Консультация для воспитателей Концепция игровой методики К.Орфа по музыкальному воспитанию дошкольников
Консультация для воспитателей
Концепция игровой методики К.Орфа по музыкальному воспитанию дошкольников
В последние годы у музыкальных руководителей появилась возможность использовать в работе новые дополнительные программы и методики по отдельным видам музыкальной деятельности. Это очень актуально, поскольку существующая комплексная программа под ред. М. Васильевой даже в ее новом варианте не позволяет поддерживать естественный интерес ребёнка к музыке и развивать музыкальные способности детей в атмосфере игры и фантазии.
В сентябре прошлого года я была на курсах по методике К.Орфа «Элементарное музицирование с детьми». Я была знакома с этой методикой поверхностно еще в годы учебы в музыкальном училище. Тогда я еще не могла понять ее ценность. Теперь она меня очень вдохновила. Хочу сказать несколько слов об авторе.
Карл Орф - немецкий композитор и педагог середины 20 века. Его знаменитая методика музыкального воспитания детей от 6 до 14 лет появилась еще в 50-е годы прошлого века и сейчас с успехом применяется во многих странах Европы и в Америке. Сразу хочу сказать, что четко прописанной программы у Орфа нет. Есть описание методических приемов, которыми пользуются педагоги разных стран, адаптируя к условиям детского сада и обогащая их.
Орф считал, что любой ребенок обладает определенной музыкальностью, поэтому должна быть какая-то универсальная методика, основанная на доступности, простоте, способная увлечь ребенка, разбудить его творческие возможности, не оттолкнуть от музыки. Основную идею его методики можно сформулировать так: на примере простых, но творческих заданий заинтересовать ребенка музыкой. Карл Орф был убежден, что для детей нужна своя особая музыка, доступная переживанию в детском возрасте и соответствующая психике ребенка - это, прежде всего, различные жанры детского фольклора народов мира – считалки, дразнилки, потешки, песенки, а также авторская музыка разных стилей и эпох (в основном, народная, из классической не монументальные жанры, а небольшие миниатюры). Основное условие занятий по его методике – музыка должна быть неразрывно связана с движением.
Движение – это первая реакция ребенка на звучащую музыку - он слышит музыку и сразу начинает хлопать, приплясывать.
Не надо ограничивать ребенка в его естественных проявлениях при слушании музыки, не надо говорить: «Сиди тихо, не прыгай, не хлопай». Это для ребенка неестественно! Его тело – главный «музыкальный инструмент», который всегда при себе, части этого инструмента - руки, ноги, пальцы; звуки, которые этот «инструмент» производит – хлопки, шлепки, притопы, щелчки. У Орфа это звуковое сопровождение называется «звучащие жесты». Вы, наверно, заметили, что на музыкальных занятиях мы с детьми очень много хлопаем, щлепаем и топаем – в младших группах по показу взрослых, в старших – по показу взрослых и детей. Не надо воспринимать эти упражнения, как простые и ничего не стоящие. Умение сочинить ритмический рисунок с использованием «звучащих жестов» - одно из важнейших проявлений у детей сформированного чувства ритма и естественное проявление творчества. (предложить педагогам сыграть 2-хголосную ритмическую партитуру «Божья коровка» «звучащими жестами»)
В дальнейшем звучащие жесты заменяются игрой на музыкальных инструментах. Дети рассказывают потешки, считалки, прибаутки, поют небольшие песенки, подыгрывая на музыкальных инструментах. При этом, согласно методике Орфа, могут быть задействованы любые детские музыкальные инструменты – от простых деревянных палочек до особых инструментов из коллекции Орфа (например, глокеншпилей - инструментов в нашей практике, к сожалению, не доступных). Наряду с фабричными музыкальными инструментами Орф предлагал использовать и самодельные – всевозможные шуршунчики, коробочки, тарахтелки, колотушки, сделанные из подручного материала – баночек из-под кофе, стаканчиков, бутылочек, деревяшек, карандашей и т.п.
Давая детям в руки музыкальные инструменты, Орф не стремился сделать из них профессионалов. «Сыграй, станцуй, как ты хочешь»,— основной девиз его занятий, который позволяет ребенку фантазировать, проявлять находчивость, изобретательность, позволяет ему быть самим собой, а значит, проявлять свою индивидуальность. Каждый педагог знает, каким счастьем
светятся глаза ребенка, когда ему предоставляют свободу и предлагают самому сочинять, придумывать то, что он хочет и как он хочет.
Чем меня привлекла эта методика? Во-первых, она позволяет знакомить детей с музыкой разных народов в игровой форме, развивать их активность в разных видах деятельности. Во-вторых, методика музыкальных занятий, предусмотренная в ней, отличается значительной новизной. Музыкальный руководитель теперь не направляет процесс обучения, а «живет» на занятиях вместе с детьми, общается с ними на равных – бегает, прыгает, придумывает, дурачится, сидит, а если надо – то и лежит на полу. Мне такая позиция педагога очень близка и понятна.
Уже с прошлого учебного года я стала включать в занятия отдельные элементы методики К.Орфа, материалы к которым собрала в тематические альбомы. (показываю и рассказываю)
Музыкально-речевые упражнения, на основе детских стишков, считалок, потешек, взятых из детского фольклора разных народов. Все тексты сопровождаются «звучащими жестами» и ритмическим подыгрыванием на шумовых инструментах. Звучащие жесты доступны всем, на занятиях видно, что они доставляют радость детям. В сочетании с речью они эффективно развивают чувство ритма и интонационный слух.
Игры с шумовыми и ударными инструментами (игры «Оркестр», «Громко-тихо», «Следи за дирижером», «Поменяйся инструментом»). В этом году на занятиях активно использую игры «Играй-замри», «Фруктовый компот», «Ниточка с иголочкой», «Прощальная симфония»). Эти игры развивают тембровый слух, умение импровизировать, навыки ансамблевой игры.
Коммуникативные игровые танцы и игровые песни разных стран, в основе которых – народная музыка. Это игры с постепенным вовлечением всех играющих в процесс игры, круговые танцы со сменой партнера, так называемые «обнималки». Все игры вызывают неподдельный восторг у детей, развивают координацию, реактивность, умение ориентироваться в зале, коммуникабельность. В прошлом году мы познакомили детей старших и подготовительной групп с играми Голандии, Израиля, Франции, Дании. Это игры «Здравствуй», «Тумба хей», «Ку-чи-чи», «Черкассия», «Сэ респонде». При этом не забыты русские игры такого же типа – «Каша убежала», «Козлик шел по лесу», «Приглашаю на танец» и другие.
В целом, подводя итог, хочется сказать что, система К.Орфа – это очень эффективное комплексное развитие музыкальности у дошкольников. На основе его методики создала свою шикарную программу Т.Тютюнникова «Элементарное музицирование с детьми старшего дошкольного возраста», многие его приемы используют авторы программы «Ладушки», по которой мы ведем занятия.