Урок математики. 2 класс. Решение задач с альтернативным условием.
Предмет: Математика
Класс: 2 А класс
Тип урока: открытие новых знаний (ОС «Школа 2100»)
Технологическая карта урока
Тема
Решение задач с альтернативным условием.
Цели
Формировать умение решать задачи с альтернативным условием. Совершенствовать умения складывать и вычитать числа в пределах 100.
Формировать УУД:
- Личностные: определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Основные понятия
Задачи с альтернативным условием
Межпредметные связи
Математика
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
- Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 2-го класса. Часть 2. Стр. 14-15
- Козлова С.А., Рубин А.Г., Горячев А.В. Математика. 2 класс. Методические рекомендации для учителя. Стр. 172-174
- презентация к уроку
- тетрадь
- электронные тесты
- алгоритм самооценки
- листочки (4 штук)
- 4 карточки для индивидуальной работы
- счётный материал: снежинки белые (15) и голубые (14), коробки из-под сока 1 л и 2 л (по 2 штуки)
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа
Этапы урока
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
Планируемые результаты
Предметные
УУД
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- организовать планирование учебной деятельности на уроке.
1. Проговорить правила поведения на уроке. Объяснить, для чего нужно эти правила выполнять.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говори всё чётко, внятно,
Чтобы было всем понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
2. Составление плана учебной деятельности.
- Вспомним правила поведения на уроке.
Слайд 2.
- Для чего нужно соблюдать эти правила?
- Девиз нашего урока:
Слайд 3.
- Значит, мы
– А когда мы открываем новое знание, какие мы делаем шаги?
Слайд 4.
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке.
- Чтобы не потерять время, всё успеть сделать на уроке, что запланировали.
Читают девиз
«Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».
- Значит, мы открываем что-то новое.
- Вспоминаем то, что знаем; определяем основной вопрос урока;
открываем новое знание; применяем новое знание.
Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (Личностные УУД).
Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
II. Актуализация знаний
(7 мин.).
Цель: организовать актуализацию умений, представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых
Устный счёт (диалог ученик – ученику)
Тема №3, вариант 1
(электронное приложение)
- Какой наш 1 шаг?
1. По данному ряду чисел задайте друг другу вопросы. Слайд 5.
28 36 7 92 33 6 70 21.
- Какое было задание?
Оцените, как вы с ним справились?
- что учились делать?
2.Решите тест.
Оцените, как вы справились с тестом?
- что учились делать?
- Вспоминаем то, что знаем.
Задают вопросы друг другу и отвечают:
– Найдите самое большое число.
– Самое маленькое.
– Можно ли разделить на группы
– Назови эти числа в порядке возрастания
- увеличь число 33 на 3 ед.
- уменьши число 92 на 5 дес
- назови числа для записи которых понадобилась только одна цифра
Выполняют самооценку.
Выходят по одному к доске, выбирают ответ.
Выполняют самооценку.
-Решать уравнения, примеры, задачи.
Представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Решать уравнения, примеры задачи.
Ориентироваться в своей системе знаний (познавательные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
III. Постановка проблемы
(8 мин)
Цель: организовать постановку проблемы через побуждающий от проблемной ситуации диалог.
- Какой наш следующий шаг?
Стр. 14 № 1 (задача на слайде 6).
Определяем основной вопрос урока. Слайд 6.
- А теперь попробуйте решить задачу Кати.
Представить разные ответы.
- Задание было одно?
- А ответы получились одинаковые?
- Почему так получилось? Что особенного в условии задачи?
- Какой возникает вопрос?
Слайд 6.
- Самостоятельно записывают решение на черновиках
(5 мин).
- Да.
- Нет, разные.
- В условии не сказано конкретно какого цвета снежинки отдали.
- Как решаются такие задачи?
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
III. Открытие нового знания
(10 мин)
Цель: организовать поиск решения через побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог.
Стр. 14 № 1.
Стр. 14 № 2.
- Какой наш следующий шаг?
Слайд 7.
- Сейчас мы поработаем в группах. Давайте вспомним правила общения.
- Обсудите в группе способ решения задачи. Запишите на одном листке.
- Какие есть версии решения задачи?
- Согласны с этой версией? Почему?
- Что нам поможет проверить предложенные версии?
- Вова, Серёжа и Коля тоже решали задачу Кати.
Прочитайте решение каждого, выберите верное решение и сравните с решением вашей группы.
- Версия какой группы была верной?
- Какое новое знание мы открыли?
-Прочитайте вывод в учебнике и сравните его с нашим выводом.
- Открываем новое знание.
Проговаривают правила (по 1 человеку).
Работают в группах. Высказывают свои предположения, зафиксированные на черновиках.
- Руководитель озвучивает результат работы группы.
Учебник.
Читают решение каждого, выбирают верное решение.
-Верно решил задачу только Коля, т. к. он рассмотрел все возможные варианты условия.
- Есть задачи, которые допускают несколько вариантов условия.
Для полного решения таких задач нужно рассмотреть все возможные варианты.
Мнения совпали.
Уметь решать задачи с альтернативным условием.
Проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять различные роли (Коммуникативные УУД).
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
IV.Формулировка темы, постановка цели урока
(1 мин)
Цели:
- организовать формулировку темы и постановку цели урока.
- Какая тема урока сегодня?
- Какие задачи сегодня учимся решать?
Слайд 8.
С помощью учителя:
- Решение задач.
- У которых несколько вариантов условия.
Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
V. Физминутка (1 мин)
А теперь, ребята, встали
Все снежинками мы стали.
А снежинки всё летят
И вокруг себя кружат.
Закружились, полетели,
И на стульчики все сели.
VI. Первичное закрепление
(10 мин)
Цели:
- организовать первичное применение нового знания.
1. Стр. 15 № 4 (а)
2. Стр. 15 № 4 (а)
Самостоятельная работа.
- Какой наш следующий шаг?
Слайд 9.
- Прочитайте самостоятельно задачу.
- Выберите ответ и объясните свой выбор.
- Оформите решение задачи в черновике.
Организует выбор верного ответа.
1. Какое было задание?
2.Удалось выполнить задание?
3.Задание выполнено верно или с ошибками?
4. Какую отметку ты можешь себе поставить?
- Применяем новые знания.
Самостоятельно читают задачу.
Работают в парах (5 мин).
Руководители озвучивают результат работы пары.
Самостоятельно выполняют решение в тетради. Два ученика с обратной стороны доски.
Проверка. Исправление ошибок.
Выполняют самооценку по алгоритму.
Уметь решать задачи с альтернативным условием.
Проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
VII.Рефлексия учебной деятельности на уроке
(4 мин)
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию собственной учебной деятельности;
Фиксирование нового содержания урока.
- Какая тема урока была?
- Какое новое знание открыли?
Слайд 10.
– Что нового узнали?
- Что показалась вам самым интересным на уроке
- самым трудным.
Как бы вы оценили свою работу
Слайд 11.
- Решение задач, которые допускают несколько вариантов условия.
Для полного решения таких задач нужно рассмотреть все возможные варианты.
Выполняют самооценку по алгоритму.
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
VII. Домашнее задание
(2 мин)
Цель:
- организовать выполнение д/з.
Д/З Стр. 15 № 5, 7
Проводит инструктаж по выполнению и оформлению.
Слушают инструктаж по выполнению и оформлению.
15