Роль школьного музея в формировании гражданской и патриотической самореализации обучающихся.


Субботина Т.А
Учитель истории и обществознания
МКОУ Нижне-Иленская СОШ
Роль школьного музея в формировании гражданской и патриотической самореализации обучающихся.
На современном этапе развития нашего общества формирование патриотизма выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. В связи с этим перед обществом становится задача подготовки гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых гражданских свойств личности ребёнка. Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность общества по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, т.е. речь идёт о формировании качеств личности, которые могут быть определены следующими признаками: (на слайде)
•нравственный (гражданское самосознание, гражданский долг, гражданская ответственность)
•правовой (правовая культура, соблюдение законов государства, личная свобода);
•социально-политический (гражданское общество, гражданская активность, политическая культура, патриотизм).
Воспитание патриотизма у молодого поколения призвано способствовать формированию в России гражданского общества. В Законе РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности, где среди важных задач названа задача патриотического воспитания, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Цель общества - разработать модели, позволяющие включить творческий потенциал формирующийся личности в процесс общественного развития, но с учётом тех норм общежития, которые способствуют развитию каждой личности и сформированы были в процессе развития общества.
Велика воспитательная и образовательная роль школьного музея. Планомерная и систематическая работа музея развивает кругозор, формирует гражданское самосознание молодого человека, прививает ему навыки исследователя. Многообразны формы краеведческой деятельности: это поисковые экспедиции, археологические раскопки, и фенологические наблюдения, и походы по местам боевой славы; это создание летописей трудовых коллективов, организаций, участие в создании экспозиций и выставок.
В этом учебном году в нашей школе начал функционировать кружок «Юные музееведы». Мы с ребятами пришли к мнению, что нашей школе просто необходим свой музей.
Что мы имели?
Небольшая комната – кв. м
Много исторических источников, которые были просто свалены в кучу.
- И большое желание извлечь из этого всего максимальную пользу.
Сначала за дело взялись неравнодушные учителя, которые помогли наклеить свежие обои.
Затем, мы долго решали, как же на таком ограниченном пространстве разместить как можно больше экспонатов. Ребята разделились на подгруппы и работа закипела.
И вот , что у нас получилось (видео)
Тема «Героическое прошлое» всегда остаётся одной из самых актуальных для нашей страны – страны одержавшей победу в Великой Отечественной войне.
2015г. Станет знаковым не только для нашей страны, но и для всего человечества как юбилейный год окончания второй Мировой войны и Великой Отечественной.
Именно юбилею этого события мы хотим посвятить открытие в нашей школе музея. Положение о музее разработано и подписано директором ОУ.
Заявка на проведение паспортизации передана в ЦВР.
Создан актив музея.
Ведется работа над социальным проектом «Создадим музей своими руками»
Проводятся экскурсии в другие музеи.
Школьный краеведческий музей на селе не одинок, во-первых, он находится в плотном окружении природного социума.
Во-вторых, школьный музей окружён людьми, живущими в этом поселении, которые сформировали социальную среду. Эти люди, которые были и являются творцами экономического, исторического и культурного потенциала данного селения. (Видео)
В-третьих, музей находится в окружении объектов, которые несут в себе определённый потенциал образовательных и воспитательных функций. К таким объектам относим семью, детские дошкольные, школьные и внешкольные учреждения на селе с которыми музей должен тесно сотрудничать. К другой составляющей необходимо отнести объекты, призванные воспитывать культурой, - это клубные учреждения, средства массовой информации и библиотеки.
Процесс современного обучения характеризуется изменениями качеств ученика. Изменения происходят независимо от успеха обучения, от достижения конкретной цели. Каждый акт обучения – есть сдвиг в формировании личности, даже если оно не носит ни положительный, ни отрицательный заряд – обучение с точки зрения воспитания личности не может быть нейтральным. Воспитывает не только учебный материал, но и субъект учителя, и субъект ученика, средства и способы обучения, атмосфера действия, характер материала и его соотношение с характером участников учебно-воспитательного процесса.
Инновационные методики в образовании – это вариативная реализация тактических и стратегических целей педагогического процесса: обучения, воспитания и развития личности.
Инновация сегодня – это системное прочтение стратегических задач общественного познания: включение дифференцированного знания в единый процесс, инвариантное «содружество», развитие междисциплинарных связей на уровне содержания знания и методик познания. Школьный краеведческий музей с помощью активных технологий решает главную задачу — становление личности.
В последнее время, совершенствуя работу с экспонатами и экскурсантами, музеи активно используют разнообразные инновационные технологии, (на слайде) привлекая к участию посетителей (театрализации, интеллектуальные и ролевые игры, погружения в историческую атмосферу, интегрированные уроки, музейные праздники и т.д.) В своей деятельности они отходят от стереотипа – музея с застеклёнными экспозициями и табличками «Руками не трогать». Всё чаще экспонаты извлекаются из витрин и включаются в сферу общения всех тех, кто посещает музей.
Одной из интерактивных форм работы с музейными предметами, документами и материалами является так называемая идея создания «музея в чемодане», которая сегодня стала активно внедряться в практику. Экспозиция умещается в одном или нескольких чемоданах с музейными экспонатами, а также рисунками, текстами, фотодокументами, слайдами, фильмами, творческими заданиями. Отобранные вещи и материалы должны легко помещаться в чемодан.
Идея заключается в умении быстро развернуть мобильную выставку, в которой можно манипулировать музейными предметами, что очень важно для детей, поскольку они осваивают мир активно и практически.
Рассматривая эту новую форму музейной работы, следует отметить, что «Музей в чемодане» может применяться в двух вариантах: «Музей в чемодане» из музея (когда предметы какого-либо музея вывозятся за его пределы); «Музей в чемодане» для музея (когда редкие предметы собираются в чемоданы для конкретного музея, организации выставок с последующим возвратом их владельцам).
«Музей в чемодане», как переносной или передвижной, благодаря своей мобильности активно используется для организации выездных выставок, ведения занятий в отдалённых районах, разных городах, образовательных учреждениях и доступен самым широким слоям населения. Эта форма музейной работы позволяет решить целый ряд научно-исследовательских, образовательно-воспитательных и социально значимых задач, стоящих перед современными музеями.
В нашем музее много материала и экспонатов, рассказать о каждом из них за одну обзорную экскурсию невозможно. Необходимы тематические лекции, а также новые формы проведения лекций и экскурсий. Какую новую форму работы мы можем выбрать для детей детского сада? Форму игры, так как дети этого возраста познают мир в процессе игры. Для детей более старшего возраста нужны иные формы работы. Можно обратиться за помощью к мультимедийным презентациям, так как с помощью презентаций можно грамотно, интересно и содержательно провести полноценную, развернутую лекцию в любой аудитории. Также мы решили наглядно представить экспонаты из фондов музея и рассказать о них аудитории в форме мобильного «Музея в чемодане». Вот, что из этого получилось…(видео)
Многие учителя в своей урочной и во внеурочной деятельности всё чаще обращаются к проблеме использования краеведческого материала с целью формирования знаний, умений и ценностных ориентаций, развитию творческих способностей, воспитания уважения к культуре и истории родного края.
Академик Д.С. Лихачёв говорил: "Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них… - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране".
Список литературы:
1. Акулин, Е.М. Музей как социокультурное явление. / Е.М. Акулин.-Социос. – 2004, № 10. С.89-92.
2. Баранников, А.В. Российское образование сегодня и завтра // Начальная школа. – 2002, №8. С.3.
3. Ванслова, Е. Музейная педагогика Воспитание школьников // Е. Ванслова. - 2000. №4 С.11-14.
4. Ванслова, Е. Музейная педагогика Воспитание школьников// Е. Ванслова - 200о.- №5 С.4-6.
5. Косова, И.М. Музей в культурной жизни края / И.М. Косова. - М.: Современная Россия ,1998. –128с.
6. Народное образование. Сб. документов: 1917-1973.М., 1974, С. 156-161; С. 161-164; С.166.
7. Об образовании в РФ (Текст): федер. закон. – М. Инфра –М, 2012. –С.38.