Внеклассное мероприятие к Декаде русского языка и литературы, занимательная викторина о русском языке
Методическая рекомендация для проведения внеклассного мероприятия: Значение русского языка определяется той великой ролью, которую играл и играет в истории человечества русский народ – творец и носитель этого языка. И.С. Тургенев писал: «Народ, у которого такой язык – великий народ». Данная разработка представляет собой внеклассное мероприятие, проводимое в колледже в «Декаду русского языка и литературы» или может быть приурочена может быть переработан к уроку «Русского языка и литературы» по теме «Язык и речь. Виды речевой деятельности».
Игра со словом.
мероприятие - викторина
Цель: осознать, что русский язык часть культуры и национального достояния россиян.
Учитель: Придумали же люди еще в глубокой древности, как сбросить с себя груз повседневных забот, забыть свои невзгоды, пообщаться и повеселиться. Они собирались вместе у костра, ощущая потребность в общении и отдыхе. Наша жизнь не похожа на ту, какой жили наши предки, у нас новый быт, но потребность в общении не иссякла, и мы собираемся вместе, чтобы отдохнуть, поговорить с друзьями, чем-то поделиться и, конечно, что-то узнать новое.
Библиотекарь: Наше общение мы посвятим, может быть, самому главному – нашему родному языку. С раннего детства и до глубокой старости, вся жизнь человека связана с языком. Все, что люди совершают в мире человеческого, совершается при участии и посредством языка. Язык есть важнейшее орудие общения между нами.
Ученик 1: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками!» - призывал замечательный знаток и мастер языка, Иван Сергеевич Тургенев.
Учитель: Сегодня мы с вами проведем викторину «Игра со словом», которая покажет нам - насколько хорошо мы знаем и умеем владеть нашим языком. Для разминки проверим словарный запас игроков. Два желающих посоревноваться должны вспомнить название птиц, начинающиеся на букву с (синица, скворец, снегирь, сова, сойка, сокол, соловей, сорока, страус, сыч, стриж).
Библиотекарь: Теперь желающие 2 человека должны повторить скороговорки. Первому участнику такие скороговорки:
«У пенька пять опят». «Панкрат и Кондрат принесли домкрат». Второму участнику: «Наш Полкан попал в капкан». «Чешуйка у щучки, щетинка у чушки». Скороговорки кажутся простыми, но мы даем время потренироваться (30 сек.), а потом все вместе выберем кто лучше справился с этим заданием.
Ученик 2: Теперь загадки:
Какая птица из колодца воду пьет? (журавль)
Какай город летает? (Орел)
Какую часть слова можно в земле найти? (корень)
В какой строчке нет слов? (в строчке, сделан. швейной машинкой)
Сейчас я, правда, устарела, Она – и стойкость, и терпение,
А прежде было много дела: Из книги выписка, цитата,
Как выйду на зеленый луг, - При этом также отношение
Так забываю про досуг. Имеет к фотоаппарату
(коса) (выдержка)
Учитель: Теперь немного усложним задание. Слова-загадки. Нужно отгадать ключевое слово, если к нему прибавить или наоборот убрать букву, получится другое слово.
Мы всех – и взрослых, и детей И по реке, и по пруду
В часы досуга развлекаем Плыву я в тихую погоду,
Но если нам приставить Т, Но вставь лишь И – я поведу
Мы их ужасно испугаем. Стальную птицу к небосводу.
(игры – тигры) (плот – пилот)
Мы резким голосом кричим Жестокостью известен встарь
И осторожность нам привычна, Пред вами древних римлян царь.
Но Л добавь и зазвучим Отбросьте Р – и разом,
Тогда мы очень мелодично. Он станет просто газом.
(гуси – гусли) (Нерон – неон)
Повозка я, но Т добавьте вы
И превращусь я в улицу Москвы.
(арба – Арбат)
Библиотекарь: Переходим к заданию посложнее. Надо из газетных заголовков составить маленький рассказ. Побеждает тот, кто быстрее всех и интереснее составит историю. (лист А-4, ножницы, клей, по 4газеты каждому) Участвуют 3 человека.
Ученик 1: Пока наши участники готовятся, мы проведем следующий конкурс: два человека должны, сохраняя смысл, передать содержание, не повторяя слова из поговорок. «Не в свои сани не садись», «Правда в огне не горит, в воде не тонет», «Конец – делу венец», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Время подумать, как это лучше сделать 30 секунд. (Примерные ответы: Не начинай дело, если оно тебе не по плечу. Как бы ты не старался скрыть что-то, все равно об этом станет известно. Если закончил что-то, надо подвести итог. Ко всякому делу надо применить усердие, иначе ничего не получится).
Библиотекарь: Задание на сообразительность. Надо вспомнить и перечислить все названия, связанные с яблоком. (Яблоневый цвет, молодильные яблочки, яблоко раздора, Адамово яблоко(кадык), матросский танец «Яблочко», Яблочный спас.)
Учитель: Последнее задание: сочинить из данных слов стихотворение. В конкурсе участвуют 3 человека.
Ворона, нога, обои, паровозы, морозы, ручей, розы, синица, ничей, сапога, малина.
Учитель: Подводя итог нашему вечеру, мы еще раз убедились, как многолик и необычен наш язык, но многое у нас и родственного с другими языками. Например, почему одну из наших лесных птиц, мы называем «кукушкой»? Вероятно всего, потому, что она кричит «ку-ку».
У русских – кукушка
В Чехии – кукачка
У болгар – кукувица
У немцев – кукук
У французов – куку
У румын – кук
В Испании – куко
В Италии – куколо
Объяснить такое поразительное совпадение названий в разных языках можно тем, что это - подражание одному и тому же птичьему крику. Да, увлекаясь словом, можно открыть для себя много интересного и познавательного, расширить свой диапазон знаний.
РЕКОМЕНДОВАННОЕ ЧТЕНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
Библиотекарь: Давайте совершим с вами путешествие в прошлое, в те времена, когда человечество только начинало говорить. Своеобразной «машиной времени» для нас послужат книги Костомарова В.Г. «Жизнь языка» и Откупщикова Ю.В. «К истокам слова», прочитав их, вы пройдете путь развития русского языка, как письменного литературного, так и живого разговорного. Перемены языка отнюдь не старческие морщины. Развиваясь, он даже молодеет. Обе книги, написанные живо и в занимательной форме, расскажут немало познавательного
На земле воцарился бы полный хаос, если человечество лишить речи. Ребенок, начиная говорить, как губка, впитывает новые слова. Со временем у каждого человека накапливается определенный словарный багаж, который включает и устойчивые выражения («реветь белугой», «блудный сын» и тому подобное). Мало кто знает происхождение этих выражений, их первоначальное значение. Книга Вартаняна Э. «Из жизни слов» раскроет перед вами эту тайну. Материал располагается в алфавитном порядке.
Следующая книга, которую мы вам представляем, очень оригинальна по сдержанию. Перед вами учебное пособие Векшина Н.Л. «Русский язык в афоризмах». Цель пособия – повысить грамотность в короткое время. Заучивание правил не всегда дает нужный результат. Автор пособия использует принцип ассоциативного запоминания правил с помощью афоризмов. Но, даже если вы не станете писать абсолютно грамотно, почерпнутые сведения помогут не раз блеснуть в беседе остроумными высказываниями великих людей.
Книга «Русский язык и культура речи», под редакцией профессора В.И. Максимова, так же является учебником, но это отнюдь не скучное перечисление правил. Книга научит вести полемику, деловую беседу и телефонный разговор. Она содержит сведения о современных технических средствах: телефаксе, электронной почте, переговорных устройствах. Значительное место занимает материал, связанный с оформлением служебной документации. Как видите, книга «Русский язык и культура речи» – это не только теоретический учебник, но и практическое пособие. Тему культуры речи продолжают книги Вербицкой Л.А. «Давайте говорить правильно» и Клубкова П.А. «Говорите, пожалуйста, правильно». Какой должна быть хорошая русская речь? Как лучше выразить свою мысль? А как нельзя говорить ни в коем случае? Книги ответят на эти вопросы. Работа Вербицкой Л.А. снабжена кратким словарем-справочником нормативного произношения. Представленные книги не просто руководство по культуре речи, они помогут заглянуть в будущее нашего родного языка, почувствовать, как мы будет говорить в новом веке.
Учитель: На этом наше мероприятие заканчивается, желаем вам больше приятных знакомств, хороших добрых слов.
Составила:
преподаватель общественных дисциплин Лыкова О. Е.
13PAGE 14115
13PAGE 14215
15