Статья Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста


20369879
Буравлёва Лариса Ивановна
Воспитатель ГККП Детский сад «Сказка»
г. Ерейментау, Акмолинская обл.
Использование мнемотехники в работе
с детьми дошкольного возраста

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
В  настоящее  время   проблема   развития  речи   становится  особенно  значимой.  Главной  и  отличительной  чертой  современного общества  является  подмена  живого  человеческого  общения зависимостью  от компьютера.   Недостаток общения  родителей  со  своими  детьми, игнорирование  речевых  трудностей    лишь  увеличивает  число  дошкольников  с  недостатками  речи.    Дети моей группы -  не исключение, уровень развития их речи, детей нашего сада также требует большого внимания.
К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
В работе с детьми дошкольного возраста я использую мнемотехнику.
Мнемотехника-технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание.
Овладение приемами работы с мнемосхемами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные наразвитие основных психических процессов ( памяти, внимания, образного мышления),развитие связной речи.
Это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию. 
В работе с детьми я использую карты – схемы на различные темы:
"Расскажи о нашем городе"
"Ждем гостей, день рождения"
"Что умеют наши мамы?"
"Для чего нужна вода"
"Что бывает осенью (зимой, весной, летом)?"
"Как животные прячутся от стужи"
"Что мы делаем в детском саду" и др.
Мнемосхемы, мнемотаблицы:
являются дидактическим материалом по развитию речи;
их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;
использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть и отгадыванию загадок.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
В своей группе в речевом уголке я выставляю мнемосхемы для заучивания стихотворений (в соответствии с временами года).

Мнемосхемы к стихотворениям: "Сентябрь", "Октябрь", "Ноябрь".
Предлагаю Вашему вниманию тексты стихотворений о месяцах года и мнемосхемы к ним, выполненные мною.
ОСЕНЬ – KҮЗ
СЕНТЯБРЬ – ҚЫРКҮЙЕК
Пришел сентябрь с красками,
Коснулся листьев ласково,
И деревце простое
Вдруг стало золотое.
Принес сентябрь зонтики,
Полил из тучки дождиком,
И выросли на кочке
Красивые грибочки.
Просил детей заботливо,
Ходить по лужам в ботиках.
И с грустью добрый друг
Отправил птиц на юг.

ОКТЯБРЬ – ҚАЗАН
В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Приготовлены дрова
На зиму для печек.

НОЯБРЬ – ҚАРАША
Яблони и сливы
Голые стоят.
Выглядит уныло
Наш осенний сад.
За окном то дождик,
То колючий снег.
Грустно и уныло
На душе у всех.
Потерялось солнце
В небе ноября,
Но не будем злиться
На него мы зря.
Приготовим лыжи,
Санки и коньки –
Ждут нас очень скоро
Зимние деньки.

ЗИМА – ҚЫС
ДЕКАБРЬ – ЖЕЛТОҚСАН
Рано утром в декабре
Первый снег уж на дворе.
Расчищаем мы дорожки
В теплой меховой дорожке.

ЯНВАРЬ – ҚАНТАР
Навалил январь нам снега.
Будем прыгать в снег с разбега.
Слепим мы снеговика,
Не хватает колпака.

ФЕВРАЛЬ – АҚПАН
Пришел февраль в конце зимы.
Холодный он, но рады мы:
Ведь очень скоро снег сойдет,
Подснежник нежный расцветет.

ВЕСНА – КӨКТЕМ
МАРТ – НАУРЫЗ
Стали черными дороги.
Солнце греет горячо.
Но в сугробе, как в берлоге,
Марту дремлется легко.
По нему еще на лыжах
Пробегают смельчаки.
Спит он сладко и не слышит,
Как смеются ручейки.

АПРЕЛЬ – СӘУІР
Веселый, ласковый апрель
Звенит по лужицам капель.
И радуются птички:
Стрижи, скворцы, синички.
И греет солнышко сильнее,
Повсюду травка зеленеет.
Зимы, мороза больше нет !Привет, весна, тебе, привет!

МАЙ - МАМЫР
Наступает месяц май.
Птицы радостно запели
Возвратившись в милый край.
Зацвели, зазеленели
Все деревья и кусты.
Снова пчелки полетели
За нектаром на цветы.

ЛЕТО – ЖАЗ
ИЮНЬ – МАУСЫМ
Тепло, июнь, начала лета.
Иду я по лугу с цветком.
В наряды летние одеты,
Порхают бабочки кругом.

ИЮЛЬ – ШІЛДЕ
Сенокос идет в июле.
Где – то гром ворчит порой.
И готов покинуть улей
Молодой пчелиный рой.

АВГУСТ - ТАМЫЗ
Август – месяц летний, зрелый урожай.
Запасем на зиму овощей и хлеба.
Скоро мы услышим звуки птичьих стай
И с тоской найдем их на свинцовом небе.

В результате использования мнемотаблиц расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире, появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.