Методический материал по теме Роль самосознания и самореализации в становлении личности школьника

Содержание



13 TOC \o 14ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Роль самосознания и самореализации в становлении личности. 4
2. Психологические особенности возраста старшеклассников. 6
3. Возможности методики КТД в самореализации и самопознании старшеклассников. 8
4. Система общешкольных КТД и роль заместителя директора по воспитательной работе в этой деятельности. 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13 PAGEREF _Toc501461680 \h 141415
Список литературы 13 PAGEREF _Toc501461681 \h 141615
Приложение № 1. 13 PAGEREF _Toc501461682 \h 141715
Приложение №2 20
Приложение № 3. 13 PAGEREF _Toc501461684 \h 141915
Приложение № 4. 13 PAGEREF _Toc501461685 \h 142215
Приложение №5. 13 PAGEREF _Toc501461686 \h 142415
15






























Введение.

Одной из важных задач для любого государства является задача социального становления личности ребенка. Особенно это значимо для нашего общества, в период переориентации ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта у детей и подростков.
От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, от того, насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем.
В связи с этим значительно возрастает социальная значимость деятельности школы, направленная на создание условий для социализации ребенка. Работа с детьми должна строиться с учетом интересов детей и предполагает развитие их инициативы и общественной активности.
Главная задача воспитателя: наполнить интересы подростков социально значимым содержанием, основанном на опыте поколений, помочь им в освоении и использовании этого опыта, преобразуя окружающую жизнь к лучшему.
В процессе организации разнообразной деятельности детей необходимо педагогическое влияние, которое могло бы стимулировать работу ребят над собой и развивать их коммуникативные способности. В настоящее время перед детьми и, в частности, перед подростками возможность выбора деятельности по интересам неограниченна.
Меня как заместителя директора по воспитательной работе в школе привлекает возможность создания условий для самореализации и самосознания старшеклассников через коллективную творческую деятельность (КТД).
Отсюда вытекает тема моего исследования: "Самореализация и самопознание старшеклассников через КТД".
Целью данной работы является раскрытие возможностей КТД в становлении личности старшеклассника, в его самопознании и самореализации.
В соответствии с поставленной целью в работе были определены следующие задачи:
- определить психологические особенности старшеклассников;
- показать роль самопознания, самовыражения в становлении личности;
выделить особенности КТД;
выявить, как КТД помогает самореализации и самопознанию старшеклассников на примере построения системы общешкольных дел и определить роль заместителя директора по воспитательной работе в этой деятельности.
1. Роль самосознания и самореализации в становлении личности.

Личность всегда выступает как исполнитель определенных социальных ролей, которые определяют содержание деятельности человека и требования к ней.
Социальные роли заданы нам обществом; одни из них зафиксированы в официальных документах (уставах организаций, правилах для учащихся, правах и обязанностях и т.д.), другие закреплены в обычаях и традициях (так называемых "неписаных" законах) или определяются интересами человека. С возрастом число социальных ролей расширяется, совершенствуется мастерство их исполнения, и, таким образом, человек реализует себя.
У каждого ребенка существует относительно постоянная система поведения. Одни дети являются "генераторами" идей - это, как правило, самые талантливые члены коллектива, другие - организаторы и координаторы, которые становятся лидерами. Есть еще энтузиасты - самые активные члены коллективы, которые увлекают своим примером окружающих на действия по реализации поставленной цели.
Наконец, существуют исполнители, которые добросовестно реализуют чужие идеи, но нуждаются при этом в подбадривании. Существуют еще помощники, те, кто не претендует на первые роли, а добровольно согласны на роли второго плана; посредники - это те, кто налаживает отношения внутри коллектива и между коллективами; есть еще контролеры, которые способны осуществить анализ ситуации и может подтолкнуть к деятельности других.
Стремление реализовать себя - общее для всех людей.
Подросток реализовать себя, "выполнить себя" может в процессе общения. Этому призвано способствовать педагогическое условие: общение как средство самореализации подростка. Самореализация старшеклассниками своего "я" связана с его самопознанием и саморазвитием. Саморазвитие - первично, это объективный процесс, не зависящий от разума человека и его воли. С возрастом оно перерастает в самовоспитание - управляемой самой личностью саморазвитие. Это происходит тогда, когда подросток все более сознательно начинает участвовать в совершенствовании своего "я". Самопознание - необходимое условие и средство самовоспитания, успешной организации любой деятельности и своих отношений с окружающим миром. Поэтому очень важно, прежде всего, побудить ребенка задуматься над собой, оценить себя. С помощью самопознания формируется самосознание - система представлений человека о самом себе, своих качествах, способностях, своей социальной значимости. Показателем самосознания является самооценка, т.е. оценка ребенком самого себя, которая служит основой самореализации.
2. Психологические особенности возраста старшеклассников.

Работа со старшеклассниками - учениками старших классов, возраст которых 14-17 лет, имеет свою специфику, исходя из психологических особенностей возраста.
Возраст 14-17 лет характеризуется психологами как "переходный возраст" - от детства к зрелости и имеет своей биологической основой половое созревание. Переход от детства к взрослости в человеческом обществе предполагает не только физическое созревание, но также приобщение к культуре, овладение определенной системой знаний, норм и навыков, благодаря которым индивид может трудиться, выполнять общественные функции и нести вытекающую отсюда социальную ответственность.
Переходный возраст мыслится как этап развития личности, как процесс перехода к самостоятельной ответственной деятельности взрослого человека.
Так, Л.И.Божович определяет старший школьный возраст как юношеский, сосредоточив свое внимание на развитии мотивационной сферы личности: определение старшеклассниками своего места в жизни и внутренней позиции, формировании мировоззрения и его влияния на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание. Для юношеского возраста характерны психологическая напряженность как следствие полового созревания, противоречивость ценностных ориентаций, категоричность суждений, абстрактность жизненных планов.
В этом возрасте ребята большое значение придают своей внешности. Существует тесная связь между внешностью подростка и его оценкой одноклассниками. Если одним подросткам для самоутверждения среди сверстников достаточно роста и физической силы, то другие предпочитают интеллектуальные качества и волевые. Это зависит от самосознания.
Юношеский возраст - важный этап развития умственных способностей. Развитие познавательных функций и интеллекта в юности имеет две стороны: количественную и качественную. Количественные изменения в уровне развития: подросток решает интеллектуальные задачи легче, быстрее, эффективнее. Качественные изменения - сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает.
Этому возрасту присуща эмоциональная неуравновешенность, напряженность, тревожность. Подростки наиболее тревожны в отношениях с одноклассниками и родителями, наименее - с посторонними взрослыми и учителями.
Закономерности юношеской психологии предполагает необходимость личностного подхода к старшеклассникам.
Личность есть там, где есть свобода и творчество. Это - важнейшее требование к условиям формирования.
Каждый человек должен пройти свой путь, но воспитатель обязан дать ученику максимально точную карту местности, по которой ему предстоит идти, указать важнейшие ориентиры и научить технике ходьбы. Он может поделиться личным опытом своего собственного жизненного поиска. Объективное знание поможет ученику яснее видеть вокруг, а жизненный опыт старшего друга - глубже разобраться в самом себе и понять, что проторенные тропы не самые интересные. Остальное - дело самого путника. Никто не может заранее сказать, куда именно ему нужно будет свернуть на крутом повороте жизни, когда привычная тропа раздваивается или исчезает из виду. Но ему поможет приобретенный с помощью воспитателя опыт принятия решений и готовность принимать за них ответственность. Поэтому необходимо, чтобы в основе воспитательного воздействия всегда лежало вечно живое творчество. А всякая деятельность с детьми была творческая. Творчество - это создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.
















3. Возможности методики КТД в самореализации и самопознании старшеклассников.

Максимальное самопознание и самореализация старшеклассников происходит в процессе коллективной деятельности, где коллективная - совместная, объединенная общими интересами, а деятельность - занятие, труд. Итак, что же за деятельность представляет собой КТД. Сутью КТД является организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все члены коллектива участвуют в планировании и анализе, деятельность носит характер коллективного творчества и направлена на пользу и радость далеким и близким людям.
В основе педагогики коллективных творческих дел лежат идеи:
во-первых, коллективная организация деятельности;
во-вторых, коллективное творчество;
в-третьих, коллективное целеполагание;
в-четвертых, ситуации-образцы;
в-пятых, эмоциональное насыщение жизни коллектива;
в-шестых, общественная направленность коллектива.
Немного истории. В 1959 г. в Ленинграде Игорь Петрович Иванов и Фаина Яковлевна Шапиро организовали Коммуну юных фрунзенцев - как способ организации жизни пионерско-комсомольского коллектива.
За 40 лет педагогика коллективного творческого воспитания проделала сложный и противоречивый путь, имела свои взлеты и спады.
Идеи коммунарской методики связаны между собой, динамичны, устремлены. Коллективные дела состоят из коллективной организации деятельности и коллективного творчества на пользу радость людям. Ребята и взрослые - равноправные члены коллектива. Правда, на первых порах именно взрослые, педагоги - путеводители и проводники. Но со временем их функции выполняют все члены коллектива по очереди.
Коллективная организация деятельности - это способ, при котором все члены коллектива втягиваются в планирование, подготовку, свершение и обсуждение совместных дел.
Коллективное творчество - это организация и проведение совместных дел с выдумкой, фантазией, игрой, импровизацией, "не так, как у всех".
Коллективное целеполагание - это совместная выработка и осмысление ребятами и взрослыми целей и идеалов своей коллективной жизни, предстоящих общих дел. Осуществляется целеполагание в два этапа:
1 этап - разработка общих долговременных целей.
2 этап - выбор конкретных дел.
На первом этапе велика роль ребят-лидеров и особенно взрослых, их личных убеждений, идеалов, устремлений.
Ситуации-образцы – это ограниченные во времени (от нескольких часов до месяца) отрезок жизни коллектива, в котором ребята и взрослые живут повышенно интенсивной, напряженной коллективной жизнью в соответствии с идеалами демократии, гуманизма, творчества.
Творческие дела направлены на заботу друг о друге, устремлены на пользу и радость людям.
Эмоциональная насыщенность жизни коллектива - набор средств, специально направленных на увеличение эмоционального напряжения, возбуждение чувств единения, доверия, душевного подъема. Эти средства объединяются в две группы - символы и обряды.
Символы - значки и эмблемы, форма и девизы, речевки и символистические жесты.
Обряды - орлятский круг, когда ребята и взрослые, положив руки на плечи друг друга, поют негромко, для себя.
Общественная направленность деятельности коллектива - деятельность на пользу и радость людям.
Только длительное, последовательное осуществление всех идей коллективного творческого воспитания в их взаимных связях и соответствующих значениях может развивать личность общественную и демократическую, творческую и гуманную.
КТД - это способ организации этих самых дел. Любой классный час, вечер, поход, субботник можно превратить в коллективное творческое дело, если применить к нему определенные организационно-педагогические правила.
Как же строится, как проводится КТД?
Основных этапов четыре.
1) Коллективное целеполагание.
2) Коллективная подготовка дела (он включает коллективное планирование и собственно подготовку).
3) Этап проведения дела.
4) Этап анализа.

4. Система общешкольных КТД и роль заместителя директора по воспитательной работе в этой деятельности.

Специфика школьного воспитания заключается в том, что оно чаще всего осуществляется в групповых и коллективных формах, т.е. развитие личности школьника происходит одновременно и взаимосвязано с развитием группы. Самую общую формулу о целях воспитания вывел С.Френе: «Цель воспитания – это максимальное развитие личности в разумно организованной форме».
Поэтому целью моей работы со старшеклассниками является создание условий для развития личности старшеклассников, создание условий для их самопознания, самоопределения, самовыражения, самореализации. Для этого я в своей работе четвертый год использую методику коллективных творческих дел. За это время в нашей школе сложилась определенная система ключевых традиционных внеклассных дел.
Открывает галерею этих дел коллективное творчество, посвященное Дню учителя. Как мы это делаем. Первую очередь собираем Совет дела – представителей ребят разных классов – и определяем: во-первых, «Для чего мы это хотим сделать». Все единодушно сходятся на том, «Чтобы создать хорошее праздничное настроение учителям». Во-вторых, что для этого нужно. Ребята составляют план подготовки к празднику, распределяют обязанности: одна групп разрабатывает форму поздравительных открыток и текстов для них, другая – продумывает оформление школы и актового зала, третья группа готовит концертную программу (номера художественной самодеятельности, подбирает стихи придумывает рекламные паузы).
Готовиться к празднику начинаем заранее. По ходу подготовки рождаются новые идеи и фантазии. В нашей школе стало традицией в этот день утром встречать учителей аплодисментами. В фойе играет музыка, старшеклассники выстраиваются в «живой коридор», хором кричат: «Поздравляем», вручают учителям осенние букеты. Кульминация праздника – совместный концерт детей и учителей. После проведения праздника Совет дела собирается на подведение итогов. Обсуждаем получилось ли у нас создать учителям хорошее настроение, что получилось из задуманного, что нет и почему, что нужно будет учесть в следующий раз.
Эстафету школьных дел продолжает общешкольный КВН. Подготовка к нему осуществляется в классных коллективах определенное время. По истечении этого времени по параллелям проходит смотр классных команд КВН. А жюри, в состав которого входят и взрослые и старшеклассники – участники сборной школьной команды КВН «Горячие головы» - подводят итоги, отмечают лучшие команды, лучших игроков, за счет которых происходит пополнение «Горячих голов».
Во второй половине 2 четверти у нас проходит КТД, посвященное подготовке и проведению Нового года. Самая насыщенная по проведению коллективных творческих дел – 3 четверть. В это время мы проводим праздники:
День Святого Валентина;
Рыцарский турнир;
День защитника Отечества;
Цикл мероприятий, посвященных 8 Марта – Международному женскому дню;
Ближе к концу 3 четверти мы готовимся ко дню космонавтики. Разрабатываем цикл различных мероприятий. В это же время у нас проходит День школы.
В 4 четверти самыми важными коллективными творческими делами для нас являются день Победы, Праздник Последнего звонка, Выпускной вечер.
Особенностью общешкольных КТД является то, что Совет дела состоит из ребят разных классов. Поэтому первая и самая важная задача для меня – познакомить ребят между собой, подружить их. Для этого я использую тренинг, игры («Снежный ком», «Молекулы» и т.д.)
Мы принимаем законы:
Закон чистоты и порядка
Закон блокнота и ручки
Закон правой и левой руки
Закон 00
Закон орлятского круга
Закон «Критикуешь – предлагай! Предлагаешь – делай!»
Каждое дело творчески! Иначе зачем?
После проведения очередного коллективного творческого дела я провожу диагностику, используя методику С.Д.Полякова («Диагностика воспитания: версии для внутреннего и внешнего использования» // журнал «Директор школы», 1997 г., № 2) и В.Р.Ясницкой («Педагогическая диагностика и воспитание» // газета «После уроков» 1998 г., № 18).
Совет дела проводит диагностику настроения после мероприятия (см. Приложение № 7).
Особое место в системе общешкольных коллективных творческих дел занимает коллективное творчество группы активистов школы по подготовке к проведению и участию в районных и городских фестивалях КВН. Команда КВН школы – сборная, ребята в основном из 8-11 классов, но бывает, что привлекаются и ребята 3, 5, 6 классов – младшие братья и сестры основного состава команды. Поэтому моя задача в первую очередь – сдружить и сплотить коллектив ребят. За 4 года существования команды «Горячие головы» состав ее неоднократно менялся: одни вырастали и выпускались из школы, другие приходили и росли в команде. Всегда в команде есть лидер – это капитан команды, у нас по традиции это учащиеся 10 или 11 классов. Первые два капитана – мальчики Еремин Коля и Пузырев Руслан; третий и четвертый год – на капитанском мостике была Коурова Оля. В этом году она выпустилась и ее сменила Горбунова Оля.
При подготовке к очередному конкурсу команда разбивается на группы:
сценарная;
хореографическая;
песенная4
техническая (изготовление реквизита);
музыкальная (занимается подбором музыкальных заставок);
работает с болельщиками.
В каждой группе – свой командир, который входит в «Совет дела» - он координатор и организатор.
Моя роль – сейчас вместе с ребятами я создаю, творю. Конечно, я заранее продумываю идеи, предложения, проекты. В процессе работы стараюсь кого-то поддержать, кого-то похвалить. И удивительно, что при общении, при размышлении о будущем выступлении ребята высказывают идеи. Предложения, которые я сама хотела им предложить. Это замечательно. Значит мы мыслим в одном направлении. И мне приятно, что многие из них так же горячо любят КВН, как я. для меня самым важным здесь является создание ситуации, в которой каждый член команды имел бы активную позицию, был заинтересован в общей работе, а не являлся бы просто наблюдателем.
Второй этап у нас – репетиции и выступления. На репетициях у нас есть возможность для додумывания, импровизации. Я думаю, что принципы организации коллективных творческих дел работают потому, что они опираются на глубокие психологические основания: потребности старшеклассников в самоутверждении, самовыражении, общении.
На этом этапе КТД мне всегда очень интересно наблюдать за ребятами. Наблюдая, я для себя делаю пометки и выводы. Во-первых, как велика роль и авторитет капитана, во-вторых, в процессе общения ребята чаще стараются помочь друг другу, если у кого-то что-то не получается или не «идет роль», так, как надо, все начинают ему показывать, объяснять, как лучше это сделать, и никто друг над другом не смеется. Но если роль получилась, это смешно, то все смеются от души. И даже во время выступления, когда все очень волнуются, то стараются поддержать друг друга – поправляют костюм, греют руки друг другу, в перерывах между конкурсами утешают друг друга, если кто-то в чем-то ошибся.
Перед выступлением я всегда настраиваю ребят на игру, где у каждого из них есть возможность себя показать, проявить, а если повезет – выиграть, ну, а уж если поражение – никаких истерик, паник: главное – игра.
За четыре года участия в КВНовских играх района и города мы были 1 раз на 2 месте и 3 раза – призерами района и города. Конечно у нас много грамот, призов, но самое ценное для нас – удовлетворение от совместного коллективного творчества. После игры, особенно победной, у всех ребят очень высокий эмоциональный подъем. Они хвалят друг друга, поздравляют, обнимаются. Обычно возвращаемся в школу с песнями. Стало традицией после каждой игры устраивать чаепитие, на которое приглашаем и учителей, и родителей, и кого-то из болельщиков. Ребята звонят на радиостанции и передают приветы друг другу, другим командам. Нас поздравляют ребята из других школ, с которыми наши ребята познакомились во время игр, коммунарских сборов, совместных поездок в лагеря «Ласточка», «Юность».
Когда эйфория несколько поутихнет, мы начинаем анализировать игру – это третий этап КТД. В анализе нам часто помогает видеосъемка, фотографии. Ребята довольно критично относятся к своим промахам, сразу выясняем, в чем причина, чего следует избегать в дальнейшем. В обсуждении принимают участие все ребята. Обсуждаем и то, как подготовили реквизит, сделали музыкальные заставки, как разучили слова, песни и танцы, и как все это в общем отразилось на игре.
В момент коллективного анализа я стараюсь создать атмосферу доверия и откровенности. Здесь мы выясняем вместе с ребятами:
Были ли мы дружными, доброжелательными?
Кто показал себя с лучшей стороны и в чем?
Кому мы можем сказать «спасибо»?
И главное, была ли польза, радость от нашего выступления окружающим людям – болельщикам, жюри, родителям и учителям. Кстати, родителей на наших выступлениях с каждым годом становится все больше. Родители нам оказывают свою помощь, например, в подготовке костюмов.
Так же стало традицией готовить поздравления, сюрпризы для КВНщиков-выпускников и чествовать их на последнем звонке. Так, на последнем звонке 1999-2000 учебного года КВН-щиков выпускных 9 и 11 классов наградили звездами «Герой КВН», а кто-то получил звание «Трижды» и «Четырежды Герой КВН». Очень приятно, что выпускники – КВН-щики, в большинстве случаев, не забывают свою команду «Горячие головы», навещают во время своих каникул, пишут письма, если находятся далеко. Так, наш первый капитан, Коля Еремин, служил в армии в Алтайском крае, оттуда присылал нам письма, а мы ему писали коллективные послания с фотографиями. И было здорово, что скучают по нему, спрашивали его совет, посылали ему пожелания успешной службы. Сейчас он вернулся из армии, но в составе Ульяновской милицейской бригады находится в Чечне, и мы все очень за него переживаем.
Другой капитан – Руслан Пузыре – учится в Рязанском десантном училище, там тоже является капитаном курсовой команды КВН.
Участник команды сезона 1997-1998 гг. учится в Екатеринбурге в военном пожарном училище и тоже - курсовой капитан КВН.
Выпускницы 1999-2000 гг. Оля Коурова – наш бывший капитан, Катя Савина, Катя Молдован – теперь студентки УлГУ, члены команд КВН факультетов, а О.Коурова – еще и звезда «Виртуозов Симбирска», приглашала ребят из «Горячих голов» на свое выступление. Наши «горячеголовые» очень за нее рады о горды.




















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конкретных форм КТД великое множество. Например, по сообщению С.А.Шмакова, в Липецком педагогическом университете имеется картотека почти на 1500 названий КТД.
Содержание в каждом КТД свое, но есть общие закономерности:
Содержание КТД определяется целями, которые ставит педагог, коллектив.
При отборе содержания учитываются возрастные особенности ребят, в нашем случае – старшеклассников.
КТД ориентировано на современные, актуальные проблемы.
Содержание и форма КТД относительно самостоятельны, не привязаны строго друг к другу. Но верно и то, что одно и то же содержание может быть подано почти в любой форме.
Особое значение при проведении КТД имеет эмоциональный настрой участников. Этому способствуют все известные средства эмоционального воздействия: оформление, музыка, сюрпризы, освещение, песни, как правило под гитару, кто знает – подпевает, кто не знает – слушает, не мешает. Все это влияет на переживания, чувства ребят.
Роль педагогов во время проведения КТД может быть разной: от открытого руководства коллективным делом до тех или иных способов более опосредованного влияния (участие в работе жюри, выполнение роли «спасательной команды», если что-то не ладится).
Но чем больше у ребят опыт коллективной организации творческой деятельности, тем больше взрослые отходят от позиции организаторов к задачам регулировки настроения, взаимоотношений, позиций.
Особенностью КТД является то, что коллектив – не цель воспитания, он средство помощи развитию личности. Поэтому в КТД необходимы приемы, формы, которые побуждают ребят к самовоспитанию, учат размышлять о себе и других людях, ставят в ситуации, требующие от личности выбора – ценностей, линии поведения, форм участия в коллективной жизни.
Идеи коллективного творческого воспитания как воспитания общественного, демократического, творческого человека органично вошли в комплекс положений педагогики сотрудничества.
Педагогика сотрудничества для педагогического коллектива нашей школы – это система работы педагогов-новаторов Ш.А.Амонашвили, В.Ф. Шаталова, С.Н.Лысенковой, И.П.Волковой, Е.Н.Ильина, В.А.Караковского и других. Ее главный принцип – «не с предметом к ученику, а с учениками к предмету». Основные методические идеи ее таковы:
учение без принуждения;
идея трудной цели;
идея опоры;
идея свободного выбора, опережения, крупных блоков, самоанализа.
13 ноября 1987 г. гостем нашей школы был Ш.А.Амонашвили, который познакомился с педагогическим коллективом и детьми. Дети показали дорогому гостю концерт «от души», рассказали, как они живут, учатся, взрослеют.
Таким образом обучение и воспитание взаимодополняющие друг друга процессы.
И хотя немало в нашей школе проделано работы по самореализации и самопознанию старшеклассников через коллективную творческую деятельность, но работу в этом направлении мы будем продолжать, т.к. она для нас представляет огромный интерес.
Так, группа наших старшеклассников принимала участие в нескольких городских и районных коммунарских сборах в р/п Ишеевка, Чердаклы, Радищево и пр. Но в своей школе мы ни разу не проводили коммунарский сбор. Поэтому в перспективный план мы включили организацию и проведение коммунарского сбора в нашей школе. Для нас это новый уровень участия в коммунарском сборе – если раньше мы были гостями и участвовали в предложенных нам ситуациях, то теперь мы должны будем сами готовить эти ситуации. Новый уровень для нас сложен и ответственен, предстоит большая работа в освоении этого опыта. Пока это для нас проблемно, т.к. кроме желания и готовности детей к проведению коммунарского сбора нам надо найти единомышленников среди учителей.
В свою очередь проведение коммунарского сбора в нашей школе создаст новую возможность для самовыражения, самореализации ребят, т.к. время коммунарского сбора ребята проживут интенсивной, напряженной коллективной жизнью, примут участие в нескольких совместных творческих делах, направленных на заботу друг о друге, устремленных на пользу и радость окружающим людям. Ведь во время проведения коммунарского сбора ускоряется становление и развитие коллектива и актива ребят.
Целью подготовки и проведения коммунарского сбора в нашей школе должно стать:
Появление новых необычных форм коллективных дел, новых лидеров среди ребят.
Установление педагогической позиции, заключенной в понимании коллективного творческого воспитания прежде всего как средства формирования и самовоспитания личности.
Список литературы

Аникеева Н.П. Психологический климат коллектива
Борзов А.А., Борзова В.А. Развитие творческих способностей у детей. Самарский Дом Печати, 1994.
Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.,1997.
Караковский В.А. Стать человеком.
Классный руководитель. Под ред. Рожкова.
Кон И.С. Психология старшеклассника. М., Просвещение, 1982.
Кудинов В.А. Большие заботы маленьких граждан. М., Молодая гвардия, 1990.
Лисовский О чем спорят старшеклассники. М., Педагогика, 1990.
Маленкова Воспитание в современной школе.
Мудрик Время поисков и решений.
Мудрик Личность школьника и ее воспитание в коллективе.
Мудрик Старшеклассникам о них самим.
Мудрик Учитель: мастерство и вдохновение.
Познай себя. (Программа СПО-ФДО). Под ред. М.И.Рожкова, А.В.Волохова. М., 1993.
Поляков С.Д. Воспитание-97.
Поляков С.Д. О новом воспитании. М., Знание, 1990.
Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания.
Сазонов В.П. Организация воспитательной работы.
Селиванова Н.Л., Новикова Н.И., Караковский В.А. Управление воспитательными системами.
Соловьева З. Использование педагогических ситуаций в работе классного руководителя.
Степанова Е.И. Воспитательная система класса.
Щуркова Классный руководитель.







Приложение № 1.



Диагностика


























Приложение №2
Диагностика настроения

Вывешивается лист ватмана, на котором нарисована сердцевина и стебель цветка. Ребята по своему настроению выбирают лепесток и приклеивают его к сердцевине цветка.


Настроение:

Замечательное

Хорошее

Так себе

Плохое

Отвратительное



Цель данной диагностики – выявить эмоциональное настроение ребят, с которым они ушли с мероприятия.












Приложение № 3.

Коллективное творческое дело, посвященное подготовке и проведению «Последнего звонка».

1 этап – Коллективное целеполагание.
Цель этого КТД – организовать прощание со школой выпускников, принести им радость, выразить выпускникам свою гордость за них, пожелать им доброго пути.
2 этап – Коллективная подготовка праздника:
планируем, что надо сделать;
собственно подготовка.
3 этап – Проведение праздника.
4 этап – Анализ проведения праздника.
Итак, цель проведения праздника поставлена. Приступаем к его подготовке.
Первая группа Совета дела готовит оформление школы к празднику. Эта группа приглашает желающих со всех классов, владеющих карандашами, кистями и красками, принять участие в оформлении школы.
Вторая группа – сценарная, разрабатывает театрализованное действие.
Третья группа подбирает музыкальное сопровождение.
Четвертая – придумывает и изготовляет сюрприз для выпускников (это могут быть ордена, медали).
Пятая – готовит пригласительные для гостей.
Шестая – самая многочисленная – сами выпускники, которые готовят «Ответное слово».
И вот к назначенному сроку подготовка праздника закончена и наступает сам праздник.
Последний звонок проходит в форме традиционной линейки перед школой, на которой выступают директор, завуч, родители, гости, первоклассники.
Далее начинается театрализованное действие.





Сценарий

Звучит музыка «Сиртаки». Появляется Прометей, его сопровождают девушки в белых туниках.

Прометей: Не думайте, что гордость
Вдруг меня заставит промолчать
Но я в терзаюсь сердцем,
Чем славен ныне выпускник?

1 девочка: О, благородный Прометей!
Сей выпускник не так уж прост.
Талантливых средь них не мало.

2 девочка: Вот список этот посмотри.

Прометей: Спортсмены школы?
Надо наградить их!

2 девочка: Награждаются спортсмены средней школы № 12, защищавшие честь школы в районной и городской эстафетах, в соревнованиях по волейболу, баскетболу, шахматам.

Прометей: Ну что же? Отрадно сердцу моему. Что ж дальше?

3 девочка: О, благородный Прометей, добывший с неба для людей огонь. Вот список следующий тебе.

Прометей: Что вижу я? Как? Неужели?
Средь всех есть те,
В сердцах которых
Зажег огонь любви я,
Который зовется

Все: КВН!

Прометей: И вижу я, что их немало.
Готовы ли награды?
Им вручить!

4 девочка: Награждаются выпускники 9-11 классов, состоявшие в сборной команде КВН «Горячие головы» и сыгравшие в ее составе 1 КВНовский сезон – звездой «Герой КВН».
(перечисление фамилий выпускников)

5 девочка: Звездой «Дважды герой КВН» награждаются члены сборной команды КВН «Горячие головы», сыгравшие 2 КВНовских сезона.
(перечисление фамилий выпускников)

6 девочка: Звездой «Трижды герой КВН» награждаются члены сборной команды КВН «Горячие головы», сыгравшие 3 КВНовских сезона.
(перечисление фамилий выпускников)

7 девочка: Звездой «Четырежды герой КВН» награждаются члены сборной команды КВН «Горячие головы», сыгравшие 4 КВНовских сезона.
(перечисление фамилий выпускников)

Прометей: Тебе спасибо, юноша,
Ты можешь возвратиться к классу своему.
Об этих самому охота мне
Здесь повести рассказ.
Итак, она скромна, нежна,
Хоть маленького роста.
Но ролей ею сыграно немало.
А как она их все играла!
Ей музыка подвластна вся,
К ней всей она слова находит,
В ней есть и мысль, есть и душа
И славна будет песня та!
(звучит песня для Кати Савиной на мотив «Ты меня не ищи» группы «Вирус»)

Прометей: Не знала ее мама,
Не знал, конечно, папа,
Что детка не простая
У них в семье растет,
Что подойдет их дочке
Не кепка и не шляпка,
Фуражка капитана
Ей очень подойдет.
(звучит песня для Коуровой Ольги на мотив «Актриса» В.Меладзе)

Прометей: Ну, что ж теперь пусть слово молвят все эти выпускники 2000 года. А я прощаюсь с Вами, пора мне в путь.

(Прометей и девушки уходят)

Ответное слово выпускников.

Ведущий: Меняется все в наш век перемен,
Меняется звук, меняется слог.
И спето про все. Но выйти за дверь –
Как много вокруг забытых дорог!
В добрый час, друзья, в добрый час.
Наши дни не зря, эти дни!
Мы вас ждем, мы помним о вас.
Знайте вы, что вы не одни.
Итак, наступает самый торжественный момент. Право дать последний звонок в этом году предоставляется ученице 1А класса и ученику 11А класса.
(звенит звонок)
Торжественная линейка, посвященная Последнему звонку, закончена. Приглашаем выпускников на последний урок.




Приложение № 4.

Коллективное творческое дело, посвященное подготовке и проведению «Дня школы».

Этот праздник приурочивается к Дню космонавтики.
Советом дела разрабатывается план проведения и подготовки.
Цель праздника:
Чествование лучших учеников школы:
отличников учебы;
лучших спортсменов;
победителей конкурсов рисунков, чтецов, сочинений, школьных олимпиад.
Предоставление возможностей интеллектуального и художественного самовыражения учащихся.

В подготовке и проведении праздника принимают участие практически все учащиеся школы. В течении недели в школе проходят различные мероприятия:
спортивные соревнования для начальной школы «Старты надежд»;
конкурс рисунков «Рисуем космос»;
конкурс стихов «Космические дали»;
экскурсии в комнату-музей им. Ю.А.Гагарина;
встречи с ветеранами Байконура;
участие в городском Аэрокосмическом фестивале;
«Поле чудес» для 5-6 классов;
классные часы, посвященные дню космонавтики (1-11 классы);
интеллектуальная игра «5x52 для 7-8 классов;
интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» для 9-11 классов;
«Конкурс актерского мастерства» для 10-11 классов.
Все мероприятия проводятся членами Совета дела.
Кроме этого оформительская группа оформляет школу к празднику.
Завершается неделя 12 апреля общешкольной концертной программой «Звездный день Земли», которая состоит из:
совместного концерта учителей и учеников,
вручения грамот и призов победителям конкурсов, школьных олимпиад, отличникам учебы, лучшим спортсменам.
В конце праздника проводится диагностика «Настроение», «Понравилось – не понравилось».
Советом дела проводится подведение итогов, где ребята обсуждают, что из запланированного сделано, что не сделано, почему, что нужно учесть на будущее, кому скажем «спасибо», кто скажет «спасибо» себе и за что.































Приложение №5.

Коллективное творческое дело КВН

Сценарий конкурса «Визитка» к районному фестивалю школьных команд КВН «Здравствуйте, это мы!»
Под звуки горна и барабана выходит группа КВНщиков, выносят флаг, проходят на сцену.
Юные КВНщики, на месте стой, раз, два!
Товарищ главнокомандующий Засвияжской лигой КВН! Команда КВН «Горячие головы» к открытию 5 юбилейного сезона готова! Разрешите начать представление?
(Ведущий дает разрешение)
Юные КВНщики, к борьбе за дело КВН торжественно приколитесь.
(Все прикалывают значки)
Песню запевай!
(Исполняется песня «Ах, как нам нравится игра»)
(Проходящий герой) Представляем новые подушечки «Стиморол». Теперь уже без наволочек. Купите кирпич.
КВНщики! К подъему флага: «Смирно». (Поднимают флаг под «Happy birthday to you»)
Прошу обратить внимание, флаг поднимает четырежды герой КВН, находящийся в команде со дня ее основания.
Сергей, а ты мог бы поменять свою команду на самую крутую команду г.Ульяновска «Горючие головы»?
Нет.
А на самую стильную питерскую?
Нет.
Ну, а на команду-чемпиона 2000 г. БГУ?
Да нет же, нет у меня таких денег.
Сергей, а ты помнишь, как все начиналось?
(Исполняется песня «Я помню как все начиналось»)
(Проходящий герой) Сборной команде России по бросанию молота требуются квалифицированные кидалы. Купите кирпич.
Да, уже в пятый раз собрал фестиваль Засвияжские команды.
Кажется, совсем недавно КВН в Засвияжье делал свои первые шаги
(Исполняется песня «Топ-топ»)
И вот уже нам всем пять
(Исполняется песня «Идут года»)
(Проходящий герой) Молотки и стамески фирмы «Ого-го». С их помощью вы можете вырубить не только Буратино, но и папу Карло. Купите кирпич.
Да достал ты со своим кирпичом. (Выбрасывают коробку в зал.)
Да, ничего вы поете. А вот я люблю танцевать. Кстати, вы знаете, как танцевали наши бабушки?
(Показывают)
А как танцевали наши мамы?
(Показывают)
А вот так танцуем мы.
(Показывают)
А вот интересно, как будут танцевать в будущем?
А мы сейчас узнаем.
Ой, какая хорошая маленькая девочка.
Девочка, иди к нам.
Тебя как зовут?
Оля.
Рекомендую, это – будущий капитан горячеголовых. Оля, как ты думаешь, как будут танцевать в будущем?
(Оля показывает, все повторяют)
Вы просмотрели брейк на пальцах.
(Проходящий герой) Ребята, возьмите меня в команду.
(Звучит песня «Кто ты»)
(Звучит песня «Меня зовут Вова»)
Имя-то у тебя для КВН подходящее, но имя – ничто, фамилия – все.
(Все выразительно смотрят в сторону ведущего)
Владимир Геннадьевич, можно я с Вами посижу? А можно я микрофон подержу?
Ира, а я не знала, что ты здесь с кем-то встречаешься.
У меня могут быть секреты даже от своей старшей сестры.
О, Оля. Наш прошлогодний капитан, а теперь студентка УлГУ и звезда молодежного театра «Виртуозы Симбирска».
Оля, а что такое звездная болезнь, знаешь?
Возьми автограф, скажу.
(Фанаты берут автограф)
Ребята, а я вчера домой 3 часа звонил, звонил, а родители трубку так и не взяли. Ну, думаю, приду – закачу такой концерт
Ну?
Ну, пришел, попел, поплясал и спать лег.
А я вот думаю, почему меня в телевизор не берут? У меня тоже есть и перхоть и кариес.
А я вот на сцене как рыба в воде! Вот так вот рот открою, а сказать ничего не могу.
А вот говорят, что КВН – это смешно. Врут. Вот вы сами послушайте: К-В-Н,
К-В-Н, ну и что же здесь смешного?
Павлик, а что ты такой грустный?
Да вот «Му-Му» прочитал
Ну и что?
Собаку жалко, не пойму я этого Герасима
(Исполняется песня «Му-Му» на мотив «Генералы песчаных карьеров»)
А вот на нашем, когда-то станкодельном заводе сделали телевизор из куска чистого золота.
Ну а как его смотреть?
А его не смотрят, его показывают.
Кстати, Серега, а как ты вчера провел вечер?
Ну расскажи, расскажи
(Музыкальный коллаж «Подождем»)
Вот все говорят, что я такой тупой и не возвышенный. А я вот решил экибаной заняться.
Чем, чем?
Экибаной. Вот уже и лыжи купил.
Вот так. Как живем, так и шутим.
А времени у нас осталось на одну финальную песню.
(Исполняется финальная песня)









13PAGE 15


13PAGE 142215



Диагностика

Отношение учащихся к воспитательному процессу

Вовлеченность учащихся в воспитательный процесс

«Н» - не участвовал

Отношение к школьным делам (мероприятиям , событиям)

Качество психологического климата, атмосферы школьной жизни

«У» - участвовал

«УА» - участвовал в активной роли (выступал, играл, танцевал и т.д.)

«УО» - участвовал в роли организатора

«УА» - участвовал активно (выступал, играл, танцевал)