урок русского языка в 5 классе по теме Описание, повествование, рассуждение
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 31»
Конспект урока
русского языка в 5 классе
по теме
«Описание, повествование, рассуждение»
Разработала
учитель русского языка
и литературы
Астанина Мария Владимировна
Курск
2013 г.
Учитель:
Астанина Мария Владимировна
Класс:
5
Тема занятия:
«Описание, повествование, рассуждение»
Тип занятия:
урок комплексного применения знаний и умений
Форма:
урок развития речи
Оборудование урока:
компьютер с выходом в Интернет и установленной на нем программой «Skype», веб-камера, проектор, интерактивная доска
Цель занятия:
закрепить и расширить теоретические знания обучающихся по обозначенной теме, добиться понимания определяющих, характерных черт каждого типа речи;
развивать навыки работы по определению типа речи предложенного текста; по написанию текстов разных типов и их практическому применению;
развивать устную и письменную речь обучающихся, соответствующую нормам русского литературного языка;
расширять представления обучающихся о формах организации учебной деятельности, способах получения учебной информации в целях повышения качества образования, результативности, развития умения учиться;
способствовать устранению тревожности, ощущения психологического дискомфорта учеников, возникающих вследствие неуверенности в собственных знаниях, повышать мотивацию к учебной деятельности в целом и к предмету «Русский язык» в частности.
Содержание учебно-познавательной деятельности: отработка и осознание понятий «тип речи», «описание», «повествование», «рассуждение», алгоритма определения типологической отнесенности текста, осознание взаимосвязи основных единиц языка;
Содержание учебно-практической деятельности: отработка навыков учебного сотрудничества, поиска информации, выхода из проблемной ситуации, оценивания деятельности, коммуникативных навыков создания текстов по определенным установкам, аргументированного выражения мнения, формирование представления о богатстве мира природы и понимания бережного отношения к нему, формирование ИКТ-компетентности обучающихся.
Формируемые УУД и планируемые результаты:
закрепление представления об особенностях текстов разных типов речи, совершенствование навыков по составлению текстов, расширение кругозора учеников (выход через лингвистический материал на биологический и осознание взаимосвязи разных наук), целеполагание (П), планирование учебного сотрудничества (К), анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие (П); фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р); выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К); синтез как составление целого из частей, самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П); оценивание усваиваемого содержания (Л); контроль, коррекция, оценка (Р).
Л – личностные; Р – регулятивные;
П – познавательные; К – коммуникативные.
Междисциплинарный синтез: русский язык, биология.
Ход занятия
I. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент), целеполагание
Приветствие. Ученики вместе с учителем говорят о значимости урока русского языка, о необходимости продолжить работу с понятием «типы речи», о том, что знания имеют практическую ценность (надо строить высказывание в зависимости от разных требований и условий речевой ситуации, а не только темы), надо укрепить и расширить представления о каждом типе речи. Запишем тему урока. Начнем сразу с текста? Ученики приходят к выводу, что для создания языковой единицы высшего уровня необходима подготовительная работа со словом, словосочетанием, предложением. (На доске выписаны термины, называющие эти единицы языка.) Я надеюсь, что, как и любой урок, наше занятие поможет вам сделать маленькое, но важное открытие.
II. Актуализация знаний
1. Орфографическая работа
Ученикам предлагается вставить пропущенные буквы (работа в паре и индивидуально), составляя именные и глагольные словосочетания, предложение по схеме. Один из учеников работает на интерактивной доске.
Аб?р..кос, в..н..грет, огурц.., земл..ника, грейпфру?т, ап..льсин, водор..сли, с..льд..рей
[~ – = - - и - -] Например: «Свежие огурцы нравятся взрослым и детям».
В качестве проверки предлагается обратиться к сети Интернет – на справочно-информационный портал «Грамота.ру». Ученики оценивают друг друга.
2. Составление устного высказывания на лингвистическую тему
Мы поработали со словом, словосочетанием, предложением. Можно переходить к тексту. Что нам надо актуализировать из уже изученного лингвистического материала для составления текста, учитывая тему урока? Ученики с помощью учебника, учителя вспоминают композицию и особенности текстов-описание, -повествование, -рассуждение. Опорные схемы текстов всех типов перед учениками на столах.
III. Применение знаний и умений в новой ситуации
1. Составление текстов разных типов речи
Попробуем применить теорию к практике. Я предложу вам неожиданное словосочетание в качестве основы для написания небольших текстов – морской огурец. Задание по рядам: описать, как он, по-вашему, выглядит; придумать сказку-историю, объясняющую возникновение названия (начните со слова «Однажды…); поразмышлять, легко ли говорить о морском огурце, не зная и ни разу не видя его (обратите внимание на слова, которые вы можете использовать – учебник стр.199). Объем работы – 5-7 предложений. Время – 5-7 минут. Ученики читают свои работы. Тексты каких типов речи у вас получились? Обоснуйте свою точку зрения.
2. Поиск и применение информации
Давайте все-таки выясним, существует ли на самом деле наш загадочный огурец. Где мы можем искать информацию? Обращаемся к Интернету (например, «Википедии») и делаем общие выводы. Учтите, что информация из «Википедия» не может быть 100%-но достоверной, так как статьи составляются пользователями. Запишите ключевые слова по теме (морское животное, беспозвоночное, трепанг, употребляется в пищу). Все ли вам понятно в материале? Требуется ли дополнительная информация, разъяснение? Заходим в «Skype» и получаем консультацию от учителя биологии (5 минут). Составьте предложение по результатам работы с ключевыми словами. Если бы вам надо было составить научно-познавательную статью о морском огурце, начав с вашего предложения, по какому плану вы писали бы ее? Составьте план и охарактеризуйте потенциальный текст с точки зрения типа речи.
3. Физминутка «Как поймать морского огурца»
идем к морю (ходьба на месте)
ныряем (наклон вперед, руки вниз)
плывем (вращение плечами)
ловим огурца (захват руками)
отпускаем (руки в стороны, выдох)
4. Конструирование текста
Ученикам предлагается текст, в котором пропущены предложения и слова. Необходимо восстановить его, использовав верный вариант ответа.
(1)… (2)Название указывает на то, что это растение. (2)Но на самом деле этот «камешек» с усиками самое настоящее животное. (3)Его ближайшие родственники – морской еж и морская звезда. (4)... люди должны заботиться о сохранении этого интересного представителя морской фауны.
1. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в тексте?
Как в русском, так и в английском языке не хватает наименований для морских чудищ.
Одно из самых странных морских животных – морской огурец.
Наряду с морскими звездами и морскими ежами, в океане водятся морские желуди, морские перья и даже морские зайцы.
Поэтому в настоящее время вылов трепанга запрещён законодательно.
2. Какое из приведенных ниже слов должно быть на месте пропуска в 4 предложении?
Во-первых, 2) Наверное, 3) Например, 4) Безусловно,
Определите тип речи текста. Обратите внимание на возможность смешения типов речи в тексте!
IV. Домашнее задание
Предлагаются 3 заголовка текстов: «Являются ли родственниками сельдь и сельдерей?», «Как выглядит земляная груша», «Сказка о том, как грейпфрут родственников искал». Определите, текст какого типа речи предваряет каждый из них. Задание по рядам: создайте текст соответствующего типа речи, оттолкнувшись от одного из заголовков. Так как написание «Сказки…» является более трудоемким заданием, то оно выполняется группой школьников. Вам помогут соответствующие разделы в учебнике - §§67, 68.
V. Рефлексия
Я считаю, что наш урок был полезным. А как считаете вы? Сформулируйте свое мнение, начав его словами «Сегодняшний урок был полезен, потому что…». Можете ли вы сказать, что совершили на сегодняшнем уроке свое маленькое открытие? Оформите свои мысли, предварив их заголовком «Мое сегодняшнее открытие».
Источники информации
Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2012.
http://www.gramota.ru/http://www.gramota.ru/
http://members.shaw.ca/oktork/priroda/mor_cuc.htmhttp://primorie-moidom.ru/daryi-morya/morskoy-oguretshttp://ru.wikipedia.org/wiki/Морской_огурец
Аб?р..кос, в..н..грет, огурц.., земл..ника, грейпфру?т, ап..льсин, водор..сли, с..льд..рей
Аб?р..кос, в..н..грет, огурц.., земл..ника, грейпфру?т, ап..льсин, водор..сли, с..льд..рей
Аб?р..кос, в..н..грет, огурц.., земл..ника, грейпфру?т, ап..льсин, водор..сли, с..льд..рей
Аб?р..кос, в..н..грет, огурц.., земл..ника, грейпфру?т, ап..льсин, водор..сли, с..льд..рей
Аб?р..кос, в..н..грет, огурц.., земл..ника, грейпфру?т, ап..льсин, водор..сли, с..льд..рей
Схема текста-описания
(кто? что? какой?)
«Фотография»
Одновременные признаки
Ведущая роль принадлежит именам прилагательным
Обозначение предмета описания.
Признаки предмета.
Отношение к предмету описания.
Схема текста-повествования
(что случилось?)
«Кинофильм»
События во времени и пространстве
Ведущая роль принадлежит глаголам
Начало событий (место и время, с чего все началось – завязка).
Развитие действия.
Высшая точка (кульминация), главное событие.
Развязка.
Схема текста-рассуждения
(почему что-то происходит?)
Тезис (мысль, которая будет доказываться).
Аргументы (доказательства).
Вывод (подтверждение тезиса).