Изобразительное искусство европейского Просвещения
Изобразительное искусство европейского Просвещения Уильям Хогарт Живописец, гравер, график, теоретик искусстваЦель: создание произведений, полезных народу.Верил в воспитательное воздействие искусстваХарактерно: сатирический дариспользует гротескизобличает людские пороки Уильям ХогартХарактерно: Реальные персонажи, узнаваемые публикойЗнакомые лондонцам местаЗакон театра в циклах: завязка -> развитие -> кульминация -> поучительный финал «Предвыборный банкет» -1 Серия «Выборы в парламент» Обстановка сумасшедшего домаЛюди кричащие, гогочущие, стонущие, наушничающие Ожесточенные, алчные, глупые, чванливые лицаКаждый сам по себеСкотское опьянениеФлаг с надписью «Свобода» «Вербовка голосов»-2 Серия «Выборы в парламент» Старая добрая АнглияИдиллия исчезает, когда смотрим на лицаЦентр – 3 фигуры: представители конкурирующих партий пытаются купить голос избирателяВывеска – потоки золотых, которые прольются на избирателяВ углу британский лев готовится проглотить французскую лилию «Голосование»-3 Серия «Выборы в парламент» Помост – как подмостки балаганаКульминация: избирателей затаскивают, запихиваютГолосуют умирающие, больные, сумасшедшиеНа 1м плане – инвалид войны, хочет голосовать. Ответ чиновников – ему не положеноНад всем – условное знамя «Триумф депутата»-4 Серия «Выборы в парламент» Вакханалия «Предвыборного банкета»: депутата водворяют в парламентДепутат вцепился в ручки кресла, вот-вот свалитсяЛицо депутата напоминает хрюшкуПроцессию возглавляет слепой музыкантНа стене – тень будущего депутата? Выборы в Парламент Жан Батист Симеон Шарден «Певец третьего сословия»Прославлял благородство и трудолюбие, ум, доброту бедноты2 основные темы:жизнь трудового народанатюрморты из нужных в быту предметовПросветительский реализм Жанровые картины Шардена Характерно:Скромность, сдержанностьМягкое освещениеСпокойная цветовая гаммаЛюди заняты деломФигуры в глубине комнаты (интимный мир) Шарден. «Прачка» Благонравие и достоинствоТяжелый физический труд и нужда, но чувство уверенности и покояНа лице прачки – добрая улыбкаРебенок спокойно играет, не мешает матери Натюрморт с кухонной утварью и яйцами Натюрморты Шардена Характерно:Близко придвинуты к зрителю -> приглашает рассмотретьПредметы тесно сгруппированы, прочная единая композицияНет дорогих вещей Шарден. «Медный бак» материальность предметов мастерская передача света и воздуха скромный набор предметов строгость и продуманность композицииощущение органической связи вещей с интимным и трудовым бытом простого человека Шарден. «Атрибуты искусств» Вещи художника, архитектора, скульптораПредметы бросают друг на друга отсветы цвета и света (характерно для Шардена)Слева на столе – муаровая лента и орден (намек на то, что творцы искусства заслуживают почестей) Вывод Художники утверждают идеи Просвещения:Ценность человека вне титула и богатстваСила разума и талантаНравственная красота человека, вера в будущееИскусство доступно народу (понятный художественный язык) => реалисты ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ РЕАЛИЗМ Жак Луи Давид 1748-1825Воспитывал дядя – архитектор (отец погиб на дуэли)Рано проявил способности к рисованиюПоступил в Академию художеств, завоевал Римскую премию, жил и работал в Риме11 месяцев писал одну картину «Клятва Горациев» 1784г Просветительский классицизм Жак Луи Давид Внутренний двор римского домаЦентр - глава прославленного рода, старик ГорацийЕдинство и стремительность группы юношейСдержанная скорбь, плавные линии – женская группаАркада объединяет группыЧеткий, ясный рисунокПриглушенные тона, два пламенеющих пятна (кровь, месть) «Смерть Марата», 1794г Жак Луи Давид Изображение в строгом соответствии с реальностью (зарисовывал с натуры)Нет идеализации, нет символов. Простота, строгостьНагота – подобие античной статуи, ванна – как саркофаг -> атрибуты высокой трагедииПростой ящик. Надпись «Марату Давид» Гротеск (итал. grottesco от grotto — грот) (жанровая форма фантастики) — в искусстве одна из разновидностей комического приёма, которая сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, сочетает несочетаемое, переплетает нереальное с реальным. Как форма комического гротеск отличается от юмора и иронии тем, что в нём смешное и забавное неотделимы от страшного и зловещего; как правило образы гротеска несут в себе трагический смысл.