Урок русского языка для 5 класса по теме «Обобщение знаний о 3-х типах текстов: повествование, описание, рассуждение»
ТЕМА УРОКА:
Обобщение знаний о 3-х типах текстов: повествование, описание, рассуждение.
(5 класс)
Цели урока:
1. Используя знания учащихся о типах и стилях речи, написать по группам три вида сочинений. 2. Совершенствовать умения пользоваться словарем. 3. Воспитывать любовь к природе родного края.
Ход урока
1. Подготовительная работа. - Слова мы выбираем в зависимости от того, как относимся к описываемому предмету. Сегодня пробуем отдать свою душевную теплоту березке. Березка издавна считалась символом русской природы. Сколько добрых слов сказали о ней русские поэты. Сергей Есенин наделял ее человеческими качествами: он ее сравнивал то с русской девушкой в зеленом сарафанчике, с платочками в карманчике, то ему вдруг казалось, что березки говорят с ним. Он так и писал: «Отговорила роща золотая березовым веселым языком.»- Старые люди говорят, что береза для четырех дел годна: Первое дело мир освещать. Второе дело крик утешать. Третье дело больных исцелять. Четвертое дело чистоту соблюдать. - Как вы это понимаете? (Мир освещать березовая лучина освещала деревенские избы.
Крик утешать березовым дегтем смазывали телеги, чтобы они не скрипели.
Больных исцелять отварами х настоями из березовых почек, листьев, из коры березы из человека хворь выгоняли.
Чистоту соблюдать березовым веником в бане парятся, березовой метлой из избы сор метут) - Сегодня мы будем писать сочинение о березке. В зависимости от того, какая задача стоит перед человеком, он выбирает тот или иной тип речи. Какие типы речи вы знаете? Вспомним, что характерно для каждого типа речи. (Детям даны разные тексты.)
Как галчонок есть научился
Галчонок научился самостоятельно есть для всех неожиданно. Сел он как-то во время обеда маме на край тарелки и клянчит, чтобы его покормили. Но мама внимания не обращает, ест суп с лапшей.
Вот зачерпнула полную ложку. С нее длинная лапшинка свесилась. Поднимает ложку тихо, осторожно, чтобы не расплескать суп. Вдруг галчонок как подпрыгнет, цап лапшинку с ложки. Потряс в клюве, как червяка, и съел. Начал вниз в тарелку заглядывать откуда такие вкусные вещи виднеются. Мама решила зачерпывать в ложку лапшу и понемножку приподнимать над тарелкой. Галчонок наклонялся всё ниже и ниже, а потом стал хватать лапшинки прямо из тарелки.
Вот и одолел всю премудрость еды! (По Г. Скребицкому)
Белый гусь
Если бы птицам давали воинские звания, то этому гусю следовало бы дать адмирала. Все у него адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями. Ходил он важно, обдумывал каждый шаг. Прежде чем переставить лапу, гусь поднимал ее к белоснежному кителю и неторопливо опускал в грязь. Так он ухитрялся проходить по самой хлюпкой дороге, не замарав ни единого перышка Этот гусь никогда не бежал, даже если за ним припустит собака. Он всегда высоко и неподвижно держал длинную шею, будто нес на голове стакан воды. У него был огромный, цвета апельсиновой корки клюв с шишкой. Больше всего эта шишка походила на кокарду. Когда гусь на отмели поднимался в полный рост и размахивал упругими крыльями, по воде пробегала серая рябь и шуршали камыши. Если при этом он издавал свой крик, в лугах у доярок тонко звенели подойники. На него засматривались лучшие гусыни деревни. Одним словом, белый гусь был самой важной птицей округи. ( По Е. Носову)
Дятел
Большой пестрый дятел широко распространен в лесной зоне России. Дятел имеет пеструю окраску. Оперение включает сочетание белых и черных тонов. У самцов обычно бывает красный затылок. Дятел хорошо лазает по деревьям, имея для этого удобное строение. Ноги у него короткие, с цепкими когтями. Два пальца направлены вперед, два назад. Хвост клиновидной формы с жесткими и упругими перьями, служит опорой на стволе дерева. Клюв прямой и острый, при сильном ударе разрушает не только кору, но и древесину. У птицы длинный гибкий язык. Его конец унизан мелкими зубчиками, на которые дятел накалывает насекомое. Дятлы полезные птицы.
· (По В. Герасимову)
Лось
На белом фоне березняка, весь освещенный солнцем, стоял лесной гигант. Как он был хорош! Длинная горбатая морда была высоко поднята. Огромные рога напоминали вывороченные корни дерева. Сам тяжелый, грузный, а ноги тонкие, стройные, словно у скакового коня. (Ю. Яковлев)
Учащиеся читают тексты, в группах определяют их тип. Найдите описание. Обоснуйте ответ. (В тексте есть общее впечатление о предмете описания, затем даются его конкретные признаки, а в конце делается вывод.) (Как он хорош!) На доске появляется план: 1. Предмет описания. 2. Характерные признаки. 3. Оценка вывод.
Какие слова помогают точнее описать признаки предмета описания? (Учащиеся называют все средства выразительности речи и доказывают, что текст яркий, в нем эпитеты, сравнения, отношение автора, он любуется это художественный стиль.) Называя текст делового описания, учащиеся отмечают точность сведений, научно проверенной информации. Речь идет о дятле вообще как разновидности птиц. Деловой стиль характерен для учебников, энциклопедий, справочников. Для этих текстов характерна объективность, обобщенность, неэмоциональность (нет картин, нет отношения автора). Найдите текст рассуждение. Обоснуйте ответ. 1. Тезис 2. Доказательства З. Вывод -Есть ли среди текстов рассуждение художественного стиля? -Какие художественные приемы использовал писатель? (сравнения, эпитеты, метафора адмиральская выправка, белоснежный китель, с высоко поднятой головой, на которой красуется кокарда жестяной значок на форменной фуражке.) -Как гусь двигался? (Важно, неторопливо, обдумывая каждый шаг.) -В заключении несколько ироничное отношение. -Найдите текст повествование. -Какой это текст? (Художественный стиль.) дети обосновывают ответ, называют тему и главную мысль текста, завязку, кульминацию, развязку. -Автор художественного текста всегда обращается к нашим чувствам, нам даже кажется, что мы присутствуем при этой сцене. -Возвращаемся к березке самому родному дереву для русского народа. Что нам нужно о ней еше вспомнить, чтобы написать сочинение любого типа и стиля? У маленьких березок кора коричневая, лишь через 10 15 лет появляется белый покров бересты, а чуть позже 244) глубокие темные трещины поперечные чечевички. Через них проходит воздух. На зиму они закрываются, так как дерево зимой; почти не дышит. У старых берез ствол внизу черный.
II. Орфографическая подготовка. В течение недели учащиеся читают материал о березке и заполняют под руководством учителя словарь. береста кора дерева, береза.
бетулин вещество, окрашивающее бересту в белый цвет.
поперечные чечевички через них растения дышат.
2 вида берез: повислая и пушистая (ветви вверх или простерты, повислая бородавчатая).
железки бородавочки;
бархатистое опушение, дерево-пионер, сокодвижение, плачет хрустальными слезами, жидкость, серёжки-цветы и семена, символ России ажурные резные края
III. Учащиеся в группах готовят тексты разных типов: 1. Сочинение-рассуждение «За что березку назвали деревом-пионером?». О чем нужно писать во вступлении, в основной части, в заключении? Сочинение-рассуждение «Почему у березки ствол белый».
2. Сочинение-описание «Березовый листочек» «Береза пушистая» «Береза повислая»
З. Сочинение-повествование «Случай с березкой.»(Какая беда могла случиться с березкой весной, и как ребята помогли ей?) Учитель с детьми намечает вехи каждого сочинения.
IV. Письмо сочинения.
VI. Анализ текстов (заслушивание текстов и анализ их)
Какова тема, главная мысль? Раскрыта ли тема? Соответствует ли текст типу и стилю речи?
13PAGE 15
13PAGE 14115
15