Научно-методическая статья САЙТ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ
САЙТ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ
Современная система образования характеризуется процессом формирования дидактической модели, основанной на системно-деятельностном подходе, предполагающем разнообразие организационных форм.
Анализ Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования позволил определить проблемы педагогического и методического характера, которые требуют решения. В частности, говорится о необходимости организации самостоятельной работы учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Данное положение не является новым для педагогики, но, с нашей точки зрения, требует определенного пересмотра в части содержания, организации и управления.
Мы сочли возможным использование средств телекоммуникации и рассматривать самостоятельную работу, как деятельность ученика, которая осуществляется без участия учителя, но с наличием направляющей роли учителя.
В вопросе о самостоятельной работе учащихся существуют различные мнения.
Педагоги предлагают деление самостоятельной работы учащихся на четыре группы:
1. Приобретение знаний, формирование умений и навыков.
2. Закрепление приобретенных знаний, сформированных умений и навыков.
3. Применение приобретенных знаний, сформированных умений и навыков.
4. Проверка уровня приобретенных знаний, умений и навыков.
С учетом этого мы сформулировали основные цели самостоятельной работы учащихся следующимобразом:
1. Повторение и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений по предмету.
2. Реализация индивидуальной учебной деятельности ученика по предмету на уровне его познавательных возможностей.
Использование дистанционных технологий позволяет организовать оптимальное с дидактической и организационной точек зрения коммуникационное взаимодействие субъектов учебного процесса, охватывающего различные виды учебной деятельности, с одной стороны, и использование разнообразных коммуникационных средств – с другой.
В Законе об образовании вводится понятие «дистанционные образовательные технологии», под которыми понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Цель нашей работы:
Обоснование внедрения форм дистанционного обучения, создание сайта для организации самостоятельной работы учащихся по информатике.
Средства коммуникации используются для обеспечения образовательного процесса необходимыми учебными материалами. Учитель имеет возможность направлять самостоятельную работу учащихся через сайт, посредством размещения учебного материала и ссылок. Контролирование хода выполнения заданий учениками осуществляется на уроке.
На основе представленной модели может быть построена практическая система организации и управления самостоятельной работой учащихся посредством учебного сайта. Наш сайт называется «Я ЗНАЮ». Девиз сайта «Волшебство – это вера в себя. И когда тебе это удается, то удается и все остальное». Гете
Основные разделы нашего сайта:
Презентации
Тесты
Проверочные работы
Контрольные работы
Материалы для подготовки к экзамену
ЭОР
Каков же порядок реализации данной модели дистанционного обучения:
1. Формулировка целей обучения.
2. Создание информационного ресурса в электронном формате в соответствии с целями обучения и рабочими программами по предмету.
3. Размещение контента на сетевом ресурсе для субъектов учебного процесса согласно учебной программе
4. Формулировка кратких указаний для учеников по осуществлению самостоятельной работы.
Практическая реализация модели оказывается возможна при достаточно очевидных организационно-технологических условиях:
доступ в глобальную сеть субъектов учебного процесса в удобное для них время (имеется возможность сформировать мобильную версию сайта);
наличие электронного учебного комплекта по предмету;
наличие поддерживаемого технологически сетевого ресурса, предусматривающего дистанционное размещение на нем учебной информации учителем.
возможность применения стандартных средств сетевой коммуникации всеми субъектами учебного процесса.
Ресурсы мировой WWW-сети, организованной в виде гипертекста, можно использовать в процессе обучения как богатый иллюстративный и справочный материал.
Учитель с помощью поисковых систем, справочников по ресурсам Интернет готовит набор ссылок на WWW-страницах, содержащие интересный с его точки зрения материал по изучаемым темам. Если они имеют выход в Интернет, то смогут воспользоваться этим материалом.
Новые информационные технологии обеспечивают учащихся разнообразными современными средствами обучения. Помимо традиционных учебных пособий и конспектов, ученикам могут быть предложены компьютерные обучающие программы; электронные учебные пособия; электронные справочники; учебные аудио и видеоматериалы; информационные материалы. Так же есть возможность контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов для учащихся. Для этих целей используются системы компьютерного тестирования и обработки результатов. Что в будущем мы и предполагаем сделать.
Перечисленные средства, безусловно, способны повысить качество обучения, ускорить изучение, усвоение учебного материала, контроля знаний.
Вывод:
Дистанционное обучение, несомненно, дополняет традиционные формы обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.