Технологическая карта урока истории и культуры Санкт — Петербурга на тему Зачем нужно изучать историю и культуру Санкт-Петербурга?
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 414
Красносельского района
Санкт – Петербурга
Технологическая карта урока истории и культуры Санкт – Петербурга
Тема: Зачем нужно изучать историю и культуру Санкт-Петербурга?
Класс: 7
Дата проведения: 04. 09. 2014 г.
Технологии: игровые технологии
здоровьесберегающая технология
Урок подготовила и провела
Газыева Т.А.
Санкт – Петербург
2014 г.
Технологическая карта урока
Программа: автор – Л. К. Ермолаева Класс: 7
Номер урока: № 1 Тип урока: вводный
Тема урока: Зачем нужно изучать историю и культуру Санкт-Петербурга?
Цель: создать условия для осознания учащимися потенциальных возможностей Санкт-Петербурга в организации своего свободного времени
Задачи:
сформировать у учащихся элементарное представление о содержании учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга», создав ситуацию самостоятельного анализа школьниками оглавления учебника;
содействовать осознанию школьниками связи между жизненной самореализацией человека (его отдыхом, образованием и пр.) и потенциальными возможностями городского пространства;
помочь учащимся проанализировать имеющийся у них опыт проведения свободного времени в пространстве города, выявив наиболее предпочтительные для учеников способы и формы досуга;
расширить представления учащихся о новых музеях, театрах, культурных центрах и других социокультурных институтах, возникших в последнее время в Петербурге и дающих возможность горожанам с пользой и интересом провести свой досуг, организовав работу с рекламными буклетами и афишами;
содействовать осознанию учащимися личной мотивации к изучению предмета «История и культура Санкт-Петербурга», посредством рефлексии итогов занятия.
Форма работы: фронтальная работа
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Время Предметные результаты УУД
Организационный Приветствие;
Организация знакомства – представление учителя и учащихся с использованием одной из игр (например, «Снежный ком») Приветствие;
Представление;
5 мин. Совместное целеполагание Организация работы с учебником (названием, оглавлением): «Урок, на который вы пришли, называется История и культура Санкт-Петербурга. Именно такое название написано на обложке ваших учебников. Рассмотрите, пожалуйста, учебник, полистайте его, прочитайте оглавление. Какие вопросы вы хотели бы задать мне относительно данного учебного предмета?». Составляем «список» вопросов. Предлагаем ответить на некоторые из них самим учащимся. Уч-ль уточняет и корректирует ответы уч-ся.
Если уч-ся сформулировали вопрос о назначении данного предмета «Зачем нам нужен предмет?» – оставляем его на итог обсуждения. Если уч-ся не поставили перед собой подобный вопрос, то формулируем следующую учебную задача: «Среди ваших вопросов не прозвучало одного очень важного. Возможно, что вы знаете на него ответ. А возможно, что вы просто не задумывались над этим. Давайте попробуем его озвучить. Помогут сформулировать вопрос цитаты известных людей, которые вы видите на экране». На экран с помощью мультимедийной техники выводятся высказывания Гете, М. Аврелия, Гумбольда и пр.
Констатируем ключевой вопрос: «Зачем нужно изучать историю и культуру Санкт-Петербурга? Чем этот учебный предмет может быть полезен для вас?». Записываем данный вопрос в качестве темы урока, поясняем, что в течение урока нам нужно найти ответ на него. Рассматривают учебник, формулируют вопросы к учителю, пытаются сами ответить на некоторые из них, слушают уточнения и комментарии педагога
Читают и анализируют высказывания, формулируют вопрос о целеполагании
5 мин. Понятия: «история Санкт-Петербурга», «культура Санкт-Петербурга», «объект изучения» Коммун.УУД: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Познав.УУД:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Актуализация имеющихся краеведческих знаний Предлагаем уч-ся ответить на поставленный вопрос. Все ответы уч-ся принимаются, если они доказаны. Уточняем ответы с помощью дополнительных вопросов.
Если уч-ся испытывают затруднения с формулировкой ответа, интересуемся, что вызвало затруднения?
Предлагаем уч-ся познакомиться с результатами одного социологического исследования, проведенного, правда, не в России, а за границей, но оно отражает и ситуацию, сложившуюся и в нашем обществе: «Посмотрите на экран и проанализируйте данные сведения. Чему было посвящено исследование? Какой проблеме? Объясните схему – что она обозначает? Есть ли что-то в результатах исследования, что вас удивило или поразило? Какой вопрос обращен уже к нам?» (вопросы задаются по очереди)
Продолжаем дискуссию: «А как бы вы потратили эти 9 лет своей жизни? Чем вы планируете заняться в свободное от обучения, сна, хозяйственных и прочих обязательных забот время?». Уч-ль записывает на доске ответы уч-ся в две колонки: в первую все, что можно делать в условиях города, во вторую – что связано с выездами из города. Суть колонок не поясняется.
Уч-ся предлагается проанализировать запись на доске: «Как вы полагаете, почему ваши ответы были записаны мною в два столбика? Как это может быть связано с тем, чем нам предстоит заниматься на уроках?»
Уч-ль корректирует выводы уч-ся: «Санкт-Петербург дает своим жителям огромные возможности для проведения свободного времени. Только не очень многие знают об этих возможностях». Уч-ль предлагает проверить – насколько хорошо уч-ся осведомлены о возможностях Петербурга. Из перечня способов провести свободное время, названных уч-ся, совместно выбираются 2-3 номинации и уч-ль просит рассказать, как тот или иной способ можно реализовать в Петербурге (например, «Вы говорите, что в свободное время можно пойти погулять? А куда бы вы пошли гулять с друзьями? Какие места города, предназначенные для этой функции вы знаете?»; «Вы планируете ходить на спортивные мероприятия. А где в городе они проводятся?»; «Вы думаете, что можно пойти в музей или театр. А какие музеи и театры вы знаете?»). Целесообразно выбрать не только те способы проведения свободного времени, которые уч-ся могут без труда проиллюстрировать конкретными петербургскими примерами, но и те, в пояснении которых они будут испытывать затруднения.
Формулируют ответы, высказывают личные точки зрения
Анализируют содержание диаграммы, формулируют ответы, приводят доказательства, делают выводы (схема демонстрирует на что человек в среднем тратит свое время; свободными от основных занятий у человека в среднем 9 лет; вопрос – как их можно провести?)
Обмениваются мнениями
Анализируют содержание записей на доске, выдвигают предположения
Высказаться, приводят примеры «городских мест» для организации отдыха.
10 мин. Предоставление о городе как пространстве реализации свободного времени
Перечень учреждений культуры и отдыха Санкт-Петербурга, традиционных развлекательных и образовательных мероприятий, проводимых в городе Коммун.УУД:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение вести диалог на конструктивной основе
Познав.УУД: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; развитие логических действий (анализ, синтез, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование).
Рег.УУД:
оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Освоение новой историко-культурной информации Предлагаем детям оценить свои представления о возможностях Петербурга: «Сделайте вывод: насколько хорошо вы осведомлены о возможностях Петербурга для организации вашего свободного времени? Будут ли ваши 9 лет жизни, свободные от основных трудов, яркими и интересными?». Как итог разговора можно вывести на экран изображение из Интернета (как выглядит мой город в реальности и как его вижу я?): «Согласны ли вы с точкой зрения блоггера? Почему мы видим город так ограничено? Как можно изменить ситуацию?».
Физкультминутка
Предлагаем уч-ся прямо сейчас изменить ситуацию и узнать новое о возможностях провести свободное время в Петербурге. Организуем работу с рекламными листовками и буклетами (новые музеи, антикафе, события, городские квесты и пр.). Каждый ребенок получает одну листовку. Задание: «Проанализируйте содержание данной листовки или буклета. Что вы узнали о городе? Как еще можно провести свободное время в городе?»
Организуется обсуждение.
Выбирается одна из листовок (возможно то учреждение или событие, что вызвало удивление или восторг большинства уч-ся). Ставится задание: «Если бы вы собрались на данное мероприятие всем классом, то, что вам нужно было бы сделать, чтобы мероприятие состоялось?».
Помогаем уч-ся сделать вывод о том, что нужно знать – где расположено данное и как до него добраться. Без этих знаний поездка не состоится. Учащимся предлагается объяснить, где находится учреждение, разрекламированное в буклете, какие строения будут рядом с ним, как добраться до данного объекта, как узнать. При необходимости уч-ль рассказывает всю информацию.
Анализируют свои ответы, предлагают пути решения указанной проблемы
Самостоятельно анализируют буклеты, рекламы, листовки
Презентуют результаты самостоятельной работы
Высказывают свою точку зрения, обмениваются мнениями, слушают комментарии педагога
15 мин. Расширение представлений об учреждениях культуры и отдыха в Петербурге, введение в лексикон учащихся новых «городских» понятий: антикафе, квест, интерактивный музей и пр. (в зависимости от содержания рекламных буклетов) Коммун.УУД:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение вести диалог на конструктивной основе
Познав.УУД: умение работать с невербальными (визуальными) источниками; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; развитие логических действий (анализ, синтез, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование), осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Лич.УУД: смыслообразование (развитие познавательного инетерса)
Рефлексия итогов занятия Итак, обратимся с вами к нашему ключевому вопросу урока: «Нужно ли нам изучать историю и культуру Санкт-Петербурга? И если «да», то для чего? Способны ли вы сейчас - к концу урока ответить на данный вопрос? Запишите ответ в тетрадь объемом не более 3 предложений».
Предлагаем некоторым уч-ся прочитать свои ответы вслух. Обсуждаем, кто мог бы что-то добавить к сказанному.
Формулируют и обосновывают свою точку зрения 6 мин. Представления о роли учебного предмета история и культура Санкт-Петербурга Лич.УУД: — смыслообразование (установление связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется)
Домашнее задание Уч-ль поясняет: «На следующем уроке мы с вами приступим к изучению Раздела 1. Откройте учебники на странице 10. Прочитайте, как он называется. Обратите внимание на одну ключевую фразу, которая часто будет встречаться на страницах учебника. Она звучит так – «наш край». Чтобы понять, о чем будет идти речь, вам предлагается дома прочитать Введение – с. 4-8 и попробовать дома записать определение – что такое «наш край». Рекомендации по составлению определения вы можете найти ….» Записывают домашнее задание, уточняют смысл задания 2 мин. Лич.УУД:
смыслообразование (мотивация выполнения домашнего задания)
Организационный момент Благодарим за урок;
Выставляем оценки и обосновываем их;
Прощаемся 2 мин. Вариант № 1
Приложение
Приложение № 1: высказывания великих людей о целеполагании
«Я уважаю людей, которые точно знают, чего хотят. Большая часть бед во всем мире происходит от того, что люди недостаточно точно понимают свои цели. Начиная возводить здание, они тратят на фундамент слишком мало усилий, чтобы могла выстоять башня». И. В. Гёте
«Во-первых, не делай ничего без причины и цели. Во-вторых, не делай ничего, что бы не клонилось на пользу обществу». Марк Аврелий
«Поистине серьезное стремление к какой-либо цели — половина успеха в ее достижении». В. Гумбольдт
«Самый медлительный человек, если он только не теряет из виду цели, идет быстрее, чем тот, кто блуждает бесцельно». Лессинг
Приложение № 2.
Приложение № 3.