Конспект по математике на тему: Решение задач. Обобщение и закрепление полученных знаний. Форма проведения: урок — сказка.
Автор: Базулкина Ирина Васильевна, учитель начальных классов СП №2 ГБОУ СОШ №2100 г. Москвы
Класс: 1-В
Форма проведения: урок - сказка.
Тип урока: обобщение и закрепление полученных знаний.
Дата проведения урока: 18.03.2014 г.
Технологическая карта изучения темы «Повторение ранее изученного материала»
Тема « Повторение ранее изученного материала»
Цели
Образовательные: Формирование базисных знаний о пройденном материале. Формировать умение различать условие задачи, вопрос; правильно оформлять решение задачи. Совершенствовать умение составлять текст задачи по схеме, составлять равенство, используя связь целого и частей; умение бегло считать в пределах 10; закрепление вычислительных навыков; умение различать и сравнивать величины и единицы их измерений; различать геометрические фигуры.
Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат Предметные:
Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради.
Уметь различать условие задачи, вопрос. Уметь правильно оформлять решение задачи.
Уметь составлять по схеме текст задачи, составлять равенство, используя связь целого и частей.
Уметь бегло считать в пределах 10; закрепление вычислительных навыков.
Уметь различать и сравнивать величины и единицы их измерений.
Уметь различать геометрические фигуры.
Личностные:Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Основные понятия Задача, условие, вопрос, решение, величины и их единицы измерений, геометрические фигуры, выражения
Межпредметные связи Математика
Ресурсы:
- основные
- дополнительные - Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 1-го класса. Часть 2. Стр. 36-37
компьютер
компьютерная презентация
мультимедийный проектор
карточки с заданиями
иллюстрации персонажей сказки
блокнот (для самооценки)
презентация
шаги учебной деятельности
тетрадь
электронные физкультминутки
алгоритм самооценки
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная и групповая работа
Технология проведения Деятельность
учеников Деятельность
учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
УУД
Предметные УУД
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- установить тематические рамки;
- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.
Проговаривают девиз урока.
Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.
Под руководством учителя формулируют тему урока.
Слушают и смотрят картинку с данным этапом. Проговаривают название этапа с учителем.
Проговаривают название этапа с учителем. Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Устанавливает тематические рамки.
Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.
Показывает данный этап на картинке. 1. Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится! (слайд 2)
- Урок у нас сегодня пройдёт в необычной форме - математика в сказке.
- К нам в гости пришёл замечательный детский писатель и поэт К.И. Чуковский (на доске портрет писателя) (слайд 3)
- Посмотрите на портрет этого замечательного человека.
- Он принёс с собой сказку. А вот какую, вы сейчас попробуете отгадать.
2. Устный счёт:
- Название этой сказки зашифровано в примерах:
5+2-3=4 У
9-2-2= 5 Х
7-1+0= 6 А
8-4-1=3 М
Ребята, найдите значения выражений.
- Поставьте, ответы в порядке возрастания и у вас получится слово…
(МУХА) (слайд 4)
- Как же называется эта сказка?
(«Муха-Цокотуха») (слайд 5)
3. - Хотите узнать, чем мы будем заниматься на уроке? (Да)
- Этот урок будет посвящён обобщению и закреплению полученных знаний)ТЕМА УРОКА: «Повторение ранее изученного материала»
Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».
- Какие мы делаем шаги при обобщении и закреплении полученных знаний? («Вспомню алгоритм», «Выполню задание», «Что я не знаю?», «Сам найду способ»)
- Итак, сказка начинается...
4. - А сейчас мы были на этапе 1.
- Что мы делали? (Настраивались на работу на уроке).
- Итак, сказка начинается...
Муха, Муха-Цокотуха
Позолоченное брюхо
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
- А какую денежку нашла Муха, вы узнаете, когда найдёте значение этого выражения.
- Ответ нужно показать карточкой определённого цвета.
(Выражение на доске)
0+4-2+6+1-7-1=1 (копейка)
(Ребята показывают карточки)
- А теперь покажите ответ на пальчиках.
- Может, из вас кто-то знает, сколько в рубле копеек? (100 копеек)
Уметь бегло считать в пределах 10.
Уметь бегло считать в пределах 10. Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (10 мин)
Цели:
- организовать актуализацию умений составлять текст задачи по схеме, составлять равенство, используя связь целого и частей;
- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;
- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. Слушают и смотрят картинку с данным этапом.
Проговаривают название этапа с учителем.
Проговаривают, что повторили.
Слушают и смотрят картинку с данным этапом. Проговаривают название этапа с учителем.
Слушают и смотрят картинку с данным этапом. Проговаривают название этапа с учителем. Выполняют задание устно.
Записывают на карточках цифры в окошечках.
Проговаривают название следующего этапа с учителем.
Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю).
Проговаривают название этапа с учителем. Показывает картинку следующего этапа. Называет этап.
Организует актуализацию умений составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
Организует обобщение актуализированных знаний. Показывает картинку следующего этапа.
Организует актуализацию умений, правильно заполнить «окошечки», используя связь целого и частей.
Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.
Организует фиксирование индивидуального затруднения. Показывает картинку следующего этапа. Называет этап.
Организует уточнение следующего этапа учебной деятельности 1. - А теперь переходим к следующему этапу (2).
- Что мы будем делать? (Повторять).
2. Работа в тетрадях.
В минутке чистописания будем прописывать эту цифру 1.
- Что вы знаете о цифре этой.(Ответы учащихся)
- Посмотрите на вторую строку, что вы замечаете?
10 11 …
- Ребята: Первая цифра остаётся без изменения, а вторая увеличивается на 1.
- Продолжите закономерность.
- Пошла Муха на базар и купила - самовар.
V.Повторение пройденного материала
(На доске появляется слайд, на нём самовар.)
- Вот такой самовар приобрела Муха.
- А, чтобы самовар быстрее вскипел, и Муха угостила всех гостей чаем, нужно выполнить некоторые задания.
2. Игра «Домики» - (СОСТАВ ЧИСЛА 10) (работа в группе) (слайд 9)
Самооценка по алгоритму.
Работа над задачей.
3. - А что такое задача?
- Прочитайте тексты. Какой текст является задачей?
- Составьте рассказ по рисунку.
- Выберите схему к рисунку.
- Составьте равенство.
4. – Что мы повторили?
- Мы находимся на этапе 3.
(Что такое задача?)
5. - А теперь мы переходим к этапу 4. Получаем задание для пробного действия.
- Давайте составим задачу по схеме и решим: (слайд 12)
6. Выполнение пробного действия
- А что сейчас будем делать?
- Мы переходим к этапу 5 и будем выполнять задание.
Учащиеся выполняют задание (устно).
Фронтальная проверка.
7. Фиксация индивидуального затруднения.
- А какая это задача? (простая)
- Почему?
- У нас получились разные варианты.
- Мы были на этапе 6 (затруднение).
8. - Какой наш следующий этап? (Этап 7 - Что я не знаю?) Соблюдать правила ведения тетради, правильно оформлять записи.
Уметь правильно заполнить «окошечки», используя связь целого и частей.
Уметь составлять рассказ по схеме, составлять равенство, используя связь целого и частей.
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы на основе простейших математических моделей (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).
III. Выявление места и причины затруднения
(2 мин)
Цели:
- выявить место (шаг, операция) затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения. Под руководством учителя выявляют место затруднения.
Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. Организует выявление места затруднения.
Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. - В каком месте возникло затруднение? (При выборе типа задачи).
- Почему возникло затруднение? Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).IV. Построение проекта выхода из затруднения
(3 мин)
Цели:
- организовать постановку цели урока;
- организовать составление совместного плана действий;
- определить средства.
Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.
С помощью учителя проговаривают название следующего этапа, ставят цель урока.
С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.
Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.
Называют средства. Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.
Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует постановку цели урока.
Показывает картинку следующего этапа. Называет этап.
Организует составление совместного плана действий.
Организует определение средств. 1. - Какой наш следующий этап?
(Этап 8. Постановка цели) - Какую цель ставим? (Узнать, какая это задача – простая или составная).
2. – А какое наше действие следующее? (Составить план. Этап 9)
- Наметим наш план действий:
Сами попробуем выполнить задание: узнать, какая это задача.
Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя.
Устраним затруднение.
Применим обобщение и закрепление полученных знаний о задаче.
- Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель) Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
V. Реализация построенного проекта
(10 мин)
Цели:
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать новое знание в речи и знаках;
- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
- уточнить тему урока. С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.
Под руководством учителя выполняет составленный план действий.
Отвечают на вопросы учителя.
С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Фиксируют обобщение и закрепление полученных знаний о задаче).Под руководством учителя формулируют тему урока. Показывает картинку следующего этапа. Называет этап.
Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог.
Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует фиксирование нового знания в речи и знаках.
Организует уточнение темы урока. 1. - Какой наш следующий этап?
(Этап 10. Выполняем по плану действия)2. Подводящий диалог:
- Значит в задаче должен быть … (вопрос)
- Значит в задаче, кроме вопроса должно быть… (условие)
-Значит в задаче вопрос связан с условием.
Муха купила 5 кг пряников, а конфет на 2кг больше. Сколько конфет купила Муха?
3. Оформление решения задачи.
(слайд 13)
5 + 2 = 7 (кг)
Ответ: 7 кг конфет.
- Проверяем!
- У кого всё правильно?
- У кого есть ошибки?
- В чём причина?
Самооценка по алгоритму.
4. – Какой следующий этап? (Этап 11. Фиксируем обобщение и закрепление полученных знаний о задаче).- Ребята, а может кто-то из вас может посчитать, СКОЛЬКО ВСЕГО КИЛОГРАММОВ СЛАДОСТЕЙ КУПИЛА МУХА? (12 кг)
- А как, вы узнали?! (СЛОЖИЛИ массу пряников и массу конфет)
- Какие типы задач мы разбирали?
- Чем эти задачи отличаются?
Устранение затруднения (это простая, а не составная задача).
- Объясните, почему?
Самооценка по алгоритму.
- Какая тема урока сегодня? (Повторение ранее изученного материала). Иметь представление о структуре задачи.
Уметь различать условие и вопрос задачи.
Уметь оформлять решение задачи.
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).
VI. Закрепление с проговариванием во внешней речи
(8 мин)
Цель:
- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.
Выполняют задание на индивидуальных карточках, называя цифры. Показывает картинку следующего этапа. Называет этап.
Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. - Переходим к этапу 12. Закрепление.
Фронтальная работа
1. Игра «Величины»
-На партах у каждого лежат карточки со словами. Будьте внимательны.
-Выйти тем ученикам, у которых карточки с названием таких величин:
(длина, масса, время, температура, объём),
-Теперь выходят те ученики, у которых карточки с единицами измерений:
(см, литр, кг, секунда, градус)
- С помощью каких, предметов можно измерить эти величины?
(линейка, термометр, весы, часы, чайник)
Уметь различать величины и единицы их измерений.
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7 мин)
Цели:
- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
- организовать самопроверку по эталону, самооценку;
- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.
Выполняют задание в тетради.
Выполняют самопроверку по эталону.
Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.
Выполняют самооценку по алгоритму с помощью волшебной линеечки.
Выполняют задание в тетради.
Выполняют задание в тетради.
Фиксируют обобщение и закрепление полученных знаний о геометрическом материале.
Показывает картинку следующего этапа. Называет этап.
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.
Организует самопроверку по эталону.
Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
Организует самооценку.
Организует самооценку.
Организует самопроверку по эталону.
- Какой наш следующий этап? (Этап 13. Самостоятельная работа с проверкой)- Самовар вскипел,
угощение готово.
- А сказка продолжается!
- Приходите тараканы,
Я вас чаем угощу.
ФИЗМИНУТКА:
(Рисунки тараканов были спрятаны в классной комнате: под партами, за спинками стульев. По команде учителя учащиеся ищут « тараканов» в классе)
- Смотрите, из всех щелей поползли тараканы.
- Сколько приползло тараканов? (5)
- А, вы, хорошо посмотрели?!
- Найдёте значение этого выражения, и, узнаете сколько тараканов было в гостях у Мухи-Цокотухи!
(слайд 15)
10 – 2 + 0 - 1 = 7
- А где же остальные тараканы?
- Попросите, пожалуйста, наших гостей, посмотреть, может к ним тоже заползли тараканы?
- Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали.
- Сколько стаканов выпили тараканы, если на каждого пришлось по стакану? (7) (слайд 15)
А букашки по 3 чашки,
С молоком и крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха –
Именинница!
- Ребята, сравните количество чашек с чаем и количество съеденных крендельков.
Запись в тетрадях:
(9 больше 3 )Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые
В них застёжки золотые.
(слайд 16)
- Вот, какие сапожки. (Рисунок «сапожки»)
- Красивые? Сколько всего лапок у мухи? (6)
- А, почему, 6?! (Ответ детей)
- Сколько пар сапожек понадобится мухе? (3 пары)
Приходила к Мухе
Бабушка – пчела.
Мухе – Цокотухе
Мёду принесла.
(слайд 20)
(На слайде рисунки бочонков)
- В какой бочке больше мёда и на сколько?
Запись в тетрадях:
(3кг < 5кг)
Бабочка- красавица,
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощение?
(слайд 21)
- Ой, ребята, куда это наша бабочка улетела?
Физминутка для глаз.
«Бабочки»
- А, вы знаете, что бабочка пробует еду (сок, нектар) не хоботком, а средними лапками, а сосёт уже хоботком.
- Хотите узнать, откуда я это узнала? Из энциклопедии насекомых. А наука о насекомых называется – энтомология!
- А сказка продолжается!
Вдруг какой-то старичок
Паучок.
Нашу Муху в уголок поволок,
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!
Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!
Но жуки, червяки
Испугалися (пальчики- паучки)
По углам, по щелям
Разбежалися (бег на месте)
Тараканы под диваны, (прячутся под парты)
А козявочки под лавочки,
А букашки под кровать-
Не желают воевать
И никто даже с места
Не сдвинется:
Погибай, пропадай,
Именинница!
- Сейчас садимся. И слушаем дальше внимательно!
- Эти страшные события произошли 15 марта в 12 ч 40 минут.
- О какой величине идёт речь? (меры времени)
А злодей-то не шутит,
Руки-ноги он Мухе крутит...
Работа в тетрадях. Задание с геометрическим материалом:
Одна верёвка была длиной 4 см, а вторая верёвка - на 2 см длиннее. Начертите 2 отрезка.
- О какой величине идёт речь? (меры длины)
Зубы острые в самое сердце вонзает
И кровь у неё выпивает.
Муха криком кричит, надрывается.
А злодей молчит, ухмыляется.
Вдруг откуда-то летит
Маленький комарик
И в руке его горит
Маленький фонарик.
(На доске рисунок фонарика из геометрических фигур)
- Рассмотрите этот фонарик. Из каких фигур он состоит?
- Покажите квадрат, прямоугольник.
- Чем похожи эти фигуры? И чем они отличаются?
- Где, убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей!
(слайд 26)
- Ребята, вы, поможете Комарику спасти Муху, если запишите правильно числа, в порядке возрастания.
0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
- Счёт от 0 до10 и обратно (хором)
Подлетает к Пауку
Саблю вынимает
И ему на всём скаку
Голову срубает!
Муху за руку берёт
И к окошечку ведёт.
Я злодея зарубил?
Я тебя освободил?
И теперь душа-девица
На тебе хочу жениться!
Тут букашки и козявки
Выползают из-под лавки:
Слава, слава Комару - победителю!
Итог урока. Уметь сравнивать числа и величины.
Уметь работать с энциклопедией.
Уметь различать единицы измерений величин.
Уметь измерять, чертить и сравнивать отрезки.
Уметь распознавать геометрические фигуры.
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(3 мин)
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.
Отвечают на вопросы учителя.
Рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Показывают сигнальные блокноты (самооценка и настроение). Показывает картинку следующего этапа. Называет этап.
Организует фиксирование нового содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности. - Мы переходим к последнему этапу 15. Подводим итог работы на уроке.
- Вот и закончилась сказка. Подошёл к концу и наш урок.
-Закройте глазки на минутку и вспомните весь наш урок.
- Какую цель ставили? Достигли цели?
- Какая тема урока была?
Расскажите, что вы запомнили, что понравилось на уроке, и, чтобы вы хотели рассказать дома родителям!
-Оцените свою деятельность на уроке! (САМООЦЕНКА)
- А, сейчас, посмотрим, какие вы внимательные?!
- Каких насекомых вы видели на уроке?
(муха, тараканы, комарик, пчела, бабочки, божьи коровки)
(слайд 29)
-На доске 6 ромашек-смайликов. Поднимите карточку того цвета, какое настроение у вас сейчас, уже после нашего урока! Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).