Элективный курс Подготовка к ОГЭ. Русский язык.


Элективный курс «Подготовка к ОГЭ. Русский язык».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОГЭ в 9 классе проверяет умение писать сжатое изложение, используя различные способы компрессии текста, читать текст и анализировать его содержание, выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка, то есть выполнять комплексный анализ текста.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы. Например, определение микротем, ключевых выражений, определения главной и второстепенной информации, формирование умения абзацного членения текста. Поэтому необходим специальный дополнительный курс, основной целью которого является подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена (ОГЭ) и преодоление трудностей в изучении русского языка.
 Задачи занятий:
систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения ОГЭ;
совершенствование умения излагать текст в сжатой форме с использованием разных способов компрессии текста;
совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.
Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам.
Информационный материал сочетается с активными формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов, и с промежуточным контролем ЗУН
На занятиях используются:
Лекции учителя с различными видами заданий;
Составление обобщающих таблиц и опорных схем;
Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
Самостоятельный отбор материала;
Работа в группах;
Работа с пакетами КИМов;
Написание изложений и сочинений.
В результате изучения курса учащиеся должны:
-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;
-уметь писать сочинения-рассуждения на заданные темы;
-уметь писать сжатые изложения
ЗНАТЬ:
нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).
В процессе подготовки к итоговой аттестации необходимо уделить внимание обязательному обобщению и повторению следующих тем:
текст как речевое произведение;
смысловая и композиционная цельность, связность текста;
функциональные стили и функционально-смысловые типы речи;
средства связи предложений в тексте;
лексическое значение слова и фразеологического оборота;
морфемно-словообразовательный анализ слова;
основные способы словообразования;
морфологический анализ знаменательных частей речи;
морфологический анализ служебных частей речи;
словосочетание, способы подчинительной связи в словосочетаниях;
простое предложение: главные и второстепенные члены;
двусоставные и односоставные предложения;
сложносочиненное предложение;
сложноподчиненное предложение;
сложное бессоюзное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;
сложные предложения с разными видами связи между частями;
синтаксический анализ простого предложения;
синтаксический анализ сложного предложения.
Содержание курса:
Введение. Постигаем тайны ОГЭ. Знакомство с целями, задачами, содержанием кружка «Подготовка к ОГЭ по русскому языку», со спецификой ОГЭ, со структурой и содержанием экзаменационной работы, с критериями оценивания экзаменационной работы. Знакомство с демоверсией.
I. Подготовка к выполнению части 1 - написанию сжатого изложения Слушание. Адекватное понимание устной речи. Изложение. Виды изложений Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические. . Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста).
II. Подготовка к выполнению части 2
Адекватное понимание письменной речи. Текст как речевое произведение. Анализ текста. Смысловая и композиционная целостность текста. Тестовые задания.
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Понятие о контексте. Слово в контексте. Группы слов по происхождению и употреблению. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Лексическая сочетаемость. Смешение паронимов. Жаргонизмы. Речевая избыточность и речевая недостаточность. Лексический анализ. Тестовые задания.
Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Выразительные средства лексики и фразеологии. Выразительные средства грамматики. Разграничение понятий «тропы, фигуры речи, приемы» Анализ средств выразительности. Тестовые задания.
Правописание корней, словарных слов, корней с чередованием.
Правописание приставок Слитное, дефисное, раздельное написание.
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. (Тест)
Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Синтаксические нормы.
Словосочетание Типы подчинительной связи в словосочетаниях Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.
Тест. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Типы сказуемых. Простое осложнённое предложение. Правильное построение предложений с обособленными членами. Знаки препинания в простом осложнённом предложении
Практикум. Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами
Тест. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Типы сказуемых.
Синтаксический анализ сложного предложения.
Сложные предложения, виды подчинения в сложном предложении.
Сложные предложения с разными видами связи.
IV. Подготовка к выполнению части 3,
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения С2. Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. Композиция сочинения-рассуждения: тезис – аргументы – вывод. Средства межфразовой связи.
Итоговое занятие. Работа с бланками ответов.
Календарно-тематическое планирование

уроков Содержание Кол-во часов по теме Дата
1 Введение. Постигаем тайны ОГЭ
2 2
Виды изложений Особенности сжатого изложения
Текст как единицы языка.
2 3
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста.Главная и второстепенная информация в тексте.Способы и приемы компрессии текста. 2 4 Сжатое изложение с использованием приема сокращения. Сжатое изложение с использованием приема обобщения. Анализ сжатых изложений. 2 5 -Адекватное понимание письменной речи. Текст как речевое произведение.. Смысловая и композиционная целостность текста. –задание2
- Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Слово в контексте -задание 6 Смешение паронимов. 2 5 Выразительность русской речи. Выразительные средства лексики и фразеологии. Выразительные средства грамматики. Анализ средств выразительности -задание 3. 2 6
Правописание приставок Слитное, дефисное, раздельное написание –задание4 2 7
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи.
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени-задание 5 2 8 Практикум. Выполнение тестов с заданиями 2-7. 2 9 Лексика и фразеология. Синтаксические нормы. Словосочетание. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. 2 10
Простое осложнённое предложение. Правильное построение предложений с обособленными членами.
Знаки препинания в простом осложнённом предложении 2 11 Знаки препинания в сложносочинённом предложении, виды связей.
Знаки препинания в СПП .2 12 Синтаксический анализ СП, виды подчинений. 2 13 Сложные предложения с разными видами связи. 2 14-15 Практикум 2 16 Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении.Знакомство с высказываниями для сочинений из сборника И.П.Цыбулько. 2 17 Сочинение-рассуждение.Компо-
зиция сочинения-рассуждения . Средства межфразовой связи. 2 18
Практикум. Написание сочинений по высказываниям из сборника И.П.Цыбулько. 2 19-33
Выполнение тестов из сборника И.П.Цыбулько2 34 Репетиционный экзамен в формате ГИА 2 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Егораева Г.Т. Русский язык: 9 класс. ГИА (в новой форме). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. –М.: «Экзамен», 2011.
2. Русский язык. Типовые экзаменационные материалы под редакцией И.П.Цыбулько, издательство «Национальное образование», Москва. 2013 г.
3. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка – М.: Просвещение, 1989
4. Крючков С.Е. Русский язык в таблицах. 5-9 классы. - М.: Айрис-пресс,2004.
5. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: ООО «А ТЕМП», 2008
6. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. - М.: Айрис-пресс,2004.
7. Скиргайло Т.О, Ахбарова Г.Х. Сочинения на лингвистическую тему. Русский язык. 9 класс: пособие для учащихся.-Казань: Изд-во МОиН РТ,2011
8.Драбкина с.В.,Субботин Д.И.Успешная подготовка.Разбор заданий.Алгоритмы.Тесты.Государственная итоговая аттестация в новой форме.Москва. «интеллект-Центр»2014
9.Шипачёва Л.А.Русская орфография и пунктуация.Пособие для старшеклассников.Москва. «Школьная пресса.2007
10\Сенина Н.А.Русский язык.Подготовка к ГИА-2015.Ростов-на-Дону.2014
Материалы, размещенные на сайтах
-www:fipi.ru:
- документы, регламентирующие разработку КИМов для государственной итоговой аттестации по русскому языку 2013 г. (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант экзаменационной работы);
- учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9-х классов 2013 г.;
- перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к экзамену.
- www1.ege.edu.ru/g