Рабочая программа по математике для 3 класса (170ч). УМК «Начальная школа 21 века» (ФГОС)
Рабочая программа по математике
3 класс
170 часов ( 5 часов в нед.)
Образовательная система «Начальная школа XXI века» (ФГОС)
Составитель: учитель начальных классов МБОУ СОШ № 189 г. Новосибирска
Григорьева Елена Владимировна
2013/ 14 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа построена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.) по предмету «Математика» и направлена на обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы (ООП НОО.) Изучение предмета осуществляется по программе В.Н.Рудницкой УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Цели и задачи обучения математике
Обучение математике в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;
предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины;
умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;
реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.
Общая характеристика курса :
Особенность обучения в начальной школе состоит в том, что именно на данной ступени у учащихся начинается формирование элементов учебной деятельности. В основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы: анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе; возможность широкого применения изучаемого материала на практике; взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным; обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средней школе; обогащение математического опыта младших школьников за счёт включения в курс дополнительных вопросов, традиционно не изучавшихся в начальной школе.
Общее содержание обучения математике представлено в программе следующими разделами: «Число и счет»,«Арифметические действия и их свойства», «Величины»,«Работа с текстовыми задачами»,«Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Логико-математическая
подготовка», «Работа с информацией».
Место курса математики в учебном плане
Общий объём времени, отводимого на изучение математики в 3 кл. составляет 170 часов (из школьного компонента добавлено 34 ч).
Ценностные ориентиры содержания курса математики
Математика является основой общечеловеческой культуры. Поэтому приобщение учащихся к математике как к явлению общечеловеческой культуры существенно повышает её роль в развитии личности младшего школьника.
Содержание курса математики направлено: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, а также реализует следующие цели обучения:
сформировать у учащихся значимые с точки зрения общего образования арифметические и геометрические представления о числах и отношениях, алгоритмах выполнения арифметических действий, свойствах этих действий, о величинах и их измерении, о геометрических фигурах;
владение математическим языком, знаково-символическими средствами, установление отношений между математическими объектами служит средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в повседневной практике;
овладение важнейшими элементами учебной деятельности в процессе реализации содержания курса на уроках математики обеспечивает формирование у учащихся «умения учиться», что оказывает заметное влияние на развитие их познавательных способностей;
решение математических (в том числе арифметических) текстовых задач оказывает положительное влияние на эмоционально-волевое сферу личности учащихся, развивает умение преодолевать трудности, настойчивость, волю, умение испытывать удовлетворение от выполненной работы.
Кроме того, важной ценностью содержания обучения является работа с информацией, представленной таблицами, графиками, диаграммами, схемами, базами данных; формирование соответствующих умений на уроках математики оказывает существенную помощь при изучении других школьных предметов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса математики
Личностными результатами обучения учащихся являются:
самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
готовность и способность к саморазвитию;
сформированность мотивации к обучению;
способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
способность к самоорганизованности;
высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
Метапредметными результатами обучения являются:
владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
планирование, контроль и оценка учебных действий; определение выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);
создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково- символических средств;
понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
адекватное оценивание результатов своей деятельности;
активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
готовность слушать собеседника, вести диалог;
умение работать в информационной среде.
Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются:
овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Содержание курса математики
Множества предметов. Отношения между предметами и между множествами предметов
Сходства и различия предметов. Соотношение размеров предметов (фигур). Понятия: больше, меньше, одинаковые по размерам; длиннее, короче, такой же длины (ширины, высоты).
Соотношения между множествами предметов. Понятия: больше, меньше, столько же, поровну (предметов), больше, меньше (на несколько предметов).
Универсальные учебные действия:
сравнивать предметы (фигуры) по их форме и размерам;
распределять данное множество предметов на группы по заданным признакам (выполнять классификацию);
сопоставлять множества предметов по их численностям (путём составления пар предметов)
Число и счёт
Счёт предметов. Чтение и запись чисел в пределах класса миллиардов. Классы и разряды натурального числа. Десятичная система записи чисел. Предс тавление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Сравнение чисел; запись результатов сравнения с использованием знаков >, =, <.
Римская система записи чисел.
Сведения из истории математики: как появились числа, чем занимается арифметика.
Универсальные учебные действия:
пересчитывать предметы; выражать результат натуральным числом;
сравнивать числа;
упорядочивать данное множество чисел.
Арифметические действия с числами и их свойства
Сложение, вычитание, умножение и деление и их смысл. Запись арифметических действий с использованием знаков +, -, , : .
Сложение и вычитание (умножение и деление) как взаимно обратные действия. Названия компонентов арифметических действий (слагаемое, сумма; уменьшаемое, вычитаемое, разность; множитель, произведение; делимое, делитель, частное).
Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.
Таблица умножения и соответствующие случаи деления.
Устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания.
Умножение многозначного числа на однозначное, на двузначное и на трехзначное число.
Деление с остатком.
Устные и письменные алгоритмы деления на однозначное, на двузначное и на трехзначное число.
Способы проверки правильности вычислений (с помощью обратного действия, оценка достоверности, прикидка результата, с использованием микрокалькулятора).
Доля числа (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Нахождение одной или нескольких долей числа. Нахождение числа по его доле.
Переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения; распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания); сложение и вычитание с 0; умножение и деление с 0 и 1. Обобщение: записи
свойств действий с использованием букв. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений: перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).
Числовое выражение. Правила порядка выполнения действий в числовых выражениях, содержащих от 2 до 6 арифметических действий, со скобками и без скобок. Вычисление значений выражений. Составление выражений в соответствии с заданными условиями.
Выражения и равенства с буквами. Правила вычисления неизвестных компонентов арифметических действий.
Примеры арифметических задач, решаемых составлением равенств, содержащих букву.
Универсальные учебные действия:
моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие;
воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения четырёх арифметических действий;
прогнозировать результаты вычислений;
контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами;
оценивать правильность предъявленных вычислений;
сравнивать разные способы вычислений, выбирать из них удобный;
анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка выполнения содержащихся в нём арифметических действий.
Величины
Длина, площадь, периметр, масса, время, скорость, цена, стоимость и их единицы. Соотношения между единицами однородных величин.
Сведения из истории математики: старинные русские меры длины (вершок, аршин, пядь, маховая и косая сажень, морская миля, верста), массы (пуд, фунт, ведро, бочка). История возникновения месяцев года.
Вычисление периметра многоугольника, периметра и площади прямоугольника (квадрата). Длина ломаной и её вычисление.
Точные и приближённые значения величины (с недостатком, с избытком). Измерение длины, массы, времени, площади с указанной точностью. Запись приближенных значений величины с использованием знака ~ (примеры: АВ ~ 5 см, I ~ 3 мин, V ~ 200 км/ч).
Вычисление одной или нескольких долей значения величины. Вычисление значения величины по известной доле её значения.
Универсальные учебные действия:
сравнивать значения однородных величин;
упорядочивать данные значения величины;
устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач.
Работа с текстовыми задачами
Понятие арифметической задачи. Решение текстовых арифметических задач арифметическим способом.
Работа с текстом задачи: выявление известных и неизвестных величин, составление таблиц, схем, диаграмм и других моделей для представления данных условия задачи.
Планирование хода решения задачи. Запись решения и ответа задачи.
Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на», «больше (меньше) в»; зависимости между величинами, характеризующими процессы купли- продажи, работы, движения тел.
Примеры арифметических задач, решаемых разными способами; задач, имеющих несколько решений, не имеющих решения; задач с недостающими и с лишними данными (не использующимися при решении).
Универсальные учебные действия:
моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости;
планировать ход решения задачи;
анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для её решения;
прогнозировать результат решения;
контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера;
выбирать верное решение задачи из нескольких предъявленных решений;
наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условий.
Геометрические понятия
Форма предмета. Понятия: такой же формы, другой формы. Плоские фигуры: точка, линия, отрезок, ломаная, круг; многоугольники и их виды. Луч и прямая как бесконечные плоские фигуры. Окружность (круг). Изображение плоских фигур с помощью линейки, циркуля и от руки. Угол и его элементы вершина, стороны. Виды углов (прямой, острый, тупой). Классификация треугольников (прямоугольные, остроугольные, тупоугольные). Виды треугольников в зависимости от длин сторон (разносторонние, равносторонние, равнобедренные).
Прямоугольник и его определение. Квадрат как прямоугольник. Свойства противоположных сторон и диагоналей прямоугольника. Оси симметрии прямоугольника (квадрата).
Пространственные фигуры: прямоугольный параллелепипед (куб), пирамида, цилиндр, конус, шар. Их распознавание на чертежах и на моделях.
Взаимное расположение фигур на плоскости (отрезков, лучей, прямых, окружностей) в различных комбинациях. Общие элементы фигур. Осевая
симметрия. Пары симметричных точек, отрезков, многоугольников. Примеры фигур, имеющих одну или несколько осей симметрии. Построение симметричных фигур на клетчатой бумаге.
Универсальные учебные действия:
ориентироваться на плоскости и в пространстве (в том числе различать направления движения);
различать геометрические фигуры;
характеризовать взаимное расположение фигур на плоскости;
конструировать указанную фигуру из частей;
классифицировать треугольники;
распознавать пространственные фигуры (прямоугольный параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус, шар) на чертежах и на моделях.
Логико -математическая подготовка
Понятия: каждый, какой-нибудь, один из, любой, все, не все; все, кроме.
Классификация множества предметов по заданному признаку. Определение оснований классификации.
Понятие о высказывании. Примеры истинных и ложных высказываний. Числовые равенства и неравенства как примеры истинных и ложных высказываний.
Составные высказывания, образованные из двух простых высказываний с помощью логических связок «и»,«или»,«если, то»,«неверно, что» и их истинность. Анализ структуры составного высказывания: выделение в нем простых высказываний. Образование составного высказывания из двух простых высказываний.
Простейшие доказательства истинности или ложности данных утверждений. Приведение гримеров, подтверждающих или опровергающих данное утверждение.
Решение несложных комбинаторных задач и других задач логического характера (в том числе задач, решение которых связано с необходимостью перебора возможных вариантов.
Универсальные учебные действия:
определять истинность несложных утверждений;
приводить примеры, подтверждающие или опровергающие данное утверждение;
конструировать алгоритм решения логической задачи;
делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных;
конструировать составные высказывания из двух простых высказываний с помощью логических слов-связок и определять их истинность;
анализировать структуру предъявленного составного высказывания; выделять в нём составляющие его высказывания и делать выводы об истинности или ложности составного высказывания;
актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий, свойства геометрических фигур).
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счетом, с измерением; фиксирование и анализ полученной информации.
Таблица; строки и столбцы таблицы. Чтение и заполнение таблиц заданной информацией. Перевод информации из текстовой формы в табличную. Составление таблиц.
Графы отношений. Использование графов для решения учебных задач.
Числовой луч. Координата точки. Обозначение вида А (5).
Координатный угол. Оси координат. Обозначение вида А (2,3).
Простейшие графики. Считывание информации.
Столбчатые диаграммы. Сравнение данных, представленных на диаграммах.
Конечные последовательности (цепочки) предметов, чисел, фигур, составленные по определенным правилам. Определение правила составления последовательности.
Универсальные учебные действия:
собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами;
сравнивать и обобщать информацию, представленную в таблицах, на графиках и диаграммах;
переводить информацию из текстовой формы в табличную.
Планируемые результаты обучения
К концу обучения в третьем классе ученик научится:называть:
любое следующее (предыдущее) при счете число в пределах 1000,любой отрезок натурального ряда от 100 до 1000 в прямом и в обратномпорядке;
компоненты действия деления с остатком;
единицы массы, времени, длины;
геометрическую фигуру (ломаная);
сравнивать:
числа в пределах 1000;
значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;
различать:
знаки > и <;
числовые равенства и неравенства;читать:
записи вида 120 < 365, 900 > 850;воспроизводить:
соотношения между единицами массы, длины, времени;
устные и письменные алгоритмы арифметических действий в пределах 1000;
приводить примеры:
числовых равенств и неравенств;
моделировать:
ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде
способ деления с остатком с помощью фишек;упорядочивать:
натуральные числа в пределах 1000;
значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;анализировать:
структуру числового выражения;
текст арифметической (в том числе логической) задачи;классифицировать:
числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трёхзначные);конструировать:
план решения составной арифметической (в том числе логической) задачи;
контролировать:
свою деятельность (проверять правильность письменных вычислений снатуральными числами в пределах 1000), находить и исправлять ошибки;
решать учебные и практические задачи:
читать и записывать цифрами любое трёхзначное число;
читать и составлять несложные числовые выражения;
выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000;
вычислять сумму и разность чисел в пределах 1000, выполнять умножение и деление на однозначное и на двузначное число, используя письменные алгоритмы вычислений;
выполнять деление с остатком;
определять время по часам;
изображать ломаные линии разных видов;
вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия
К концу обучения в третьем классе ученик может научиться:
формулировать:
сочетательное свойство умножения;
распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания);
читать:
обозначения прямой, ломаной;
приводить примеры:
высказываний и предложений, не являющихся высказываниями;
верных и неверных высказываний; различать:
числовое и буквенное выражение;
прямую и луч, прямую и отрезок;
замкнутую и незамкнутую ломаную линии; характеризовать:
ломаную линию (вид, число вершин, звеньев);
взаимное расположение лучей, отрезков, прямых на плоскости; конструировать:
буквенное выражение, в том числе для решения задач с буквенными данными;
воспроизводить:
способы деления окружности на 2, 4, 6 и 8 равных частей; решать учебные и практические задачи:
вычислять значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв;
изображать прямую и ломаную линии с помощью линейки;
проводить прямую через одну и через две точки;
строить на клетчатой бумаге точку, отрезок, луч, прямую, ломаную, симметричные данным фигурам (точке, отрезку, лучу, прямой, ломаной).
Материально-техническое обеспечение образовательногопроцесса по предмету «Математика»
Печатные средства обучения
Вентана-Граф, 2011-13
Рудницкая В.Н.Математика. Программа. 1–4 классы
Рудницкая В.Н., Юдачёва Т. В. Математика: 3 класс: учебник в 2-х ч.
Рудницкая В.Н., Юдачёва Т. В. Математика: 3 класс рабочая тетрадь №1,2
Рудницкая В.Н. Математика: 3класс, дидактические материалы: в 2 ч.
Диагностические материалы
Технические средства обучения и оборудование
*Компьютер.
*Проектор.
*Интерактивная доска.
*Измерительные приборы: весы, часы.
*Демонстрационные инструменты: линейка, угольник, циркуль.
*Наборы предметных картинок.
*ЦОР(презентации, ресурсы Интернета, электронные приложения)
*Набор пространственных геометрических фигур: куб, шар, конус, цилиндр, разные виды многогранников (пирамиды, прямоугольный параллелепипед(куб).
*Индивидуальные пособия и инструменты: ученическая линейка со шкалой от 0 до 20, чертёжный угольник, циркуль, палетка.
Поурочное планирование 3 кл., 170 ч.
№урока п/п
Тема урока
Виды учебной деятельности
на уроке
Универсальные
учебные действия
1 ПОЛУГОДИЕ
Нумерация многозначных чисел –9часов
1
Числа от 100 до 1000.
Название и запись «круглых» сотен.
Название, последовательность и запись чисел от 0 до 1 000 000. Счет сотнями до тысячи. Классы и разряды.
Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, их запись с помощью знаков =, <, >. Решение текстовых задач арифметическим способом
познавательные:
-активно использовать математическую речь для решения разнообразных коммуникативных задач;
регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
коммуникативные
- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.
-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества
2
Числа от 100 до 1000.
Таблица разрядов трехзначных чисел.
3,4
Числа от 100 до 1000.
Запись и чтение трехзначных чисел.
5
Сравнение трехзначных чисел.
Знаки «<» и «>».
познавательные:
- моделировать содержащиеся в задаче зависимости;
- планировать ход решения задачи;
-анализировать текст решения задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для её решения;
- прогнозировать результат решения
регулятивные:
- контролировать свою деятельность: обнаруживать ошибки логического характера и ошибки вычислительного характера
6
Сравнение чисел. Неравенства.
7,8
9
Сравнение чисел. Решение задач.
Контрольная работа по теме
Величины и их измерение –6 часов
10
Километр. Миллиметр
Введение новых единиц длины и соотношений между ними. Формирование умений измерять длину в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах.
Сравнение и упорядочение объектов по длине. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр).
Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины
Сравнение и упорядочение объектов по длине. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр)
Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины
познавательные:
-устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач
11
12
Километр. Миллиметр. Измерение длины отрезков в разных единицах
ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
регулятивные:
- учиться работать по предложенному учителем плану.
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- учиться понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха
регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- учиться понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха
13
Километр. Миллиметр. Сравнение величин
коммуникативные
- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.
-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества
14,15
Километр. Миллиметр. Решение задач с величинами длины
регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- учиться понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха
Геометрические фигуры – 7 часов
16
Ломаная линия. Элементы ломаной: вершины, звенья.
Ознакомление с новой геометрической фигурой – ломаной и ее элементами (вершины и звенья) на основе использования представлений детей об отрезке.
Построение ломаной и вычисление ее длины.
Ознакомление с новой геометрической фигурой – ломаной и ее элементами (вершины и звенья) на основе использования представлений детей об отрезке.
Построение ломаной и вычисление ее длины.
познавательные:
-ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
17
Ломаная линия. Решение задач на построение ломаных линий
18
Ломаная линия. Единицы измерения длины
познавательные:
-ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-активно использовать математическую речь для решения разнообразных коммуникативных задач;
коммуникативные
- учиться слушать и понимать речь других;признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.
-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества
познавательные:
- моделировать содержащиеся в задаче зависимости;
- планировать ход решения задачи;
-анализировать текст решения задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для её решения;
- прогнозировать результат решения
19
Длина ломаной линии.
20
Длина ломаной линии. Решение задач
21,22
Длина ломаной линии. Решение задач на построение геометрических фигур
регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
Величины и их измерение – 9 часов
23
Масса. Килограмм. Грамм.
Введение новых единиц массы и вместимости. Соотношения между единицами массы – килограммом и граммом.
Практическая работа: измерение массы с помощью весов. Сравнение и упорядочение объектов по массе. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна).
познавательные:
-ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-активно использовать математическую речь для решения разнообразных коммуникативных задач;
24
Масса. Килограмм. Грамм. Чтение и запись величин.
регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
25
Масса. Килограмм. Грамм. Сложение и вычитание величин.
коммуникативные
- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.
-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества
26,27
Масса. Килограмм. Грамм. Решение задач с величинами
познавательные:
- моделировать содержащиеся в задаче зависимости;
- планировать ход решения задачи;
-анализировать текст решения задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для её решения;
- прогнозировать результат решения
28
Вместимость. Литр.
Введение новых единиц вместимости. Практическая работа: измерение вместимости с помощью мерных сосудов Сравнение и упорядочение объектов по вместимости. Единицы вместимости (литр)
Введение новых единиц вместимости. Практическая работа: измерение вместимости с помощью мерных сосудов Сравнение и упорядочение объектов по вместимости. Единицы вместимости (литр)
познавательные:
-ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-активно использовать математическую речь для решения разнообразных коммуникативных задач;
29
Вместимость. Литр. Сложение и вычитание величин.
регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
30,31
Вместимость. Литр. Решение задач с величинами.
.
коммуникативные
- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.
-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества
Сложение и вычитание трехзначных чисел – 14 часов
32
Сложение трехзначных чисел. Устные приемы сложения
Поразрядное сложение и в пределах 1000 (письменные и устные приемы вычислений). Перенос умений складывать двузначные числа на область трехзначных чисел.
Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Решение текстовых задач арифметическим способом
Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Решение текстовых задач арифметическим способом
Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Решение текстовых задач арифметическим способом
познавательные:
- преобразовывать информацию из одной формы в другую
33
Сложение трехзначных чисел. Письменные приемы сложения
коммуникативные
- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.
-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества
34
Сложение трехзначных чисел. Решение задач
регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
35
Сложение трехзначных чисел. Площадь прямоугольника.
познавательные:
- использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
36
Сложение трехзначных чисел. Задачи на построение геометрических фигур
регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- учиться понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха
37
Сложение трехзначных чисел. Решение задач
познавательные:
- моделировать содержащиеся в задаче зависимости;
- планировать ход решения задачи;
-анализировать текст решения задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для её решения;
- прогнозировать результат решения
38
Вычитание трехзначных чисел. Устные приемы вычитания
Поразрядное вычитание в пределах 1000 (письменные и устные приемы вычислений). Перенос умений вычитать двузначные числа на область трехзначных чисел.
коммуникативные
- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.
-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества
39
Вычитание трехзначных чисел. Письменные приемы вычитания
регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
40
Вычитание трехзначных чисел. Решение задач
Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Решение текстовых задач арифметическим способом.
Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Решение текстовых задач арифметическим способом.
познавательные:
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей
41
Вычитание трехзначных чисел. Вычитание величин
коммуникативные
- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.
-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества
42
Вычитание трехзначных чисел. Задачи на построение геометрических фигур
познавательные:
- моделировать содержащиеся в задаче зависимости;
- планировать ход решения задачи;
-анализировать текст решения задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для её решения;
- прогнозировать результат решения
43
Сложение и вычитание трехзначных чисел.
Устные и письменные вычисления с натуральными числами
.
регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- учиться понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха
44
45
Контрольная работа по теме
Итоговая контрольная работа за 1 четверть
Законы сложения и умножения– 16часов.
46
Сочетательное свойство сложения
Введение названия: сочетательное свойство сложения и его формулировка. Использование этого свойства: а) при выполнении устных и письменных вычислений;
б) для обоснования возможности записывать выражения, содержащие только действие сложения, без скобок. Вычисление значений выражений разными способами и формулирование выводов о получаемых результатах на основании наблюдений. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений, перестановка слагаемых в сумме.
Введение названия: сочетательное свойство сложения и его формулировка.
Использование этого свойства:
а) при выполнении устных и письменных вычислений;
б) для обоснования возможности записывать выражения, содержащие только действие сложения, без скобок.
Вычисление значений выражений разными способами и формулирование выводов о получаемых результатах на основании наблюдений. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений, перестановка слагаемых в сумме.
познавательные:
-ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-активно использовать математическую речь для решения разнообразных коммуникативных задач;
47
Сравнение выражений на основе сочетательного свойства сложения
регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- учиться понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха
познавательные:
- моделировать содержащиеся в задаче зависимости;
- планировать ход решения задачи;
-анализировать текст решения задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для её решения;
- прогнозировать результат решения
коммуникативные
- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.
-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества
регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
48,49
Решение задач разными способами (на основе применения сочетательного свойства сложения)
50
Сумма трёх и более слагаемых. Устные приемы вычислений
51
Сумма трёх и более слагаемых. Письменные приемы вычислений
52,53
Сумма трёх и более слагаемых. Задачи на построение геометрических фигур
коммуникативные
- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.
-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества
регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
54
Сочетательное свойство умножения
Введение названия: сочетательное свойство умножения и его формулировка.
Использование этого свойства: а) при выполнении устных и письменных вычислений; б) для обоснования возможности записывать выражения, содержащие только действие умножения, без скобок.
Введение названия: сочетательное свойство умножения и его формулировка.
Использование этого свойства: а) при выполнении устных и письменных вычислений; б) для обоснования возможности записывать выражения, содержащие только действие умножения, без скобок.
Вычисление значений выражений разными способами и формулирование выводов о получаемых результатах на основании наблюдений.
Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений, перестановка множителей в произведении.
55
Сочетательное свойство умножения. Решение задач разными способами (на основе использования сочетательного свойства умножения)
познавательные:
- моделировать содержащиеся в задаче зависимости;
- планировать ход решения задачи;
-анализировать текст решения задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для её решения;
- прогнозировать результат решения
- выбирать верное решение задачи из нескольких предъявленных решений;
- наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия
регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- учиться понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха
коммуникативные
- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.
-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества
познавательные:
-ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-активно использовать математическую речь для решения разнообразных коммуникативных задач;
56,57
Сочетательное свойство умножения. Задачи на построение геометрических фигур
58
Произведение трёх и более множителей
59
Произведение трёх и более множителей. Запись решения задачи одним выражением.
60
61
Произведение трёх и более множителей. Задачи на построение геометрических фигур
коммуникативные
- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.
-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества
Геометрические фигуры – 5часов
62
Симметрия на клетчатой бумаге.
Построение точки, отрезка, многоугольника, окружности, симметричных данным, с использованием клетчатого формата.
Подготовка к построению симметричных фигур на нелинованной бумаге с помощью чертежных инструментов.
Использование зеркала для наглядного представления о расположении сим-метричных фигур на одном и том же
расстоянии относительно оси симметрии.
познавательные:
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей
63
64
Задачи на построение симметричных фигур.
коммуникативные
- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.
-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества
регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- учиться понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха
65
66
Симметрия на клетчатой бумаге. Решение задач.
урок рефлексии
Контрольная работа по теме
Порядок выполнения действий в числовых выражениях –10 часов
67
Правило порядка выполнения действий в выражениях без скобок. Запись решения задачи одним выражением
Формулировка правил порядка выполнения действий в числовых выражениях и их использование при
вычислениях.
Разбиение выражения на части знаками «+» и «-» ( «:» и «
·»), незаключенными в скобки, для лучшего понимания структуры выражения.
Формулировка правил порядка выполнения действий в числовых выражениях и их использование при
вычислениях.
Разбиение выражения на части знаками «+» и «-» ( «:» и «
·»), незаключенными в скобки, для лучшего понимания структуры выражения
коммуникативные
- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.
-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества
68
Правило порядка выполнения действий в выражениях без скобок. Задачи на построение геометрических фигур
познавательные:
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей:
- моделировать содержащиеся в задаче зависимости;
- планировать ход решения задачи;
-анализировать текст решения задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для её решения;
- прогнозировать результат решения
- выбирать верное решение задачи из нескольких предъявленных решений;
- наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия
регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
коммуникативные
- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.
-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества
познавательные:
- моделировать содержащиеся в задаче зависимости;
- планировать ход решения задачи;
-анализировать текст решения задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для её решения;
- прогнозировать результат решения
- выбирать верное решение задачи из нескольких предъявленных решений;
- наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия
определять истинность несложных утверждений;
- приводить примеры, подтверждающие или опровергающие данное утверждение;
- конструировать алгоритм решения логической задачи;
-конструировать составные высказывания из двух простых высказываний с помощью логических слов-связок и определять их истинность;
-анализировать структуру предъявленного высказывания; выделять в нём составляющие его высказывания и делать выводы об истинности или ложности составного высказывания
регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- учиться понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха
69,70
Правило порядка выполнения действий в выражениях без скобок. Решение задач
Формулировка правил порядка выполнения действий в числовых выражениях и их использование при
вычислениях.
Разбиение выражения на части знаками «+» и «-» ( «:» и «
·»), незаключенными в скобки, для лучшего понимания структуры выражения
71,72
Правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками. Решение задач.
73
Правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками. Решение задач.
Формулировка правил порядка выполнения действий в числовых выражениях и их использование при
вычислениях.
Разбиение выражения на части знаками «+» и «-» ( «:» и «
·»), незаключенными в скобки, для лучшего понимания структуры выражения
Порядок выполнения действий в числовых выражениях.
74
Правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками. Запись решения задачи одним выражением
75
76
Правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками. Запись решения задачи одним выражением
Контрольная работа по теме
Высказывания – 4 часа
77
Верные и неверные предложения (высказывания).
Понятие о верных и неверных высказываниях.
Построение простейших логических выражений типа «и/или», «если,то», «не только, но и».
2 ПОЛУГОДИЕ
Числовые равенства и неравенства 4 часа
Равенства и неравенства как примеры математических высказываний.
Ознакомление со свойствами равенства: равенство не нарушается, если к каждой его части прибавить (из каждой его части вычесть) одно и то же число.
Рассмотрение задач с использованием весов для иллюстрации этих свойств.
познавательные:
- определять истинность несложных утверждений;
- приводить примеры, подтверждающие или опровергающие данное утверждение;
- конструировать алгоритм решения логической задачи;
-конструировать составные высказывания из двух простых высказываний с помощью логических слов-связок и определять их истинность;
-анализировать структуру предъявленного высказывания; выделять в нём составляющие его высказывания и делать выводы об истинности или ложности составного высказывания
регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- учиться понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха
регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
коммуникативные
- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.
-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества
познавательные:
- моделировать содержащиеся в задаче зависимости;
- планировать ход решения задачи;
-анализировать текст решения задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для её решения;
- прогнозировать результат решения
- выбирать верное решение задачи из нескольких предъявленных решений;
- наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия
регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
78
Верные и неверные предложения (высказывания). Составление выражений.
79
80
Верные и неверные предложения (высказывания). Решение задач с величинами
Итоговая контрольная работа за 2 четверть
81
82
Числовые равенства и неравенства.
Свойства числовых равенств.
83
Свойства числовых равенств. Решение задач.
84
Свойства числовых равенств. Решение задач.
Геометрические фигуры –5 часов
85
Деление окружности на равные части путем перегибания круга
Практические способы деления окружности с помощью угольника и линейки на 2 и 4 равные части и с помощью циркуля на 6 и на 3 равные
части.
Формирование умений вписывать многоугольник в окружность; определять, является ли данный многоугольник вписанным в окружность (лежат ли все его вершины на окружности).
коммуникативные
- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.
-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества
познавательные:
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей
регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- учиться понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха
86
Деление окружности на равные части с помощью угольника. Задачи на построение геометрических фигур
87,
88
89
Деление окружности на равные части с помощью циркуля.
Контрольная работа по теме
Умножение на однозначное число –11 часов
90
Умножение суммы на число
Ознакомление с распределительным
свойством умножения относительно сложения (без введения названия свойства).
Использование распределительного свойства при выполнении вычислений. Представление числа в виде суммы двух слагаемых (в том числе разрядных слагаемых) для облегчения вычислений.
Ознакомление с распределительным
свойством умножения относительно сложения (без введения названия свойства).
Использование распределительного свойства при выполнении вычислений. Представление числа в виде суммы двух слагаемых (в том числе разрядных слагаемых) для облегчения вычислений.
Введение правил умножения на 10 и на100 как результат наблюдения за компонентами действия умножения
( произведение можно получить, приписывая к числу, умножаемому на 10 или на 100, один или два нуля).
познавательные:
-ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-активно использовать математическую речь для решения разнообразных коммуникативных задач;
91
Умножение суммы на число. Устные вычисления
регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
92
Умножение суммы на число. Решение задач разными способами (на основе применения правила умножения суммы на число)
познавательные:
- моделировать содержащиеся в задаче зависимости;
- планировать ход решения задачи;
-анализировать текст решения задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для её решения;
- прогнозировать результат решения
- выбирать верное решение задачи из нескольких предъявленных решений;
- наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия
регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- учиться понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха
познавательные:
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей
93
Умножение на 10. Запись длины в сантиметрах и дециметрах
94
95,96
Умножение на 10 и на 100. Решение задач на построение геометрических фигур
Умножение на 10 и на 100. Решение задач.
ДИАГНОСТИКА 2
97
Умножение вида 50 Ч 9 и 200 Ч 4
Ознакомление со способом умножения числа на данное число десятков или сотен. Отбрасывание одного или двух нулей при умножении и последующее приписывание этих нулей к результату умножения.
Ознакомление со способом умножения числа на данное число десятков или сотен.
Отбрасывание одного или двух нулей при умножении и последующее приписывание этих нулей к результату умножения.
коммуникативные
- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.
-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества
регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- учиться понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха
98
Умножение вида 50 Ч 9 и 200 Ч 4. Действия с величинами
99
Умножение вида 50 Ч 9 и 200 Ч 4. Решение задач с величинами
познавательные:
-ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-активно использовать математическую речь для решения разнообразных коммуникативных задач;
регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- учиться понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха
100
Умножение вида 50 Ч 9 и 200 Ч 4. Решение задач на построение геометрических фигур
Геометрические фигуры –4 часа
101,
102
Прямая. Обозначение прямой линии латинскими буквами
Формирование понятия о прямой как о бесконечной фигуре; принадлежность точки прямой. Пересечение прямой с лучом, с отрезком, пересечение двух прямых.
регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
103
Прямая. Пересекающиеся прямые
познавательные:
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей
104
Прямая. Непересекающиеся прямые
коммуникативные
- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.
-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества
Умножение на однозначное число –8 часов
105
Умножение двузначного числа на однозначное число. Алгоритм вычисления в столбик
Письменный прием умножения двузначного и трехзначного числа на однозначное.
Перенос умений, полученных учащимися при умножении двузначного числа на однозначное, на трехзначное числа.
Выведение алгоритма. Отработка умения применять алгоритм при умножении двузначного числа на однозначное число и трехзначного числа на однозначное число.
Решение текстовых задач арифметическим способом.
Отработка умения применять алгоритм при умножении двузначного числа на однозначное число и трехзначного числа на однозначное число.
Отработка умения применять алгоритм при умножении двузначного числа на однозначное число и трехзначного числа на однозначное число.
познавательные:
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей
- составлять алгоритмы выполнения арифметических действий и уметь их применять на практике;
- прогнозировать результаты вычислений;
-сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный
коммуникативные
- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.
-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества
познавательные:
- моделировать содержащиеся в задаче зависимости;
- планировать ход решения задачи;
-анализировать текст решения задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для её решения;
- прогнозировать результат решения
- выбирать верное решение задачи из нескольких предъявленных решений;
- наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия
106
Умножение двузначного числа на однозначное число. Переместительное свойство умножения
107
Умножение двузначного числа на однозначное число. Решение задач
108
Умножение трехзначного числа на однозначное число. Алгоритм вычисления в столбик
регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
коммуникативные
- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.
-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества
познавательные:
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей
регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- учиться понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха
109
Умножение трехзначного числа на однозначное число. Решение задач с величинами
110
Умножение трехзначного числа на однозначное число. Задачи на построение геометрических фигур
111
Умножение трехзначного числа на однозначное число. Решение задач
112
Контрольная работа по теме
Величины и их измерение – 5 часов
113
Измерение времени. Единицы времени.
Введение и обозначение единиц времени соотношений между ними.
Решение задач с единицами времени.
Использование модели циферблата часов с подвижными стрелками.
Использование календаря.
Решение задач с единицами времени.
Использование модели циферблата часов с подвижными стрелками.
Использование календаря.
коммуникативные
- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.
-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества
познавательные:
- моделировать содержащиеся в задаче зависимости;
- планировать ход решения задачи;
-анализировать текст решения задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для её решения;
- прогнозировать результат решения
- выбирать верное решение задачи из нескольких предъявленных решений;
- наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия
регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- учиться понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха
познавательные:
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей
114
Измерение времени. Задачи на определение продолжительности времени.
115
Измерение времени. Задачи на определение продолжительности времени.
116,
117
Измерение времени. Задачи на определение продолжительности времени.
Умножение и деление–44 часа
118
Деление на 10.
Рассмотрение случаев деления чисел в пределах 1000, когда частное является однозначным частным.
Нахождение однозначного частного с
использованием приема подбора.
Ознакомление с правилом деления чисел на 10 и на 100.
Выведение алгоритма. Отработка умения применять алгоритм.
Нахождение однозначного частного с
использованием приема подбора.
Ознакомление с правилом деления чисел на 10 и на 100.
Выведение алгоритма. Отработка умения применять алгоритм.
коммуникативные
- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.
-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества
регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
познавательные:
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей
- составлять алгоритмы выполнения арифметических действий и уметь их применять на практике;
- прогнозировать результаты вычислений;
-сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный
регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- учиться понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха
познавательные:
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей
коммуникативные
- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.
-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества
119
120
Деление на 10, 100. Решение задач
121
Нахождение однозначного частного.
Деление вида 108:18.
122
Нахождение однозначного частного. Деление вида 108:18.
123
Нахождение однозначного частного. Выражения со скобками.
124
125
Нахождение однозначного частного. Единицы времени. Решение задач
126
Деление с остатком
Подготовка к введению письменного
приема деления трехзначного числа на
однозначное.
Рассматриваются понятия: частное и остаток.
Свойства остатка (остаток меньше делителя).
Свойства деления с остатком: делимое равно сумме произведения частного и делителя и остатка.
познавательные:
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей
- составлять алгоритмы выполнения арифметических действий и уметь их применять на практике;
- прогнозировать результаты вычислений;
-сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный
коммуникативные
- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.
-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества
127
Деление с остатком вида 6:12. Задачи с величинами
128
Деление с остатком.
познавательные:
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей
познавательные:
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей
- составлять алгоритмы выполнения арифметических действий и уметь их применять на практике;
- прогнозировать результаты вычислений;
-сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный
регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- учиться понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха
129
130
Деление с остатком.
Итоговая контрольная работа за 3 четверть
131
Деление на однозначное число. Решение задач.
Введение алгоритма
Использование деления с остатком для обоснования алгоритма деления на однозначное число.
Формирование умения делить трехзначное число на однозначное.
Подбор каждой цифры частного, начиная с 5, перебирая цифры через одну.
.
Отработка умения применять алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное.
Отработка умения применять алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное
познавательные:
- моделировать содержащиеся в задаче зависимости;
- планировать ход решения задачи;
-анализировать текст решения задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для её решения;
- прогнозировать результат решения
- выбирать верное решение задачи из нескольких предъявленных решений;
- наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия
коммуникативные
- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.
-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества
познавательные:
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей
- составлять алгоритмы выполнения арифметических действий и уметь их применять на практике;
- прогнозировать результаты вычислений;
-сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный
регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
коммуникативные
- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.
-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества
регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- учиться понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха
132
Деление на однозначное число. Выражения со скобками.
133
Деление на однозначное число.
134
135
Деление на однозначное число. Решение задач.
136
137
Деление на однозначное число. Решение задач.
138
139
Деление на однозначное число.
Контрольная работа по теме
Отработка умения применять алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное.
140
Умножение вида 23 Ч 40
Умножение двузначного числа на данное число десятков с использованием правила умножения на однозначное число и на 10.
Устные и письменные приемы умножения на двузначное число.
Развернутые и упрощенные записи
алгоритмов действий.
Выведение алгоритма.
Отработка умения применять алгоритм.
познавательные:
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей
- составлять алгоритмы выполнения арифметических действий и уметь их применять на практике;
- прогнозировать результаты вычислений;
-сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный
коммуникативные
- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.
-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества
регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- учиться понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха
141
Умножение вида 23 Ч 40. Выражения со скобками
142
Умножение вида 23 Ч 40. Задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»
143,
144
Умножение вида 23 Ч 40. Составные задачи
Умножение двузначного числа на данное число десятков с использованием правила умножения на однозначное число и на 10.
Устные и письменные приемы умножения на двузначное число.
Развернутые и упрощенные записи алгоритмов действий.
Выведение алгоритма.
Отработка умения применять алгоритм.
Умножение двузначного числа на данное число десятков с использованием правила умножения на однозначное число и на 10.
Устные и письменные приемы умножения на двузначное число.
познавательные:
- моделировать содержащиеся в задаче зависимости;
- планировать ход решения задачи;
-анализировать текст решения задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для её решения;
- прогнозировать результат решения
- выбирать верное решение задачи из нескольких предъявленных решений;
- наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия
регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
познавательные:
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей
-собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами;
-сравнивать и обобщать информацию, представленную в таблицах, на графиках и диаграммах
коммуникативные
- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.
-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества
регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- учиться понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха
познавательные:
- моделировать содержащиеся в задаче зависимости;
- планировать ход решения задачи;
-анализировать текст решения задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для её решения;
- прогнозировать результат решения
- выбирать верное решение задачи из нескольких предъявленных решений;
- наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия
коммуникативные
- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.
-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества
познавательные:
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей
-собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами;
-сравнивать и обобщать информацию, представленную в таблицах, на графиках и диаграммах
коммуникативные
- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.
-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества
145
Умножение на двузначное число.
145,
146
Умножение на двузначное число. Выражения со скобками
147,
148
Умножение на двузначное число. Решение задач
149
Умножение на двузначное число. Решение задач
150
151
Умножение на двузначное число. Решение задач
152
Деление на двузначное число
Устные и письменные вычисления с натуральными числами.
Устные и письменные приемы деления на двузначное число.
Развернутые и упрощенные записи алгоритмов действий.
Выведение алгоритма.
Отработка умения применять алгоритм.
153
Деление на двузначное число. Решение задач
154
Деление на двузначное число. Единицы времени
155
Деление на двузначное число. Периметр и площадь прямоугольника
Устные и письменные вычисления с натуральными числами.
Устные и письменные приемы деления на двузначное число.
Развернутые и упрощенные записи алгоритмов действий.
Выведение алгоритма.
Отработка умения применять алгоритм.
Устные и письменные вычисления с натуральными числами.
регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- учиться понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха
коммуникативные
- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.
-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества
регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
познавательные:
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей
-собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами;
-сравнивать и обобщать информацию, представленную в таблицах, на графиках и диаграммах
регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- учиться понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха
156
Деление на двузначное число. Решение задач
157
Деление на двузначное число
159,
160
161
Деление на двузначное число. Задачи на построение геометрических фигур
Контрольная работа по теме
Повторение – 9 часов.
162,
163
Повторение по теме «Сложение и вычитание в пределах 1000»
Устные и письменные вычисления с натуральными числами
Устные и письменные вычисления с натуральными числами
Решение текстовых задач арифметическим способом
познавательные:
- моделировать содержащиеся в задаче зависимости;
- планировать ход решения задачи;
-анализировать текст решения задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для её решения;
- прогнозировать результат решения
- выбирать верное решение задачи из нескольких предъявленных решений;
- наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей
-собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами;
-сравнивать и обобщать информацию, представленную в таблицах, на графиках и диаграммах
регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- учиться понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха
коммуникативные
- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.
-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества
регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- учиться понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха
164
Повторение по теме «Умножение и деление в пределах 1000»
165
Повторение по теме «Решение арифметических задач»
166
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
167
Повторение по теме «Построение геометрических фигур»
Распознавание и изображение гео-метрических фигур: точка, прямая, отрезок, угол, многоугольники – треугольник, прямоугольник. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины.
168
ГОДОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
169-
170
ДИАГНОСТИКА 3
КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 8Заголовок 915