Конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга на тему Блистательный XVIII век. Загадки Петербурга(6 класс)

Тема урока: «Блистательный XVIII век. Загадки Петербурга».
Цель урока:
создать условия для дальнейшего развития познавательного интереса обучающихся к родному городу, уникальному петербургскому наследию.
Задачи:
Обобщить знания о петербургском наследии XVIII века.
Повторить понятия: петровское барокко, елизаветинское барокко, классицизм, а также архитектурные термины.
Способствовать пониманию сходства и различия отличительных черт культуры эпох петровского, екатерининского барокко и классицизма II половины XVIII века.
Продолжить развитие умения считывать информацию с различных краеведческих источников: карт города, гравюр, старинных вещей.
Создать условия для выражения собственного мнения по поводу необходимости бережного отношения к объектам культурного наследия.
Оформление доски: понятия: петровское барокко, елизаветинское барокко, классицизм, архитектурные термины.
Ход урока
Урок сопровождается показом компьютерной презентации с музыкальными фрагментами.
На уроке ведется поисковая деятельность с вещественными историческими источниками: археологическими находками, историческими планами, гравюрами с видами города, костюмы XVIII века.
I. Вводная часть.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

Тема урока: «Блистательный XVIII век. Загадки Петербурга».
Вступительное слово учителя.
На последних уроках мы знакомились с жизнью нашего города в век его детства - в XVIII веке. Это было время париков, карет, кринолинов. Это век, когда был рожден наш город, это эпоха Петра его дочери Елизаветы, 34-летний период правления Екатерины Великой.
Наш город возник как вызов врагам России, как вызов природе.
- С какими историческими событиями связано строительство нашего города Санкт-Петербурга?
– С кем вела Россия ?
- Какова была цель Петра 1? Петра I воплотил мечту об идеальном городе.
«Когда-нибудь изобретут прибор:  Направив луч на здание любое -  На особняк, на крепость, на собор,-  Мы прошлое увидим пред собою.
Мы краску на стене за слоем слой
Начнем листать, чтобы могли открыться
Присыпанные пеплом и золой
Империи забытые страницы.» (В.Шефнер)











Было связано с событиями Северной войны (1700-1721), которую вела Россия со Швецией за освобождение исконно русских земель на берегах Невы и Финского залива, чтобы утвердиться на Балтийском море.

В.Шефнер- советский [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

 //. Объявление задач урока
Учебная задача:
Сегодня мы будем разгадывать загадки нашего города, чтобы лучше узнать его. Разгадывая загадки города, ограничимся сегодня только XVIII веком.
В ходе урока определите, какие изменения произошли в жизни Петербурга за XVIII век? Какие стили в искусстве России сменили друг друга за это время?
В ходе урока делайте записи в конспектах, отмечая годы и названия этапов в развитии искусства, основные исторические памятники.

Фронтальная работа с планами Москвы и Петербурга.
Рассмотрите внимательно карты. Сравните их. Определите, планы каких городов изображены? Объясните ваше решение. 

Проходит время, но остаются следы прошлого: документы, гравюры, здания, предметы.


 Ученики записывают тему урока в тетради.
Тема урока: «Блистательный XVIII век. Загадки Петербурга».



Анализируют планы, сопоставляют их, делают выводы.
Это планы Москвы и Петербурга. Москва строилась и увеличивалась в размере постепенно, без плана. Улицы расположены хаотично, они узкие и кривые.
Петербург создавался почти сразу с широкими и прямыми улицами-перспективами, большими площадями. Нева - главный проспект города.

Стили архитектуры 18 века.
Слово «стиль» имеет насколько значений.
- На уроках истории вы узнали, что называли древние греки стилем.
Учитель демонстрирует реконструкцию восковой дощечки и стиля.
Говоря об искусстве, мы называем стилем особую манеру, художественные приемы, типичные для какой-либо эпохи.
Исторические источники - это «окно» в прошлое, с их помощью можно разгадать загадки истории, загадки города.
Индивидуальная работа с предметной наглядностью.
Приглашаются к доске желающие (6 человек)
Задание: Перед вами артефакты. Санкт-Петербурга 18 века. Артефакт ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] artefactum от arte  искусственно + factus  сделанный) в обычном понимании  любой искусственно созданный объект, продукт человеческой деятельности.
Выберите себе предмет, рассмотрите его внимательно.
Предположите, когда были сделаны эти предметы? Что они могут рассказать о жизни Петербурга того времени.
Коллективная работа с письменным текстом.
Задание: по стихотворению-загадке определите, какой объект описывается. Объясните свое решение.
1.Кто этот всадник на дикой скале?
Какую дорогу провидит во мгле?
Вознесся на гору с простертой рукой-
И замер над камнем, эпохой, страной.
Архитектор Фальконе у нас в гостях. Попросим его рассказать о себе и своей работе.
2. Дворец в саду по стилю строг.
Построен был в короткий срок.
Стоит станок токарный в нем,
Освоен был станок царем.
Здесь начинался в пять утра
Рабочий день царя Петра.
Доменико Трезини Андреа – итальянский архитектор тоже у нас в гостях.
3. Во здравие всех моряков на Руси
Люди молились Николе: спаси!
И верили в то, что поможет святой.
Ему посвятили собор голубой.
Са
·вва Ива
·нович Чева
·кинский – русский архитектор у нас в гостях.
4.Стоит у крепости мосток.
В нем ( первом!) всем мостам исток.
Был назван в честь Петра когда-то,
А после - в честь Петрова брата.

Иоанновский мост (до 1887 года Петровский) мост, соединяющий Иоанновские ворота Петропавловской крепости с Петроградской стороной.
(Покажите на карте города эти места)

Стили. Смена стилей 18 века.
Показ слайдов с изображениями памятников петровского барокко сопровождается музыкой менуэта.
Рациональность, простота, ясность, спокойствие,  но в то же время мажорным настроением. Лишь один взгляд на строение в стиле петровского барокко вызывает на лицах людей улыбку и праздничное настроение. Хочется рассматривать эти здания вновь и вновь.
Петербургское барокко еще называли «Петровский манир». 
Основные архитектурные постройки Санкт-Петербурга в стиле петровского барокко:   Меншиковский дворец;   Здание Двенадцати коллегий;  Петропавловский собор;   Александро-Невская лавра;   Кикины палаты.

Елизаветинское барокко знало и ценило достижения [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] конца XVII-начало XVIII вв., удержав сущностные для русской храмовой традиции элементы (крестово-купольная схема, луковичные или грушевидные пятиглавия).
Екатерининский дворец
Смольный собор
Никольский морской собор

Классицизм.
На смену пышному барокко пришел строгий и рациональный стиль классицизм. К этому времени в русском обществе сложились основные черты мировоззрения, способствующие развитию данного стиля: рационалистическая философия, идея разумной организации мира, интерес к античности.
Академия художеств
 Нева «оделася в гранит»
Мраморный дворец в Санкт-Петербурге

Задание:
Давайте порисуем. Сегодня мы не просто будем рисовать, а дорисовывать архитектурные памятники.
- у вас на партах картинки архитектуры 18 века.


Стиль-палочка для письма на восковой дощечке.


Запись понятия в тетради.







Индивидуальная работа с предметной наглядностью. Выработка навыков визуальной коммуникации.
Ученики рассматриваю артефакты, определяют материал, из которого они сделаны, их особенности и отличия от современных вещей. Готовят о своем предмете небольшой рассказ.








После отгаданной загадки выходит герой-архитектор.
Ученики в костюмах 18 века играют роль архитекторов, рассказывая о жизни и работе каждого в России.

1.Памятник Петру I Фальконе.
Его пьедестал сделан из валуна, который называли Гром-камень.

2. Летний дворец Петра.
На первом этаже в кабинете можно увидеть токарный станок. Дворец находится в Летнем Саду.

3. Никольский ( Морской ) собор.
Са
·вва Ива
·нович Чева
·кинский


4.Петровский (Иоанновский) мост- первый мост города. Построен через Кронверкскую протоку. Он был разводным и деревянным. Архитектор Ротач.
Щит с изображением горгоны Медузы.
Торшеры с фонарями.
Перильное ограждение моста.
Двуглавый орел – фрагмент торшера.


Петровское барокко - рациональность, простота, ясность, спокойствие.
Елизаветинское барокко - парадная торжественность и пышность.
Классицизм - строгий и рациональный стиль.


Примерные ответы :
На монете написано «денга» и год - 1730.Это время правления Анны Иоанновны. Материал- медь. Возможно, ее потеряли.
Петровское барокко - рациональность, простота, ясность, спокойствие.
Исследуют изображение, соотносят его с реальным объектом города. Доказывают свое мнение. Обсуждают результат.
В тетради записываются ответы- название стилей и названия памятников культурного наследия
Елизаветинское барокко –парадная торжественность и пышность.





Классицизм - строгий и рациональный стиль.


 IV. Закрепление материала
Вывод: у каждой новой эпохи есть свой стиль в искусстве.
Молодцы, вы разгадали сегодня загадки Петербурга, узнали как менялась жизнь петербуржцев в течении XVIII века, их представления о прекрасном и сменялись художественные стили.
Но еще далеко не все загадки нашего города разгаданы. И вот одна из них.
(Если осталось время урока)
Недавно при реставрации иконостаса XVIII века в храме иконы Владимирской Божьей Матери за золочеными деталями иконостаса была обнаружена записка, которую написали для потомков в 1900 году мастера-золотильщики.
Учитель читает текст записки и показывает ее фотографию.
Эта загадка еще ждет своего решения. Что можно узнать из этого документа?
Человек может творить культуру, сохранять и реставрировать, но и уничтожать ее. Этому документу повезло. На его пути встретились настоящие петербуржцы. Они не выкинули клочок бумаги, а с трепетом изучили его и поместят на всеобщее обозрение в храме.
V. Рефлексия.
Если вам понравился урок – нарисуйте улыбку, а если нет – огорчение. (Нарисуйте в тетради и на доске)

Коллективная работа с наглядным материалом















В записке указаны фамилии мастеров и их малая родина
( Ярославская губерния). Может, можно найти их потомков? Им бы было очень интересно узнать этот факт.

VI. Объявление домашнего задания.
Домашнее задание.
Найти загадки 18 века. Сделай презентацию или устно расскажи.

VII. Оценка учеников.
Учитель благодарит за работу, выставляет отметки.
Записывают задание в тетради.










Записи в тетрадях.

Тема урока: Блистательный XVIII век. Загадки Петербурга.
1. Петровское Барокко - 20-30-е годы XVIII века.
Исторические памятники:
Петровские ворота, Летний дворец, Здание 12 коллегий, Кунсткамера, Меншиковский дворец, Петропавловский собор, регулярные парки, первый конный памятник Петру (работы К.Растрелли).
Петербург - город-порт, город-крепость.
2. Пышное (русское, елизаветинское) Барокко - 40-60 е годы XVIII века .
Исторические памятники:
Зимний дворец, Смольный монастырь, Никольский собор, Большой дворец Царского Села.
Петербург - город дворцов и соборов.
3. Классицизм - 60-е годы XVIII века до середины XIX века.
Исторические памятники:
Конный памятник Петру I на Сенатской площади, Эрмитажный театр, Старый Эрмитаж, Малый Эрмитаж, решетка Летнего сада, первые каменные мосты английские парки, Гостиный двор, Новая Голландия, памятник Суворову.
На смену роскоши приходят простота и величие.
Вывод: каждой новой эпохе присущ свой стиль в искусстве.












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115