Урок этической грамматики Вежливый человек — это… (6 класс)


Урок этической грамматики
«Вежливый человек –это…»
Цель: формирование у учащихся понятия «вежливый человек».
Задачи:
- развивать умение правильно оценивать себя и других;
- формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни и опыт нравственных взаимоотношений в коллективе;
- выявить уровень вежливости учащихся класса;
- учить высказывать свою точку зрения в вежливой форме.
Оборудование: карточки с буквами алфавита, тест "Знание правил поведения", цветные карандаши, бумага для рисования.
Ход:I.Вводная часть.
Тема нашего занятия «Вежливый человек – это…» (Обращение к учащимся) А что такое вежливость? (ответы учащихся).
Вежливость - моральное качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Сегодня мы с вами выясним, каким должен быть каждый человек каждый день и как нужно поступать в различных ситуациях.
Мы часто слышим выражение «вежливый человек». Какого человека называют вежливым? Какие слова обязательно должны быть в речи вежливого человека? Давайте составим с вами собственную азбуку вежливости. На каждую букву алфавита мы придумаем вежливые слова. Работа с этой азбукой поможет нам стать более культурными и воспитанными детьми. ( Разбить учащихся на группы, объяснить ход задания. На каждом листе бумаге указаны буквы алфавита, нужно приписать к ней вежливое слово или слово, характеризующее вежливого человека). Время на выполнение задания - 15 минут.
Подведем итог задания – сколько слов получилось в вашей азбуке? (похвалить тех, у кого получилась самая длинная).
II.Работа с пословицами.Человек – существо общественное и не живёт изолированно от других людей. Он встречается в кругу семьи с родственниками, отмечает праздники с близкими людьми, приглашает в гости друзей и наносит визиты сам. И здесь тоже действуют определённые правила этикета – правила поведения, которые веками складывались в быту и находили свое отражение в русских пословицах, например:
“В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив”,
“Потчевать потчуй, а неволить не неволь”,
“К обедне ходят по звону, а к обеду по зову”,
“Где рады, там не учащай, а где не рады, век не бывай”,
“В гости ходить – надо и к себе водить”,
“Умей в гости звать, умей и встречать”,
“Приехал – не здоровался, уехал – не простился”, - говорили о невежливом госте.
“У него гостят четыре угла, он сам себе рад” - обсуждали негостеприимного человека.
Назовите, какие вы знаете русские пословицы, в которых отражены правила этикета. (Ответы учащихся).
III.Работа с тестом. Очень хочется посмотреть, как вы знаете правила этикета? Предлагаю вашему вниманию тест – викторину. (объяснить как работать с тестом)
Тест "Знание правил поведения"
1.
Кто первым здоровается при входе в помещение?
-первым здоровается женщина.
-первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста.
-первым здоровается всегда младший.
-первым здоровается старший.
-первым здоровается мужчина.
2.
Закончите фразу "При знакомстве в гостях хозяйка (хозяин) представляет сначала......" -членов семьи.
-новых знакомых.
3.
На улице кто должен здороваться первым?
-Стоящий.
-Проходящий.
4.
Мужчина и женщина входят в помещение. Кто первый?
-Входит первой всегда дама.
-Входит первым мужчина.
-Кто шел впереди, тот и входит.
5.
В какой промежуток времени можно звонить по телефону в будние дни?
-С 5.00 до 23.00
-с 8.00 до 22.00
-с 7.00 до 21.00
6.
Как должен именинник поступить с подарком?
-Положить подальше от чужих глаз.
-Обязательно должен раскрыть подарок и посмотреть, что в нем.
Уйти в другую комнату и развернуть его.
-Отдать обратно.
7.
Как едят торт?
-Едят, держа его в руках.
-Едят, отламывая маленькие порции чайной ложечкой.
-Едят, разламывая его руками.
8.
По улице шла женщина с покупками. Один сверток у нее упал, а она и не заметила. Зато увидел мальчик, который шел следом, что он должен был сделать?
-Поднять сверток и отдать женщине.
-Окликнуть женщину и сказать, что у нее упал сверток.
-Пройти мимо.
9.
Если ты позвонил другу, но попал не туда, то нужно:
-Молча положить трубку.
-Извиниться и уточнить номер.
-Сказать: "Что ты трубку берешь, если позвонили не тебе? Положи сейчас же!"
10.
Ты сидишь дома и с удовольствием пьешь чай с мятными пряниками, и вдруг неожиданно приходит твой одноклассник. Что нужно сделать?
-Занять гостя чем-нибудь интересным, а самому быстренько допить чай в кухне.
-Прервать чаепитие и закончить его, когда гость уйдет.
-Предложить ему выпить чай вместе с тобой
IV.Работа с рисунком.Однажды у древнего восточного мудреца спросили: “У кого ты учился благовоспитанности?” - “У невоспитанных, - ответил он, - я избегал делать то, что делают они”. Да, к сожалению, мы довольно часто видим людей, которые не снимают головной убор при входе в библиотеку или школу, на улице бросают обёртки от конфет или мороженого, ходят в мятом костюме, грязной обуви, допускают грубость, невежливо отвечают на вопросы, толкают и не считают нужным извинится. Как называются такие люди? (Некультурными, невежливыми, невоспитанными.) (Дети отвечают)
А сейчас нарисуйте либо карикатуру на невоспитанного грубого человека, либо то, с кем вы могли бы сравнить вежливого человека и объясните почему, например: солнце - оно ласково здоровается со всеми, своими теплыми лучами, как словами согревает нас.
Время на выполнение задания - 5 минут.
V.Рефлексия.Наше занятие подошло к концу, и вы вспомнили много хорошего, доброго и полезного.
Я очень надеюсь, что каждый из вас будет вежливым и воспитанным. А для этого, конечно, нужно быть ещё и добрыми. Ведь добрым жить на белом свете веселей. Так как добро остаётся добром всегда: в прошлом, настоящем и будущем. И поэтому хочется закончить наше занятие такими словами:
Всюду, где нескромному
Укажут от ворот,
Вежливый попросит и пройдет.
Перед словом вежливым
Двери открываются!
Пусть оно почаще всюду повторяется.
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «пожалуйста»-
Волшебные слова.