Разработка урока по МХК на тему Искусство голландских мастеров XVII века (10 класс)


МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
10 КЛАСС
Валитова Татьяна Николаевна учитель искусства, черчения
Искусство голландских мастеров XVII века.
Цели урока:
Образовательная: Сформировать представление о голландской живописи, Голландии как родине бытового жанра, жанра натюрморта, голландских художниках и их картинах.
Познавательная: Познакомить учащихся с многообразием голландской живописи: портретами, натюрмортами, жанровыми картинами, пейзажами. Развивать навыки публичного индивидуального и коллективного выступления.
Воспитательная: Воспитывать нравственно- эстетическое отношение к миру, любовь к искусству, интерес к его истории.
Ход урока
Чудо – это когда в остывающем сердце
Пробуждается голос молитвы
Не о себе.
Рильке
Учитель
Сегодня на уроке мы будем говорить о живописи Голландии XVII века.
Голландия – республика, рожденная нидерландской войной за независимость, начавшейся в 70-е годы XVIвека. В 1609 году Испания, владевшая северными провинциями Нидерландов, признала их независимость, в результате чего возникла республика Голландия
В первой половине XVIIвека Голландия становится одним из важнейших центров европейской культуры. Голландцев переполняет гордость за свою страну и призыв к единению звучит всюду.
Зачем , скажи, в чужих краях скитаться,
Здоровье тратишь, деньги и года?
Все то, что ищешь, можно без труда
В Голландии сыскать , коль постараться.
Ты по-испански ловок изъясняться,
Английский знаешь… Но была ль нужда
С чужбины привозить жену, когда
Так много дев в Голландии томятся?
Твоих сограждан искушает весть,
Что всюду, где ты был, голландцы есть,
Развязна речь твоя, в ней сто обличий.
Тридцатилетний лицемер-мудрец…
Останемся же дома наконец,
Чтоб свой закон блюсти и свой обычай, -
призывает соотечественников Симон ван Бомонт.
А для того чтобы призыв не повис в воздухе, надо было «обустроить» свою страну. В XVIIвеке в Голландии разворачивается бурное градостроительство. Голландские архитекторы этого периода с Якобом ванн Кампеном во главе создают здания в стиле строгого и простого «палладианства». Возводятся новые ратуши, строятся гостиницы и многочисленные жилые дома. Все постройки этого времени подчинены одной идее – удобство и комфорт. Но культура быта не может заменить духовную культуру. XVIIвек в Голландии – период огромного взлета духовной культуры и прежде всего искусства.Главное достижение культуры этого периода – живопись.
Слайды 4-10
Голландская живопись XVIIвека – чудо. Это голос молитвы обо всех и о каждом, это поэзия жизни, красота природы и человека. Настроение спокойствия и уверенности пронизывает искусство этой эпохи.Картины «малых голландцев» предназначались не для дворцов или храмов, а для скромного интерьера обычного жилого дома. Их покупали горожане, ремесленники и даже крестьяне. Они висели буквально в каждом доме. Такого еще не бывало в истории искусства. Художественная жизнь «золотого века» голландской живописи, каким по праву считается XVII столетие, отличалась огромной продуктивностью. В маленькой Голландии насчитывалось более двух тысяч живописцев, а вместе с южными Нидерландами — более трех. Я. Рейсдал написал за свою жизнь более тысячи картин; Г. Доу — триста девяносто; Я. Стен — восемьсот девяносто; А. Кейп — более восьмисот; А. ван Остаде — девятьсот двадцать.
Мало кто мог прокормить себя живописью – Стен был трактирщиком, Рейсдал – врачом.
Показ слайдов, сопровождаемый комментарием учащихся.
( По ходу знакомства с произведениями голландских художников, учащиеся заполняют таблицу 1 -3колонки)
Жанр Художники Название произведения Краткая аннотация
Портрет
Бытовой, светский
Натюрморт
Пейзаж
Ведущее место в живописи заняли портрет, бытовой жанр, пейзаж, натюрморт.
Тема жизни человека – ведущая тема голландской живописи. Каждый художник, как правило, специализировался в каком –то одном жанре.
Ученик
Особенно популярна была портретная живопись – индивидуальные и групповые изображения. Голландские бюргеры – новые хозяева жизни – хотели запечатлеть себя в представительном облике, свидетельствующем о материальном достатке и высоком положении в обществе. Спрос на такие портреты был огромен. Одним из лучших портретистов этого времени стал Франс Халс.
«Групповой портрет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» - одно из лучших произведений художника.Раз в три – четыре года в Харлеме, родном городе Халса, было принято набирать для охраны города стрелковые роты из местных жителей. Сам художник также служил рядовым в стрелковой роте Святого Георгия. По окончании службы в честь офицеров устраивали торжественный банкет, который мог продолжаться несколько дней. Столь важное событие нередко запечатлевалось на большом полотне.
Замечательны и индивидуальны е портреты Халса.
«Портрет молодого человека с перчаткой в руке» Халс, схватывая во всей цельности характер своих героев банкиров, проповедников, купцов – подчеркивает в них типические черты, их уверенность, солидную неторопливость и сознание собственного достоинства. Душевное смятение, тревога, психологические противоречия не характерны для героев художника.
Бытовой жанр
Ученик
Довольно успешно в живописи Голландии развивался и бытовой жанр. С одной стороны, художники поэтизировали естественное течение повседневной жизни, а с другой – стремились к изображению гротескных, острых и живых ситуаций. Сцены из частной жизни бюргеров, городской бедноты и крестьянства, празднества и развлечения становятся излюбленными сюжетами бытовой живописи.
Остаде. «Драка»
Это карикатурная по характеру сценка. Остаде создает комические эпизоды, рисующие грубость и неряшливость крестьян. Художника одушевляет не истинный интерес к крестьянской жизни, а только возможность заставить эти фигурки разыграть какую – то преувеличенно смешную сценку.
Стен. «Гуляки»
В образе добродушного и жизнерадостного «гуляки» Стен представил самого себя, мирно потягивающего пиво из своей кружки. Неуклюжая женщина, которая заснула за столом, опустив отяжелевшую голову на грубую руку, - его жена. Весело посмеивается над нею муж. Особую комичность в глазах голландца придает всей сцене беспорядок, царящий в комнате: оторвана и повисла занавесочка на очаге, валяется на полу разбитая трубка, на первом плане стоит стоптанный домашний башмак, другой виднеется на полочке между кастрюлей и подсвечником. При том культе чистоты и аккуратности, который и сейчас не чужд голландским хозяйкам, это казалось очень смешным. Юмористический оттенок не помешал художнику выдержать картину в цельной красочной гамме: среди серовато оливковых тонов выделяются как акценты белый чепчик и красная шапка «гуляк».
Питер де Хох сумел глубоко постичь сущность домашней жизни голландского бюргера, её размеренный и неторопливый ритм, скромный уют семейного очага. «Хозяйка и служанка» - одна из лучших картин художника. Местом действия становится чистый уютный дворик, залитый ярким солнечным светом. Сюда не проникают шум и суета городской жизни. К хозяйке только что подошла служанка. Она показывает принесенную с базара рыбу в начищенном до зеркального блеска латунном ведре. Оставив на некоторое время рукоделие, хозяйка внимательно слушает и рассматривает покупку. Через несколько минут она отдаст необходимые распоряжения, и жизнь снова потечет в привычном русле.
Основоположником светского жанра в голландской живописи по праву считают ГерардаТерборха. Терборху свойственны наблюдательность и тонкость характеристик. Один из шедевров художника – «Бокал лимонада». Юный кавалер готовит лимонад для красивой молодой дамы, которая испытывает явное недомогание. За всем происходящем, зорко следит «почтенная маменька». В картине привлекает не только материальность передачи шёлка и меха. Художник даёт почувствовать выразительный взгляд, устремлённый юношей на свою даму, мимолётное прикосновение их рук, всю живость и интимность этой маленькой сценки.
Учитель
В историю мировой живописи голландцы вошли ка непревзойдённые мастера натюрморта. «Тихая жизнь вещей» всегда привлекала голландских живописцев. Подобные картины пользовались огромным спросом, они предназначались для украшения интерьеров. Со временем натюрморты превратились в зрелищные и многокрасочные картины, представляющие собой грандиозные пирамиды из изящной дорогой посуды и экзотических фруктов.
Ученик
Питер Клас сосредоточился на изображении предметов, окружающих человека в реальной, повседневной жизни. Стеклянный бокал, солонка, металлическая тарелка с очищенным лимоном, селедка в блюде, гроздь винограда, перец, орехи и булочка на картине «Завтрак» умело и тонко воспроизведены художником. Все предметы чинно расставлены на столе. Но присмотритесь, их порядок кажется слегка нарушенным. Он выдает недавнее присутствие здесь человека: косо поставлена восточная тарелка с перцем, откатилась небольшая виноградинка, расколот орех, недопито вино…
Виллем Хеда предпочитал писать «прерванные завтраки», в которых все напоминает о недавнем присутствии человека. Главное внимание художник сосредотачивает на контрастности предметов, особом освещении и передаче воздушного фона.
В картине «Ветчина и серебряная посуда» представлены предметы на столе небедного человека. Для изысканных вещей стол служит своеобразным пьедесталом, подчеркивающим богатство и роскошь сервировки. Невзначай опрокинутый кубок и догоревшая свеча напоминают о бренности земного бытия и быстро текущем времени. Пирамидальная композиция и вертикальный формат картины передают важность и значительность изображенного. Нежный серебристый тон, пронизывающий все пространства картины, рождает у зрителей чувство восхищения.
Учитель
Популярнейшим жанром голландской живописи XVIIвека становится пейзаж. Художники открывают галерею национального пейзажа. Их интересовала обычная природа, увиденная в естественной жизненной ситуации.
Ученик
Мир природы у Яна ванн Гойена– это мир повседневного бытия, это естественная жизнь лугов и полей, водных просторов, очаровательных сельских видов. Особенно удавалось художнику изображение неярких пасмурных дней, влажного, туманного воздуха, окутывающего очертания домов и деревьев. Все в них пронизано ощущением реального пространства, чувством потока будничной жизни.
Художник Якоб Рейсдал сумел найти свою тему в пейзажной живописи. Его природа исполнена внутренней жизни, пронизана вечным движением, борьбой стихийных сил, контрастами света и тени. Он изображал мрачное небо с густыми облаками, полуразрушенные замки, церковные колокольни или одинокие мельницы. Его героями становятся быстрые ручьи и стоячая вода болот, поваленные бурей деревья, опадающая осенняя листва и молодая поросль. Каждый его пейзаж проникнут личными переживаниями и размышлениями об устройстве мироздания и о месте в нем человека.
Заключение
Величайший голландский художник Рембрандт, обращаясь к своим ученикам, говорил:
«Учись прежде всего следовать богатой природе и отображать то, что найдёшь в ней. Небо, земля, море, животные, добрые и злые люди – все служит для нашего упражнения. Равнины, холмы, ручьи и деревья дают достаточно работы художнику. Города, рынки, церкви и тысячи природных богатств взывают к нам и говорят: иди, жаждущий знания, созерцай нас и воспроизводи нас».
Тщательно следуя природе, голландские мастера сумели открыть красоту зримого мира в самых его проявлениях. Их произведения до сих пор сохраняют живой трепет реальной жизни, передают красочное богатство окружающего мира.
Домашнее задание:
- из каждого жанра выберете понравившуюся картину и заполните четвёртую колонку таблицы;
- подготовьте сообщение о художнике Голландии XVIIвека (по желанию).
В зависимости от класса этой теме можно посвятить два урока. Тогда учащиеся могут заполнить таблицу на втором уроке (время остаётся), а дома оформляют свои впечатления о голландской живописи в виде небольшого сочинения-эссе.