Презентаия к уроку истории в 10 кл. Золотой век классицизма
ЗОЛОТОЙ ВЕК КЛАССИЦИЗМА Эпоха возникновения классицизма Классицизм (в переводе с латинского classicus – образцовый) возник во Франции в 17 веке. Это была эпоха укрепления абсолютной монархии, утверждения дворянской государственности. Однако ей предшествовали общественная смута, исторический хаос: после смерти короля Людовика тринадцатого его сыну – будущему «королю-солнце» Людовику четырнадцатому - не было и пяти лет, а потому фактически страной правил фаворит королевы итальянец кардинал Мазарини. Национальная гордость французов была настолько уязвлена, что все социальные слои приняли участие в гражданской войне против власти кардинала. Людовик четырнадцатый – «король-солнце» Власть пришла к Людовику четырнадцатому только после смерти кардинала Мазарини. Именно в эту эпоху, продлившуюся более полувека, Франция стала процветающей и сильной державой. Царствование Людовика четырнадцатого является классическим примером абсолютизма: конечно, Людовик был далек от идеального монарха, однако вошел в историю как король-строитель и просветитель. В его царствование Франция пережила расцвет культуры классицизма, связанный с именами Мольера, Корнеля, Расина, Буало, Пуссена, Вольтера. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ КЛАССИЦИЗМА: 1. Укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного.2. Высшим достоинством человека провозглашено исполнение долга, служение государственной идее. Искусство стало частью идеологии Искусство призвано прославлять монарха, служить укреплению монархического абсолютистского государства;Основной пафос искусства – служение обществу, утверждение человека – деятеля, подчинившего чувства разуму, способного на самопожертвование во имя выполнения высшего долга;Долг искусства – утверждать веру в то, что гармония противостоит хаосу – и внешнему (разобщенность и смута), и внутреннему (стихия страстей в человеке). Возникновение классицизма в России В Россию классицизм пришел почти на век позже и связан прежде всего с именем Петра Великого. Реформы Петра превратили Россию из страны, истерзанной безвластием, произволом «смутного» 17 века, в сильную державу, совершившую стремительный рывок в европейскую культуру. При Екатерине Второй, пришедшей к власти после череды смутных, тревожных лет, классицизм пережил эпоху наибольшего расцвета. Екатерина продолжила укрепление самодержавной государственности, усиление экономической и военной мощи России – страны, вошедшей на равных в европейскую цивилизацию. Классицизм – это художественная система, которая сложилась в литературе, в живописи, архитектуре, садово-парковом искусстве, музыке, скульптуре. Классицизм являлся прямым продолжением традиций художественной культуры Возрождения. Ему было свойственно преклонение перед античным искусством, но его теоретической основой был философский рационализм 17 века. КАК ОТНОСИЛИСЬ К АНТИЧНОМУ ИСКУССТВУ ХУДОЖНИКИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И КЛАССИЦИЗМА? -логика;-гармония;-разум человека. Возрождение Классицизм -уважение к человеку;-воспевание переживаний, чувств, любви. АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО Рационализм Декарта: “Мыслю, следовательно, существую”. ФИЛОСОФСКАЯ ОСНОВА КЛАССИЦИЗМА:С возникновением классицизма связано и имя философа, физика, математика Рене Декарта.Основа всего – разум, прекрасно лишь то, что разумно. Литература классицизма Теоретик классицизма Никола Буало-Депрео1636-1711 «Поэтическое искусство» Н.Буало. «Поэтическое искусство» 1.Герою своему искусно сохраните черты характера среди любых событий.От недостойных чувств пусть будет он свободенИ даже в слабостях могуч и благороден!Великие дела он должен совершать.2. Бегите подлых слов и грубого уродства.Пусть низкий слог хранит и строй и благородство.3.Вы нас, не мешкая, должны в сюжет ввести.Единство места в нем вам следует блюсти.Но забывать нельзя, поэты, о рассудке:Одно событие, вместившееся в сутки,В едином месте пусть на сцене протечет;Лишь в этом случае оно нас увлечет. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ КЛАССИЦИЗМА:1. Строгое деление на жанры.2. Логическая стройность произведения: три единства.3. Основной конфликт: личные и гражданские интересы, чувство и долг.4.Наследование античности как образцу. 5.Герои «одной страсти», “образы без лиц”. Они не меняются, являясь выразителями общих истин.6. Исключалось использование простонародного языка. ИЕРАРХИЯ ЖАНРОВ КЛАССИЦИЗМА: Иерархия Жанры Темы Идеи Герои Язык Высокие Ода,трагедия,героическая поэма События выдающегося государственного значения Прославление монархии, служение государству Цари, выдающиеся деятель, придворные Величав и торжественен Средние Научные произведения,элегии, сатиры Наука, природа, человеческие пороки Познание мира и человеческой природы Представители средних классов Общеупотребительная лексика Низкие Комедия,песни, стихи в прозе, эпиграммы Социальные пороки, негативные черты характера Обличение человеческих пороков Простые люди Разговорный стиль Представители литературы классицизма В Европе:П.КорнельЖ.-Б. МольерЖ.Расин В России:Г.Р.ДержавинА.Д.КантемирМ.В.ЛомоносовА.П.СумароковВ.К.ТредиаковскийД.И.Фонвизин Французский комедиограф XVII века, создатель классической комедии, по профессии актёр и директор театра, более известного как труппа Мольера.Комедии:«Тартюф, или Обманщик»«Мещанин во дворянстве»«Дон-Жуан»«Мнимый больной» Жан-Батист Мольер1622-1673 Михаил Васильевич Ломоносов1711-1765 Первый русский ученый, естествоиспытатель мирового значения, физик, химик, астроном, географ, геолог, металлург, поэт, филолог, художник, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь, Яркий пример «универсального человека». Создал «Письмо о правилах российского стихотворства» - трактат о законах стихосложения Царей и царств земных отрада,Возлюбленная тишина,Блаженство сёл, градов ограда,Коль ты полезна и красна!Вокруг тебя цветы пестреютИ класы на полях желтеют;Сокровищ полны кораблиДерзают в море за тобою;Ты сыплешь щедрою рукоюСвоё богатство по земли. Одана день восшествия на Всероссийский престолЕе Величества Государыни ИмператрицыЕлисаветы Петровны 1747 года Архитектура классицизма Архитектурный классицизм - сугубо дворцовый стиль, созданный специально для оформления дворцовых помещений и покоев знатных людей.Основоположник архитектуры классицизма – итальянский архитектор Андреа Палладио. Вилла Ротонда Широко использует античные традиции в архитектуре, в частности, стиль ордерной постройки. Принципы архитектуры классицизма: Ориентация на лучшие достижения античного зодчества и опора на традиции высокого Возрождения. Главенствующая роль греческого ордера. Практичность и целесообразность. Логичность планировки и ясность форм. Скромный декор, строгая симметрия. Простота и строгость форм. Спокойная гармония пропорций. Остерли-парк. Лондон. Жак-Анжи Габриэль. Малый Трианон в Версале. Триумфальная арка. Париж. М.Ф.Казаков. Петровский дворец. Русский классицизм – одна из самых ярких страниц в истории мирового зодчества. А.Д.Захаров.Здание Адмиралтейства.Санкт-Петербург. Преодолев ветров злодействоИ вьюг крутящуюся мглу,Над городом адмиралтействоЗажгло бессмертную иглу.Чтоб в громе пушечных ударовВ Неву входили корабли,Поставил Андреян ЗахаровМаяк отеческой земли.И этот шпаги острый пламень,Прорвав сырой туман болот,Фасада вытянутый каменьПриподнял в дерзостный полет. В.И.Баженов. Пашков дом. О.Монферран. Исаакиевский собор. А.Н.Воронихин. Казанский собор. ПЕТЕРБУРГ Градостроительство классицизма развивало концепцию «идеального города».Обратите внимание на эти прямые линии улиц, симметрию и уравновешенность архитектурных ансамблей. Садово-парковое искусство Сады и парки, подобные Версалю и Петергофу, называются регулярными: их удивительная красота сотворена по законам гармонии, симметрии, уравновешенности и обнаруживает представление классицистов о мире, противостоящем стихии хаоса. Эта «украшенная природа» есть воплощение не столько естественности, сколько идеального образа мира, стройного и гармоничного целого. Версаль – резиденция французских королей Для французского классицизма было характерно стремление к парадности, к раскрытию видов на дворец и от дворца, симметричное построение обеих частей сада с весьма широкой центральной аллеей. Южный партер парка Версаля. Новый тип дворцово-паркового ансамбля, строго подчиненного единому геометрическому плану. Скульптура классицизма Принципы скульптуры классицизма: Верность античному образу. Героические и идиллические композиции. Идеализация воинской доблести и мудрости государственных мужей. Публичные памятники. Противоречие с принятыми нормами морали. Отсутствие резких движений, внешних проявлений таких эмоций, как гнев. Простота, стройность, логичность композиции произведения. Антонио Канова. Амур и Психея. Париж. Этьен-Морис Фальконе. Памятник Петру Первому Живопись классицизма Принципы живописи классицизма: Интерес к искусству античной Греции и Рима. Систематизация и закрепление достижений великих художников Возрождения. Скрупулёзное изучение наследия Рафаэля и Микеланджело, имитация их мастерства линии и композиции. Простота, стройность, логичность композиции произведения. Общественная, гражданская проблематика. Основные герои – цари, полководцы, государственные деятели. Поддержка классицизма за счёт финансирования академических учреждений. Величайшим художником классицизма был французский живописец Никола Пуссен. Господствующий в произведениях художника ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека. «Царство Флоры» «Танкред и Эрминия» «Аркадские пастухи» Жак-Луи Давид. «Клятва Горациев» Карл Брюллов. «Последний день Помпеи» «Итальянский полдень» «Всадница» Парадный портрет Дмитрий Левицкий. «Екатерина Великая» Жак-Луи Давид.«Наполеон на перевале Сен-бернар» Камерный портрет Портреты Фёдора Рокотова отличает неповторимая, лишь ему присущая живописная манера: лики словно выступают из мерцающего мрака, черты лица слегка размыты, словно окутаны дымкой. Полотна Рокотова отличаются от традиционной классицистической живописи изысканностью и богатством цветовых сочетаний. Художника привлекает гармония внешней и внутренней красоты, одухотворенность человека. Рокотову особенно удавались женские образы, с их мягкостью и лирическим очарованием. Один из таких образов – портрет А.П.Струйской. Подведем итоги:Классицизм – искусство строгой дисциплины формы и содержания.Исторические рамки классицизма: 17-начало 19 века.Причины появления нового направления в искусстве: кризис гуманистических идей; потребность в новой идеологии, которая способствовал бы созданию мощного государства.Родина классицизма: Италия –Франция. Эстетика классицизма, сложившаяся в культуре Франции 17 – 19 веках, распространяется в других странах Европы и становится общеевропейским стилем.