Проект Стежок к стежку


КМОУ «СОШ №2 г. Суздаль» Владимирской области

Творческий проект:
«Стежок к стежку, игла рисует...»
Вышивка крестом
Выполнили: учащиеся 3 – а класса
Руководитель: Дубынина Альбина Витальевна,
учитель начальных классов
декабрь 2015г
СОДЕРЖАНИЕ
Реклама и девиз проект
Введение
Из истории вышивки крестом
Всё, что нужно для работы
а) Выбор модели проекта
б) Инструменты и приспособления
в) Материалы
г) Технология вышивки крестиком
Подводим итоги
а) Расчёт затрат
б) Целебное рукоделие
Заключение
Используемая литература
ВВЕДЕНИЕ
Один стежок, другой стежок, Не спи, моя иголка, Раскрылся лист, расцвёл цветок Лазоревого шелка…
Тамара ГаббеВ нашем городе есть выставочный центр народного творчества, который мы посещаем всем классом с нашей учительницей. Однажды мы увидели картины, вышитые крестиком. Наша учительница – Альбина Витальевна занимается вышивкой. И она рассказала, что вышивкой крестом увлекалась ещё с детства, познакомила нас со своими работами. Нас это заинтересовало и захотелось научиться красиво вышивать! Во время работы над проектом нам пригодятся ещё знания и умения, полученные на уроках технологии, где мы познакомились с технологией вышивки крестиком.
Для успешного выполнения проекта мы поставили цель: научиться технике «вышивка крестом».
Задачи проекта:
изучить историю появления вышивки крестом;
выбрать интересный сюжет картины для вышивания, чтобы украсить комнату;
хорошо овладеть техникой «вышивка крестом»;
увлечь других людей занятиями вышивкой;
научиться выполнять расчёты при покупке рабочих материалов.
ИЗ ИСТОРИИ ВЫШИВКИ КРЕСТОМ
Натянутый на пяльцах холст  Манит своею новизною,  Как будто говорит со мною,  Хоть с виду скромен он и прост.  Несёт в своей он чистоте  Цветы, иконы и картины,  Как в море, в нём живут глубины  И небо
Евгения Краснова 
Вышивка — это искусство, при котором узор, рисунок, выполнен на ткани нитками с помощью иголки было известно в далёкой древности. Наиболее ранние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к 6-5 веках до нашей эры. Они были выполнены в Древнем Китае на шёлковых тканях шёлком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями. Вышивкой украшали не только одежду, но и ковры с изображением деревьев и птиц. Вышитые ткани найдены и в гробницах фараонов в Древнем Египте. Высоким мастерством вышивания владели древние греки и римляне, арабы. В средние века, благодаря крестовым походам, европейцы познакомились с культурой и искусством Востока, и вышивание стало модным и в Европе. Вышиванием занимались даже царственные особы. В эпоху Возрождения вышивание достигло вершины своего развития. Вышивкой украшали одежду самые знатные и богатые люди. Уникальные произведения искусства, созданные зачастую безвестными мастерами, ныне хранятся в музеях.
О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-12 веках. Человек издавна передавал и красоту природы, и свои ощущения, и переживания условными знаками и узорами: прямыми и волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами. И наши предки – восточные славяне – различные явления в природе изображали с помощью знаков. По народному поверью, вышивка должна была не только украшать одежду, скатерти, полотенца, но и оберегать от всякого зла. Вышивали мастерицы растительный орнамент, условные изображения людей, зверей, птиц. И все эти вышивки состояли из геометрических орнаментов: прямоугольников, ромбов. Располагали такие вышивки-обереги на вороте рубахи, подоле, оплечье, груди, на полотенцах и скатертях (с обеих сторон), на простынях (по нижнему краю), на платках. Из достаточно простых знаков-символов составлялись более сложные орнаменты. В народных вышивках можно увидеть знак Солнца (например, в виде ромба), изображение Матери сырой земли — фигуру женщины с протянутыми к Солнцу руками. Часто в орнаментах изображали птиц, при этом лебедь олицетворял девушку-невесту, верность; уточка, курочка выступали символами трудолюбия и плодородия; голубь – символом супружеской верности и счастливой семьи; пава – символом счастливой любви; а конь с всадником – символом мужества. Женская фигура олицетворяла плодородие земли и всего живого, птицы на её руках – подвластные ей стихии, а мужская фигура служила символом рода.
Одежду шили из выкроенных, по прямой, отрезков ткани, на которых легко вышивать по прямой нитке. Русская одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, венчальная, траурная). Также она имела особенности в зависимости от возраста, места проживания (северорусская, южнорусская) и т. д. Площадь, занятая вышивкой, и яркость узора зависели от назначения одежды и возраста
женщины. Самой нарядной была рубаха молодой, недавно вышедшей замуж женщины. Её она имела право носить только до рождения первого ребёнка. Такие рубахи вышивались красными нитками и отличались сложным узором. Вышивкой в костюме молодой женщины украшали также передник, подол сарафана или юбки. Оформление женского праздничного костюма завершал роскошный головной убор, который украшался цветным или золотым шитьём. С рождением каждого ребёнка количество узоров в костюме женщины уменьшалось, цвет становился менее ярким, а головной убор – скромнее и проще.
В старину крестьяне одежду шили чаще всего из домотканого холста, а на нем четко выделялись продольные и поперечные нити. Сама ткань служила канвой для вышивки, крестом вышиты гроздья винограда, цветы, ягоды красные, а листья черные. Такие цвета характерны для славянской вышивки. Но русская народная вышивка бывает и одноцветной; цвет ниток может даже совпадать с цветом ткани: белое на белом, кремовое на кремовом. В книге «Русское народное прикладное искусство» о таком виде вышивки, как крестецкая строчка так написано: «Выдернет мастерица нитки из ткани, а из оставшихся нитей сделает крупную сетку, на сетке выполнит геометрический орнамент из ромбов, розеток, звездочек. Нити в вышивке лягут плотно, аккуратно, и весь узор получится симметричным, спокойным, уравновешенным... Выполняют крестецкую строчку белыми нитками на белом или очень светлом цветном фоне. Поэтому все изделие кажется особенно чистым, строгим и торжественным». Свое название крестецкая строчка получила от поселка Крестец, что на Валдае.
Вышивкой в основном занимались женщины. Вышивать девочек учили с 5-6 лет. А каждая девушка готовила специальные вышитые полотенца (около ста) - приданое, которыми она одаривала на свадьбе новую родню и всех почётных гостей.
Вышивальщиц можно увидеть на картинах известных художников: Алексея Гавриловича Венецианова «Крестьянская девушка за вышиванием», Василия Андреевича Тропинина «Золотошвейка»

Алексей Гаврилович Венецианов
«Крестьянская девушка за вышиванием»

Василий Андреевич Тропинин «Золотошвейка»
Русская народная песня
На горе-то стоит елочка,
Под горой стоит светелочка.
Во высоком новом тереме,
Во столовой новой горенке,
На дубовой новой лавочке
Тут сидела красна девица.
Во левой руке держала пяличко,
Во правой руке иголочку.
Она шила, красна девица,
И по плису, и по бархату,
По белому да коленкорчику.
Она шила, красна девица,
По атласной алой ленточке:
Шила девица приданое,
То приданое немалое. 

В 18-19 веках вышивали и льняными, и шелковыми, и шерстяными нитками. Даже металлическими, хотя и редко. И кружева в 17 веке иногда плели из золотых и серебряных нитей. Вышивку дополняли бисером, жемчугом. Теперь же чаще вышивают шелком или мулине.
В современной вышивке сохраняются лучшие традиции народного вышивального искусства. Украшенные вышивкой декоративные занавеси, панно, салфетки органически включаются в обстановку современной квартиры и играют значительную роль в украшении быта.





ВСЁ, ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ
Пяльцы, ножницы большие, За работой я опять. Я в своей родной стихии – Начинаю вышивать. Под иглою проступают Виноградные листы, В предвкушенье красоты.
Сердце сладко замирает Евгения Краснова

ВЫБОР МОДЕЛИ ПРОЕКТА
Приближался праздник День матери. Мы решили для мам приготовить сюрприз – подарок изготовленный своими руками. Учительница Альбина Витальевна предложила вышить вышивку, которая приятно удивит маму и доставит великое удовольствие, да и будет постоянно украшать наш дом, сделает его более уютным. А когда мы вырастем, будем вспоминать своё детство, свою начальную школу. В своей работе мы использовали рисунки с Интернета и книгу Джейн Гринофф «Вышивка крестиком».
ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
Приступая к вышиванию, необходимо иметь несложные, но удобные в работе инструменты и приспособления:
пяльцы пластмассовые круглые с винтом для регулирования натяжения ткани;
набор игл, разных по длине и толщине, с удлинённым ушком для вышивания (игла должна быть немного толще рабочей нитки, чтобы отверстие прокола свободно пропускало её);
наперсток предохраняет палец от травм, помогает делать твердые и четкие проколы ткани иглой;
ножницы маленькие с закругленными концами (для отрезания рабочей нитки от вышиваемого изделия) или специальные ножницы для рукоделия и большие с прямыми концами (для обработки края изделия и разрезания мотков ниток);
карандаши - твердый и мягкий - для перевода и подрисовки узора.
МАТЕРИАЛЫ
Нитки мы использовали шерстяные и мулине – они самые практичные, яркие, при стирке не меняют цвет. Нити для вышивания подбирали и по цвету.
Вышивки вставили в рамочки. Все ребята увлеклись вышиванием, приготовили ещё и для бабушек вышивки
ТЕХНОЛОГИЯ ВЫШИВКИ КРЕСТИКОМ
Техника вышивания крестом состоит в следующем. Рабочую нитку закрепляют с лицевой стороны в левом нижнем углу стежками под крестик, откуда и начинают вышивку. Затем делают косой стежок слева направо вверх, вкалывают иголку в противоположный угол квадратика и по изнанке выводят на лицевую сторону в левый верхний угол квадратика. Снова делают косой стежок сверху вниз в правый нижний угол квадратика. Таким образом, от пересечения двух косых стежков получается крест.
Если надо выполнить несколько крестиков, расположенных рядом по горизонтали, то выполняют сначала все первые (нижние), затем все вторые (верхние).
Вертикальный ряд крестиков выполняется так, что на изнаночной стороне получаются прямые стежки, расположенные по вертикали. Очень важно чтобы все верхние стежки имели одно направление. Чтобы изнаночная сторона работы имела опрятный вид. я Нельзя делать узелки, ниточку нужно закреплять с изнаночной стороны мелкими стежками в том месте, которое по ходу шитья закроется вышивкой.
Перед тем как начать вышивать рисунок, края ткани мы промазали клеем ПВА.
А для того чтобы во время работы не было ошибок при подсчёте крестиков, чтобы рисунок не исказился, мы разлиневали ткань на квадраты карандашом, этот секрет нам подсказала учительница.
По окончании работу необходимо постирать, высушить и прогладить с изнаночной стороны утюгом.
Вышивки мы заправили в рамки, и вот что у нас получилось.













ПОДВОДИМ ИТОГИ
РАСЧЕТ ЗАТРАТ
Денежные затраты на вышивку могут быть самые разные. Если использовать материалы, которые уже есть дома (игла, мулине, пяльцы, ткань), то ничего больше покупать не надо, и не нужно будет тратить деньги. Но если есть желание, то в магазинах «Галантерея», «Всё для рукоделия» можно приобрести готовые наборы для вышивания, которые стоят от 40 рублей и более (в набор входят не только ткань, игла, мулине, но и схема рисунка), или же можно приобрести канву по цене от 90 рублей за 1 метр и нитки мулине по 5 рублей.
Мы на каждую работу в среднем затратили по 95 рублей.
Можно ,конечно, купить такие вышивки готовые в магазине. Но важно то, что мы овладели сами техникой вышивания крестиком, что мы это сделали своими руками, выполняя работу мы постоянно думали о своей маме. А понравится ли ей?
ЦЕЛЕБНОЕ РУКОДЕЛИЕ
Что дает нам и тем людям, которым нравится этим заниматься, вышивка? Какие мы испытываем ощущения? Некоторые рукодельницы говорят, что это счастье, покой. Другие объясняют, что после трудового дня вышивка позволяет им расслабиться, раскрыть свои таланты, поделиться с друзьями успехами. На глазах происходит рождение Красоты, становится радостно, когда заканчивается сложная работа, чувствуется уверенность в своих силах, что ты тоже что-то умеешь! А ведь радость — то чувство, которое так нам необходимо!
Есть такая поговорка: «Лучший подарок тот, который сделан своими руками». Вышивка позволяет вложить всю свою любовь и благодарность к другому человеку. В каждую вышивку вкладываешь частичку себя. Из-за этого она гораздо ценнее, чем такое же фабричное изделие. Тот, кто получит такой подарок, оценит и поймет, что за его изготовлением проведено много времени. Такой подарок никогда не забудется!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ковром пушистым снежным Зима укрыла нежно Поля, леса, сады. Рушник я вышивала, И в глади оживало И лето, и цветы.
Евгения Краснова
Сначала было очень трудно, не получалось, путались нитки, сбегали крестики, но, благодаря учителю ,всё преодолелось. Мы поняли, что мастера вышивания дарят людям радость и красоту. Чтобы научиться хорошо вышивать нужны: терпение, аккуратность, ловкость рук, фантазия, умения воспринимать цвет, стремление к творчеству.
Каждый ученик нашего класса приготовил не по одной работе. А такие ребята , как Фёнов Андрей, Морозов Никита, Борозенная Виктория, Загорко Егор, Якушева Марина Миронова Кристина, Козлова Карина, Батяева Юля, Кириллова Надя, Ермолаева Карина, Помещикова Ксения, Новикова Лина, Швецов Егор, Жильцов Стас увлеклись и продолжают заниматься вышиванием.
Вышиванием заинтересовались наши домашние – мамы, бабушки и сестрёнки.
Выводы:
работая над проектом, мы познакомились с историей русской вышивки;
освоили технологию вышивания крестом;
мы постоянно помогали друг другу и радовались успехам;
мамы, бабушки и все родственники оценили роботу, вышивки украшают наш дом;
мы с одноклассниками устроили выставку наших работ в школе, поделились своим опытом в вышивании.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Гринофф Джейн. Вышивка крестиком. Настольная книга. М.: Издательство: HYPERLINK "http://www.ozon.ru/context/detail/id/857671/" \o "Издательство"Эксмо, 2006. Ерёменко Т.И. Иголка-волшебница. Просвещение, 1987.Климова Н. Т., Федосова О. П., Наумова О. Н. Ручная вышивка. М.: Лёгкая индустрия, 1980.Литвинец Э.Н. Учись вышивать. Серия «Сделай сам». М.: Знание, 1991. Сычева П. В. Вышивка. Горноалтайск, изд-во « Альтернатива», 1991. И.А.Андреева «Рукоделие: Популярная энциклопедия», Москва, 1991г
О.Ф. Карягина «Вышивка крестом» – Практический курс
М.Максимова и М.Кузьмина «Вышивка крестом».Москва 2004 г.
Журналы: «Вышивка для души»
http://vyshivanka.hotmail.ru/history.htm
http://vjshivka.ru/index/2_sekrety_vyshivki/0-12
http://www.missli.ru/rukodelie/2.html