мероприятия
для начальных классов
"По дорогам сказок" .Разработала:
Поленова Ю.Б.
Учитель начальных классов
МОУ СОШ №7 г .Воскресенска Московской области.
Цели:
1. Уточнить и расширить знания детей о сказках как народных, так и авторских, отличие народных и авторских сказок.
2. Развивать читательский интерес, прививать любовь к чтению, книге; способствовать развитию речи, памяти.
3. Воспитывать бережное отношение к книгам, нетерпимость к человеческим порокам – жадности, лжи и др.
Оборудование: игровое поле, карточки с заданиями, ребусы.
Правила игры.
Детей по жребию делят на две команды: «Крестики» и «Нолики». Выбирается капитан, который после совещания будет оглашать решение команды. За ходом игры следит жюри, которое за каждый правильный ответ ставит 2 балла.
Игровое поле состоит из 9-ти блоков заданий. Задание дается сразу для двух команд на скорость. За неправильный ответ право хода переходит к соперникам
. Жюри подводит итоги после каждого блока.
С какого блока начнется игра и порядок блоков определяют сами команды по ходу игры.
В блоке заданий побеждает команда, набравшая большее количество очков. Именно ее символ выставляется на игровом поле. (Например, победила команда «Нолики». Значит в данной клетке на игровом поле ставится 0.) Задача команд – ответить на вопросы так, чтобы их значки (х или 0) стояли как в игре «Крестики-нолики»: по вертикали, горизонтали либо диагонали.
Ход игры.
На доске игровое поле.
1
Угадай-ка 2
Сказки водят хоровод 3
Сказочный театр
4
Сказки А.С. Пушкина 5
Отгадай-ка 6
Волшебные предметы
7
Сказочный переполох 8
Сказки К.И. Чуковского 9
Сказки Г.-Х. Андерсена
Вступительное слово ведущего.
- Дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим интересное, увлекательное путешествие в сказку.
У сказки чистая душа,
Как ручеек лесной.
Она приходит не спеша
В прохладный час ночной.
Родной народ ее творец,
Народ-хитрец, народ-мудрец,
В нее мечту свою вложил,
Как золото в ларец.
- Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказки передавались из уст в уста, и шагала она по свету, яркая умная, веселая. А вы любите и знаете сказки? Вот это мы сегодня и проверим!
Задания к блокам.
Угадайка.
- Отгадайте, о каких героях загадки и из каких они сказок.
1) Парень слез с любимой печки,
За водой поплелся к речке.
Щуку в проруби поймал
И с тех пор забот не знал.
(Емеля. «По щучьему велению»)
2) То не золото сверкает,
То не солнышко сияет,
Это сказочная птица
В сад на яблоню садится.
(Жар-Птица. «Иван-царевич и Серый Волк.)
3) На кочке болотной
Невестушка ждет,
Когда же за нею
Царевич прийдет.
(Царевна-лягушка. «Царевна-лягушка»)
4) Много серебра и злата
В сундуках своих он спрятал.
В мрачном он дворце живет
И чужих невест крадет.
(Кащей Бессмертный. «Кащей Бессмертный»)
5) Чтоб взлететь над землей,
Ступа ей нужна с метлой.
(Баба-Яга. «Баба-Яга», «Царевна-лягушка» и др.)
«Сказки водят хоровод».
- По началу текста узнайте русскую народную сказку.
1) «В некотором царстве, в некотором государстве, жил да был царь; у него было 3 сына – все молодые, холостые, удалые…» («Царевна-лягушка»)
2) «Жил-был царь Берендей. У него было 3 сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками...» («Иван-царевич и Серый Волк»)
3) «В некотором царстве в давние времена жили-были в маленькой избушке дед да баба, да дочка, и была у нее кукла…» («Василиса Прекрасная»)
4) «Жили-были старик со старухой. Не было у них детей. Вот раз зимой выпало много снега…» («Снегурочка»)
5) «Жили-были старик со старухой и была у них курочка…» («Курочка Ряба»)
Сказочный театр
- Вспомните русскую народную сказку «Репка». Инсценируйте ее. Чья команда сделает это лучше.
Сказки А.С. Пушкина
- О каких героях сказок А.С. Пушкина идет речь в этих отрывках? Назовите эти сказки.
1) «За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.»О ком это говорится? (Царевна-лебедь. «Сказка о царе Салтане»)
2) «Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему БалдаИдет, сам не зная куда.»Из какой это сказки? («Сказка о попе и его работнике Балде»)
3) «Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп,
Откуплюсь, чем только пожелаешь.»Кто так говорил? (Золотая рыбка. «Сказка о рыбаке и рыбке»)
4) «Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.»Какая сказка так начинается? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
5) «Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Ки-ри-ку-ку!
Царствуй, лежа на боку!»
Про кого это говорится? (Золотой петушок. «Сказка о золотом петушке»)
Отгадай-ка.
- Ребята, мы уже знаем, что по автору сказки бывают народные и авторские.
Соедините название сказки и ее автора.
Царевна-лягушка
К.И. Чуковский
Муха-Цокотуха
А.С. Пушкин
Сказка о рыбаке и рыбке
Русская народная сказка
Дюймовочка Ш.ПерроКот в сапогах
Г.-Х. Андерсен
Волшебные предметы.
- У вас есть волшебные предметы. Скажите, с какими героями сказок они связаны.
1) Волшебная иглы («Кощей Бессмертный»)
2) Уздечка («Иван-царевич и Серый Волк»)
3) Серебряное блюдце («Финист - Ясный сокол»)
4) Золотая клетка («Жар-Птица»)
5) Стрела («Царевна-Лягушка»)
6) Печка («По щучьему велению»)
Сказочный переполох.
- Ребята, перепутались названия сказок. Начался переполох. Соедините начало и конец названий сказок.
Царевна поросенка
Иван царевич и ХаврошечкаКрошечка лягушка
ФинистБессмертный
Жар птица и Серый Волк
Кощей Ясный сокол
Три Василиса-царевна
Сказки К.И. Чуковского.
- Скажите, из каких сказок К.И. Чуковского эти отрывки.
1) Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами и блинами,
И сушеными грибами.
( «Путаница»)
2) Бедный крокодил
Жабу проглотил.
А слониха, вся дрожа,
Так и села на ежа.
(«Тараканище»)
3) Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и КокошейПо аллее проходил…
(«Мойдодыр»)
4) …И со слезами спросил:
-Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.»
(«Телефон»)
5) Повернулся, улыбнулся,
Засмеялся Крокодил
И злодея Бармалея,
Словно муху, проглотил.
(«Бармалей»)
6) А в Большой Реке
Крокодил лежит,
И в зубах его
Не огонь горит-
Солнце красное…
(«Краденое солнце»)
7) … приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок,
И медведица.
( «Айболит»)
Сказки Г.-Х.Андерсена.
- Узнайте сказку по отрывку.
1) «Жил-был тролль, злющий-презлющий. Как-то раз он был в хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя…» («Снежная королева»)
2) Появилась девочка в чашечке цветка.
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала.
И маленькую ласточку от холода спасла. («Дюймовочка»)
3) «Одет он чудесно: на нем шелковый кафтан, только нельзя сказать, какого он цвета,- он отливает то голубым, то зеленым, то красным, смотря по тому, в какую сторону повернется. Под мышками у него по зонтику… («Оле-Лукойе»)
4) «Появился на птичьем дворе маленький птенец – утенок, и до того он был безобразный: с большой головой и длинной шеей, что птицы не приняли его в свою стаю…» («Гадкий утенок»)
5) «Однажды вечером поднялась сильная буря. Вдруг кто-то постучал в ворота дворца. У ворот стояла принцесса. Вода ручьями стекала с ее волос и платья прямо на туфельки. И все-таки она уверяла, что она и есть самая настоящая принцесса. («Принцесса на горошине»)
Подведение итогов. Награждение победителей.
Список использованной литературы
Агапова И.А. Праздники в начальной школе. – М.: Айрис-пресс, 2005.
Андерсен Г.-Х. Сказки. – М.: Дет.лит., 1991.
Дремова Г.В. Викторина по сказкам Г.-Х. Андерсена./Педсовет, №10, 1997.
Калашникова О.В. Путешествие в страну дорожных знаков и сказок. – В.: Учитель, 2001.
Праздник – ожидаемое чудо! Лучшие внеклассные мероприятия. 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006
Карточки для игры
Царевна-лягушка
К.И. Чуковский
Муха-Цокотуха
А.С. Пушкин
Сказка о рыбаке и рыбке
Русская народная сказка
Дюймовочка Ш.ПерроКот в сапогах
Г.-Х. Андерсен
Царевна
поросенка
Иван царевич и
ХаврошечкаКрошечка
лягушка
Финист Бессмертный
Жар птица и
Серый Волк
Кощей
Ясный сокол
Три
Василиса-царевна