Урок по обществознанию на тему «Избирательное право в современной России»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
г. Минеральные Воды



Урока обществознания в 8 классе по теме
«Избирательное право в современной России»





Автор:
Литвинова Татьяна Сергеевна, учитель истории и обществознания МКОУ СОШ № 5 г. Минеральные Воды












2016г.



Пояснительная записка
к уроку обществознания в 8 классе по теме
«Избирательное право в современной России»

Автор:
Литвинова Татьяна Сергеевна, учитель истории и обществознания МКОУ СОШ № 5 г. Минеральные Воды

Направление:
гуманитарное

Тема, класс:
«Избирательное право в современной России», 8 класс

Тип:
Комбинированный урок

Характеристика класса
Общеобразовательный класс со средним или выше среднего показателем качества обученности

Программа:
Обществознание, 8 класс, Боголюбов Л.Н., Просвещение, 2012

Учебник:
Боголюбов Л.Н., «Обществознание 8», Просвещение, 2013

Раздел:
Раздел «Права человека»

Количество часов: 34 учебных часа в год, 1 учебный час в неделю

Цель: способствовать приобретению учащимися первичных знаний основ избирательного права в условиях проблемно-групповой работы
Задачи урока направлены на формирование следующих образовательных компетенций:
1 Познавательные компетенции. Способствовать формированию первичных знаний о процедуре демократических выборов, раскрыть сущность понятия “выборы”, показать отрицательные последствия политической пассивности граждан.
2 Деятельностные компетенции. Способствовать развитию навыка работы в группах по проблеме, активизации познавательного интереса к предмету “Обществознание”, к политическим процессам в государстве, городе.
3 Коммуникативные компетенции. Способствовать формированию конструктивных, доброжелательных взаимоотношений в группах, в классе. Воспитывать уважительное отношение к законодательству Р.Ф., к ее политическим процессам.

Методы:
проблемно-поисковый, исследовательский

Оборудование:
ПК, карточки для индивидуального опроса, тестовые задания для работы по новой теме, мел, доска, мультимедийная установка для показа презентаций

Формы работы:
самостоятельная, работа в парах, фронтальная работа.

Организация учебной деятельности в современной школе предполагает переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широкого использования резервов самостоятельной работы обучающихся. Реализация такого подхода возможна при внедрении в учебный процесс технологии контекстного обучения (Вербицкий А.А.). Урок ««Избирательное право в современной России»» реализован с использованием этой технологии.
Данный урок состоит из восьми основных этапов, на каждом из которых максимально создана ситуация активного включения ребенка в учебный процесс.
1 этап – организационный (2 мин) задает общее настроение последующих 40 минут, определяя ключевые действия учащихся на уроке: исследовать, рассуждать, искать, открывать.
С этого момента ребенок увлекательно по-детски и, рассуждая «по взрослому», включается в дальнейший не простой процесс.
2 этап - актуализация знаний (6 мин) Проверка домашнего задания. Работа по терминам, индивидуальный опрос по карточкам.
3 этап – изучение нового материала (5 мин) Начинается он с выступления эксперта, сопровождающегося презентацией, заканчивается подведением микроитога по вопросам к новой теме.
4 этап - закрепление изученного материала (7 мин). Учащимся предлагается ответить на вопросы учителя с помощью сигнальных карточек.
5 этап – создание проблемной ситуации (8 мин). Учащимися выполнятся индивидуально тестовое задание с дальнейшим обсуждением полученных результатов и определением уровня сформированности гражданской активности учащихся.
6 этап – решение практической задачи (8 мин).
7 этап – рефлексия урока ( 2 мин).
8 этап - домашнее задание (2 мин) дается в форме творческого задания
Отметочное оценивание в течение урока происходит на этапах закрепления, эмоциональная оценка сопутствует на протяжении всего урока.

Ход урока
I.Организационный этап
II.Проверка домашнего задания
1. Работа по терминам
Несколько учащихся получают карточки с терминами по предыдущим темам. (Личность, мораль, добро, зло, совесть, дом, гражданин, государство, право). Им даётся время на подготовку.
2. Индивидуальный опрос у доски
Два ученика выполняют задания:
А) перечислить и объяснить функции государства
Б) перечислить государственные органы РФ
3. «Мозговой штурм» (фронтальный опрос):
А) Отличие норм морали от правовых;
Б) Условия получения российского гражданства;
В) Основные признаки государства;
Г) Отрасли права;
Д) Причины отказа в получении российского гражданства.
4. Микроитог
III. Работа по новой теме
1.Сообщение учителем темы и целей урока
2. Изучение нового материала
УЧИТЕЛЬ:
Одно из прав, гарантированных нам Конституцией, – право избирать и быть избранными в органы государственной власти. Избирательное право относится к группе политических прав человека. Избирательное право реально и действительно только в условиях демократии.


Избирательное право



Активное Пассивное
(право избирать (право быть избранным в органы
органы власти) государственной и
муниципальной власти )

Имеют право избирать граждане,
Достигшие 18 лет независимо от пола, национальности, места жительства
Лишены права:
А ) лица, не достигшие 18 лет
Б) находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда
В ) признанные недееспособными.
Дееспособность – способность лица нести ответственность за свои поступки.
(Выступление эксперта учащихся из 9 кл. по теме « Что такое демократические выборы?»)

Демократические выборы - это
Конкурентные выборы, то есть все политические силы и кандидаты имеют возможность вести предвыборную агитацию, выступать по ТВ, радио, в печати.
Периодические, что избавляет общество от злоупотребления властью одной политической силой.
Представительные, то есть в выборах должно участвовать большое количество граждан. Иначе установится власть, не получившая всеобщего одобрения.



Принципы участия граждан в выборах.
Всеобщее избирательное право - избирать могут все , кроме категорий граждан, оговорённых в законе.
Равное избирательное право, то есть один человек – один голос.
Прямое избирательное право , т.е. избиратель голосует «за» или «против» кандидатов непосредственно.
Тайное голосование, т.е. исключается контроль за волеизъявлениями избирателей.

Избирательные системы

Пропорциональная Мажоритарная
(голосование проходит по (голосование за конкретного
партийным спискам) кандидата)
IV. Закрепление нового материала.
Фронтальный опрос учащихся, работа с сигнальными карточками.
УЧИТЕЛЬ:
Перед вами лежат карточки двух цветов – белого и чёрного.
Ваша задача определить слова характеризующие демократические выборы ( белая карточка) , а какие не демократические ( чёрная карточка).
Слова: - тайное голосование,(белая)
- один кандидат, (чёрная)
- открытое голосование, (чёрная)
- 25 лет (чёрная)
- белые избиратели (чёрная)
- 18 лет (белая)
- присутствие прессы (белая)
- избиратели не зависят от пола (белая)
- отсутствие прессы (чёрная)
Подведение итогов проверки.
V. Создание проблемной ситуации через выполнение учащимися теста «Я, избиратель»:
Ответьте на вопросы, выбрав подходящий ответ.
Если ваш лучший друг будет уговаривать Вас проголосовать за кандидата на пост президента, который нравится ему, то:
А) сделаю, что просит;
Б) не знаю, как поступить;
В) не сделаю.
2. Если Вам предложат приличные деньги за Ваш избирательный бюллетень, то:
А) продам;
Б) не знаю, как поступить;
В) не продам.
3. Если в день выборов президента у меня появился шанс отдохнуть в отличной компании, то:
А) я не проголосую
Б) не знаю, как поступить
В) проголосую.
4. Если Вы узнали , что в день выборов президента Ваши родители собрались на дачу и не намерены голосовать, то :
А) промолчу
Б) не знаю, как поступить
В) буду просить проголосовать.
5. Если один из кандидатов на пост президента пообещает молодёжи в случае своей победы ежегодные бесплатные поездки за границу и бесплатные банкеты каждую субботу на протяжении всего срока правления, то:
А) проголосую за него
Б) не знаю, как поступить
В) проголосую за другого кандидата.
6. Если один из кандидатов пообещает перед выборами резко снизить цены на продукты и одежду, то :
А) проголосую за него
Б) не знаю, как поступить
В) не проголосую за него.
7. Если один из кандидатов пообещает очистить страну от инородцев, из – за которых все неприятности, то:
А) проголосую за него
Б) не знаю, как поступить
В) не проголосую за него.
Обсуждение результатов тестирования
УЧИТЕЛЬ:
- Каковы результаты нашего тестирования? (на доске записываются результаты ответов на варианты «А», «Б», «В»)
- Если в ваших ответах преобладает вариант «А», то печальной может быть судьба нашего Отечества. А это означает, что и Ваша судьба незавидна. Как вы думаете почему?
Примерные ответы учащихся:
(Мы абсолютно недооцениваем смысл выборов. Мы не понимаем , что от каждого голоса многое зависит. Например, будете ли мы вообще когда- нибудь сидеть на берегу реки, ездить за границу (не бесплатно, разумеется)
мы помогаем тем, кто стремится искусственно повлиять на выборы, протащить своего кандидата. Эти люди рассчитывают не на жизненность своей программы, не на способности свих лидеров, а на интриги и силовые методы.
Продавая свой голос за обещанные блага, мы всё равно ничего не получим. Ничто не появляется из ничего. Обещания выполнены не будут.
УЧИТЕЛЬ:
- Если в ответах преобладает вариант «Б», то Вы немногим отличаетесь от предыдущего «избирателя» . Вы ничего не поняли из данной темы и думаете, что Вас политика никогда не коснётся – Я, мол человек маленький (муху не обижу!)
Если в ответах преобладает вариант «В», то всё в порядке: страна будет мощной державой, а вместе с ней будете благоденствовать и Вы. (результаты теста озвучиваются учащимся в сопровождении музыки)
Микроитог
VI. Практическая работа
Учитель предлагает тренинг «Чудо - выборы». Участники должны договорится о том:
какими качествами должен обладать кандидат в народные избранники;
Когда обсуждение закончится, успевшие подготовиться группы рассказывают, какими качествами, по их мнению, должен обладать кандидат в народные избранники
Учитель: «А почему мы назвали тренинг «Чудо - выборы»? (учащиеся высказывают свое мнение)
VIi Итог урока. Рефлексия. Уровень сформированности образовательных компетенций.
Каждый ученик получает в начале урока три жетона, которые он должен разместить в колонке со своим именем, выбирая утверждение. Например, я познакомилась с основами избирательного права, значит, располагаю свой жетон напротив этого утверждения. Так необходимо разместить три жетона. В результате видно, у скольких детей формировались все виды компетенций, у скольких только некоторые.
Вопросы
Фамилии учащихся класса
 

Я смогу объяснить основы Избирательного права другим ученикам в школе
 
 

Я могу работать в группе для достижения наилучшего результата в работе
 
 

Я смогу убедить родителей в необходимости идти на выборы
 
 

Я знаю и могу поговорить о политических событиях в стране
 
 

Я хорошо понял учебный материал и потому активно работал в группе
 
 

Я знаю, что такое выборы
 
 


VIII.Домашнее задание.
Подобрать и проанализировать материалы о выборах (с привлечением СМИ).

Список используемой литературы
1. Федеральный Закон Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Москва 1999 год.
2. Федеральный Закон “О выборах президента Российской Федерации”. Москва Центральная Избирательная Комиссия РФ 2003 год.
3. “Правоведение. Избирательное право” – комплексный образовательный проект “Шаг за шагом” Москва 1996 год.
4. И. Ахметова, Т.Иванова, А. Иоффе, П. Положевец, А. Прутченков, Г. Смирнова “Мой выбор” – учебно-методическое пособие для учителей средней школы. Москва 2003 год.
















МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
Г, МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
В 8 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ
«ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»




Разработал:
учитель
истории и обществознания
Литвинова Т.С.







Минеральные Воды 2012 г.

15