Педагогический проект «Развитие творческих способностей учащихся 1 класса средствами курса внеурочной деятельности «По дорогам сказок»
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и
переподготовки работников образования (СИПКРО)
Итоговая работа
на тему:
«Развитие творческих способностей учащихся 1 класса средствами курса внеурочной деятельности «По дорогам сказок»
Курсы повышения квалификации по ИОЧ
ИБ: 19.01.2015 – 30.01.2015
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
Выполнила:
Головачева Галина Викторовна
учитель начальных классов,
ГБОУ СОШ с. Алексеевка
«Образовательный центр»
Самара, 2015
Контроль и оценка результатов освоения модуля повышения квалификацииПлан
Тема педагогического проекта «Развитие творческих способностей учащихся 1 класса средствами курса внеурочной деятельности «По дорогам сказок»
Анализ ситуации:
Одной из важнейших перемен начала XXI века является проявление интереса к проблеме развития у детей интеллектуальных и творческих способностей. Современный этап развития системы образования в России, конкретизированный в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и практической реализации. Формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на действительность, изменяя её к лучшему. А это под силу лишь творчески мыслящим людям.
Наиболее эффективный путь формирования творческих способностей лежит через приобщение всех детей к продуктивной творческой деятельности с 1 класса.
Ученые и методисты XX века (К.Б.Бархин, А.И.Воскресенская, П.О.Афанасьев, С.И.Абакумов, Е.Е.Соловьева) считали, что основная задача учителя младших классов состоит в том, чтобы пробудить в ребенке творческую активность и дать ему возможность самостоятельно выразить эмоции и чувства, рождающиеся в процессе обучения и воспитания. По словам педагога В. А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества.
Формирование творческих способностей – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на нас – учителей начальных классов. Именно мы закладываем основы творческой деятельности, формируем и развиваем креативные способности детей.
Младший школьник полностью находится под влиянием взрослого и поэтому целенаправленно способствовать развитию творчества у ребенка может только школа, а точнее учитель.
Чем богаче творческий потенциал учителя, тем вероятнее, что он обучит творчеству детей, выявит и будет развивать у них творческие качества. В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении - практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, заставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс формирования творческих способностей должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное формирование творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.
Эта проблема нашла свое отражение во ФГОС. Федеральный образовательный стандарт нового поколения ставит перед всеми ступенями образования новые цели. Помимо передачи обучающимся суммы готовых знаний, им должны привить универсальные учебные действия. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы». Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем, является развитие творческого мышления, которое позволит детям фантазировать, логически рассуждать, строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, расти не просто носителем определённой суммы энциклопедических знаний, а настоящим решателем проблем в любой области человеческой
ОУ заинтересовано в выполнении заказа ФГОС. Наша школа поддерживает своих педагогов в стремлении формировать творческие способностей у обучающихся 1 класса во внеурочной деятельности. Для формирования творческих способностей необходима высокая самооценка ребенка. Школа, администрация, работающие педагоги создают комфортную атмосферу, что в свою очередь формирует у обучающегося уверенность в своих силах, умственных способностях. В школе создан соответствующий психологический климат, в том числе и методы поощрения и стимулирования ребенка, возникающих у него творческих способностей.
Формирование творческих способностей на уровне школы, в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к мнению другого человека, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Формирование творческих способностей у детей делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.
Кроме того, 2015 год объявлен Годом Литературы, а это еще одна веская причина развития у детей творческих способностей.
Таким образом, я, как педагог, опираясь на анализ трудов ведущих психологов, педагогов и собственный опыт, пришла к выводу, что формирование творческих способностей обучающихся возможно только в совместной деятельности учителя и ребёнка, где каждый из участников – полноправный член. При этом педагог не только демонстрирует различные творческие способы внеурочной деятельности, но организует её так, чтобы условия и обстоятельства жизни ребёнка требовали от него творческих решений. От того, насколько добросовестно и профессионально учитель начальных классов отнесётся к своему делу, насколько интересно разработана программа внеурочной деятельности, зависит уровень формирования творческих способностей детей и, в конечном итоге, весь человеческий потенциал государства.
Проблема
Проблема развития творческого мышления школьников в процессе обучения сегодня является, пожалуй, одной из первых среди многих дидактических и методических проблем образовательного процесса. И это понятно, т. к. именно творческий человек способен в современном социуме достичь не только личностных успехов, но и быть полезным обществу в условиях быстро изменяющейся действительности. Решением указанной выше проблемы занимались и занимаются многие ученые, педагоги, учителя, но каждый видит возможности решения проблемы в свете своих научных исследований, практической деятельности, приобретенного опыта и т. д. Несомненно, что любой адекватный вклад в развитие творческого мышления школьников (теории, методики, приемы) дает свои положительные результаты.
Цель: Создание благоприятных условий для полноценного творческого и интеллектуального развития каждого ребенка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной подготовки ученика для дальнейшего обучения.
Задачи:
Проанализировать учебно – методическую литературу и педагогический опыт по формированию творческий способностей у учащихся 1 класса во внеурочной деятельности.
Разработать и апробировать программу внеурочной деятельности по литературному чтению «По дорогам сказок».
Использовать проблемно - диалогическую технологию, технологию игры и технологию ТРИЗ.
Проанализировать и обобщить результаты реализации программы «По дорогам сказок».
Развивать художественные и творческие способности, эмоциональную отзывчивость обучающихся 1 класса.
Участники педагогического проекта
Целевая аудитория: Обучающиеся 1 класса ГБОУ СОШ с. Алексеевка «Образовательный центр». В классе 20 человек разного уровня подготовки.
2.Планируемые результаты
Краткосрочные результаты:
Вызвать интерес обучающихся к чтению художественных произведений.
Развить умение у начинающего читателя понимать словесно-образную природу художественного произведения, отношение автора к героям и окружающему миру, нравственные проблемы, волнующие писателя.
Формировать умение чувствовать красоту слова, ценить образность словесного искусства
Долгосрочные результаты: увеличить результативное участие в творческих конкурсах и фестивалях различного уровня до 90%.
Система работы
В системе работы я выделила следующие направления деятельности:
- совместная и индивидуальная работа;
- занятия с детьми по ознакомлению с художественной литературой;
- работа с родителями;
- традиционные фольклорные праздники и развлечения;
- организация спектаклей и выставок;
- тренинги креативности;
- участие в конкурсах творческого характера.
Совместная и индивидуальная работа:
Загадывание и отгадывание загадок.
Чтение наизусть пословиц, скороговорок, потешек.
Придумывание определений к заданному слову.
Конструирование слов, словосочетаний и предложений (для развития речи, воображения, фантазии часто использую метод придумывания новых названий для известных сказок. Дети с удовольствием включаются в эту игру).Использование приема «оживление неживого»(ожило и заговорило старое колесо).
Творческие задания игрового действия: составление викторин, составление сказочных объявлений и телеграмм.
Занятия с детьми по ознакомлению с художественной литературой:
Рассказывание сказки детям.
Творческие задания по содержанию сказок (придумать другой конец сказки, ввести своего героя, оказание помощи отрицательным героям и т.д.).
Придумывание сказки на заданную тему ( Я предлагаю детям творческие задания, развивающие мышление и воображение:
- К сказке «Курочка Ряба»: «Придумаем продолжение сказки – добрая курочка снесла золотое яичко, но оно было волшебным...»
- К сказке «Три медведя»: «Придумаем сказку наоборот - тримедведя заблудились и попали к девочке домой. Дома никого небыло, как повели себя медведи?»). 4. Беседы и дискуссии о прочитанном с постановкой проблемного вопроса поискового характера: «Почему, зачем, а если бы, всегда ли?» - «А если бы людоед не превратился в мышку, как бы кот в сапогах оказался победителем?» (В результате дети с удовольствием участвуют в беседе, придумывают нестандартные решения, учатся смотреть на проблему с нескольких сторон).
5. Письмо литературному герою. 6. Импровизация (мимика, жесты, движения) при знакомстве со сказкой подталкивает детей к творческим поискам.
Работа с родителями:
Работа «Школы позитивного родительства», в рамках которой проводятся лекции на следующие темы:
- Развиваем творческие способности детей.
- Учим детей общению. Развитие коммуникативных способностей.
- Превратим чтение в удовольствие.
- Путь в страну книг.
Традиционные фольклорные праздники и развлечения:
- Святочные посиделки;
- Масленица;
- Троица;
- Ивана Купала.
Организация спектаклей и выставок:
1. Дети с интересом выполняют рисунки на тему «Мой любимый герой», «С кем повстречался Колобок»,
2. Принимают участие в изготовлении совместной работы «Иллюстрации к любимой сказке», которая потом превращается в книгу. 3. Игра «Чудесный лес» даёт каждому ребёнку возможность пофантазировать, дорисовать незаконченные фигурки: превратить их в деревья, цветы, бабочки, птички, животных, а потом рассказать волшебную историю с помощью своего рисунка. Таким образом, дети не только развивают воображение, но и речь.
4. Выставки рисунков и поделок (для стимулирования творческой деятельности очень важно выставлять работы детей на показ зрителям. Это заинтересовывает ребёнка в своей работе, у него появляется гордость за неё и уверенность в своих силах. С каждым разом он стремится делать всё лучше и лучше, он может посмотреть на свою работу со стороны, оценить и сравнить своё творчество. А, зная о практическом применении своих поделок, дети работают с увлечением).5. Инсценировка сказок.
6. Проведение конкурса на лучшего рассказчика, лучшего иллюстратора.
Тренинги креативности («запустить» творческое мышление можно и на специальных тренингах):
Ментальные карты (Тони Бьюзен). По мнению автора, креативность тесно связана с памятью, а значит, укрепление памяти позволяет развивать творческие способности. В центр листа помещается ключевое понятие, а все ассоциации, достойные запоминания, записывать на ветвях, исходящих от центра. Можно также сопровождать записи различными рисунками, вырезками из журналов, символами. В процессе создания ментальной карты может прийти неожиданное решение поставленного вопроса.
Упражнение «Чудо-стул»
Цели: – стимулировать творческую работу группы с помощью театральной игры, импровизировать способности по визуализации образа. Содействовать переходу от обычной формы мышления к необычной.
Давайте договоримся, что жизнь со всеми ее проблемами, заботами, тревогами продолжается за стенами этой комнаты. Здесь же на протяжении ближайшего времени будет пространство воображения и театра. А в мире театра возможно все. К примеру – самый заурядный – обычнее не бывает – стул! Но это в этой жизни, предмет, находящийся у меня в руках, является приспособлением для сидения, мебелью... А в театре... Во, что можно превратить стул силой воображения?
Упражнение «Суперскрепка»
Цель: решить проблемы творческим подходом.
Время ограниченно.
Инструкция: разделить группу на 3 мини-группы, каждой группе даётся лист формата А4.
(Ваша задача – записать на листе бумаги все способы использования канцелярской скрепки.)
Необходимо ограничить упражнение во времени. После выполнения задания группы презентуют свои варианты. Победителем считается та группа, у которой будет максимальное количество самых оригинальных способов использования скрепки.
Вопросы для обсуждения:
– Легко ли было справиться с этим заданием?
– Какие были трудности?
Упражнение «Виртуальная прогулка»
Цель: раскрепоститься, проявить свою оригинальность и креативность.
Хотя мы не так давно начали наш тренинг, предлагаю вам прогуляться. Представьте, что мы с вами вышли на улицу.
Участники перемещаются друг за другом, по кругу. Задаются условия, а участники должны идти их соблюдая.
Вдруг пошел сильный дождь, ваша одежда начинает промокать, вы торопитесь домой.
Вы забежали под дерево, а под ним много сосновых шишек, по которым очень не удобно ходить, очень.
Дождь закончился, вышло солнце, асфальт накаляется, он все горячей и горячей.
Вам осталось 10 метров до дома, уже поздняя ночь, ничего не видно, комары кусают, замучили.
Расскажите о своих ощущениях.
Итоговое мероприятие: театрализованное представление «По дорогам сказок». Создание детского уголка творчества в классе и дома.
Современные образовательные технологии
Проблемно – диалогическая технология
Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога Проблемный диалог помогает ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы учителем создается проблемная ситуация, а затем организуется осознание противоречия и формулирования проблемы обучающимися. На этапе поиска решения педагог побуждает обучающихся выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Виды проблемных диалогов:
• Через использование цитат
• Через столкновение мнений
• Через ошибку
• Прием сравнения
Проблемно – диалогическая технология – это технология,
обеспечивающее творческое усвоение знаний учащимися посредством
специально организованного учителем диалога. Учитель сначала впобуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить
учебную проблему, т. е. сформулировать тему урока или вопрос дляисследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому
материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством
побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск
решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинноепонимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего
додумался сам.
Технология игры
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению литературного чтения. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Игра - особая разновидность миниатюрной задачи, процесс решения которой обязательно сопровождается интересом, является полезным упражнением, своеобразной гимнастикой, мобилизующей умственные силы учащихся, так как для её решения нужно совершить определённые мыслительные операции. Она дисциплинирует ум, приучает к чёткой логике, развивает способность делать выводы. И самое главное, в ней «доминируют эмоции», что делает процесс участия в игре удовольствием для учащихся, а это способствует возникновению положительных эмоций от процесса обучения, создаёт на уроке творческую доброжелательную обстановку, способствует увлечённости при изучении предмета.
Игры: отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами; используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при закреплении изученного материала; четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся.
Игра как активный метод обучения выполняет ряд функций:
- развивает познавательные интересы, толерантность,
- творческие способности,
- коммуникативную,
- способствует повышению самооценки .Виды игр:
1. Деление игр по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
2. По характеру педагогического процесса:
• обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
• познавательные, воспитательные, развивающие;
• репродуктивные, продуктивные, творческие;
• коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.
3. Согласно Г.К.Селевко по характеру игровой методике педагогические игры делятся на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры драматизации.
4. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии: различают игры с предметами и без них, комнатные, уличные, на местности, с различными средствами передвижения.
Технология ТРИЗ
ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.
В основе ТРИЗ педагогики лежат:
1) методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ – развитие творческого воображения);
2) методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ – общая теория сильного мышления);
3) воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).
Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Программа ТРИЗ для обучающихся начальной школы – это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.
Я использую следующие методы ТРИЗ технологии:
- Составление творческих рассказов по картине с точки зрения какого либо объекта.
- Задания типа:
1. Помните сказку о золотой рыбке? Как могла бы закончиться эта сказка, если бы старичок был более изобретательным?
2. Один мальчик сочинил сказку про ветер: «Жил-был ветер. Этот ветер сделали люди. Они его сделали умным. Ветер всегда помогал людям. Когда приходило время посева, он разбрасывал семена по полю. Когда поспевал урожай, он сдувал все плоды на мельницу или в хранилища. Когда в деревню вступали враги, он…» Продолжите сказку!
Этапы реализации проекта: сентябрь 2014 года – май 2015 года.
Этапы реализации проекта (сроки):
1. Подготовительный (сентябрь 2014 года – октябрь 2014 года)
Выявление творческих способностей учащихся 1 классов.
Основной (ноябрь 2014 года – март 2015 года)
График запланированных мероприятий
Предполагаемая дата проведения мероприятия Место проведения Наименование мероприятия Ответственные за выполнение
1 нед. сентября классная комната Вводное занятие учитель
2 нед. сентября классная комната Диагностирование учитель
3 нед. сентября актовый зал «Отгадай ка!» (Загадывание и отгадывание загадок. Чтение наизусть пословиц, скороговорок, потешек). учитель
4 нед. сентября классная комната «Страна Придумкина» (Придумывание определений к заданному слову.Конструирование слов, словосочетаний и предложений)учитель
1 нед. октября актовый зал «Оживляю, говори!» (Использование приема «оживление неживого».Творческие задания игрового действия).учитель
актовый зал «Творческая мастерская» (Творческие задания по содержанию сказок). учитель, родители
2 нед. октября актовый зал Тренинг креативности. учитель
3 нед. октября фойе школы Выставка рисунков и поделок. учитель
4 нед. октября актовый зал «Что увижу, покажу!» (Занятие – импровизация). учитель, родители
2 нед. ноября классная комната «Словесная баталия» (Беседы и дискуссии о прочитанном с постановкой проблемного вопроса поискового характера). учитель
3 нед. ноября актовый зал «Театр юного актера» (Инсценировка сказок). учитель, родители
4 нед. ноября актовый зал Конкурс на лучшего рассказчика. 1 нед. декабря актовый зал Тренинг креативности. учитель
2 нед. декабря кабинет ИЗО«Остановись, мгновение!» (Конкурс на лучшего иллюстратора). учитель, родители
3 нед. декабря классная комната «Словесная баталия» (Беседы и дискуссии о прочитанном с постановкой проблемного вопроса поискового характера). учитель
4 нед. декабря актовый зал Фольклорный праздник Святочные посиделки. учитель, родители
3 нед. января актовый зал «Живем, играя» (игровая программа). учитель, родители
4 нед. января актовый зал Тренинг креативности. учитель
1 нед февраля кабинет ИЗОКонкурс на лучшего иллюстратора. учитель, родители
2 нед февраля актовый зал «Что увижу, покажу!» (Занятие – импровизация). учитель, родители
3 нед февраля актовый зал Конкурс на лучшего рассказчика. учитель, родители
4 нед февраля актовый зал Тренинг креативности. учитель
1 нед. марта актовый зал Фольклорный праздник Масленица. учитель, родители
2 нед. марта фойе школы Выставка рисунков и поделок учитель
3 нед. марта актовый зал «Живем, играя» (игровая программа). учитель
4 нед. марта актовый зал Тренинг креативности. учитель
2 нед. апреля актовый зал «Театр юного актера» (Инсценировка сказок). учитель, родители
3 нед. апреля актовый зал «Живем, играя» (игровая программа). учитель, родители
4 нед. апреля актовый зал Фольклорный праздник Троица. учитель, родители
1 нед. мая классная комната Диагностирование учитель
2 нед. мая актовый зал Итоговое мероприятие: театрализованное представление «По дорогам сказок». Выставки рисунков и поделок. учитель, родители
3 нед. мая классная комната Подведение итогов учитель
ИТОГО: 32 часа
3. Итоговый (апрель 2015 года – май 2015 года)
- Итоговая диагностика по сформированности творческих способностей у учащихся 1 класса во внеурочной деятельности;
- Сравнение результатов формирования творческих способностей учащихся 1 класса во внеурочной деятельности;
- Обобщение результатов формирования творческих способностей учащихся 1 класса во внеурочной деятельности и представлении их на заседании предметной кафедры начальных классов.
Срок обучения: 32 часа
Режим занятий: 1 час в неделю
4.Диагностический инструментарий
Мною была определена степень развития творческих способностей. В начале учебного года я провела тестирование в своём 1 «Б» классе, чтобы выявить творческих детей, их умение логически мыслить, делать умозаключения, определить их творческие возможности. В тестировании участвовало 23 ребенка.
Был проведен тест «Логичность» (по методике В.Л. Марищука). Цель: выявить способность ребенка мыслить логически. Детям читались задания с двумя связанными между собой категорическими суждениями и вывод - умозаключение. Умозаключения частично были даны логично, а в ряде случаев заведомо ложно. Требовалось определить, какие выводы правильные, а какие ошибочные. После зачитывания давалось 30 секунд на обдумывание. Оценки выставлялись по предложенной таблице Результаты тоже занесены в таблицу.
Анализ таблицы показал, что логическое мышление развито недостаточно. Всего у 2 человек из 20 оно развито на 100%; у остальных детей в той или иной мере развитие логического мышления находится на среднем уровне. Целью исследования помимо выявления логичности, было определение их способностей к творческой деятельности. Для этого был апробирован тест «Творческий потенциал». Школьникам был предложен ряд вопросов. Нужно было выбрать один из предложенных вариантов ответов и рядом с цифрой поставить букву "а', "б" или "в". После ответа, необходимо было подсчитать сумму набранных очков: за ответ "а" - 3 очка; за ответ "б" - 1; за ответ "в" - 2 очка.Результаты подсчитывались следующим образом: Высокий уровень: 49 и более баллов - творческий потенциал значителен. Человек обладает большими творческими возможностями. Если их правильно использовать, "можно достичь хороших" результатов в творческой деятельности, Средний уровень: от 24 до 48 очков - нормальный творческий потенциал. Человек обладает теми качествами, которые позволяют заниматься творчеством. Низкий уровень: 23 и менее очков - творческий потенциал небольшой. Результаты следующие: творческий потенциал у 80% детей значителен.
Эти же методики будут проведены в конце учебного года для сравнительной динамики.
Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов
Библиотечный фонд школы.
Интерактивное оборудование.
Интернет ресурсы.
Ноутбук.
Профессиональная подготовка педагога.
Список использованных источников и литературы (включая Интернет – ресурсы):
Психология: учеб. для студ. высш. пед. Учеб. заведений: В 3 кн. – 4-еизд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии
Социальная психология. Словарь под ред. Кондратьева М.Ю. – М.: Педагогика, 2005
ВИПКРО Внеурочная деятельность школьников в контексте ФГОС второго поколения. Владимир, 2010. Составители: Низова С.В., Харчевникова Л.Е. Методические рекомендации по разработке программы внеурочной деятельности.
4 . Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников.М.: Просвещение, 2010.
5. festival@1september.ru6. Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности. М. 1999.