Разработка урока по литературному чтению По дорогам сказок
Разработка урока по литературному чтению.
Иванова Зинаида Петровна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории «МБОУ Усун-Кюельская основная общеобразовательная школа», Отличник образования Республики Саха (Якутия), почетный работник общего образования Российской Федерации.
Тема урока: Урок-игра «В гостях у сказки».
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: нетрадиционная, урок-игра с использованием ИКТ.
Такая форма проведения занятия существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности учащихся начальных классов, обеспечивает работу всей группы, позволяет ребятам раскрыть свои способности, «раскрепостить» мышление.
Педагогические технологии, использованные на уроке: интеграция, игровая технология, здоровьесберегающая технология, компьютерная технология.
Цели:
Обобщить и систематизировать знания учащихся о прочитанных сказках,
Развивать интерес к сказкам, совершенствовать устную речь учащихся, внимание, память
Воспитывать чувства товарищества, взаимоуважения, толерантного отношения друг к другу.
Оборудование: Проектор, экран, презентация.
Ход урока
Организационный момент.
Слово учителя: сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы собрались сегодня, чтобы отправиться в гости в волшебный мир любимых сказок. Недаром говорится «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок». Жители сказочной страны приготовили интереснейший, веселый конкурс. Вы готовы поиграть?
Условия проведения: Класс делится на команды. Каждая команда выбирает капитана. Кто знает ответ на вопрос, дает сигнал. Жюри оценивает знания учащихся. Счет игры сообщается игрокам после каждого тура и записывается на доске.
Конкурс.
1 конкурс. “Сказочный блиц-опрос ”
Учитель предлагает командам на время (за 1 минуту) отгадать как можно больше сказочных вопросов. Засекается время, ведущий быстро читает вопросы, участники команды отвечают не раздумывая.
Кто в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)
Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были...)
Кто снес не простое яичко, а золотое? (Курочка Ряба)
Кого величают по отчеству – Патрикеевна? (Лиса)
Кто закопал 5 золотых монет? (Буратино)
По какой особой примете можно узнать Бабу Ягу? (Костяная нога)
После каких слов Али-Бабы волшебные ворота пещеры открывались? (Сим-Сим)
На какой птице летала Дюймовочка? (Ласточка)
Что не смог вытащить из земли дед, бабка и все их семейство? (Репку)
Из какого инструмента солдат сварил суп? (Топор)
Какой предмет потеряла Золушка? (Хрустальную туфельку)
Что потерял ослик Иа? (Хвост)
Встреча, с какой рыбой очень сильно повлияла на жизнь Емели? (Щука)
Назовите одну особенность известной сказочной избушки? (Курьи ножки)
Кто говорил, что он красивый и в меру упитанный мужчина? (Карлсон)
Какой сказочный герой придумал хранить смерть на конце иголки, а иголку в яйце и т.д.? (Кощей Бессмертный)
Какое хлебобулочное изделие ушло и от бабушки, и от дедушки? (Колобок)
Какие герои сказки кушали из кувшина и из тарелки и оба остались голодными? (Лиса и Журавль)
Любимый летательный аппарат Бабы Яги? (Метла и ступа)
Кличка собаки из сказки “Репка”. (Жучка)
Сказочная героиня ,владелица первого летательного аппарата. (Баба Яга)
Материал, из которого старуха слепила колобок. (Мука)
Эта героиня немного болтлива, что чуть не привело к гибели её и бабушки. (Красная Шапочка)
Подруга семи гномов. (Белоснежка)
Предмет гордости Карабаса – Барабас. (Борода)
Имя поросёнка в сказке “Вини-Пух”. (Пятачок)
Как звали обладателя больших усов, живущего в Африке и захватившего в заложники доброго Айболита? (Бармалей)
Этот герой любил похвастаться и за это поплатился своей жизнью. (Колобок)
Транспорт Бабы Яги. (Ступа)
Какое средство помогло Карлсону избавиться от высокой температуры? (Банка варенья)
Что купила на базаре Муха-Цокотуха? (Самовар)
За кого вышла замуж Дюймовочка? (Король эльфов)
Кто ждал Красную шапочку? (Бабушка)
Учреждение, в котором работает Печкин из Простоквашино? (Почта)
Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка. (Лягушка)
Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке Андерсена “Дикие лебеди”? (Крапива)
Пожилая и подлая помощница злой ткачихи и коварной поварихи. (Баба Бабариха.)
Сказочная красавица с необычной внешностью, которая любила всех воспитывать. (Мальвина)
Что усыпило Белоснежку? (Яблоко)
Кем был по профессии силач, который одним ударом мог убить семерых? (Портной)
Какой герой с помощью своей бороды делал всякие чудеса? (Старик Хоттабыч)
Универсальное сказочное средство для проверки благородного происхождения? (Горошина)
Кто дал Буратино золотой ключик? (Черепаха Тортилла)
Этот кровожадный владелец замка пострадал от собственного умения перевоплощаться? (Людоед)
То, что в сказках всегда побеждает? (Добро)
Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных долгожителей? (Игла)
2 конкурс. «Сказочный предмет»
- определите принадлежность того или иного сказочного предмета к сказкам.
Учитель показывает предмет – учащиеся называют сказку.
Деревянная ложка – «Жихарка»
Зеркало – «Сказка о мертвой царевне»
Игла – «Царевна-лягушка»
Клубок – показывает дорогу героям сказок.
Кувшин – «Лиса и журавль»
Лук и стрела – «Царевна-лягушка»
Топор – «Каша из топора»
Яблоко – «сказка о мертвой царевне»
Яйцо- «Курочка-ряба»
Рыба – «Сказка о золотой рыбке»
Туфля – «Золушка»
Сапог – «кот в сапогах»
Шапка – «красная шапочка»
Корова – «Хаврошечка»
Зайчик – «Колобок».
3 конкурс “Отгадай название”
Учитель каждой команде даёт карточку, где записаны названия новогодних и зимних сказок без гласных букв. Командам надо угадать правильные названия.
СНГРЧК
МРЗК
СНЖН КРЛВ
ЩЛКНЧК
МРЗ ВНВЧ
ДВНДЦТЬ МСЦВ
ДВЧК С СПЧКМ
4 конкурс. «Сказочный аукцион».
- Чья команда больше назовет сказок, где бы говорилось о волке и лисе, Бабе-Яге или Иванушке.
5. Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
5 конкурс. «Сочинение сказки».
Каждой команде учитель раздает листы, на которых написаны предложения с пропусками слов. Командам необходимо, пользуясь предложениями-помощниками, создать свою сказку.
Сказка про…..
Шел__________. По дороге он нашел___________, взял и понес царю. Пришел _______ во дворец. Кругом слуги царские с топорами да копьями. Испугался ____________, хотел было ___________, как вдруг_________из-за________ выскочил _________ и давай __________. Глянул на _________ и____________. Поблагодарил царь умного_________, и он отправился домой.
6 конкурс. "Сказочная реплика".
Угадать из какой сказки эта реплика?
1 команда 2 команда
1. И так только она поцеловала лепестки, там внутри в бутоне что-то щёлкнуло и цветок распустился. ("Дюймовочка") 1. По щучьему велению, по моему хотению, ступайте сани в лес сами. ("По щучьему велению")
2. Мышка бежала, хвостиком махнула ("Курочка Ряба") 2. Дурачина, ты, простофиля!!! ("Сказка о золотой рыбке")
3. Тянут, потянут, а вытянуть не могут ("Репка") 3 .Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. ("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях")
4. Где моя большая ложка? ("Три медведя") 4. Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл. ("Колобок")
7 конкурс. «Сказочный кроссворд».
Будем угадывать кроссворд «Герои любимых сказок».
Растаявшая на костре внучка
Круглое хлебобулочное изделие, убежавшее от стариков.
Царевна, проживавшая в болоте, и поймавшая стрелу 3-го братца.
Красавица. Потерявшая туфельку
Мужчина в полном рассвете сил, который живет на крыше.
Девочка, путешествовавшая по стране чудес.
З О Л У ШК АС Н Е Г У Р О Ч К АК О Л О Б О КЦ А Р Е В Н А - Л Я Г У Ш К АК А Р Л С ОНА Л И С А6 конкурс. Кроссворд «Герои любимых сказок»
Подведение итогов: Пока жюри подводит итоги, я хочу у вас спросить ребята, понравился ли вам конкурс? Тогда выберите, и покажите нужный смайлик.
Какой конкурс показался вам наиболее трудным, а какой вам больше понравился?
Жюри подводит итоги: По итогам сегодняшнего сказочного конкурса победу одержала команда … класса. Молодцы!
Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное… До новых встреч дорогие ребята, уважаемые гости!