Развитие творческих способностей личности ребёнка средствами урочной и внеурочной деятельности.
Развитие творческих способностей личности ребёнка средствами урочной и внеурочной деятельности.
Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии, должен обладать определенными качествами личности:гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике;грамотно работать с информацией, делать необходимые обобщения, выводы, устанавливать закономерности, анализировать;самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие проблемы, быть способным выдвигать новые идеи, творчески мыслить;самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня;быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, легко выходить из любых конфликтных ситуациях.
Главная задача начальной школы - обеспечить развитие личности источниками полноценного развития ребенка. Виды деятельности:Учебная ( формируется умение учиться)Творческая ( формируется способность искать и находить новые решения, необычные способы и подходы для достижения результата).
Главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творческой свободной личности. Задачи:формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;находить нестандартные решения любых возникающих проблем;воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.
В основе процесса развития творческих способностей лежат:формирование академических успехов школьников, их интеллектуального и нравственного развития с использованием нестандартных уроков, форм, методов и приемов работы;внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности;создание условий для проявления творчества на уроке и во внеурочной деятельности для всех учащихся независимо от их личностных качеств;постоянное поддержание стремления ученика к самостоятельной творческой деятельности
Урок или внеклассное мероприятие должно быть местом, где ученик имеет возможность заглянуть в себя будущего, если он приложит максимум усилий для этого. Именно возможность демонстрации на уроке и во внеурочной деятельности всей той глубины работы, которая выполнена учеником, создает условия для развития креативности, формирует безбоязненное отношение к миру, в котором скоро предстоит себя реализовать, закаляет волю, учит коммуникации со сверстниками и взрослыми. Формирует потребность в демонстрации своих знаний и умений, их отстаиванию в самых трудных ситуациях.
В качестве педагогических условий развития творческих способностей детей можно выделить развивающе- ориентационную среду и педагогическую поддержку. Организация среды обеспечивается следующими условиями:создания ориентационного поля развития;обогащение среды, в которой происходит развитие одаренного ребенка, и как следствие, стимулирование его общего развития;возбуждение в ребенке интереса как фактора стимулирования его активности;творческое участие ребенка в деятельности, дающее возможность самопознания, самореализации;организация и самоорганизация деятельности ребенка.
Творческие способности ребенка развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:наличие сформированного у детей интереса к выполнению творческих заданий;реализация творческих заданий как важнейший компонет не только урочной, но и внеурочной деятельности школьника;объединение общим тематическим и проблемным стержнем учебных и внешкольных форм работы, на которых дети учатся размышлять над проблемами творчества и воплощать эти размышления в практической деятельности;творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии детей друг с другом и взрослыми, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях;стимулировать родителей учащихся к созданию домашних условий для развития творческих способностей ребенка, включать родителей в творческие дела школы.