Конспект открытого занятия «История и традиции татарского народа»


ОГОУ «Прикаспийский детский дом»


Конспект
открытого занятия

Разработано:
воспитателями 2 группы
Габдуллаевым Т.С.,
Султангалиевой Г.Н.,
Утегеновой К.К.
Наримановский район, п. Прикаспийский, 2011год
Цель:
ознакомить детей с историей и традициями татарского народа.
Задачи:
- формирование познавательного интереса воспитанников к национальностям, населяющих нашу страну и воспитание уважительного отношения к другим народам;
- расширение кругозора воспитанников;
Оборудование: выставка книг, стенд «Играй гармонь татарская», музыкальное оборудование и проектор.
Слайд №1
Ведущий: Здравствуйте, ребята!
В нашей огромной стране проживают люди разных национальностей и каждой нации присущи своя история и своя традиция.
Сейчас, ребята, послушайте стихотворение «Родной язык» в исполнении Алиева Тимура.
Татарским мой родной язык зовется:
Аллахом мне и матерью он дан.
Я говорю на нем, и сердце гордо бьется-
Татарин я, я- сын твой, Татарстан!
В нем песнь Тукая, кол Гали раздумья,
Мусы Джалиля пламенный завет.
Его забыть иль не любить смогу ль я.Он - кладезь мудрости , он- правды нашей свет.
Читаю стих, пою с благоговеньем-
В нем все прекрасно: каждый звук и слог.
Он -мой родник любви вдохновенья,
Начало всех моих земных дорог!
Ведущий:
Сегодня, ребята, мы хотим ознакомить вас, с культурой татарского народа.
Слайд №2
Респу́блика Татарста́н — субъект Российской Федерации.
Слайд №3
Входит в состав Приволжского федерального округа. Образована на основании Декрета от 27 мая 1920 года как автономная Татарская Социалистическая Советская Республика.
Слайд №4 - № 10
Столица — город Казань.
Слайд № 11
К числу красивейших и оригинальных архитектурных сооружений Казани принадлежит памятник над братской могилой павших воинов в бою 1552 года.
Слайд № 12
Граничит с Кировской, Ульяновской, Самарской, Оренбургской областями, Башкортостаном, Марий Эл, Удмуртией, Чувашией.Татарстан расположен в центре Российской Федерации на Восточно-Европейской равнине, в месте слияния двух крупнейших рек — Волги и Камы.
Общая площадь Татарстана — 67 836 км.
Крупнейшие реки — Волга и Кама (380 км), а также два притока Камы — Вятка (60 км) и Белая (50 км.).
Слайд № 13
Ведущий: Территория современного Татарстана находится на исторической территории Казанского ханства, возникшего в XV веке в результате отделения от Золотой Орды. На месте нынешнего Татарстана обитали кочевые племена гуннов. Позднее существовало средневековое государство волжских булгар. В XIII веке Булгария была завоевана монголами и, после раздела империи Чингисхана, включена в Улус Джучи (Золотую Орду).
В начале XV века хан Улу-Мухаммед объявил о независимости Казанского ханства от Орды. В XVI веке в правление Ивана IV в 1552 году Казань была окончательно завоёвана Москвой и включена в состав Царства Русского.
В составе России Казань именовалась сначала Казанским царством, позднее Казанской губернией.
27 мая 1920 года был подписан декрет об образовании Татарской АССР в составе РСФСР. После распада СССР, Татарстан входит в состав современного Российского государства. С 30 августа 1990 года его официальное название — Республика Татарстан.
В Республике Татарстан проживают представители 107 национальностей.
Слайд № 14
Одним из наглядных примеров государственной культурной политики в области сохранения и популяризации наследия является Казанский Кремль.
Ведущий: Основной закон Республики — Конституция Республики Татарстан.
Слайд № 15
Флаг и герб Татарстана.
Высшим должностным лицом в Республике Татарстан является Президент. С 25 марта 2010 года президентом Республики Татарстан является Рустам Минниханов.
Слайд № 16, 17, 18
Ведущий: Татарский костюм представляет собой уникальную систему народного художественного творчества, включавшую в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов обуви, высокохудожественных ювелирных украшений. Все элементы системы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме, цвету, материалу изготовления, образуя единый стилевой ансамбль. Основополагающие элементы народной одежды издавна были общими для всех групп татар. Общим признаком донациональных форм татарской одежды является монументальность. И мужчины и женщины носили длинные, широкие туникообразного покроя рубахи и длинную со сплошным остовом распашную верхнюю одежду. У женщин эту монументальность подчеркивали массивные нагрудные, накосные и наручные украшения и сложные, как правило, сочетающиеся с большими покрывалами, головные уборы. Нижним головным убором мусульманина являлась четырехклинная, полусферической формы тюбетейка. При выходе из дома в холодное время года мужчины поверх тюбетеек, а женщины поверх покрывал надевали полусферическую меховую или стеганую с меховым околышем шапку. Повсеместно бытовали мужские матерчатые кушаки и традиционная кожаная обувь ичиги и башмаки с мягкой и жесткой подошвой. Рабочей обувью на селе были лапти. Их носили с суконными или вязанными чулками белого цвета. Во второй половине XIX в. в обиход как мужчин, так и женщин входят рубахи современного покроя — из фабричной материи со скошенными плечами и круглыми проймами, обычно с отложным воротником. В декоративном оформлении большую популярность приобретают мелкие оборки. Нередко вся поверхность подола женской рубахи украшалась горизонтальными рядами оборок. В начале XX в. рубахи такого покроя преобладали на всей территории проживания татар.
Ведущий: Вашему вниманию предлагаем посмотреть «Татарский танец» в исполнении Ислимесовой Виктории.
Слайд № 19, 20
Ведущий:
Согласно татарским традициям, свадьбе предшествует сватовство. А это значит, что сначала представители жениха (его отец или близкие родственники по мужской линии) отправляются в дом невесты, где ведутся разговоры о свадьбе, исключительно с родителями девушки. После того, как от них получено положительное решение на заключение брака, сваты узнают размер калыма (выкупа), а также время проведения свадьбы, количество приглашенных гостей и т.д. Только после того, как все формальности будут уточнены, сваты отправляются в дом к жениху, и рассказывают ему, о чем был уговор с родителями девушки. Раньше можно было видеть такую ситуацию, что жених и невеста встретились впервые только на свадьбе. К счастью, сегодня, такой обычай встречается крайне редко. Мужчина преподносит родителям невесты калым, а она в свою очередь преподносит жениху приданое. Сегодняшнее приданое может отличаться от тех вещей и предметов, которые использовались ранее. Как правило, нынче невестино приданое состоит из постельного белья, одежды, бытовой техники и т.д. После того как все приготовления завершены, к обеду, жених вместе с родственниками и друзьями отправляется в дом невесты. В это время невеста вместе с подружками находится в домике неподалеку от дома своих родителей. Чтобы к ней войти, жениху придется потрудиться. Раньше существовал обычай скакать на лошадях, стрелять из лука и бороться на кушаках. Сегодня эти традиции уже не встретишь, но их можно легко восполнить с помощью шуточных заданий. В случае если жених не справляется с заданием, ему приходится откупаться от подружек невесты конфетами, деньгами, подарками. Когда все испытания пройдены, невеста выходит к жениху, и они направляются в дом ее родителей, где уже собрались все родственники и друзья. Начало церемонии бракосочетания открывает молитва, которую читает мулла. Она является и наставлением молодым, и заветами семейной жизни и рекомендациями. При желании чтение молитвы (никах) может быть проведено в мечети. По ее окончании молодые возвращаются в дом невесты. Теперь они являются настоящими мужем и женой. По прибытии домой застолье продолжается. По татарским обычаям свадьба сопровождается песнями, тостами. Гости желают жениху и невесте счастья, любви, детей, достатка в семье и т.д.
Ведущий: В исполнении Яковлева Максима послушайте стихотворение «Муса Джалиль».
Муса Джалиль… Его все в мире знают.
Герой народа- наш большой поэт,
О нем легенды и стихи слагают.
Он в нашей жизни- негасимый свет.
Не преклонил колени пред врагами,
Не дрогнул пред крававым палачом,
Ведь в той войне он защищал нас с вами-
И смерть была герою нипочем.
Фашизма ада выдержал все муки-
Была в Победу вера так крепка,
Что будет восхищать он силой духа,
Шагнув в бессмертье, многие века!
Слайд № 21 и 22
Ведущий:
Все кушанья можно разделить на следующие виды: жидкие горячие блюда, вторые блюда, печеные изделия с несладкой начинкой (также подававшиеся на второе), печеные изделия со сладкой начинкой, подававшиеся к чаю, лакомства, напитки. Первостепенное значение имеют жидкие горячие блюда — супы и бульоны. В зависимости от бульона (шулпа), на котором они приготовлены, супы можно разделить на мясные, молочные и постные, вегетарианские, а по тем продуктам, которыми они заправляются, на мучные, крупяные, мучно-овощные, крупяно-овощные, овощные. Праздничным и в некоторой степени ритуальным блюдом у татар являются пельмени, которые всегда подавались с бульоном. Ими угощали молодого зятя и его дружков (кияу пилмэне). Пельменями также называются вареники с различной начинкой (из творога, конопляных семян и гороха).В качестве второго блюда в традиционной татарской кухне фигурируют мясные, крупяные блюда и картофель. На второе чаще всего подают отваренное в бульоне мясо, нарезанное небольшими плоскими кусочками, иногда слегка потушенное в масле с луком, морковью и перцем. Во время званых обедов готовился «казанский» плов из отварного мяса. К разновидности мясных вторых блюд следует отнести также отварные мясо-тестяные блюда, например кулламу (или бишбармак), общие для многих тюркоязычных народов. Заготовку мяса впрок (на весну и лето) производят путем засаливания (в рассолах) и вяления. Из конины готовят колбасы (казылык), вяленые гусь и утка считаются лакомством. Зимой мясо хранят в замороженном виде. Любимым и не менее древним является бэлиш из пресного или дрожжевого теста с начинкой из кусочков жирного мяса (баранины, говядины, гусятины, утятины и т. п.) с крупой или картофелем. Бэлиш делали больших и малых размеров, в особо торжественных случаях — в форме низкого усеченного конуса с отверстием сверху. Позже так стали называть обычные пироги (с различной начинкой), по способу приготовления напоминающие русские. Традиционным татарским кушаньем является и эчпочмак (треугольник) с начинкой из жирного мяса и лука.
Слайд № 23
Татарская кухня очень богата изделиями из сдобного и сладкого теста: чельпек, катлама, кош теле, ляваш, паштет и т. д., которые подаются к чаю. Одно из таких оригинальных блюд — чэк-чэк является обязательным свадебным угощением. Чэк-чэк приносит в дом мужа молодая, а также ее родители. Чак-чак, завернутый в тонкий лист сухой фруктовой пастилы, является особо почётным угощением на свадьбах. Рано вошел в быт татар чай, большими любителями которого они являются. Чай с печеными изделиями (кабартма, оладьи) порой заменяет завтрак. Пьют его крепким, горячим, часто разбавляя молоком. Чай у татар является одним из атрибутов гостеприимства.
Ведущий: В исполнении Мясоедовой Татьяны послушайте стихотворении « На русской земле».
На русской земле проложили мы след, Мы — чистое зеркало прожитых лет. С народом России мы песни певали,Есть общее в нашем быту и морали, Один за другим проходили года,— Шутили, трудились мы вместе всегда.Вовеки нельзя нашу дружбу разбить, Нанизаны мы на единую нить. Как тигры, воюем, нам бремя не бремя, Как кони, работаем в мирное время. Мы — верные дети единой страны, Ужели бесправными быть мы должны?
Слайд № 24 -34
Зато вновь становится повсеместным и любимым весенний праздник татар Сабантуй. Это очень красивый, добрый и мудрый праздник. Он включает в себя различные обряды и игры.
Дословно «сабантуй» означает «Праздник Плуга» (сабан - плуг и туй – праздник). Раньше он праздновался перед началом весенних полевых работ, в апреле, сейчас сабантуй устраивают в июне – по окончании сева.
В былые времена к сабантую готовились долго и тщательно – девушки ткали, шили, вышивали национальным узором платки, полотенца, рубашки; каждой хотелось, чтобы, именно ее творение стало наградой самому сильному джигиту - победителю в национальной борьбе или в скачках.
Сабантуй начинается с самого утра. Женщины надевают свои самые красивые украшения, в гривы лошадей вплетают ленточки, подвешивают к дуге колокольчики. Все наряжаются и собираются на майдане – большом лугу.
Развлечений на сабантуе великое множество. Главное - это, конечно же, национальная борьба курэш.
Слайд № 35
Для победы в курэш требуется немало силы, хитрости и ловкости. Схватка происходит по строгим правилам: противники обматывают друг друга широкими поясами, задача заключается в том, чтобы подвесить противника на своем кушаке в воздухе, а затем положить его на лопатки.
Слайд № 36
Победитель курэша – абсолютный батыр - получает в награду живого барана и с ним на плечах совершает круг почета.
Продемонстрировать свою силу, ловкость, смелость можно не только в борьбе курэш.
Традиционные соревнования сабантуя:
Слайд № 37
- Бой мешками с сеном верхом на бревне. Цель – выбить противника «из седла».
Слайд № 38
- Бег в мешках. Только они такие узкие, что бег превращается в скачки.
Слайд № 39
- Карабканье по очень высокому гладкому столбу. Наверху, естественно, ждет приз.
Слайд № 40
- Бег с ложкой во рту. Но ложка-то не пустая, в ней - сырое яичко, с которым необходимо прибежать первым к финишу.
Слайд № 41
- Скачки. Участники – юные наездники 10-15 лет. Интересный момент: награждается не только победитель, но и тот, кто пришел последним. Действительно – на празднике обиженных и грустных быть не должно!
Подведение итога занятия.
Ведущий: А, сейчас, мы приглашаем всех на Чаепитие, где вы сможете отведать национальную татарскую кухню