Экологическая акция Первоцветы. Легенды о цветах.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ « ПЕРВОЦВЕТ»
ЦЕЛЬ: создание условий для воспитания нравственных основ экологической культуры у детей школьного возраста.
ЗАДАЧИ:
вовлечение школьников в активную экологическую деятельность по сохранению, защите и восстановлению численности раннецветущих растений;
формирование активной жизненной позиции у детей через участие в практической экологической деятельности;
привитие школьникам навыков исследовательской деятельности;
оказание практической помощи комитетам по охране природы и Центру защиты леса Ульяновской области по восстановлению раннецветущих растений в области.
УЧАСТНИКИ ОПЕРАЦИИ:
Участниками операции являются: учащиеся школы 1-11 класса
ХОД ОПЕРАЦИИ:
1 этап – подготовительный:
Участники Операции с помощью педагогов определяют места цветения первоцветов в окрестностях г. Инза и берут эти территории на контроль.
На контролируемой территории проводится флористическое описание раннецветущих растений, выявляются наиболее редкие для нашей местности первоцветы, даются рекомендации по их сохранению. Работа выполняется с использованием исследовательской методики «Эколого – флористические исследования первоцветов».
На выявленных участках путём обследования определяют общее состояние территории, степень загрязнения (наличие свалок бытового и производственного мусора) и другого воздействия на природу (ведущееся рядом строительство, следы кострищ и др.)
2 этап – практический:
В случае обнаружения на закреплённом участке небольших по масштабу следов отрицательного воздействия человека на природу (свалки, завалы сухих деревьев и т.п.) участники операции организуют трудовые десанты. Небольшими группами они собирают мусор и выносят его с территории в специально предусмотренное для мусора место. Если же степень загрязнения и других нарушений более значительна, то об этом сообщается в комитет по охране природы.
3 этап – агитационный:
Среди участников операции есть группа волонтёров – агитаторов, которые выступали в защиту первоцветов перед учениками школы, перед жителями населённого пункта.
Работа по проведению Операции освещалась в средствах массовой информации, на сайте, «Вконтакте», а так же в школьной стенгазете «По секрету всему свету».
ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСА ПО ПЕРВОЦВЕТАМ
(Рисунки, загадки)
Это прозвище недаром у красивого цветка.
Капля сочного нектара и душиста, и сладка.
От простуды излечиться нам поможет ….(медуница).
В тенистых лесах, на лугах заливных
Его мы встречаем в разгаре весны.
Когда зацветает - красивый на вид,
Но будь осторожен: цветок ядовит!... (Калужница).
Волшебница – полночь по лесу бродила
И бусинки – звёзды в лесу обронила.
А утром из тёплой апрельской земли
Те белые звёзды цветами взошли… (Ветреница или подснежник)
Белые овечки бегают по свечке… (Верба)
Будто белый шар бела,
По весне она цвела.
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна… (черёмуха)
Весь мир становится добрей
И лучше год от года.
Возьмёмся за руки, друзья,
И защитим природу!
Во все времена люди не перестают восхищаться природой. Всю свою жизнь человек тысячами невидимых нитей связан с ней. Он часть её. Природа поит, кормит, одевает, радует и волнует, тревожит и успокаивает.
Прекрасна природа России, неповторима и многолика. Испокон веков любили русские люди Родину, свой край, родную природу. Писатели и поэты, художники и композиторы находили в ней источник вдохновения, посвящали лучшие творения. «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней!», - писал В.Н. Толстой.
Нет ничего прекраснее цветов,
Пришедших в палисады и жилища.
Они пришли из глубины веков,
Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище!
Великий сказочник Г.Х.Андерсен говорил: «Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок». Маленький цветок – это неотъемлемая часть нашей жизни. Ведь именно цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе и именинах, в праздники и памятные дни. Они необходимы нам везде: и дома, и на работе; необходимы всегда: весной и в лютый холод, жарким летом и осенью.
Без их красоты беднее наша жизнь. Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту жизни. Близость к цветам, созерцание их неповторимой красоты смягчают душу и раскрывают лучшие грани человеческого характера.
Чувство родины ощущается в каждом листочке, каждой росинке, каждом цветке.
Н. В. Гоголь писал: « Весна, долго задерживаемая холодами, вдруг началась во всей своей красе, и жизнь заиграла повсюду. Уже заголубели пролески, и по свежему изумруду первой зеленью зажелтел одуванчик, лилово – розовый анемон наклонил нежную головку».
Первые цветы появляются в лиственных лесах. Их называют эфемероидами. Это многолетние травянистые растения, для которых характерна осенне – зимне – весенняя вегетация. Цветут они рано весной, летом надземные части их отмирают, остаются лишь подземные видоизменённые побеги – луковицы, клубни, корневища.
В народе такие цветы называют подснежниками. Это и гусиный лук, медуница, хохлатка, ветреница дубравная. Но самый красивый весенний цветок – это голубая пролеска. Именно ему посвятил одну из своих пьес П. И. Чайковский.
« Плакала Снегурочка, зиму провожая,
Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала, трогая берёзы,
Выросли Подснежники – Снегурочкины слёзы».
АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ
Анютины глазки могут быть названы также подснежниками, т.к. распускаются очень рано. Анютины глазки – цветы символические. Во Франции анютины глазки – символ верности. В Польше их ласково называют «братки», и девушки дарят их своим женихам. В Англии цветок служит символом объяснения в любви: достаточно было послать его и написать своё имя, - и не требовалось больше никаких слов.
А в некоторых странах Анютины глазки – символ мудрости. Немцы называют эти цветы мачехой.(У цветка 5 лепестков. Самый крупный нижний – мачеха. Два боковых, поменьше, её родные дочки. А два верхних, самые маленькие, почти нераскрашенные, - бедно одетые, падчерицы.
Научное название цветка – фиалка трёхцветная. Цветок известен не только красотой, но и своей лекарственной ценностью. 300-400 лет назад человек начал выводить садовые анютины глазки, которые ярче и крупнее лесных.
МЕДУНИЦА.
Медуница почти также отважна: она зацветает через несколько дней после мать–и–мачехи.
В неодетом лесу медуница видна издалека, хотя растеньице невысокое, да и цветки у него некрупные. Но зато какие яркие! И не просто яркие, а разноцветные: на одном и том же растении можно видеть красные, фиолетовые и синие цветки. А если попадётся вам целая поляна, поросшая медуницей, то тут от пестроты просто в глазах зарябит.
Учёные предполагают, что пестрота эта важна для медуницы: издалека привлекает насекомых опылителей – бабочек, шмелей. Самые желанные гости – шмели. На их мохнатом тельце задерживается особенно много пыльцы. А медуница – цветок благородный: щедро угощает шмелей – помощников душистым нектаром. Его очень много в глубине венчиков. Так что название своё медуница вполне заслужила.
То, что цветки у медуницы разноцветные – удивительно. Но, пожалуй, ещё удивительнее другое: они бывают такими не сразу, а как бы переодеваются. Когда цветок раскрывается, он красный, но пройдёт какое – то время и становится фиолетовым. Пройдёт ещё немного времени – станет синим. Выходит, по окраске цветков можно судить об их возрасте: красные – значит молодые, синие – значит старые.
Пока медуница довольно часто встречается в наших лесах. Но она уже взята под охрану! Собирать её, например, в Московской области запрещено. К сожалению, не все выполняют этот запрет и из весеннего леса возвращаются обычно с охапками медуницы…
Но разве дело в одних только запретах? Унося цветы, что крадём мы у леса?! Может быть его улыбку?..
Давайте задумаемся об этом!
ГУСИНЫЙ ЛУК
Новую весну спешит встретить и маленький гусиный лук. Откуда только берётся эта смелость?!
Жёлтые цветки под инеем… много-много…У гусиного лука стебелёк – как ниточка, лист тоненький – как лоскуток, несколько цветов – как едва – едва мерцающие слабые звёздочки… и ему хоть бы что! На ветру, на холоде, под слоем инея…
Впрочем, удивляться не приходится. Ведь гусиный лук, как и другие весенние цветы, начинают развиваться ещё зимой, под снегом.
Цветущий гусиный лук вы будете встречать примерно месяц. Каждое растеньице, отцветая, ложится на землю. Снующие повсюду муравьи заползают на него и находят семена с питательными придатками. Они разносят эти семена так же, как семена хохлатки, чистяка… В почве у гусиного лука остаётся маленькая луковица, а надземная часть растения вскоре после цветения отмирает. Следующей весной из луковицы вырастает новый стебелёк с цветками, и всё повторяется…
Весна! Черные проталины земли, а на них яркие и красивые, словно брызги неба, первые цветы.
Сразу же возникает желание сорвать, принести домой эту частичку весны. И рвем, приносим. А через день бросаем в мусорное ведро. Так ежегодно погибает огромное количество первоцветов.
А в лесу с каждым годом все меньше этой красоты. Первоцветам нужно помочь, они ждут охраны и защиты.
Люди всей планеты, берегите первоцветы!
Берегите первоцветы!
Нашу вечную красу,
Пусть, как яблоневым цветом,
Украшают землю всю!
Берегите первоцветы!
В эти радостные дни,
Потому что первоцветы
Дарят радость и мечты!
Стартовала экологическая акция «Первоцвет».
Данная акция в нашей школе проводится уже не первый год. С учащимися школы было проведено ряд мероприятий природоохранной направленности.
В классах прошли интеллектуальные викторины «Первоцвет». Ребята включились к проведению этих мероприятий с большим энтузиазмом.
В ходе викторин выяснили, какие цветы называют первоцветами. Многие знали о подснежниках, но не думали, что мать-и-мачеха тоже первоцвет. Также к первоцветам относятся прострел или сон-трава, медуница, одуванчик.
Ребятам рассказали много интересного о первых весенних цветах, показали картинки с изображением этих цветов. Так же ученики начальных классов узнали, что некоторые виды первоцветов занесены в Красную книгу. И пришли к выводу, что нельзя рвать цветы, ведь они быстро увянут, и не будет красоты!
На уроках технологии учащиеся начальных классов сделали из гофрированной бумаги композицию «Первые цветы».
У учащихся 5 – 6 классов прошла экскурсия в природу под названием «На свидание с первоцветами», где они познакомились с первыми весенними цветами, растущими в нашей местности, а так же вспомнили правила поведения в лесу.
Цели и задачи:
Формировать представления детей о неразрывной связи человека с природой.
Продолжать учить детей умениям правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей.
Способствовать развитию современного экологического мышления.
Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувства милосердия.
1. Весна наступает!Мы рады безмерно!Цветут нам на радостьПодснежники, верба!
2. Порадовать хочетПрирода красой.А мы? Мы их губим –Цветочки весной!
3. В лесу на поляне, ранней весной,Пророс из под снега цветок голубой!Не рви, полюбуйся, его пожалей - В природе живым он цветет красивей!
4. Цветут первоцветы,Как малые детки.Пушистые, нежные,Глазки – розетки.
5. Не трогайте!!!Просто любуйтесь, друзья!Жить без красотыНам на свете нельзя!
6. А если с собойВы хотите их взять –Со взрослыми выкопать и поливать!
7. Но только, пожалуйста,Вы их не рвите!Багульник, подснежникиВы не губите!
8. Как синее небоЦветочки прекрасны!И их сохранитьМы хотим не напрасно!
9. Пусть ими любуютсяДети и внуки!А наши не тронут ихДобрые руки!
По всей стране стартовала акция «Первоцвет» Учащиеся нашей школы также принимают участие в этой акции. Первоцветы – символы весны и пробуждения природы. Конечно, они привлекают людей, и многие идут в лес, чтобы собрать букет. При этом повреждаются подземные части растений и будущей весной первоцветы на этом месте уже не вырастут. Сами же букеты вянут уже через несколько часов после сбора. Поэтому всякие сборы первоцветов крайне нежелательны. В рамках этой акции запланированы и проводятся следующие мероприятия:
1. Викторина: «Первоцветы нашего края».
2. Конкурс рисунков: «Первоцветы вокруг нас»
3. Конкурс листовок в защиту первоцветов.
4. Волонтерские акции среди населения (анкетирование, распространение листовок).
5. Театрализованное представление в защиту первоцветов.
Хочется надеяться, что наши весенние цветы не разделят судьбу своего тезки Адониса из мифов Древней Греции. Берегите первоцветы!
Подснежники. История происхождения для детей
Волшебные первоцветы — подснежники
Издавна первоцветы в виде подснежника считались эмблемой надежды и, конечно, подснежник часто становился героем различных легенд и сказаний...
Однажды старуха-Зима со своими спутниками Стужей и Ветром решила не пускать на землю Весну. Все цветы испугались угроз Зимы, кроме подснежника, который выпрямил свой стебелёк и продавил брешь в толстом снежном покрывале. Увидело Солнце его лепестки и согрело землю теплом, открыв дорогу Весне.
По одной древней легенде, подснежники были первыми цветами на земле. Когда Бог изгнал Адама и Еву из рая, на земле была зима, и шёл снег. Ева замёрзла и стала плакать. Снежинки пожалели её, и несколько из них превратились в цветы. Ева очень обрадовалась этому. У неё возникла надежда на прощение, а цветы — подснежники — с тех пор стали символом надежды.
Другая легенда повествует о том, что богиня Флора раздавала цветам костюмы для карнавала и подарила подснежнику белый. Но снег тоже захотел принять участие в карнавале, хоть наряд ему не полагался. И он стал просить цветы поделиться с ним одеянием. Цветы, боясь холода, не откликнулись на его просьбу, и только подснежник укрыл его своим хитоном. С тех пор снег и подснежник неразлучны друг с другом.
Существует одна давняя история, которая по своему сюжету напоминает волшебную сказку. Давным-давно жили-были брат и сестра. Родители у них умерли рано, оставив домик на краю леса, и дети были вынуждены заботиться о себе сами. Брат промышлял охотничьим ремеслом, а сестра же хлопотала по хозяйству. И вот однажды, когда брата не было дома, решила сестра набрать снега почище, чтобы вымыть полы в горнице. Весна только вступала в свои права, и поэтому снега в лесу было ещё немало. Взяла сестра два ведра и пошла в лес. Забрела она довольно далеко от дома. Но девушка хорошо знала лес, потому и не боялась заблудиться. Вот только другая беда её здесь подстерегала: старый леший, объезжая на хромом волке свои владения, увидел девушку и смекнул, что ему бы такая опрятная хозяйка не помешала. Схватил он её и повёз в свою берлогу. Но девушка не растерялась — рванула верёвочку бус из речного жемчуга, оставшихся от матери, и стала помечать свой путь бусинками. Но они проваливались бесследно в снег. Поняла девушка, что не найти её брату, и горько заплакала. Сжалилось ясное солнышко над горем сироты, растопило снег, и на том месте, куда падали жемчужинки, выросли первые весенние цветы — подснежники. По ним-то брат и нашёл дорогу в берлогу лешего. Как увидел леший, что его убежище обнаружено, завизжал и пустился наутёк. А брат с сестрой вернулись в свой дом и зажили счастливо.
А вот ещё одна красивая польская легенда о происхождении подснежника.
На дворе стояла суровая зима. В избушке, находившейся в горах, жила семья. Отец семейства пошёл по свету в поисках работы, а жена и двое детей остались его ждать. Под конец января вдруг занемог мальчик, и знахарка определила недуг, но для его лечения нужны были свежие цветы и листья. Отправилась тогда его сестра на поиски растений и увидела, что всё кругом сковано льдом и покрыто снегом. Бросилась она на землю и стала горько плакать. Эти горячие и сердечные слёзы девушки пробили снежный покров, добрались до земли и разбудили нежные цветы — подснежники. Они начали пробивать себе дорогу через толстый слой снега и, наконец, выползли на поверхность. И всюду, где плакала девочка, поднимались из земли белые цветы. Юная красавица нарвала их, принесла домой — и братишка был спасён.
Есть и немецкая версия истории происхождения подснежника. Когда земля впервые окуталась снегом, ей очень не хватало зелёной травы, цветов и прекрасных растений. И тогда белый подснежник достался холодной зиме и колкому снегу, как предвестник уходящих морозов. Подснежнику снег так обрадовался, что позволил цвести прямо под своим холодным покрывалом.
В Румынии и в некоторых странах существует один прекрасный весенний обычай.
1 марта все люди дарят своим любимым или родным и близким небольшой подарок — Марцишор. Это два шёлковых шнурочка с кисточками на концах, сплетённые вместе (один должен быть белого, а второй красного цвета), и цветок (чаще всего это — подснежник), сердечко или что-нибудь другое. Таким образом люди отмечают приход весны, считая 1 марта своеобразным праздником весны и любви. А сама легенда звучит следующим образом.
Однажды Солнце спустилось в одном селе в виде молодого человека, чтобы немного повеселиться. Злой Змей долго сторожил его, а потом выкрал среди людей и закрыл в своём дворце. Мир загрустил, птицы перестали петь, источники перестали течь и звенеть, а дети забыли, что такое веселье и смех. Мир погрузился в мрак, печаль и уныние. И никто из жителей не посмел бороться со страшным Змеем. Но нашёлся один смелый юноша, который вызвался спасти Солнце. Многие люди снаряжали его в дорогу и давали ему свою силу, чтоб он мог побороть Змея и освободить Солнце. Путешествие продолжалось всё лето, всю осень и всю зиму.
Нашёл парень дворец Змея, и завязался бой. Юноша победил Змея и освободил Солнце, и оно поднялось на небо. Ожила природа, люди обрадовались, но отважный юноша не успел увидеть весну, так как был смертельно ранен. Его тёплая кровь стекала из раны и текла на снег. Там, где снег таял, вырастали белые цветочки — подснежники, вестники весны. Последняя капля крови упала на белый снег. Умер мужественный юноша.
С той поры в честь освободителя мира от тьмы и грусти молодые люди сплетают два тонких шнурочка с кисточками: один белый и один красный. Они дарят их девушкам, которых любят, или близким и родным. Красный цвет обозначает любовь ко всему прекрасному, напоминая цвет крови юноши, а белый цвет символизирует снег.
Мать – и мачеха. Легенды этого растения. Описание и назначение.
Мать-и-мачеха радует первыми весенними цветками. Это настоящее растение весны. Еще лютуют морозы и только-только появились проталинки, а мать-и-мачеха уже показала свои золотистые цветы. Укутанные теплыми волосками, они превосходно чувствуют себя. Когда пригревает солнце, цветы распускаются, расправляются. Но если ожидается мороз, холодная весенняя непогода, цветки немедля прячутся в пушистый воротник, который сохраняет нежные лепестки от стужи. В народе по цветам мать-и-мачехи определяют погоду, а еще мать-и-мачеха обладает уникальными лечебными свойствами.
Легенда о мать-и-мачехе
Странное название этого растения породило много сказок и легенд примерно одинакового сюжета. Счастливо, согласно жила семья, покуда не заболела, а потом и умерла мать. Ссутулился хозяин дома, затихли песни и радостные игры у ребятишек. Соседка, вдова молодая, которую покойница никак не жаловала, ловко вошла в доверие и перебралась в осиротевший дом новой женой. С виду вроде бы все хорошо: дети ухоженные, муж доволен. Но стали замечать люди, что жизнь в семье будто замерла. Мачеха говорит тепло, а холодом веет, проведет рукой по волосам словно репьев насажает. Как пригрело весеннее солнце, младшая дочь от тоски стала на косогор к речке бегать, слезы выплакивать. Как-то раз подняла голову, а у ног цветочек желтенький расцвел. В тот день навсегда исчезла мачеха, след ее простыл. А цветок каждую весну появляется. Посмотрит, хорошо ли детям, и снова пропадет. На его месте летом листья вырастают, сверху холодные, а снизу теплые, мягкие.
Мать-и-мачеха - это многолетнее, травянистое растение из семейства сложноцветных. Цветоносные побеги толстые, короткие, покрыты слоем пушистых волосков. Цветочная корзинка одна, цветки расположены в несколько рядов. По краям корзинки цветки язычковые, в середине трубчатые, с желтоватым хохолком. Пока растение цветет, стебель вытягивается, цветоложе выпячивается, цветки, превратившиеся к этому времени в семена, ветер легко сдувает и разносит во все стороны. Попадая на благоприятную почву, семена прорастают за несколько часов. Кроме того, растение мать-и-мачехи обладает большой живучестью и подвижностью, корневище которого расползается далеко от основной части.
2. Легенда о мать – и – мачехе
Одна злая женщина задумала погубить дочку своего мужа, потому что не хотела, чтобы он ходил встречаться с ней и своей бывшей женой. Заманила она ее к обрыву и столкнула с него. Тем времeнем мать, обнаружив пропажу девочки, бросилась ее искать, но опоздала: девочка уже не дышала. Бросилась мать на мачеху и, сцепившись, полетели они на дно оврага. А на следующий день покрыло склоны его растение, листья которого с одной стороны были мягкие, а с другой стороны жесткие, и возвышались над ними маленькие желтые цветки, напоминавшие светлые волосы девочки.Мать-и-мачеха – удивительный цветок, все слышали о нём, но не каждому посчастливилось увидеть его во всех стадиях роста. Таковы биологические особенности данного растения. Нельзя любоваться всеми органами этой травы в одночасье: смотришь на цветок, когда листьев еще нет, они появляются и развиваются до глубокой осени, а семянки разносятся ветром после созревания.Любителям и ценителям природы будет приятно узнать, что мать-и-мачеха первая украшает талую землю, выводя на первые весенние лужайки хороводы золотистых головок. Это скромное, удивительно жизнестойкое растение — один из первых вестников пробуждающейся весны и обновляющейся природы. Там, где еще вчера лежал снег, и намечались только проталинки, сегодня он уже сошел, обогрелись набухшие от влаги пригорки, обрывы и склоны полотен железных дорог. Из-под земли появляются упругие сочные цветоножки с коричневыми чешуйками и шерстистым опушением. Их сразу и не заметишь среди пожухлой прошлогодней травы, пока на верхушках стебельков не раскроются желто-золотистые головки соцветий.
Цветёт мать-и-мачеха в апреле – мае. По продолжительности цветения (38 дней) ей нет равных среди весенних первоцветов. Соцветия – одиночные ярко-желтые корзинки. В теплые погожие дни с утра, когда пригреет солнце, цветочные корзиночки вытягиваются на своих цветоножках, распрямляются, поворачиваясь к солнцу, и нежатся в его лучах до 17 часов. Умные цветки закрываются и поникают вместе со стебельками, они как бы засыпают.
Так растение решает три задачи:• оберегает себя от возможных ночных заморозков;• сохраняет пыльцу от намокания;• при раскрывании цветка пыльца попадает на рыльце, происходит перекрёстное опыление, так растение подстраховывается.В этот период в природе ещё мало насекомых, а остроумное приспособление гарантирует опыление, после которого соцветие засыпает навсегда и просыпается уже пушистым одуванчиком.Цветки мать-и-мачеха – хорошие синоптики, так, как наступление холодов и дождливой погоды они определяют заранее с точностью не хуже барометра.
Цветоносные стебли высотой до 25 см прямостоячие, неветвистые, опушенные, покрытые продолговатыми, розовато-лиловыми, сверху буровато-красными острыми чешуевидными листьями. К середине лета листья загрубеют и образуют сплошные плотные ковры по дну оврагов и глинистым склонам, песчаным косам рек. Стоят они до поздней осени, но сильно бывают потрепаны ветрами и оттого поредевшими, с ржавыми пятнами. Они выполнили свое назначение, накопили в многолетних корневищах запасы питательных веществ.В связи с тем, что листья развиваются после отцветания растения, их просто не замечают и не разглядывают. Глаз привлекают появившиеся к тому времени цветки других растений.
Плодоносит мать-и-мачеха в мае — июне. Семянки собраны в красивый шар, как у одуванчика, но в несколько раз большего. Кому-то повезёт в безветренную погоду увидеть такие пушистые шары, и он удивляется, почему раньше никогда не видел таких огромных одуванчиков.
Цветам мать-и-мачеха рады не только люди, но и медоносные пчёлы. Этот первенец весенней флоры, один из самых ранних медоносов имеет большое значение, так как с поступлением нектара и пыльцы заметно увеличивается сила пчелиных семей.Цветы мать-и-мачехи обыкновенной хорошо размножаются как семенами, так и вегетативно. На полях это трудно искореняемый сорняк, так как семянок образуется очень много, а для прорастания семени требуется всего несколько часов после попадания в почву. Мать-и-мачеха любит увлажненный грунт, выбирает возвышенные места, растет на глинистых почвах по берегам рек, ручьев, по оврагам, по обочинам дорог, склонам, полям, первая заселяет голые пустующие пространства.Растение мать-и-мачеха имеет старорусское народное название камчужная трава, которое прижилось в связи с применением её листьев и соцветий народной медициной для лечения “камчуги“ – старинное название подагры.За всю свою долгую историю не счесть народных названий камчужной травы. Название «мать-и-мачеха» истинно русское. Оно дано в связи с тем, что нижняя поверхность листа опушена многочисленными тонкими волосками и при прикосновении вызывает ощущение тепла. Эта сторона греет, как добрая и ласковая мать, а сверху листья гладкие, зелёные и холодные, как мачеха. Менее известны народные названия: белокопытник, двуличник, лопуха студеная, мать-трава, односторонник, опухольные листья. И ещё: трава околоречная, водяной лопух, ранник, подбел, белопух, конское копыто, царь-зелье, лапушник лесной, мать-трава – это их неполный перечень.
ВЕРБА (Verbene) Название этого дерева указывает на его священное значение – «священные ветви». Этимология ее древнеславянского названия, связывается с верчением, вращением (веретено), а также Веремье (врем'я - время, ).
Происхождение вербы в народе объясняют по-разному. Есть легенда, что верба была завезена из Китая: привезли однажды в плетеных корзинах какой-то товар, разгрузили, а корзины выбросили. Одна из ветвей принялась и выросла в чудесное дерево.
В красивой сказке Олеся Бердника «Верба та водяний цар» происхождение вербы объясняется так. Жила однажды на свете девушка невиданной красоты, и уж так любовалась собою, все в зеркальце смотрела: - Неужели когда-то пропадет вот такое чудо? Неужели полиняют брови, померкнут глаза, сморщится кожа и стану я сгорбленной старухой?
-5232032695
Много к ней парней сваталось, и от всех она требовала: - Подарите мне вечную красоту, тогда я полюблю вас. Кто добудет тайну неувядающей молодости, тот станет моим избранником. Явился к ней однажды Водяной царь, стал в любви признаваться, обещал любое желание красавицы выполнить. Отлично, - загорелась она, замыслив, однако, обмануть водяного. - Буду твоею, но ... сделай так, чтобы вечно мой прекрасный образ отражался в зеркале твоих вод, чтобы из года в год он становился все красивее и красивее.
Нахмурился царь, задумался. Понял, что дала ему дева коварную загадку, обманула его. Быть вечно молодой, быть отраженной в озере и вместе с тем не идти к нему? Но слово было сказано, достоинство властителя вод не позволяла ему отказаться от обещанного.
- Будет так, как ты потребовала, - вздохнул царь. - Вечно твой волшебный образ будет отражаться в этом озере, но станешь ты плакучей вербой - деревом прекрасным и задумчивым. Целовать я стану корни твои, которые купаться в водах моих будут, нежить косы твои зеленые волнами буйными… Вот так и появилось на Украине новое славное дерево – верба.
По тому месту, которое она занимает в народной культуре, вербу по праву можно назвать украинским деревом -тотемом, от которого, как верили в старину, происходят люди. Вероятно, в древние времена, верба символизировала Богиню, которая занималась деторождением. Недаром в украинском народе до сей поры существует поверье, что «детей находят на вербе». Она является символом жизнеспособности, быстрого роста, плодородия: из веточки, без корня, на любой почве вырастает верба. А главное - она является символом Украины: «Без вербы и калины нет Украины»
-5232031590
О вербе сложено много легенд, в которых она выступает также и символом грусти, сожаления, нелегкой женской доли, которой много приходится терпеть, гнуться, но не ломаться.
Была у матери Вербы дочь Калина. Работала она в поле, захотела пить. Увидела криницу, зачерпнула воды. Первую каплю отдала пташке и только собралась пить, как услышала далекий голос матери – « Не пей, доченька». Не послушалась Калина, снова зачерпнула воды, поднесла к губам, но пташка смахнула ее своим крылом. Снова зачерпнула девушка воды, напилась и превратилась в калиновый куст.
Бежала мать, чтоб остеречь дочку, но не успела и от горя превратилась в плакучее дерево. С тех пор мать Верба оберегает все водные источники, чтоб люди никогда не узнали злых чар.
-5232032209Еще легенда. У одной женщины было столько детей, что она, возгордившись, готова была поспорить с самой матерью – Землей своей плодовитостью. Та рассердилась и превратила ее в вербу.
В народной поэзии отмечались два свойства вербы – ее особенный шум и то, что она стоит над водой.
Шум вербы – знак вести или неожиданности, девичьей грусти.
Старались вырастить вербу возле дома. Примечали, примется – девушка замуж выйдет, а хлопец женится. В народной речи сохранилось много пословиц, примет, связанных с вербой: «Верба, что немец, куда ни ткни, тут и примется», « Верба красна – бьет напрасно», «Верба бела – бьет за дело». «Дождешься, как от вербы яблок». «У тебя и на вербе груши растут».
-523203-1868Особо отмечалась ее связь с водой. «Где верба, там вода, где вода, там и верба». «Где серебрится вербица, там здоровая водица». Вербой обсаживали криницы, ставки (пруды), чтоб вода «была пригожа и здорова».
Сажали ее и над копанками, местами, где стирали белье, чтоб вода в них очищалась.
Многие верили, что освященная верба может остановить летнюю грозу, а брошенная в пламя – помочь при пожаре. «Будь великiй, як верба, здоровий, як вода, а богатий, як земля.». «Без вербы не весна».«Верба распутицу ведет, гонит с реки последний лед» Верили, что весенняя верба передает от себя людям здоровье и силу.
Верба считалась священным деревом, символом непрерывности и постоянства жизни. Именно верба символизирует древнеславянского языческого бога Ярилу. До наших дней летом на Подолье, Волыни, в других местностях сохранился красивый обычай выбирать "Купайлицю" (купальское дерево).
Девушки и парни выбирали небольшое, но роскошное со многими ветками деревце вербы, ставили его на лугу, на берегу реки и украшали лентами, «качалками» (спелые вишни с хвостиками, сплетенные на небольшой палочке с помощью нитей), позднее и конфетами. Девушки водили вокруг купальского дерева хороводы, пели песни, часто шутливые, заигрывая с ребятами.
Вечером парни подходили к деревцу, разрывали "стражу" - круг девушек - и разбирали Купайлицю. Каждый срывал себе ленту, девушки знали, чью. Иногда парни, сорвав несколько вербовых веточек, делали перевясло (обычно это жгут из перекрученной соломы для перевязки снопов) и пытались им обвить девушку - намекали на желание любить и иметь от милой ребенка. Так создавались пары.
Ободранное купальское деревце сжигали или бросали в воду. По окончании праздника ветки вербы сажали во дворах.
С приходом христианства отношение к вербе стало неоднозначным. Старую вербу считали проклятым деревом, так как, по легенде, из вербы были сделаны гвозди для креста, на котором был распят Христос. В наказание за это та верба стала бесплодной, трухлявой и с кривым стволом. Бытовало поверье, что нечистые силы весной спасаются на вербе от поздних холодов, а после Вербного воскресенья они падают прямо в воду, поэтому с Вербного воскресенья и до самой Пасхи запрещалось черпать воду под вербой.
А еще бытовало и такое поверье: вербу дома посадить – себе заступ готовить. Считали, что человек, посадивший вербу, умрет, когда из ее ветки можно будет вытесать лопату. Данное поверье не столь уж пессимистично: пока вырастет ветка достаточной толщины, человек может естественным образом состариться и умереть.
На вербе любят качаться русалки (по поверью, существовавшему на Харьковщине, они могут бегать по ней в виде белки). Иногда о странной любви люди говорят: "Влюбился, как черт в сухую вербу".
С другой стороны, верба была для христиан священным деревом. На праздник Вербного воскресенья принято освящать вербу и хранить ее дома весь год в переднем углу за иконами.
В народе тесно переплелись старинные традиции с христианскими. Исстари верили, что верба наделяет здоровьем. Родители, придя из церкви с освященной вербой, начинали символически стегать ею своих детей, при этом приговаривая: «Верба – хлест, бьет до слез, верба красна, бьет не напрасно». Хлестали освященной вербой и себя, чтобы прибавилось здоровье, при этом приговаривая: «Не я бью, верба бьет». Освещенной вербой еще стегали и новобрачных или молодых девушек, для того, чтобы у них родилось много здоровых детей.
Святая верба пользуется большим уважением среди нашего народа. «Грех ногами топтать святую иву», а потому даже мелкие веточки, если они остались после освящения, сжигали, чтобы, не дай Бог, под ноги не попали.
Бытовало поверье, что из вербы, растущей в глубине дремучего леса, в самой чаще деревьев, куда не проникает ни один луч света, можно сделать волшебную дудочку: ее музыка развеселит и заставит смеяться самого грустного человека на свете, а злой человек, услышав ее, признается и покается во всех своих злодеяниях.
И еще в старину верили: если в темном лесу найти зеленую вербу, которая никогда не слышала шума воды и пения петуха, сделать из нее свирель и заиграть, то мертвецы оживут, встанут из могил и вернутся с того света
РОМАШКА (Matricária) - казалось бы, нет никаких сложностей в описании такого, известного даже маленьким детям, цветка. Однако, это не совсем так. Дело в том, что называть его ромашкой стали сравнительно недавно. В старину все ромашковидные растения назывались пупавками, поскольку в центре соцветия возвышается желтый "пупок».
В первой половине XVI века, на Руси широко распространились средневековые травники и лечебники, в которых описывались многие отечественные растения под их латинскими названиями. Упоминалась там и Anthemis romana – пупавка римская (ромашка аптечная), которая постепенно в обиходе превратилась в "романову траву", потом - в "роману", а в конце XVIII века, по распространенной версии, русский агроном А. Т. Болотов впервые употребил слово "ромашка", которое с той поры прочно вошло в наш язык.
Народные названия, как всегда, красивы и выразительны. Румянок, маточная трава, матренка, девичий цветок, девичник, невесточка, белоцвет, солнечник, ворожка, ромашка ободранная.
Хотя и не такие древние, как о других растениях, в народе было сложено немало легенд о происхождении ее названия, которое чаще всего связывалось с именем Роман.
В украинской легенде рассказывается, что у бедной женщины заболел сын. Денег на лекарства у нее не было, и она пошла в степь, собирала все растения, кто какие посоветует. Однажды она встретила старушку, которая несла в руках пучок белых пахучих цветов. Услышав о горе матери, она протянула их ей: "Сделай из них отвар и напои сыночка". "А как же называются эти цветы?" - Спросила женщина. "Если вылечится сынок, то назови их именем своего сына". Мальчика звали Романом, поэтому мать, поила его отваром и приговаривала: "Пей, сынок, ромашку и будешь здоровым». Так и случилось. К радости матери через несколько дней болезнь отступила. А люди с тех пор эти цветы стали звать ромашками.
А в русской легенде дано другое объяснение. Давным давно жили влюбленные – Девушка, имя ее позабылось, и юноша по имени Роман. Приснился ему однажды удивительный сон. Будто один мудрец подарил ему прекрасный цветок – с желтой сердцевиной и белыми лепестками вокруг. Утром, проснувшись, Роман увидел цветок из сна у себя на кровати. Он подарил его своей любимой, а та назвала цветок ласковым именем - Ромашка. Влюбленные часто любовались им, и однажды Девушка попросила Романа вернуться в страну снов, чтобы собрать огромный букет ромашек и подарить его людям, и он отправился в далекий путь. Несколько лет блуждал он по дальним странам и, наконец, на самом краю света отыскал царство сна.
Царь согласился подарить Роману целое поле ромашек, но взамен потребовал, чтобы тот навсегда остался в его владениях. Юноша ради любимой был согласен на все, и он остался в царстве сновидений. А Девушка долго ждала его возвращения, и однажды утром рядом с домом увидела поле прекрасных ромашек. Она догадалась, что Роман жив и любит ее, но они не смогут быть вместе. С тех самых пор ромашка считается символом влюбленных.
Всего насчитывается более трехсот видов ромашек, однако люди часто путают и называют этим именем почти все цветы с белыми лепестками — пупавку, пиретрум, нивяник и другие. Самые популярные из них - нивяники - (Leucanthemum). Однако, отличить их друг от друга совсем не сложно и под силу даже не специалистам. Нивяник – это многолетний садовый цветок, а ромашка – однолетний. У нивянника стебель один с одной же крупной цветочной корзинкой, а у ромашки стебель ветвистый и соцветий несколько. Кроме того, у нивяника листья плотные, жесткие, состоящие из цельной пластинки, и зазубрены по краям, а у ромашки листочки нежные, и они сильно рассечены. Поэтому ботаники считают ромашку и нивяник хоть и родственниками, но не такими уж близкими.
У наших предков, древних славян, ромашка причислялась к семи священным растениям (дуб, орешник, верба, ромашка, хмель, омела, плакун). Она являлась символом здоровья, добра, нежности, красоты и целомудрия. В христианской мифологии ромашка считается символом невинности младенца Иисуса.
Наряду с березой, она испокон веков символизирует русскую природу. По народным поверьям, считается, что там, где падает звезда, расцветает ромашка. Поэтому нужно обязательно загадывать желание, увидев первую в году ромашку. А еще говорят, что ромашки - это маленькие солнышки, которые соединяют множество святых дорог – лепестков.
На Украине ромашка – обязательный элемент традиционного венка. Когда девочке исполнялось три года, мама сплетала первый в ее жизни веночек. В него вплетали бархатцы, незабудки, ромашки, барвинок. Они являлись основой и самого главного для девушки венка любви, который они плели с тринадцати лет и до замужества. В ночь на Ивана Купала девушки гадали: плели венки из ромашек и пускали их по воде. Утонул венок – значит, обманул милый, нельзя ему верить. Если расплелся венок – не быть в этом году свадьбе. А если доплыл венок до другого берега, скоро и свадьбу играть.
По народным поверьям, ромашка обладала не только целительными свойствами, но и способностью охранять людей, приносить удачу. Верили: если осыпать ромашкой дом или двор, она снимет проклятия и наговоры. Матери поили детей ромашковым чаем после ухода неприятных гостей, чтобы уберечь от сглаза. Хозяйки рассыпали цветы ромашки у порога, чтобы не пускать в дом злые силы. Считалось, что ромашка аптечная, посаженная в саду, привлекает деньги и успех.
А поскольку число лепестков у цветка разное, то появилась традиция гадать на ромашке. Известно множество считалочек. Вот одна из них – «любит, не любит, плюнет, поцелует, к сердцу прижмет, к черту пошлет, любит искренне, издевается, ждет встречи, насмехается». По ромашке старались узнать не только то, что происходит сейчас, но и каким будет следующий год. В собранном букете выбирали один цветок и на следующее утро смотрели, как он выглядит. Если цветок не завял, то год будет намного лучше, чем этот, если краешки у ромашки чуть подсохли, то в будущем году ждут трудности. В любом случае такое гадание никогда не бывало совсем уж пессимистичным, потому что ромашки на следующий день никогда не вянут.
С 2008 года в России стали 8 июля отмечать День семьи, любви и верности. Символом праздника считается ромашка, а центральное место проведения — город Муром, где погребены останки святых Петра и Февронии, день памяти которых отмечается в православии с 1547 года. История их жизни и смерти - это урок великой любви и верности. А День семьи, этот новый праздник, в какой-то мере можно считать нашей альтернативой католическому дню святого Валентина, правда, с одной существенной разницей: на Руси эту дату посвящали не всем влюбленным, а только лишь состоящим в браке.
Каждое растение, будь то дерево, цветок или травинка, появилось на Земле не случайно, а с целью выполнения определенной, известной лишь Матушке-Природе, миссии.
Вот и ятрышник обыкновенный (известный также под названием кукушкины слезы) – малоприметный цветок, окутанный интереснейшей легендой своего происхождения. Это растение, вызывающее искреннюю симпатию, иначе называют ивановы руки за специфическую форму корней, которые внешне напоминают две руки: мужскую и женскую, соединенные вместе. легенды и сказания кукушкины слезы Поэтому корневая часть ятрышника в старину использовалась магами и колдунами для приготовления приворотного зелья. Также отваром этого цветка ополаскивали голову с целью повышения чувственности и возбуждаемости. А на праздник Вознесения молодые девушки по корню определяли пол будущего ребенка. Весомое место в народном фольклоре занимали легенды о цветах. Ятрышник пятнистый (кукушкины слезки), также занял свою достойную нишу в истории народного творчества.
В старину люди верили, что человек, искупавшийся при первых лучах солнца в озере, в местах, где растут кукушкины слезы, обретет молодость, красоту и здоровье. Это многолетнее растение, достигающее в высоту полуметра, также встречается среди зарослей кустарников, на опушках лесов и в еловых чащах. Пора его цветения приходится на период с апреля по август. легенда о растении кукушкины слезы. Имея прямой стебель, ятрышник внешне очень напоминает орхидею, а листья его схожи с листочками тюльпана по своему расположению и форме. Цветочки лиловой или темно-вишневой окраски размещены на прямом стебельке, аккуратно собраны в колосовидные соцветия и приманивают насекомых красноватыми пятнышками на нижнем лепестке. За эти пятнышки в народе растение и прозвали ятрышник пятнистый. Есть у этого цветка и еще одно название - кукушкины слезки. Причем существует две легенды о его происхождении
Легенда о растении кукушкины слезы
В давние времена жила на свете женщина, и было у нее трое сыновей. Росли они, как все обычные детки: веселились, радовались и горя не знали. И у матери при взгляде на любимых мальчуганов сердце пело: видела она в них свою опору и надежду в старости. Красивая и грустная легенда о растении кукушкины слезы гласит, что, стараясь прокормить своих ребят и вырастить их хорошими людьми, с утра до ночи работала бедная женщина, не жалея себя.
Тяжелый труд под палящим солнцем и проливными дождями, в лютый холод и невыносимую жару отнимал у нее молодость, время и силы. Приходя с работы, забывала женщина про отдых, обхаживая своих деток: кормила, одевала, штопала, стирала. А те совсем разбаловались и целыми днями гуляли с друзьями, по дому ничегошеньки не делали, от рук отбились и не слушались маму. Так проходили дни за днями, росли ребятки, купаясь в материнской любви и заботе, и горя не знали. Однажды, как вещает легенда о цветке кукушкины слезы, пошла женщина на реку, чтобы белье постирать и попала под сильный холодный дождь. Промокла бедненькая до нитки, замерзла и тяжело заболела. Не было у нее сил подняться с кровати, чтобы растопить печь и приготовить своим деткам обед. Стала просить она мальчишек помочь ей развести огонь в печи, чтоб в доме хоть немножечко теплее стало. Не слышат ее ребята, придумывая разные отговорки. Просит мать их водички ей принести, потому что пересохло в горле и мучает жажда. Опять не слышат ее мальчишки. Более того, каждый пытается придумать предлог поубедительнее, чтобы не выполнить просьбу матери. Не стала женщина их больше ни о чем просить, заплакала от обиды. А дети со спокойной совестью убежали гулять с друзьями, оставив ее один на один с болезнью, и ни один из троих не подошел к захворавшей матери.
Адонис или Горицвет
Название растению дано в честь прекрасного юноши Адониса, о котором рассказывает древнегреческая легенда. Богиня Афродита, рассердившись на дочь царя Кипра за то, что та недостаточно почитала ее, внушила ей страсть к собственному отцу. Царь Кинир вступает в преступную связь, не подозревая, что имеет дело с собственной дочерью, а, узнав, проклинает ее. Боги, сжалившись над нею, превращают несчастную в мирровое дерево. Спустя время из треснувшего ствола этого дерева рождается ребенок удивительной красоты. Афродита передает младенца в ларце на воспитание Персефоне, царице подземного царства. Вырастив Адониса, Персефона не пожелала с ним расстаться. Спор богинь разрешил Зевс, предназначив Адонису часть года проводить в царстве мертвых у Персефоны, а часть года на земле у Афродиты, спутником и возлюбленным которой он становится. Никто из смертных и богов не был равен ему красотой, и прекрасная богиня все время проводила с юным Адонисом. Вместе они охотились в горах и лесах Кипра, подобно богине охоты Артемиде, на зайцев, пугливых оленей и серн, избегая охоты на грозных львов и кабанов. Однажды в отсутствие Афродиты собаки Адониса напали на след громадного кабана. Это Артемида, разгневанная тем, что ей предпочли богиню любви, насылает на юношу свирепого зверя.
По другим преданиям, в свирепого вепря превратился ревнивый Арес, муж Афродиты. Адонис радовался предстоящей добыче, не подозревая, что это его последняя охота. Вот он уже приготовился копьем пронзить разъяренного кабана, но не успел: кинулся на него кабан и смертельно ранил юного охотника своими громадными острыми клыками. Умер Адонис от страшной раны. Убитая горем Афродита сама отправилась в горы разыскивать тело своего возлюбленного. Пробираясь по камням между скал, она не замечала, как острые камни и колючки терновника ранили ее нежные ноги; капли ее крови падали на землю, и на их месте вырастали алые душистые розы. Наконец, нашла богиня тело Адониса, оплакала его, и с ней горевала вся природа. В память о своей любви вырастила она из крови Адониса прекрасный цветок, который распускается каждую весну. Сжалился Зевс над горем богини любви и велел он брату своему Аиду отпускать Адониса на полгода из мрачного царства умерших на землю к солнцу. С первыми весенними лучами солнца приходит Адонис на землю, и вся природа оживает, в степи и на опушках леса распускается золотисто-желтый цветок, названный его именем. Согласно другой легенде, цветок получил имя Адониса в честь финикийского и ассирийского бога солнца Адона, который ежегодно умирал осенью и воскресал весной.
Анютины глазки
Древняя легенда рассказывает - жила когда-то на свете красавица Анюта. Она всей душой полюбила своего хладнокровного соблазнителя. Юноша разбил доверчивой девушке сердце, и она умерла от горя и тоски. На могиле бедной Анюты выросли лесные фиалки, окрашенные в три цвета. Каждый из них олицетворял три чувства, которые она испытывала: надежду на взаимность, удивление от несправедливой обиды и печаль от неразделённой любви.
Для древних греков три цвета анютиных глазок были символами любовного треугольника. Согласно легенде Зевсу приглянулась дочь арагонского царя Ио. Однако супруга Зевса Гера превратила девушку в корову. Лишь после долгих скитаний Ио снова обрела человеческий облик. Чтобы порадовать свою возлюбленную, громовержец вырастил для неё трёхцветные фиалки.
В римской же мифологии эти цветы связаны с образом Венеры. Римляне верили, что в анютины глазки боги превратили мужчин, которые тайно подсматривали за купающейся богиней любви.
С древних времён анютины глазки символизировали верность в любви. У многих народов есть обычаи, связанные с этими цветами. Например, польские девушки дарили возлюбленному анютины глазки, если тот надолго уезжал. Это символизировало сохранение верности и любви дарившей. Не случайно и во Франции трёхцветные фиалки называли «цветами на память». В Англии они были «сердечной усладой», их преподносили друг другу возлюбленные 14 февраля - в День святого Валентина.
Астра
В начале 17 века одному французскому ботанику прислали из Китая семена неизвестного растения. Семена посеяли в Парижском ботаническом саду, и растение расцвело красным лучистым цветком с желтой серединкой. Оно походило на большую маргаритку. Французам очень понравился этот цветок, и они назвали его Королевой маргариток. Ботаники и садовники стали выводить всё новые и новые сорта Королевы маргариток всевозможных окрасок. И спустя два года расцвел невиданный махровый цветок. Увидев его, один из ботаников воскликнул: «Астер!», что по-гречески означало «звезда». С тех пор этот цветок и стали называть астрой.
Бархатцы
Бархатцы или по латински Tagetes, знают очень многие. Латинское название растение получило в честь сына Гения и внука Юпитера - Тагеса (Тагета). Этот персонаж древнегреческой мифологии прославился тем, что умел предсказывать будущее. Тагес был мальчиком, однако его интеллект был необычайно высок, и он обладал даром предвидения. Похожие мифы существовали и у этрусков. Тагес представал людям в виде младенца, которого пахарь нашёл в борозде. Ребёнок рассказал людям о будущем мира, обучил гадать по внутренностям животных, а затем исчез также неожиданно, как и появился. Предсказания бога-младенца были записаны в пророческие книги этрусков и преданы потомкам. В Китае бархатцы являются символом долголетия, поэтому их называют «цветами десяти тысяч лет». В индуизме этот цветок олицетворялся с богом Кришной. На языке цветов бархатцы означают верность.
Бессмертник
По древней индейской легенде, бессмертник появился на свет следующим образом: в одном селении поженились парень и девушка. Отправляясь после свадьбы из вигвама отца невесты к родителям мужа, молодые повстречали диких зверей, которые их тут же растерзали. Жители похоронили молодоженов на берегу реки. А весной на месте их захоронения неожиданно появился светло-сиреневый цветок. Охотник, проходя мимо него, растроганно воскликнул: «Живи вечно!», и природа приняла доброе пожелание. С тех пор эти цветы в народе называют бессмертниками.
Василёк
Латинское название этого растения связано с кентавром Хироном - древнегреческим мифологическим героем - полулошадью и получеловеком. Он обладал знаниями о целебных свойствах многих растений и с помощью василька смог вылечиться от раны, нанесённой ему отравленной стрелой Геркулеса. Это и послужило поводом назвать растение centaurea, что в дословном переводе означает «кентаврово». Происхождение русского названия этого растения объясняет старинное народное поверье. Давным-давно в красивого молодого пахаря Василия влюбилась прекрасная русалка. Юноша ответил ей взаимностью, однако влюблённые не могли договориться, где им жить - на земле или в воде. Не захотела русалка расставаться с Василием, поэтому превратила его в полевой цветок, который своей окраской напоминал прохладную синеву воды. С тех пор, согласно легенде, каждое лето, когда зацветают синие васильки, русалки плетут из них венки и украшают ими свои головы.
Календула
Благодаря своеобразной форме плодов в народе календулу называют ноготками.
В русском фольклоре сохранилось древнее сказание о происхождении этого названия. В нем повествуется о том, что в одной бедной семье родился мальчик. Рос он больным и слабым, поэтому звали его не по имени, а просто Заморышем. Когда мальчик подрос, он познал секреты целебных растений и научился с помощью них лечить людей. Со всех окрестных деревень стали приходить к Заморышу больные. Однако нашёлся злой человек, который позавидовал славе лекаря и решил извести его. Как-то в праздничный день поднёс он Заморышу кубок вина с ядом. Тот выпил, а когда почувствовал, что умирает, позвал людей и завещал закопать после смерти ноготок с его левой руки под окном отравителя. Люди выполнили его просьбу. Выросло на том месте лекарственное растение с золотыми цветками. В память о добром лекаре люди назвали этот цветок ноготками. Католические христиане называли календулу «Золото Марии» и украшали ею статуи матери Спасителя. В древней Индии из календулы плели гирлянды и украшали ими статуи святых. Календулу называют иногда «невеста лета» из-за тенденции цветка поворачиваться за солнцем.
Камелия
Очень интересная легенда связана с камелией. Амур - сын Афродиты, был любимчиком женщин. Его обожали и богини, и земные женщины, но он настолько пресытился их любовью, что не знал, где найти действительно любимую женщину. Тогда его мать посоветовала, ему полететь на другие планеты в поисках возлюбленной. На одной из планет Амур услышал прекрасные голоса. Перед его глазами предстал удивительный пейзаж. Вокруг замерзшего озера возвышались скалы изо льда, отражавшие свет всеми цветами радуги. Все кругом было покрыто снегом. Подлетев поближе, он увидел прекрасных дев, у которых были белоснежные тела, прекрасные голубые глаза и волосы необычного цвета - словно серебристый ручей. Девы пели: «Хвала, тебе Господи, за то, что дал нам тело изо льда. Лед умиряет всякие желания, успокаивает страсти и гасит всякое пламя». Допев, они опустили арфы, стали рассматривать Амура. Он достал колчан и одну за другой выпускал он в прекрасных дев свои стрелы. Но все было напрасно. Они оставались, безучастны к его чувствам. Тогда обиженный Амур вернулся к матери и заплакал. Так сильно задело его бессердечие ледяных красавиц. Они были прекрасны, но, ни одна из них не воспылала любовью к Амуру. Тогда Афродита разгневалась и решила, что они не достойны называться женщинами. В наказание она превратила всех этих бесчувственных красавиц в прекрасные цветы и отправила на Землю, радовать людской глаз. Прелестные, но бездушные создания превратились в камелии. Чудные белые, розовые, ярко-красные, они не имеют ни запаха, ни нежности. Но сих пор мы любуемся этими цветами.
Клевер
Предание повествует о том, что святой Патрик использовал три листа на одном стебле для объяснения концепции святой Троицы - листья изображали Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Первое упоминание о связи крестителя и клевера встречается в начале XVIII века в дневнике странствующего протестанта Калеба Трелкелда. Он писал: «Это растение (белый клевер) люди носят на шляпах каждый год 17 марта, в день, который они называют Днем святого Патрика». Поэтому клевер или трилистник стал символом Ирландии. В день Святого Патрика полагается выпить хотя бы рюмочку спиртного в каком-нибудь ирландском баре.
Существует так называемая «Чарка Патрика» - единица измерения виски, которое было выпито в День Святого Патрика. Предание предписывает положить в бокал лист «трилистника» (кислицы) до того как выпить бокал виски. Но клевер - не уникальная принадлежность Ирландии. Действительно, есть некоторая неоднозначность в отношении к клеверу в стране, которая утверждает, что он принадлежит ей. Национальный цветок нарисован на майках ирландских сборных по футболу и регби, на хвостах самолетов авиакомпаний, на канцелярских принадлежностях Ирландского совета по туризму. Но официальный символ Ирландии - 12-струнная арфа. Единственная страна, где клевер является национальным символом - это карибский остров Монсеррат, первоначально образованный как ирландская католическая колония: там на паспорт ставят печать в форме трилистника.
Ландыш
По древней языческой легенде когда-то, давным-давно, Ландыш полюбил красавицу Весну и, когда она ушла, оплакивал ее такими горючими слезами, так что кровь выступила у него из сердца и окрасила слезы.
Влюбленный Ландыш так же безмолвно перенес свое горе, как нес и радость любви. Также существует поверье, что в светлые лунные ночи, когда вся земля объята глубоким сном, Пресвятая Дева, окруженная венцом из серебристых ландышей, является иногда тем из счастливых смертных, которым готовит нечаянную радость. По древнерусской легенде, морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал свое сердце любимице полей и лесов Любаве.
Опечаленная Волхова вышла на берег и заплакала. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши - символ чистой и нежной любви. В других древних сказках ландыши - это проросшие бусинки с рассыпавшегося ожерелья Белоснежки. В следующих - счастливый серебристый смех русалки Мавки, жемчужинами раскатившийся по лесу, когда она впервые ощутила радость любви. Еще говорят, что в цветы ландыша превратились капельки пота, упавшие со знойного тела охотницы Дианы.
Согласно древнегреческому мифу богиню охоты Диану во время одной из её охотничьих прогулок захотели поймать фавны. Они её подстерегли, но богиня бросилась бежать. С её разгоряченного лица разлетались капельки пота. Они были необычайно ароматны. И там, куда они падали, вырастали ландыши. Некоторые утверждают - ландыши не что иное, как Солнечные зайчики, которыми по ночам гномы пользуются как фонариками. Проходят весенние дни, ландыш отцветает, и на месте белоснежного цветочка появляется ярко-красная ягодка. В Богемии (Чехословакия) ландыш зовут цавкой – «булкой», вероятно, потому что цветки растения напоминают круглые аппетитные булочки.
Мак
Сказания о маке уходят своими корнями в глубокую античность.
У Древних греков мак благодаря своей плодовитости считался цветком богини Геры, которая отвечала за плодородие и супружество. Однако самая распространенная легенда о маке связана не с язычеством, а с христианством. После создания мира Богом все были счастливы: и люди, и животные, и растения, и небо, и вода. Только Ночь осталась несчастной. Ее очень печалил тот факт, что ей приходится скрывать под своим покровом природные красоты. Она придумывала разные хитрости - звезды, светлячков, чтобы хоть как-то стать светлее. Но все было напрасно. Ночь недолюбливали и люди, она пугала и навевала тоску. Бог решил сжалиться над бедной Ночью и создал Сновидения. С тех пор Ночь перестала пугать, наоборот, ее стали ждать, как желанную гостью. И на первозданной Земле все было спокойно и замечательно, пока в людях не проснулся грех. Человек задумал убить своего ближнего. Сон старался воспрепятствовать этому, но грех был слишком силен и не подпустил к себе сновидения. Тогда Сон разозлился и ударил оземь своим жезлом, Ночь пришла на помощь и вдохнула в него струю жизни. Так на нашей планете появился мак, который до сих пор сохраняет свою, вызывающую сон, силу.
Медуница или пульмонария
Существует легенда о том, что синие цветки медуницы - это цветки Адама, первого мужчины. А розовые - цветки Евы, первой женщины. Две различные окраски цветков на одном растении символизируют единство противоположностей. Существует даже загадка про это растение: Какой весенний цветок четырежды меняет свой цвет? Ответ - цветок медуницы: когда он распускается, то становится розовым, потом пурпурным, фиолетовым и синим. А древняя славянская легенда гласит: «…Если отопьешь нектар из двадцати розовых и двадцати фиолетовых цветков медуницы, то сердце твоё станет здоровым и добрым, а помыслы - чистыми...». Вот так ценили на Руси простой весенний цветок.
Одуванчик
О происхождении одуванчика существует поэтическая легенда.
В маленьком селении в глубине лесов жила девочка-молочница. Была приветлива и миловидна, всем умела сказать ласковое слово, и даже одно ее появление было желанно людям. За это ее прозвали Отдуваночкой: она своей улыбкой и приветливым словом отдувала от людей тяжелые мысли. Выросла Отдуваночка-молочница и горячо полюбила Жаворонка. Особенно нравилась ей его песня без слов. Но однажды захотелось ей узнать, о чем поет любимый. Уговорила она Жаворонка ненадолго опуститься с неба. Бросилась Отдуваночка к Жаворонку, хотела его удержать при себе навсегда, но не успела. Жаворонок взмыл в небо, и девушка поняла, что утратила свое счастье. В отчаянии взмахнула она своей желтой косынкой, и оттуда выпало несколько золотых монеток. Подхватил их ветер и стал носить по свету. Там, где они касались земли, вырастали золотые головки цветов, которые люди с тех пор назвали по имени девушки-молочницы.
СОН – ТРАВА. ЛЕГЕНДА.
На толтрах Чемеровеччины растет очень красивое и редкое растение - прострел (сон) большой, а на Ивахновецких толтрах еще есть прострел чернеющий и широколистый. Название походит от латинского слова "пуль зоре", что означает "приводить в движение" или звонить". И вправду, цветы прострела как светло-фиолетовые колокола, раскачиваются под порывами ветра. Кажется, если прислушаться, звенят они тихонько и напоминают мелодию про древнюю легенду об этом загадочном цветке.
Молодая девушка пошла в весенний лес собирать пролески. Все дальше и дальше шла, лучшие цветы собирала в пахучий букет. И все дальше углублялась, не зная, что это лесовик (леший) приглядел ее и заманивает в лесные недра.
Завел лесной колдун девушку на глухую поляну, окруженную огромными соснами, глубокими обрывами и высокой скалой, а с той стороны, откуда пришла девушка, вдруг выросли густые колючие заросли, пройти через которые нечего было и думать.
Стала девушка посреди поляны, оглянулась вокруг и очень испугалась. А лесовик тем временем, превратившись в молодого красавца, вышел из-за ствола старой сосны и стал перед девушкой, улыбаясь, сказал:
- Не бойся меня, девица красная. Я тебе зла не сделаю. Лишь одно ты должна сделать: стать моей, ибо в этом лесу я царь и повелитель, которому подвластно все.
- Никогда в жизни, - крикнула девушка, в поисках дороги к отступлению. Но дороги не было. Она вступила в борьбу с лесовиком, превратившимся в костлявого деда. Подскочило это страшилище к девушке, схватило ее руками. От испуга и отвращения она со всей силы ударила лесовика. Послышался треск, как бы сломалась сухая ветка, и уродливый лесной дух выпустил девушку, схватившись руками за лицо. Упал на землю и начал корчиться.
А тем временем девушка порывалась бежать, но не могла ступить и шагу: какая-то неведомая сила держала ее на месте, как будто ловила в сети утомления. Это лесовик, что уже снова поднялся на ноги, напустил на девушку усталость. Руки ее опустились, ноги подкосились и она упала, в дивном сне. Она, как белая тучка, покрылась голубизной весеннего неба, таяла на глазах, а вскоре и совсем исчезла. На том месте, где она лежала, пробился из-под земли красивый фиолетовый цветок, подставив свою бархатную чашечку теплым лучам солнца.
Так рассказывает легенда. Потому и сон-травой называют этот цветок. А что свежие листки его ядовиты, то это от горькоты и отвращения к злому лесовику. А лекарственные свойства, какими богаты высушенные листья сон-травы, - то от щедрого и доброго девичьего сердца.