Статья на тему:«Коррекция памяти детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью на уроках развития устной речи».
Статья на тему: «Коррекция памяти детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью на уроках развития устной речи».
В настоящее время в силу разных причин увеличилось число детей с умственной отсталостью. В связи с этим основными становятся проблемы реабилитационной помощи детям, практические предложения по совершенствованию системы педагогического воздействия. Сегодня многие службы стоят перед необходимостью сосредоточить усилия не только на лечении детей, но и на выхаживании и на дальнейшей заботе о состоянии их психофизического здоровья.
Ребенок с недостатками психического развития может достигнуть того же развития, что и нормальный, с помощью коррекционно-педагогических средств является основополагающим в дефектологии. Данное обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей, а значит необходимо детальное изучение их психофизического развития. Исследование умственного развития детей необходимо для того, чтобы создать благоприятные условия обучения, соответствующие реальным возможностям ребенка, его индивидуальным особенностям и уровню его общего развития.
Проблема коррекции памяти неизменно остается актуальной в специальной педагогике и психологии. Это объясняется тем, что память – один из важнейших психических процессов, благодаря которому ребенок фиксирует и обобщает прошлый опыт, приобретает знания и умения При обучении детей в школе память играет ведущую роль, является одним из важнейших показателей при оценке психического развития ребенка. Актуальность исследования заключается в недостаточной сформированности познавательных процессов, зачастую являющихся главной причиной трудностей, возникающих у детей с умственной отсталостью при обучении в школе, что приводит к школьной дезадаптации. Развитие и коррекция памяти, помогает им овладеть информацией, понять, запомнить её и воспроизвести, т.е. справиться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни.
Вместе с тем, ранняя и целенаправленная коррекция мыслительных процессов у детей с умственной отсталостью является одним из важнейших условий их психического развития в целом, обеспечения готовности детей к обучению, предупреждения вторичных отклонений в развитии этих детей. Таким образом, проблема исследования памяти и его коррекция у детей с умственной отсталостью относится к числу актуальных, теоретически и практически значимых, что и послужило основой для исследования данной проблемы.
Цель исследования: выявить особенности памяти детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью и разработать рабочую программу по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.
Объект исследования: процесс формирования памяти учащихся с умственной отсталостью.
Предмет исследования: особенности коррекции памяти учащихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью на уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.
В соответствии с поставленной целью исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ специальной психологической, педагогической, методической литературы, посвященной проблемам исследования памяти, характерным особенностям протекания данного психического процесса в младшем школьном возрасте.
2. Изучить психолого-педагогические особенности детей с умственной отсталостью.
3. Определить методы диагностики развития памяти младших школьников.
4. Выявить уровень сформированности памяти обучающихся путем проведения диагностики.
5. Разработать и апробировать рабочую коррекционно-развивающую программу для детей с умственной отсталостью на уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.
Методологической основой послужили работы следующих авторов как Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Г.С. Костюка, А.Н. Лебединского, Л.С. Забрамной, С.Д., Катаева А.А., Стребелева Е.А., В.И. Лубовского, М.С. Певзнер, В.Г. Петровой.
В ходе исследования мы использовали такие методы исследования, как:
- анализ научно-методической литературы;
- анализ продуктивной деятельности учащихся;
- беседа с детьми;
- наблюдение за детьми во время урока.
Практическая значимость: теоретические и практические материалы, предложенные в исследуемой работе и рабочая программа для детей с умственной отсталостью по предмету: «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» могут быть использованы психологами, педагогами и родителями при работе с умственно отсталыми детьми.
В результате было установлено, что умственная отсталость влечет за собой неравномерное изменение у ребенка различных сторон психической деятельности. Обучение умственно отсталых детей опирается на процессы памяти, которые обеспечивают им приобретение новых сведений, дают возможность овладеть различными областями знаний. Процессы памяти у умственно отсталых детей характеризуется сниженным объёмом запоминаемого материала, неточностью и непрочностью запоминания, при воспроизведении многое пропускают, переставляют местами элементы, составляющее единое целое.
Также была проведена диагностика с учащимися 3 класса ГБОУ Уфимская специальная (коррекционная) школа-интернат № 63 VIII вида в возрасте от 9 до 10 лет, в количестве 12 человек с диагнозом легкая умственная отсталость, установленным ПМПК.
Были выявлены особенности памяти учащихся младших классов с умственной отсталостью. Для этого мы проанализировали научно-методическую литературу по организации и проведению обследования памяти учащихся с умственной отсталостью, ознакомились с характеристиками, протоколами ПМПК, выписками из медицинских карт тех детей, которых предстояло обследовать. Также мы провели предварительную беседу с родителями, классным руководителем для получения необходимых сведений об особенностях характера и поведения школьников, организовали целенаправленное наблюдение за данными детьми и исследовали состояние памяти с помощью методик.
На основе всех полученных данных была дана характеристика учащихся и разработана рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 3 классе составлена на основе авторской программы В.В.Воронковой «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (Окружающий мир)» для 3 класса.
Цель программы: направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Задачи программы:
1. Развивать связную устную речь.
2. Обогащать и уточнять активный словарь учащихся.
3. Учить называть и характеризовать предметы и явления по их основным свойствам, сравнивать, классифицировать, устанавливать элементарные зависимости, описывать предметы и явления природы с использованием слов, усвоенных в процессе группировки предметов по их признакам и действиям;
4. Учить принимать активное участие в беседе, дополнять высказывания собеседников на основе материала личных наблюдений и прочитанного.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие высших психических функций;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- развитие речи, владение техникой речи;
- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
- совершенствование связной речи;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Общее время работы – 2 месяца (апрель, май), 2 раза в неделю, длительность уроков 40 минут.
В целом нами были решены следующие задачи:
1. Проведен теоретический анализ специальной психологической, педагогической, методической литературы, посвященной проблемам исследования памяти, характерным особенностям протекания данного психического процесса в младшем школьном возрасте.
2. Изучены психолого-педагогические особенности детей с умственной отсталостью.
3. Определены методы диагностики развития памяти младших школьников.
4. Выявлен уровень сформированности памяти обучающихся путем проведения диагностик.
5. Разработана и апробирована рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для детей с умственной отсталостью.