Конспект урока по обществознанию по теме Избирательное право
ТЕМА УРОКА: ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЦЕЛЬ УРОКА:Познакомить учащихся с понятием «избирательное право», создать представление о демократических выборах и принципах участия граждан в выборах.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Сформировать у учащихся представление об избирательном праве, избирательной системе, действующей в России, принципах участия граждан в выборах;
Продолжить развитие навыков самостоятельной работы, работы в группах, навыков получения новых знаний из различных источников (документы, схемы, первоисточники);
Продолжить обучение учащихся вести дискуссию, аргументировать собственную точку зрения, обобщать, анализировать, систематизировать и творчески перерабатывать полученные знания;
Формировать у учащихся активную жизненную позицию, донести до их сознания необходимость участия каждого гражданина в выборах органов власти.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
Презентации: «Избирательное право», «Избирательные системы», «Стадии избирательного процесса»
Наглядный материал, посвященный выборам, для оформления и доски;
Раздаточный материал «Статья 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» для каждого ученика (Приложение 1.);
Пакеты агитационного материала для работы в группах по числу групп;
Бумажная модель «Идеальный кандидат» для крепления на школьную доску;
Фломастеры, цветные карандаши, 1/4 листа ватмана по количеству групп.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
На школьной доске вывешен агитационный материал, посвященный выборам. (Плакаты, листовки, календари и т.п.) Вопросы к классу:
1). Какой теме посвящён наглядный материал, представленный на школьной доске?2). Что такое выборы?3). Кого могут избирать граждане нашей страны?4). Когда последний раз проходили выборы в нашем округе? Кого мы избирали?5). Участие в выборах. Это право или обязанность?6). Как характеризуются государства, в которых граждане обладают правом избирать и быть избранными?
2. Работа со схемами. Их анализ.
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО— конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (всенародном голосовании). Ст.32 Конституции Российской Федерации
АКТИВНОЕ ПРАВО ПАССИВНОЕ ПРАВО
Право избирать в органы государственной власти и местного самоуправления Право быть избранным в органыгосударственной власти и местного самоуправленияТРЕБОВАНИЯ: 1. Достижение определенного возраста. ( Президентом - с 35 лет). 2. Знание проблем государства и определённое время проживания в РФ. (Президент – проживание в России последних 10 лет постоянно). 3. Один и тот же человек не может одновременно занимать должность в различных ветвях власти (Депутат Государственной Думы не может стать Президентом и наоборот).
имеют граждане, достигшие 18 лет.
ЛИШЕНЫ ЭТОГО ПРАВА:1. Лица, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда.2. Лица, признанные недееспособными (т.е. не способными нести ответственность за свои поступки, психически больные).
Ответьте на вопросы:
1). Что такое избирательное право? Какой документ закрепляет это право?2). Каким бывает избирательное право?3). Какое право называют активным? Пассивным?4). Какие лица лишены избирательного права?5). Какие требования выдвигаются к осуществлению пассивного избирательного права?6). Что такое референдум? Какие вопросы выносятся на референдум?
Анализ схемы «Избирательные системы» проводится учителем.
1). Что такое избирательная система?2). Какие виды избирательных систем существуют в мире?3). Какая избирательная система действует в России?
3. Задание учащимся для самостоятельной работы:Ознакомьтесь с документом (у каждого ученика на столе карточка со ст. 3 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») Приложение1. Запишите в тетрадь основные принципы участия граждан в выборах.
Принципы участия граждан в выборах:1). Всеобщее избирательное право – избирать могут все, кроме лиц, указанных в Законе. Не должно устанавливаться ограничений для участия в выборах за исключением лиц, не достигших нужного возраста, недееспособных, совершивших преступления.2). Равное избирательное право – один человек – один голос.3). Прямое избирательное право – избиратель голосует «за» или «против» кандидатов непосредственно и лично.4). Тайное голосование – без контроля со стороны.
Работа учащихся с тестом. Знаком «+» отметьте верное и знаком « - » неверное утверждение:
1). Граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, вправе избирать.2). Мужчины на выборах имеют два голоса, женщины один.3). Выборы Президента РФ проводятся открытым голосованием4). Избиратель, может заполнить избирательный бюллетень дома, а в день выборов принести его на избирательный участок. 5). Только представители русской национальности могут принимать участие в парламентских выборах.6). Граждане, участвующие в выборах могут проголосовать на избирательном участке, отдав свой голос за всех понравившихся им кандидатов. Проверка выполненной работы с комментариями учителя и учащихся.
4. Учитель предлагает учащимся попытаться назвать стадии (ступени) избирательного процесса, после чего разбирается схема «Стадии избирательного процесса»:
СТАДИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
1. Составление списка избирателей.2. Деление на избирательные участки.3.Выдвижение и регистрация кандидатов.4. Предвыборная кампания.5.Голосование.6. Подсчет голосов.7.Объявление результатов.
Вопросы к классу:
1). Все ли граждане, обладающие активным избирательным правом, реализуют его на практике?2). По каким причинам люди не ходят на выборы?3). От чего зависит политическая активность населения?4). Что лучше для избирателя много или ограниченное число кандидатов?5). Какие средства используют кандидаты и политические партии для победы на выборах?
5. Работа в группах.
Группам предлагается пакет агитационных материалов (статьи, листовки, обращения, плакаты), агитирующие за определённого кандидата.
Задание: Ознакомиться с пакетом материалов и ответить на вопросы:1). Понравился ли вам материал? Чем? 2). На что вы сразу обратили внимание?3). Назовите плюсы и минусы агитационного материала.4). Что бы вы изменили, добавили?5). Ясна ли, исходя из материала, программа кандидата (партии)?6). Отдали бы вы свой голос в поддержку данного кандидата (партии)?
После подготовки проводится обсуждение представленных материалов.
6. Продолжение работы в группах.
Учитель прикрепляет к школьной доске фигуру «Идеальный кандидат», сделанную из бумаги.
Задание группам: Подумайте, какими качествами, личными, деловыми, должен обладать «Идеальный кандидат». Назовите не менее 6 таких качеств. Запишите их на отдельных листочках бумаги.
После выполнения задания представители групп называют качества «Идеального кандидата». Поясняя свой выбор, и крепят листочки на бумажной фигуре «Идеального кандидата». Учитель подводит итог выполненной работы.
7. Продолжение работы в группах.
Задание группам: Подготовьте плакат, призывающий граждан принять участие в выборах.
Представление проектов, их обсуждение и оценка.
8. Подведение итогов урока.
Учитель предлагает учащимся поделиться своими впечатлениями об уроке либо предлагает ответить на вопросы:
1). Какую тему мы обсуждали сегодня на уроке?2). Что нового вы узнали?3). Почему надо принимать участие в выборах?
Тестовые задания
1. Верны ли следующие суждения о правах граждан?
А. В референдуме имеет право участвовать гражданин РФ, достигший 18-летнего возраста
Б. Гражданин, признанный судом недееспособным, не может принимать участие в выборах
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
2. Какие основания лишения избирательных прав граждан соответствуют Конституции РФ?
А) отсутствие политической культуры Б) вхождение в оппозиционное объединение
В) признание судом недееспособным Г) содержание в местах лишения свободы по приговору суда
1) Верны Б и Г 2) Верны В и Г 3) Верны А и В 4) Верны все суждения
3. Какие цензы предусматривает действующее в России избирательное право?
А) образовательный Б) имущественный Г) возрастной Г) оседлости
1) верны Б и Г 2) верны В и Г 3) верны А и В 4) верны все суждения
4. Установите соответствие между различными понятиями и их значениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
Значение Понятия
А) Формирование органов власти из 1) Референдум
Представителей общественных объединений
В зависимости от числа набранных голосов
Б) Избрание представительных органов власти 2) Пропорциональная избира-
По одномандатным избирательным округам тельная система
Большинством голосов
В) Конституционное право граждан РФ 3) Предвыборная агитация
Избирать и быть избранным в органы государ-
ственной власти и выборные органы местного
Самоуправления
Г) Деятельность граждан РФ, общественных 4) Мажоритарная избирательная
Объединений по подготовке и распространению система
Информации, имеющей целью побудить
избирателей принять участие в голосовании
Д) Всенародное голосование по наиболее 5) Избирательные права граждан
Важным вопросам государственной и общест-
венной жизни
9. Домашнее задание:
1). Изучить все записи в тетради.2). Составить кроссворд по теме «Выборы» (по желанию).3). Составить словарь по теме «Выборы» (по желанию).
Приложение 1.
Федеральный Закон Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации Статья 3 1. Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению».
Литература:
Конституция Российской Федерации. М., Юридическая литература, 1993г..Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
Глухарева Л.И. Права человека: Гуманитарный курс: Учебное пособие. – М.: «Логос», 2002.
Денисюк Н.П., Соловей Т.Г. и др. Политология: Учебное пособие для студентов вузов. – Мн.: НТООО «Тетра-Системс», 1997.
Иоффе А.Н. Методические материалы по гражданскому образованию: «Книга ресурсов»: Учебное пособие. – М.: ООО «Издательский дом «Новый учебник», 2003.
Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические вузы. – М.: «Зерцало», 2004.
Крупеня Е.М., Рудинский Ф.м. Методические рекомендации к семинарским и практическим занятиям по курсу «Права человека». - М.: «Логос», 2003.
Права человека: Методика преподавания в школе (9-11-е классы)./ Сост. И.Бочаров, П.Миков и др. – Изд. 3-е. – Пермь: «Здравствуй», 2004.
Сирота Н.М. Политология: Курс лекций. – СПб.: «Паритет», 2000.