РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ 1 – 4 КЛАССЫ УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ 1 – 4 КЛАССЫ
УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА»
Пояснительная записка
Рабочая программа создана на основе авторской программы предметныхкурсов УМК Начальная школа XXI века (Рудницкая В.Н. Математика:программа: 1-4 классы / 2-е изд., испр.- М.: Вентана – Граф, 2012.-128с. : ил.)Программа по математике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса математики.
Общие цели, ступени общего образования с учётом специфики учебного предмета Обучение математике в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;
предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины;
умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;
реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.
Важнейшими задачами обучения являются создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе.
Общая характеристика учебного предмета
Математика как учебный предмет вносит заметный вклад в реализацию важнейших целей и задач начального общего образования младших школьников. Овладение учащимися начальных классов основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоение общего приема решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в начальной школе.
Особенность обучения в начальной школе состоит в том, что именно на данной ступени у учащихся начинается формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребёнка возникают теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); происходит становление потребности и мотивов учения.
В данном курсе в основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы: анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе; возможность широкого применения изучаемого материала на практике; взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным; обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средней школе; обогащение математического опыта младших школьников за счёт включения в курс дополнительных вопросов, традиционно не изучавшихся в начальной школе.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа учебного предмета «Математика» рассчитана на обучение с 1 по 4 класс. Согласно базисному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений РФ всего на изучение предмета математика в начальной школе выделяется в 1 классе 136 часа (4 ч. в неделю, 34 учебных недель), во 2, 3 и 4 классах по 140 часов (4 ч. в неделю, 35 учебные недели в каждом классе).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами обучения учащихся являются:
самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
готовность и способность к саморазвитию;
сформированность мотивации к обучению;
способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
способность к самоорганизованности;
высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
Метапредметными результатами обучения являются:
владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);
создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;
понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
адекватное оценивание результатов своей деятельности;
активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
готовность слушать собеседника, вести диалог;
умение работать в информационной среде.
Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются:
овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.К концу обучения в первом классе ученик научится:
называть:
— предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;— натуральные числа от 1 до 20 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число;
— число, большее (меньшее) данного числа (на несколько единиц);
— геометрическую фигуру (точку, отрезок, треугольник, квадрат, пятиугольник, куб, шар);
различать:
— число и цифру;
— знаки арифметических действий;
— круг и шар, квадрат и куб;
— многоугольники по числу сторон (углов);
— направления движения (слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх);
читать:
— числа в пределах 20, записанные цифрами;
— записи вида 3 + 2 = 5, 6 – 4 = 2, 5 2 = 10, 9 : 3 = 3;
сравнивать
— предметы с целью выявления в них сходства и различий;
— предметы по размерам (больше, меньше);
— два числа (больше, меньше, больше на, меньше на);
— данные значения длины;
— отрезки по длине;
воспроизводить:
— результаты табличного сложения любых однозначных чисел;
— результаты табличного вычитания однозначных чисел;
— способ решения задачи в вопросно-ответной форме;
распознавать:
— геометрические фигуры;
моделировать:
— отношения «больше», «меньше», «больше на», «меньше на» с использованием фишек, геометрических схем (графов) с цветными стрелками;— ситуации, иллюстрирующие арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление);
— ситуацию, описанную текстом арифметической задачи, с помощью фишек или схематического рисунка;
характеризовать:
— расположение предметов на плоскости и в пространстве;
— расположение чисел на шкале линейки (левее, правее, между);
— результаты сравнения чисел словами «больше» или «меньше»;
— предъявленную геометрическую фигуру (форма, размеры);
— расположение предметов или числовых данных в таблице (верхняя, средняя, нижняя) строка, левый (правый, средний) столбец;анализировать:
— текст арифметической задачи: выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
— предложенные варианты решения задачи с целью выбора верного или оптимального решения;
классифицировать:
— распределять элементы множеств на группы по заданному признаку;
упорядочивать:
— предметы (по высоте, длине, ширине);
— отрезки в соответствии с их длинами;
— числа (в порядке увеличения или уменьшения);
конструировать:
— алгоритм решения задачи;
— несложные задачи с заданной сюжетной ситуацией (по рисунку, схеме);
контролировать:
— свою деятельность (обнаруживать и исправлять допущенные ошибки);
оценивать:
— расстояние между точками, длину предмета или отрезка (на глаз);
— предъявленное готовое решение учебной задачи (верно, неверно);
решать учебные и практические задачи:
— пересчитывать предметы, выражать числами получаемые результаты;
— записывать цифрами числа от 1 до 20, число нуль;
— решать простые текстовые арифметические задачи (в одно действие);
— измерять длину отрезка с помощью линейки;
— изображать отрезок заданной длины;
— отмечать на бумаге точку, проводить линию по линейке;
— выполнять вычисления (в том числе вычислять значения выражений, содержащих скобки);
— ориентироваться в таблице: выбирать необходимую для решения задачи информацию.
2. К концу обучения во втором классе ученик научится:
называть:
— натуральные числа от 20 до 100 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число;
— число, большее или меньшее данного числа в несколько раз;
— единицы длины, площади;
— одну или несколько долей данного числа и числа по его доле;
— компоненты арифметических действий (слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, множитель, произведение, делимое, делитель, частное);— геометрическую фигуру (многоугольник, угол, прямоугольник, квадрат, окружность);
сравнивать:
— числа в пределах 100; числа в кратном отношении (во сколько раз одно число больше или меньше другого);
— длины отрезков;
различать:
— отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на»;— компоненты арифметических действий;
— числовое выражение и его значение;
— российские монеты, купюры разных достоинств;
— прямые и непрямые углы;
— периметр и площадь прямоугольника;
— окружность и круг;
читать:
— числа в пределах 100, записанные цифрами;
— записи вида 5 · 2 = 10, 12 : 4 = 3;
воспроизводить:
— результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления;
— соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм;
приводить примеры:
— однозначных и двузначных чисел;
— числовых выражений;
моделировать:
— десятичный состав двузначного числа;
— алгоритмы сложения и вычитания двузначных чисел;
— ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка;
распознавать:
— геометрические фигуры (многоугольники, окружность, прямоугольник, угол);
упорядочивать:
— числа в пределах 100 в порядке увеличения или уменьшения;
характеризовать:
— числовое выражение (название, как составлено);
— многоугольник (название, число углов, сторон, вершин);
анализировать:
— текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения;
— готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа решения;
классифицировать:
— углы (прямые, непрямые);
— числа в пределах 100 (однозначные, двузначные);
конструировать:
— тексты несложных арифметических задач;
— алгоритм решения составной арифметической задачи;
контролировать:
— свою деятельность (находить и исправлять ошибки);
оценивать:
— готовое решение учебной задачи (верно, неверно);
решать учебные и практические задачи:
— записывать цифрами двузначные числа;
— решать составные арифметические задачи в два действия в различных комбинациях;
— вычислять сумму и разность чисел в пределах 100, используя изученные устные и письменные приемы вычислений;
— вычислять значения простых и составных числовых выражений;
— вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
— строить окружность с помощью циркуля;
— выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи;
— заполнять таблицы, имея некоторый банк данных.
К концу обучения во втором классе ученик может научиться:
формулировать:
— свойства умножения и деления;
— определения прямоугольника и квадрата;
— свойства прямоугольника (квадрата);
называть:
— вершины и стороны угла, обозначенные латинскими буквами;
— элементы многоугольника (вершины, стороны, углы);
— центр и радиус окружности;
— координаты точек, отмеченных на числовом луче;
читать:
— обозначения луча, угла, многоугольника;
различать:
— луч и отрезок;
характеризовать:
— расположение чисел на числовом луче;
— взаимное расположение фигур на плоскости (пересекаются, не пересекаются, имеют общую точку (общие точки);
решать учебные и практические задачи:
— выбирать единицу длины при выполнении измерений;
— обосновывать выбор арифметических действий для решения задач;
— указывать на рисунке все оси симметрии прямоугольника (квадрата);
— изображать на бумаге многоугольник с помощью линейки или от руки;
— составлять несложные числовые выражения;
— выполнять несложные устные вычисления в пределах 100.
3. К концу обучения в третьем классе ученик научится:
называть:
— любое следующее (предыдущее) при счете число в пределах 1000, любой отрезок натурального ряда от 100 до 1000 в прямом и в обратном порядке;
— компоненты действия деления с остатком;
— единицы массы, времени, длины;
— геометрическую фигуру (ломаная);
сравнивать:
— числа в пределах 1000;
— значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;
различать:
— знаки > и <;
— числовые равенства и неравенства;
читать:
— записи вида 120 < 365, 900 > 850;
воспроизводить:
— соотношения между единицами массы, длины, времени;
— устные и письменные алгоритмы арифметических действий в пределах 1000;
приводить примеры:
— числовых равенств и неравенств;
моделировать:
— ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы (графа), таблицы, рисунка;
— способ деления с остатком с помощью фишек;
упорядочивать:
— натуральные числа в пределах 1000;
— значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;
анализировать:
— структуру числового выражения;
— текст арифметической (в том числе логической) задачи;
классифицировать:
— числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трехзначные);
конструировать:
— план решения составной арифметической (в том числе логической) задачи;
контролировать:
— свою деятельность (проверять правильность письменных вычислений с натуральными числами в пределах 1000), находить и исправлять ошибки;
решать учебные и практические задачи:
— читать и записывать цифрами любое трехзначное число;
— читать и составлять несложные числовые выражения;
— выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000;
— вычислять сумму и разность чисел в пределах 1000, выполнять умножение и деление на однозначное и на двузначное число, используя письменные алгоритмы вычислений;
— выполнять деление с остатком;
— определять время по часам;
— изображать ломаные линии разных видов;
— вычислять значения числовых выражений, содержащих 2–3 действия (со скобками и без скобок);
— решать текстовые арифметические задачи в три действия.
К концу обучения в третьем классе ученик может научиться:
формулировать:
— сочетательное свойство умножения;
— распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания);
читать:
— обозначения прямой, ломаной;
приводить примеры:
— высказываний и предложений, не являющихся высказываниями;
— верных и неверных высказываний;
различать:
— числовое и буквенное выражение;
— прямую и луч, прямую и отрезок;
— замкнутую и незамкнутую ломаную линии;
характеризовать:
— ломаную линию (вид, число вершин, звеньев);
— взаимное расположение лучей, отрезков, прямых на плоскости;
конструировать:
— буквенное выражение, в том числе для решения задач с буквенными данными;
воспроизводить:
— способы деления окружности на 2, 4, 6 и 8 равных частей;
решать учебные и практические задачи:
— вычислять значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв;
— изображать прямую и ломаную линии с помощью линейки;
— проводить прямую через одну и через две точки;— строить на клетчатой бумаге точку, отрезок, луч, прямую, ломаную, симметричные данным фигурам (точке, отрезку, лучу, прямой, ломаной).4. К концу обучения в четвертом классе ученик научится:
называть:
— любое следующее (предыдущее) при счете многозначное число, любой отрезок натурального ряда чисел в прямом и в обратном порядке;
— классы и разряды многозначного числа;
— единицы величин: длины, массы, скорости, времени;
— пространственную фигуру, изображенную на чертеже или представленную в виде модели (многогранник, прямоугольный параллелепипед, куб, пирамида, конус, цилиндр);
сравнивать:
— многозначные числа;
— значения величин, выраженных в одинаковых единицах;
различать:
— цилиндр и конус, прямоугольный параллелепипед и пирамиду;
читать:
— любое многозначное число;
— значения величин;
— информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;
воспроизводить:
— устные приемы сложения, вычитания, умножения, деления в случаях, сводимых к действиям в пределах сотни;
— письменные алгоритмы выполнения арифметических действий с многозначными числами;
— способы вычисления неизвестных компонентов арифметических действий (слагаемого, множителя, уменьшаемого, вычитаемого, делимого, делителя);
— способы построения отрезка, прямоугольника, равных данным, с помощью циркуля и линейки;
моделировать:
— разные виды совместного движения двух тел при решении задач на движение в одном направлении, в противоположных направлениях;
упорядочивать:
— многозначные числа, располагая их в порядке увеличения (уменьшения);
— значения величин, выраженных в одинаковых единицах;
анализировать:
— структуру составного числового выражения;
— характер движения, представленного в тексте арифметической задачи;
конструировать:
— алгоритм решения составной арифметической задачи;
— составные высказывания с помощью логических слов-связок «и», «или», «если, то», «неверно, что»;
контролировать:
— свою деятельность: проверять правильность вычислений с многозначными числами, используя изученные приемы;
решать учебные и практические задачи:
— записывать цифрами любое многозначное число в пределах класса миллионов;
— вычислять значения числовых выражений, содержащих не более шести арифметических действий;
— решать арифметические задачи, связанные с движением (в том числе задачи на совместное движение двух тел);
— формулировать свойства арифметических действий и применять их при вычислениях;
— вычислять неизвестные компоненты арифметических действий.
К концу обучения в четвертом классе ученик может научиться:
называть:
— координаты точек, отмеченных в координатном углу;
сравнивать:
— величины, выраженные в разных единицах;
различать:
— числовое и буквенное равенства;
— виды углов и виды треугольников;
— понятия «несколько решений» и «несколько способов решения» (задачи);
воспроизводить:
— способы деления отрезка на равные части с помощью циркуля и линейки;
приводить примеры:
— истинных и ложных высказываний;
оценивать:
— точность измерений;
исследовать:
— задачу (наличие или отсутствие решения, наличие нескольких решений);
читать:
— информацию, представленную на графике;
решать учебные и практические задачи:
— вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной фигуры;
— исследовать предметы окружающего мира, сопоставлять их с моделями пространственных геометрических фигур;
— прогнозировать результаты вычислений;
— читать и записывать любое многозначное число в пределах класса миллиардов;
— измерять длину, массу, площадь с указанной точностью,
— сравнивать углы способом наложения, используя модели.
Содержание курса
Множества предметов. Отношения между предметами и между множествами предметов
Сходства и различия предметов. Соотношение размеров предметов (фигур). Понятия: больше, меньше, одинаковые по размерам; длиннее, короче, такой же длины (ширины, высоты).Соотношения между множествами предметов. Понятия: больше, меньше, столько же, поровну (предметов), больше, меньше (на несколько предметов).Универсальные учебные действия:
сравнивать предметы (фигуры) по их форме и размерам;
распределять данное множество предметов на группы по заданным признакам (выполнять классификацию);
сопоставлять множества предметов по их численностям (путем составления пар предметов)
Число и счет
Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах класса миллиардов. Классы и разряды натурального числа. Десятичная система записи чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел; запись результатов сравнения с использованием знаков >, =, <.
Римская система записи чисел.
Сведения из истории математики: как появились числа, чем занимается арифметика.
Универсальные учебные действия:
пересчитывать предметы; выражать результат натуральным числом;
сравнивать числа;
упорядочивать данное множество чисел.
Арифметические действия с числами и их свойства
Сложение, вычитание, умножение и деление и их смысл. Запись арифметических действий с использованием знаков +, -, •, : .Сложение и вычитание (умножение и деление) как взаимно обратные действия. Названия компонентов арифметических действий (слагаемое, сумма; уменьшаемое, вычитаемое, разность; множитель, произведение; делимое, делитель, частное).Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.
Таблица умножения и соответствующие случаи деления.
Устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания.
Умножение многозначного числа на однозначное, на двузначное и на трехзначное число.Деление с остатком.
Устные и письменные алгоритмы деления на однозначное, на двузначное и на трехзначное число.Способы проверки правильности вычислений (с помощью обратного действия, оценка достоверности, прикидка результата, с использованием микрокалькулятора).
Доля числа (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Нахождение одной или нескольких долей числа. Нахождение числа по его доле.
Переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения; распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания); сложение и вычитание с 0; умножение и деление с 0 и 1. Обобщение: записи свойств действий с использованием букв. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений: перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).Числовое выражение. Правила порядка выполнения действий в числовых выражениях, содержащих от 2 до 6 арифметических действий, со скобками и без скобок. Вычисление значений выражений. Составление выражений в соответствии с заданными условиями.
Выражения и равенства с буквами. Правила вычисления неизвестных компонентов арифметических действий.
Примеры арифметических задач, решаемых составлением равенств, содержащих букву.
Универсальные учебные действия:
моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие;
воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения четырех арифметических действий;
прогнозировать результаты вычислений;
контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами;
оценивать правильность предъявленных вычислений;
сравнивать разные способы вычислений, выбирать из них удобный;
анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка выполнения содержащихся в нем арифметических действий.
Величины
Длина, площадь, периметр, масса, время, скорость, цена, стоимость и их единицы. Соотношения между единицами однородных величин.
Сведения из истории математики: старинные русские меры длины (вершок, аршин, пядь, маховая и косая сажень, морская миля, верста), массы (пуд, фунт, ведро, бочка). История возникновения месяцев года.
Вычисление периметра многоугольника, периметра и площади прямоугольника (квадрата). Длина ломаной и ее вычисление.
Точные и приближенные значения величины (с недостатком, с избытком). Измерение длины, массы, времени, площади с указанной точностью. Запись приближенных значений величины с использованием знака ≈ (примеры: АВ ≈ 5 см, t ≈ 3 мин, V ≈ 200 км/ч).
Вычисление одной или нескольких долей значения величины. Вычисление значения величины по известной доле ее значения.
Универсальные учебные действия:
сравнивать значения однородных величин;
упорядочивать данные значения величины;
устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач.
Работа с текстовыми задачами
Понятие арифметической задачи. Решение текстовых арифметических задач арифметическим способом.
Работа с текстом задачи: выявление известных и неизвестных величин, составление таблиц, схем, диаграмм и других моделей для представления данных условия задачи.
Планирование хода решения задачи. Запись решения и ответа задачи.
Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на», «больше (меньше) в»; зависимости между величинами, характеризующими процессы купли-продажи, работы, движения тел.
Примеры арифметических задач, решаемых разными способами; задач, имеющих несколько решений, не имеющих решения; задач с недостающими и с лишними данными (не использующимися при решении).
Универсальные учебные действия:
моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости;
планировать ход решения задачи;
анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для ее решения;
прогнозировать результат решения;
контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера;
выбирать верное решение задачи из нескольких предъявленных решений;
наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условий.
Геометрические понятия
Форма предмета. Понятия: такой же формы, другой формы. Плоские фигуры: точка, линия, отрезок, ломаная, круг; многоугольники и их виды. Луч и прямая как бесконечные плоские фигуры. Окружность (круг). Изображение плоских фигур с помощью линейки, циркуля и от руки. Угол и его элементы вершина, стороны. Виды углов (прямой, острый, тупой). Классификация треугольников (прямоугольные, остроугольные, тупоугольные). Виды треугольников в зависимости от длин сторон (разносторонние, равносторонние, равнобедренные).
Прямоугольник и его определение. Квадрат как прямоугольник. Свойства противоположных сторон и диагоналей прямоугольника. Оси симметрии прямоугольника (квадрата).
Пространственные фигуры: прямоугольный параллелепипед (куб), пирамида, цилиндр, конус, шар. Их распознавание на чертежах и на моделях.
Взаимное расположение фигур на плоскости (отрезков, лучей, прямых, окружностей) в различных комбинациях. Общие элементы фигур. Осевая симметрия. Пары симметричных точек, отрезков, многоугольников. Примеры фигур, имеющих одну или несколько осей симметрии. Построение симметричных фигур на клетчатой бумаге.
Универсальные учебные действия:
ориентироваться на плоскости и в пространстве (в том числе различать направления движения);
различать геометрические фигуры;
характеризовать взаимное расположение фигур на плоскости;
конструировать указанную фигуру из частей;
классифицировать треугольники;
распознавать пространственные фигуры (прямоугольный параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус, шар) на чертежах и на моделях.
Логико-математическая подготовка
Понятия: каждый, какой-нибудь, один из, любой, все, не все; все, кроме.
Классификация множества предметов по заданному признаку. Определение оснований классификации.
Понятие о высказывании. Примеры истинных и ложных высказываний. Числовые равенства и неравенства как примеры истинных и ложных высказываний.
Составные высказывания, образованные из двух простых высказываний с помощью логических связок «и»,«или»,«если, то»,«неверно, что» и их истинность. Анализ структуры составного высказывания: выделение в нем простых высказываний. Образование составного высказывания из двух простых высказываний.
Простейшие доказательства истинности или ложности данных утверждений. Приведение гримеров, подтверждающих или опровергающих данное утверждение.
Решение несложных комбинаторных задач и других задач логического характера (в том числе задач, решение которых связано с необходимостью перебора возможных вариантов.
Универсальные учебные действия:
определять истинность несложных утверждений;
приводить примеры, подтверждающие или опровергающие данное утверждение;
конструировать алгоритм решения логической задачи;
делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных;
конструировать составные высказывания из двух простых высказываний с помощью логических слов-связок и определять их истинность;
анализировать структуру предъявленного составного высказывания; выделять в нем составляющие его высказывания и делать выводы об истинности или ложности составного высказывания;
актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий, свойства геометрических фигур).
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счетом, с измерением; фиксирование и анализ полученной информации.
Таблица; строки и столбцы таблицы. Чтение и заполнение таблиц заданной информацией. Перевод информации из текстовой формы в табличную. Составление таблиц.
Графы отношений. Использование графов для решения учебных задач.
Числовой луч. Координата точки. Обозначение вида А (5).
Координатный угол. Оси координат. Обозначение вида А (2,3).
Простейшие графики. Считывание информации.
Столбчатые диаграммы. Сравнение данных, представленных на диаграммах.
Конечные последовательности (цепочки) предметов, чисел, фигур, составленные по определенным правилам. Определение правила составления последовательности.
Универсальные учебные действия:
собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами;
сравнивать и обобщать информацию, представленную в таблицах, на графиках и диаграммах;
переводить информацию из текстовой формы в табличную.
Календарно-тематическое планирование 1 класс.
№ Тема урока Количество часов
1 Вводный урок. Сравнение предметов по их свойствам. 1
2 Сравнение предметов по размеру. 1
3 Направления движения: слева направо, справа налево. 1
4 Таблицы. 1
5 Расположение на плоскости групп предметов. 1
6 Числа и цифры.
Число и цифра 1. 1
7 Число и цифра 2. 1
8 Конструирование плоских фигур из частей. 1
9 Подготовка к введению сложения. 1
10 Развитие пространственных представлений. 1
11 Движения по шкале линейки. 1
12 Подготовка к введению вычитания. 1
13 Сравнение двух множеств предметов по их численностям. 1
14 На сколько больше или меньше? 1
15 Подготовка к решению арифметических задач. 1
16 Подготовка к решению арифметических задач. 1
17 Сложение чисел. 1
18 Вычитание чисел. 1
19 Число и цифра. 1
20 Число и цифра 0. 1
21 Измерение длины в сантиметрах. 1
22 Измерение длины в сантиметрах. 1
23 Увеличение и уменьшение числа на 1 1
24 Увеличение и уменьшение числа на 2. 1
25 Число 10 и его запись цифрами. 1
26 Дециметр. 1
27 Многоугольники. 1
28 Понятие об арифметической задаче. 1
29 Решение задач. 1
30 Решение задач. 1
31 Числа от 11 до 20. 1
32 Числа от 11 до 20. 1
33 Измерение длины в дециметрах и сантиметрах. 1
34 Составление задач. 1
35 Числа от 1 до 20. 1
36 Подготовка к введению умножения. 1
37 Подготовка к введению умножения. 1
38 Составление и решение задач. 1
39 Числа второго десятка. 1
40 Умножение. 1
41 Умножение. 1
42 Решение задач. 1
43 Решение задач. 1
44 Верно или неверно? 1
45 Подготовка к введению деления. 1
46 Деление на равные части. 1
47 Деление на равные части. 1
48 Сравнение результатов арифметических действий. 1
49 Работа с числами второго десятка. 1
50 Решение задач. 1
51 Сложение и вычитание чисел. 1
52 Сложение и вычитание чисел. 1
53 Умножение и деление чисел. 1
54 Выполнение заданий разными способами. 1
55 Перестановка чисел при сложении. 1
56 Перестановка чисел при сложении. 1
57 Закрепление темы. 1
58 Промежуточная диагностическая работа. 1
59 Работа над ошибками. «Проверь себя». 1
60 Закрепление темы. 1
61 Шар. Куб. 1
62 Шар. Куб. 1
63 Сложение с числом 0. 1
64 Сложение с числом 0. 1
65 Свойства вычитания. 1
66 Свойства вычитания. 1
67 Вычитание числа 0. 1
68 Вычитание числа 0. 1
69 Деление на группы по несколько предметов. 1
70 Деление на группы по несколько предметов. 1
71 Сложение с числом 10. 1
72 Сложение с числом 10. 1
73 Закрепление темы. 1
74 Закрепление темы. 1
75 Прибавление и вычитание числа 1. 1
76 Прибавление и вычитание числа 1. 1
77 Прибавление числа 2. 1
78 Прибавление числа 2. 1
79 Вычитание числа 2. 1
80 Вычитание числа 2. 1
81 Прибавление числа 3. 1
82 Прибавление числа 3. 1
83 Вычитание числа 3. 1
84 Вычитание числа 3. 1
85 Прибавление числа 4. 1
86 Прибавление числа 4 1
87 Прибавление числа 4. 1
88 Вычитание числа 4. 1
89 Вычитание числа 4. 1
90 Вычитание числа 4. 1
91 Прибавление и вычитание числа 5. 1
92 Прибавление и вычитание числа 5. 1
93 Прибавление и вычитание числа 5 1
94 Прибавление и вычитание числа 6. 1
95 Прибавление и вычитание числа 6. 1
96 Проверочная работа по теме: «Сложение и вычитание чисел от 1 до 6». 1
97 Работа над ошибками. 1
98 Обобщение темы «Сложение и вычитание чисел от 1 до 6». Урок-путешествие. 1
99 Сравнение чисел по рисункам. 1
100 Сравнение чисел с помощью шкалы линейки. 1
101 Сравнение чисел с помощью цветных стрелок. 1
102 Результат сравнения. 1
103 На сколько больше или меньше. 1
104 На сколько больше или меньше. 1
105 На сколько больше или меньше. 1
106 Увеличение числа на несколько единиц. 1
107 Увеличение числа на несколько единиц. 1
108 Уменьшение числа на несколько единиц. 1
109 Уменьшение числа на несколько единиц. 1
110 Проверочная работа по теме: «Сравнение чисел». 1
111 Прибавление числа 7. 1
112 Прибавление числа 8. 1
113 Прибавление числа 9. 1
114 Таблица сложения. 1
115 Проверочная работа по теме: «Сложение чисел от 1 до 9 с переходом через десяток». 1
116 Работа над ошибками. 1
117 Вычитание числа 7. 1
118 Вычитание числа 8. 1
119 Вычитание числа 9. 1
120 Сложение и вычитание. Скобки. 1
121 Сложение и вычитание. Скобки. Числовые выражения со скобками, вида: (а ± в) ± с1
122 Числовые выражения со скобками, вида: с ± (а ± в) 1
123 Проверочная работа по теме: «Таблица сложения и вычитания в пределах 20». 1
124 Работа над ошибками. 1
125 Зеркальное отражение предметов. 1
126 Итоговая контрольная работа. 1
127 Работа над ошибками. 1
128 Ось симметрии. 1
129 Пары симметричных точек, отрезков, многоугольников.
1
130 Построение фигуры, симметричной данной. 1
131 Фигуры, имеющие одну или несколько осей симметрии. 1
132-136 Обобщающий урок по темам года.
Резервные уроки. 4
Тематическое планирование 2 класс
№ урока Название раздела (к-во часов) Тема урока Кол-во часов
1. Сложение и вычитание в пределах 100 (5 ч.) Счет десятками в пределах 100. Наблюдение. Устный счет. Арифметический диктант. 1
2. Счет десятками в пределах 100. Продолжение наблюдения. Самостоятельная работа. 1
3. Двузначные числа и их
запись. Стартовая диагностика. 1
4. Упражнение в записи двузначных чисел. 1
5. Входная контрольная работа. 1
6. Луч. Числовой луч. 6 ч. Луч и его обозначение.
1
7. Луч и его обозначение.
1
8. Луч и его обозначение. Самостоятельная работа. 1
9. Числовой луч. Практическая работа.
1
10. Контрольная работа №1 по темам «Запись и сравнение двузначных чисел. Луч». 1
11. Работа над ошибками.
Закрепление знаний по теме «Запись и сравнение двузначных чисел. Луч». 1
12. Единицы измерения длин. 3 ч Метр. 1
13. Соотношения между единицами длины. Самостоятельная работа. 1
14. Упражнения в соотношении между единицами длины. Тест. 1
15. Многоугольник 3 ч. Многоугольник. Наблюдение.
Общее понятие.
Практическая работа. 1
16. Многоугольник и его элементы. Выведение правила. Самостоятельная работа. 1
17. Контрольный устный счет №1.
Многоугольник и его элементы. 1
18. Способы сложения и вычитания в пределах 100. 15 ч
Периметр. 4 ч
Периметр. 4 ч
Окружность. 4 ч Сложение и вычитание вида 26+2, 26-3, 65+30, 65 -30.
1
19. Сложение и вычитание вида 26+2, 26-3, 65+30, 65 –30. 1
20. Сложение и вычитание вида 26+2, 26-3, 65+30, 65 –30.
Самостоятельная работа. 1
21. Письменный прием сложения двузначных чисел без перехода через десяток. 1
22. Письменный прием сложения двузначных чисел без перехода через десяток. Самостоятельная работа. 1
23. Письменный прием сложения двузначных чисел без перехода через десяток. Самостоятельная работа. 1
24. Письменный прием вычитания двузначных чисел без перехода через десяток. Самостоятельная работа. 1
25. Письменный прием вычитания двузначных чисел без перехода через десяток. Самостоятельная работа. 1
26. Письменный прием сложения двузначных чисел без перехода через десяток. Самостоятельная работа. 1
27. Сложение двузначных чисел (общий случай). Наблюдение. 1
28. Сложение двузначных чисел (общий случай). Закрепление алгоритма сложения. Самостоятельная работа. 29. Вычитание двузначных чисел (общий случай). Наблюдение. 1
30. Вычитание двузначных чисел (общий случай). Закрепление алгоритма. 1
31. Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел. Многоугольники». 1
32. Работа над ошибками.
«Сложение и вычитание двузначных чисел. Многоугольники». 1
33 Периметр многоугольника. Наблюдение. Правило. 1
34. Периметр многоугольника. Алгоритм вычисления периметра прямоугольника. 1
35. Творческая работа «Вычисление периметра своей комнаты». 1
36. Контрольная работа №3 по темам «Сложение и вычитание двузначных чисел», «Числовой луч», «Многоугольники». 1
37. Работа над ошибками.
Окружность, её центр и радиус. 1
38. Построение окружности с помощью циркуля.
Практическая работа.
1
39. Окружность, её центр и радиус. Самостоятельная работа. 1
40. Взаимное
расположение фигур на плоскости. 1
41. Таблица умножения и деления чисел. 11 ч Умножение и деление на 2. Половина числа. Самостоятельная работа. 1
42. Умножение и деление на 3. 1
43. Умножение и деление на 3. Треть числа. Самостоятельная работа. 1
44. Умножение и деление на 4. 1
45. Умножение и деление на 4. Четверть числа. 1
46. Умножение и деление на 4. Четверть числа. Самостоятельная работа. 1
47. Контрольный устный счет №2 по теме «Табличные случаи умножения и деления на 2, 3, 4». 1
48. Проверочная работа по теме «Простые задачи на умножение и деление». 1
49. Умножение и деление на 5. Пятая часть числа. Самостоятельная работа. 1
50. Умножение и деление на 6. Шестая часть числа. Самостоятельная работа. 1
51. Проверочная работа по теме «Табличные случаи умножения и деления на 4, 5, 6». 1
52. Площадь фигуры. 9 ч Площадь фигуры. Наблюдение. 1
53. Площадь и периметр фигуры. 1
54. Площадь фигуры.
Решение задач. 1
55. Единицы площади. 1
56. Площадь фигуры. Самостоятельная работа. 1
57. Контрольная работа № 4 по теме «Таблица умножения однозначных чисел». 1
58. Работа над ошибками.
Промежуточная стандартизированная диагностика. 1
59-60 Резерв
2
61. Таблица умножения и деления чисел (продолжение) 5 ч. Умножение и деление на 7. Седьмая часть числа. Арифметический диктант. 1
62. Умножение и деление на 8. Восьмая часть числа. Арифметический диктант. 1
63. Умножение и деление на 9. Девятая часть числа. Арифметический диктант. 1
64. Контрольная работа № 5 по теме «Табличные случаи умножения и деления на 6, 7, 8, 9». 1
65. Работа над ошибками. 1
66. Кратное сравнение. 29 ч Во сколько раз больше? 1
67. Во сколько раз меньше? 1
68. Во сколько раз больше? Во сколько раз меньше? Самостоятельная работа. 1
69. Во сколько раз больше? Во сколько раз меньше? Тест. 1
70. Решение задач на увеличение в несколько раз. Наблюдение. 1
71. Решение задач на уменьшение в несколько раз. Выведение алгоритма. 1
72. Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз. Промежуточное закрепление. 1
73. Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз. Самостоятельная работа. 1
74. Числовые выражения. 10 ч Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз. Арифметический диктант. 1
75. Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз. Самостоятельная работа. 1
76. Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз. Тест. 1
77. Проверочная работа по теме «Задачи на кратное сравнение, на увеличение и уменьшение в несколько раз».
Контрольный устный счет №3. 1
78. Нахождение нескольких
долей числа. Наблюдение. Самостоятельная работа. 1
79. Нахождение нескольких
долей числа. Упражнение с опорой на рисунок. 1
80. Нахождение нескольких долей числа. 1
81. Нахождение нескольких долей числа.
Самостоятельная работа. 1
82. Нахождение нескольких долей числа 1
83. Нахождение нескольких долей числа. Закрепление. 1
84. Нахождение нескольких долей числа. Самостоятельная работа. 1
85. Нахождение нескольких
долей числа. Углубление темы. 1
86. Нахождение нескольких долей числа.
Более сложные случаи. 1
87. Нахождение нескольких долей числа. Решение задач. 1
88. Нахождение нескольких долей числа. Тест. 1
89. Нахождение числа по нескольким его долям. Наблюдение. 1
90. Нахождение числа по нескольким его долям. Упражнение с опорой на рисунок. 1
91. Нахождение числа по нескольким его долям.
Практическая работа. 1
92. Нахождение числа по нескольким его долям. Тест. 1
93. Контрольная работа № 6 по теме «Задачи на кратное сравнение, на увеличение и уменьшение в несколько раз». 1
94. Работа над ошибками. 1
95. Название чисел в записях действия сложения. 1
96. Название чисел в записях действия вычитания. 1
97. Название чисел в записях действий умножения и деления. Арифметический диктант. 1
98. Числовые выражения (суммы, разности). 1
99. Числовые выражения (произведения, частные). 1
100. Числовые выражения (все действия). Самостоятельная работа. 1
101. Составление числовых выражений. Простые случаи. 1
102. Составление числовых выражений. Самостоятельная работа.
1
103. Контрольная работа №7 по теме «Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз». 1
104. Работа над ошибками. 1
105. Прямой угол. 2 ч
Угол. Прямой угол. Наблюдение.
1
106. Угол. Прямой угол. Практическая работа.
1
107. Переменная. 6 ч Переменная. Наблюдение. Правило. 1
108. Выражение с переменной. Наблюдение. 1
109. Выражение с переменной. Алгоритм действий. 1
110. Упражнение в нахождении значения выражения с переменной. 1
111. Контрольная работа №8 по теме «Числовые выражения и выражения с переменной». 1
112. Работа над ошибками.
1
113. Прямоугольник. 5 ч Прямоугольник. Наблюдение. 1
114. Квадрат. Наблюдение. 1
115. Прямоугольные четырехугольники. Тест. 1
116. Свойства прямоугольни- ка. Наблюдение. Противополож- ные стороны прямоугольни- ка. 1
117. Свойства прямоугольника. Наблюдение. Диагонали прямоугольника. 1
118. Площадь. 9 ч Площадь прямоугольника. 1
119. Площадь прямоугольника. Правило. Решение задач. Практическая работа. 1
120. Проверочная работа по теме «Прямоугольник. Квадрат. Периметр и площадь прямоугольника». Закрепление темы. 1
121. Контрольный устный счет №4 по теме «Табличные случаи умножения и деления на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9». 1
122. Закрепление тем четверти. 1
123. Итоговая контрольная работа по темам четверти № 9. 1
124. Работа над ошибками. 1
125. Годовая контрольная работа № 10. 1
126. Работа над ошибками. 1 127. Повторение. 10 ч Итоговая стандартизированная диагностика.
1
128. Повторение пройденного материала. Умножение. Табличные случаи. 1
129. Повторение пройденного материала. Деление. Табличные случаи. 1
130. Повторение пройденного материала.
Периметр. 1
131. Повторение пройденного материала. Площадь. Тест. 1
132. Урок-путешествие «Я люблю математику». 1
133-140 Резерв
8
Тематическое планирование 3 класс
№ Название темы (раздела) Кол-во
часов
Нумерация многозначных чисел 6ч
1 Числа от 100 до 1000. Название и запись «круглых» сотен 2 Числа от 100 до 1000. Таблица разрядов трёхзначных чисел 3 Числа от 100 до 1000. Запись и чтение трёхзначных чисел. 4 Сравнение чисел. Знаки «<» и «>». Арифметический диктант. 5 Сравнение чисел. Неравенства. 6 Сравнение чисел. Решение задач. Самостоятельная работа. Величины и их измерение 4ч
7 Километр, миллиметр. 8 Входная контрольная работа №1 9 Километр, миллиметр. Измерение длины отрезков в разных единицах. 10 Километр, миллиметр. Сравнение величин. 11 Работа над ошибками. Километр, миллиметр. Решение задач с величинами. Геометрические фигуры 6ч
12 Ломаная. Вершины, звенья. 13 Ломаная. Решение задач на построение ломаной. 14 Ломаная. Единицы измерения длины. 15 Длина ломаной. 16 Длина ломаной. Решение задач. Самостоятельная работа. «Длина ломаной. Построение геометрических фигур». Величины и их измерение 7ч
17 Масса. Килограмм, грамм.
18 Масса. Килограмм, грамм. Чтение и запись величин. 19 Масса. Килограмм, грамм. Сложение и вычитание величин. 20 Масса. Килограмм, грамм. Решение задач с величинами. 21 Вместимость. Литр 22 Вместимость. Литр. Сложение и вычитание величин. 23 Вместимость. Литр Решение задач с величинами. Самостоятельная работа. Сложение и вычитание трёхзначных чисел 8ч
24 Сложение трёхзначных чисел. Устные приёмы сложения. 25 Сложение трёхзначных чисел. Письменные приёмы сложения. 26 Сложение трёхзначных чисел. Решение задач. 27 Сложение трёхзначных чисел. Площадь прямоугольника. 28 Контрольная работа №2 по теме «Сложение трёхзначных чисел».Задачи на построение геометрических фигур. 29 Работа над ошибками. Закрепление вычислительных навыков и навыков решения задач. 30 Задачи на построение геометрических фигур. 31 Вычитание трёхзначных чисел. Устные приёмы. Сложение и вычитание трёхзначных чисел 5ч
32 Вычитание трёхзначных чисел. Письменные приёмы. 33 Вычитание трёхзначных чисел. Решение задач. 34 Закрепление навыков вычитания трёхзначных чисел. 35 Вычитание трёхзначных чисел. Вычитание величин. Законы сложения 6ч
36 Сочетательное свойство сложения 36 Сравнение выражений на основе сочетательного свойства сложения. 38 Решение задач разными способами на основе сочетательного свойства сложения. 39 Сумма трех и более слагаемых. Устные приёмы вычислений. 40 Сумма трех и более слагаемых. Письменные приёмы вычислений. 41 Самостоятельная работа. «Сумма трех и более слагаемых». Решение задач на построение геометрических фигур. 42 Контрольная работа №3 по теме «Сложение и вычитание трехзначных чисел»Законы умножения Законы умножения 6ч
43 Сочетательное свойство умножения. 44 Сочетательное свойство умножения. Решение задач разными способами на основе сочетательного свойства умножения. 45 Решение задач с применением сочетательного свойства умножения. 47 Произведение трех и более множителей. 48 Произведение трех и более множителей. Запись решения задач одним выражением. 49 Произведение трех и более множителей. Решение задач разных видов. Порядок выполнения действий в числовых выражениях 3ч
50 Упрощение выражений, содержащих в скобках умножение или деление. 51 Упрощение выражений. Запись решения задач одним выражением. 52 Самостоятельная работа. «Упрощение выражений». Решение задач на построение геометрических фигур. Геометрические фигуры 2ч
53 Симметрия на клетчатой бумаге 54 Задачи на построение симметричных фигур. Симметрия на клетчатой бумаге. Порядок выполнения действий в числовых выражениях 9ч
55 Порядок выполнения действий в выражениях без скобок. 56 Порядок выполнения действий в выражениях без скобок. Запись решения задач одним выражением. 57 Самостоятельная работа. «Порядок выполнения действий в выражениях без скобок». Решение задач. 58 Контрольная работа №4 за 1 полугодие 59 Работа над ошибками. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками. 60 Порядок выполнения действий в выражениях со скобками. Составление выражений. 61 Порядок выполнения действий в выражениях со скобками. Табличное умножение и деление. 62 Порядок выполнения действий в выражениях со скобками. Закрепление вычислительных навыков. Верные и неверные высказывания 3ч
63 Верные и неверные предложения (высказывания). 64 Верные и неверные предложения (высказывания). Составление выражений. 65 Верные и неверные предложения(высказывания). Решение задач с величинами. Числовые равенства и неравенства. 1ч
66 Числовые равенства и неравенства. Геометрические фигуры 6ч
67 Свойства числовых равенств. 68 Свойства числовых равенств. Сравнение величин. 69 Деление окружности на равные части путём перегибания круга. 70 Деление окружности на равные части с помощью угольника. 71 Деление окружности на равные части с помощью циркуля. Решение задач. 72 Контрольная работа по теме №5 «Порядок выполнения действий в числовых выражениях». Умножение и деление трёхзначных чисел на однозначное 10ч
73 Умножение суммы на число. 74 Умножение суммы на число. Устные вычисления. 75 Закрепление навыков умножения суммы на число. 76 Умножение на 10. Запись длины в см и дм. Сложение величин. 77 Умножение на 100. Решение задач с величинами. Сложение величин. 78 Самостоятельная работа. «Умножение на 10 и 100». Вычитание величин. 79 Умножение вида 50∙9, 200∙4. 80 Умножение вида 50∙9, 200∙4. Решение задач с величинами. 81 Умножение вида 50∙9, 200∙4. Закрепление вычислительных навыков. 82 Умножение вида 50∙9, 200∙4. Решение задач разных видов. Геометрические фигуры 3ч
83 Прямая. Обозначение прямой латинскими буквами. 84 Прямая. Пересекающиеся прямые. Построение пересекающихся прямых. 85 Прямая. Непересекающиеся прямые. Самостоятельная работа. Умножение на однозначное число 7ч
86 Умножение двузначного числа на однозначное. 87 Умножение двузначного числа на однозначное. Переместительное свойство умножения. 88 Умножение двузначного числа на однозначное. Решение задач. 89 Умножение трёхзначного числа на однозначное. Алгоритм письменных вычислений. 90 Умножение трёхзначного числа на однозначное. Решение задач с величинами. 91 Умножение трёхзначного числа на однозначное. Решение задач на построение геометрических фигур. 92 Контрольная работа №6 по теме «Умножение на однозначное число». 93 Работа над ошибками. Умножение на однозначное число. Решение задач на построение. Величины и их измерение 4ч
94 Измерение времени. Единицы времени. 95 Измерение времени. Задачи на определение продолжительности времени. 96 Самостоятельная работа. «Измерение времени». Решение задач. 97 Итоговая контрольная работа №7 за 3 четверть. 98 Работа над ошибками. Задачи на определение продолжительности времени. Умножение и деление
33ч
99 Деление на 10. Упрощение выражений. 100 Деление на 100. Упрощение выражений. 101 Нахождение однозначного частного. Деление вида 108:18. 102 Нахождение однозначного частного. Упрощение выражений. 103 Нахождение однозначного частного. Выражения со скобками. 104 Решение задач на нахождение однозначного частного. 105 Деление с остатком. 106 Деление с остатком вида 6:12. 107 Деление с остатком. Решение задач с величинами. 108 Самостоятельная работа. «Деление с остатком». Решение задач. 109 Деление на однозначное число. Решение задач разных видов. 110 Деление на однозначное число. Выражения со скобками. 111 Деление на однозначное число. Решение задач. 112 Закрепление навыков деления на однозначное число. 113 Деление на однозначное число. Решение задач на построение геометрических фигур.
114 Контрольная работа №8 по теме «Деление на однозначное число» 115 Работа над ошибками. Деление на однозначное число. Решение задач. 116 Умножение вида 23∙40. Решение задач. 117 Умножение вида 23∙40. Выражения со скобками. 118 Умножение вида 23∙40. Задачи с величинами «цена, кол-во, стоимость». 119 Самостоятельная работа. «Умножение вида 23∙40». Закрепление вычислительных навыков. 120 Умножение на двузначное число. 121 Умножение на двузначное число. Выражения со скобками. 122 Закрепление навыков умножения на двузначное число. 123 Совершенствование вычислительных навыков и навыков решения задач. 124 Самостоятельная работа. «Умножение на двузначное число». Решение задач на построение геометрических фигур. 125 Умножение на двузначное число. Решение задач разных видов. 126 Итоговая контрольная работа №9 127 Работа над ошибками. Деление на двузначное число. Единицы времени. 128 Деление на двузначное число. Решение задач на нахождение площади прямоугольника. 129 Деление на двузначное число. Решение задач на нахождение периметра прямоугольника. 130 Проверочная работа по теме «Деление на двузначное число. Решение задач.» 131 Деление на двузначное число. Повторение изученного. 132 Решение задач на построение геометрических фигур. 133 Решение задач на нахождение периметра и площади фигуры. Повторение изученного в 3 классе 7ч
134 Повторение по теме «Сложение и вычитание в пределах 1000» 135 Повторение по теме «Умножение и деление в пределах 1000» 136-
140 Повторение изученного за год. Решение задач разных видов.
(Резервные уроки) Тематическое планирование 4 класс
№ Тема урока Кол-во ч.
Десятичная система счисления. 1
Десятичная система счисления. 1
Сравнение десятичной системы с римской системой записи чисел. 1
Классы и разряды многозначного числа в пределах миллиарда. 1
Способ чтения многозначного числа. 1
Запись многозначного числа. 1
Сравнение многозначных чисел. 1
Сравнение многозначных чисел. 1
Контрольная работа № 1 1
Сложение многозначных чисел. 1
Сложение многозначных чисел. 1
Сложение многозначных чисел. 1
Сложение многозначных чисел. 1
Вычитание многозначных чисел. 1
Вычитание многозначных чисел. 1
Вычитание многозначных чисел. 1
Вычитание многозначных чисел. 1
Построение прямоугольников. 1
Построение прямоугольников. 1
Контрольная работа № 2 1
Скорость. 1
Единицы скорости. 1
Скорость. 1
Задачи на движение. Нахождение скорости. 1
Задачи на движение. Нахождение пути. 1
Задачи на движение. Нахождение времени. 1
Задачи на движение. 1
Задачи на движение. 1
Координатный угол. 1
Построение точки с указанными координатами. 1
Контрольная работа № 3 1
Построение точки с указанными координатами. 1
Графики Таблицы. Диаграммы. 1
Построение простейших графиков, диаграмм. 1
Переместительное свойство сложения. 1
Переместительное свойство умножения. 1
Переместительное свойство сложения и умножения. 1
Сочетательное свойство сложения. 1
Сочетательное свойство умножения. 1
Сочетательное свойство сложения и умножения. 1
Многогранник. 1
Изображение многогранника на чертежах, обозначение их буквами. 1
Распределительные свойства умножения. 1
Вычисления с использованием распределительных свойств умножения. 1
Контрольная работа № 4 1
Умножение на 1000, 10000, 100000. 1
Умножение на 1000, 10000, 100000. 1
Единицы массы: тонна и центнер. 1
Соотношения между единицами массы: тонной и центнером 1
Соотношения между единицами массы: тонной и центнером. 1
Единицы массы. 1
Задачи на движение в противоположных направлениях. 1
Задачи на движение в противоположных направлениях. 1
Решение задач. 1
Задачи на встречное движение в противоположных направлениях. 1
Задачи на встречное движение в противоположных направлениях. 1
Решение задач на движение. 1
Контрольная работа № 5 1
Письменное умножение многозначного числа на однозначное. 1
Письменное умножение многозначного числа на однозначное. 1
Умножение многозначного числа на однозначное. 1
Умножение многозначного числа на однозначное. 1
Умножение многозначного числа на двузначное. 1
Умножение многозначного числа на двузначное. 1
Выполнение развернутых и упрощенных записей алгоритма умнож. 1
Выполнение развернутых и упрощенных записей алгоритма умнож. 1
Выполнение развернутых и упрощенных записей алгоритма умнож. 1
Контрольная работа № 6 1
Письменный алгоритм умножения на трехзначное число. 1
Письменный алгоритм умножения на трехзначное число. 1
Выполнение развернутых и упрощенных записей умножения 1
Выполнение развернутых и упрощенных записей умножения. 1
Умножение многозначного числа на трехзначное. 1
Умножение многозначного числа на трехзначное. 1
Задачи на движение в одном направлении. 1
Задачи на движение в одном направлении. 1
Задачи на движение в одном направлении. 1
Задачи на движение в одном направлении. 1
Контрольная работа № 7 1
Истинные и ложные высказывания. Высказывания со словами «неверно, что». 1
Истинные и ложные высказывания. Высказывания со словами «неверно, что». 1
Логические связки «или», «и». 1
Логические возможности. 1
Составление таблиц логических возможностей. 1
Составление таблиц логических возможностей. 1
Задачи на перебор вариантов. 1
Задачи на перебор вариантов. 1
Задачи на перебор вариантов. 1
Деление суммы на число. 1
Деление суммы на число. 1
Контрольная работа № 8. 1
Деление на 1000, 10000, 100000. 1
Сокращение частного. 1
Деление на однозначное число . 1
Деление на однозначное число. 1
Проверка правильности выполнения деления. 1
Контрольная работа № 9 1
Проверка правильности выполнения деления. 1
Алгоритм деления на двузначное число. 1
Алгоритм деления на двузначное число. 1
Деление на двузначное число. 1
Деление многозначного числа на двузначное. 1
Алгоритм деления на трехзначное число. 1
Алгоритм деления на трехзначное число. 1
Деление на трехзначное число. 1
Деление на трехзначное число. 1
Деление отрезка на 2 равные части с помощью циркуля и линейки. 1
Деление отрезка на 4 и 8 равных частей. 1
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х+5=7 1
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х · 5=15 1
Контрольная работа № 10 1
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х – 5 = 7 1
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х : 5 =15 1
Угол и его величина. 1
Сравнение углов. 1
Виды углов. 1
Виды углов. 1
Итоговая контрольная работа 1
Нахождение неизвестного слагаемого в равенствах вида 8 + х = 16 1
Нахождение неизвестного множителя в равенствах вида 8 · х = 16 1
Нахождение неизвестного вычитаемого в равенствах вида 8 – х = 2 1
Нахождение неизвестного делителя в равенствах вида 8 : х = 2 1
Классификация треугольников по величинам их углов. 1
Классификация треугольников по длинам их сторон. 1
Точное и приближенное значения величины. 1
Точное и приближенное значения величины. 1
Построение отрезка, равного данному. 1
. Построение отрезка, равного данному. 1
129-136 Резервные уроки. 7
Рабочая программа по математике 1-4 классы
УМК «Начальная школа ХХI века»
составлена учителем
первой квалификационной категории