Доклад на тему Состояние и перспективы совершенствования практической подготовки специалистов среднего звена


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГОРЛОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭКОНОМИКИ»
ДОКЛАД
Состояние и перспективы совершенствования практической подготовки специалистов среднего звена
Выполнил преподаватель
спец.дисциплин Бондаренко Е.П.
Горловка– 2016 г.
Состояние и перспективы совершенствования практической подготовки специалистов среднего звена
Среди множества проблем, с которыми приходится постоянно сталкиваться профессиональным образовательным учреждениям, самой сложной является проблема формирования у студентов практических навыков. Вопросу совершенствования практической подготовки студентов уделяется большое внимание в нашем учебном заведении.
Акцент делается на необходимость совершенствования практической подготовки специалистов среднего звена специальности 27.02.04 Автоматические системы управления в области организации и проведении работ по монтажу, наладке, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту систем автоматического управления.
Колледж должен  дать выпускникам систему интегрированных теоретических знаний и практических умений и навыков для дальнейшей социальной адаптации их в будущей профессиональной деятельности.
При этом практическая подготовка студентов и ее совершенствование должно учитывать общепринятые в педагогике принципы:
- принцип актуальности – предполагает отражение современных проблем, связанных с внедрением автоматических систем
- принцип научности – практическая подготовка должна соответствовать современному состоянию и последним достижениям машиностроения;
- принцип единства теории и практики – возможность использования ранее полученных теоретических знаний в практике;
- принцип активного обучения;
- принцип доступности;
- принцип последовательности, предусматривающий выделение основных этапов и их логическую преемственность в процессе перехода  от теоретических навыков к практическим;
- постепенное усложнение навыков;
- использование цикловыми комиссиями предыдущего опыта студентов по освоению практических навыков (учет межпредметных связей);
- системность и регулярность;
- принцип стимулирования сознательности и активности (мотивация к освоению практических навыков).
Практические занятия (греч prakticos - деятельный) - форма учебного занятия, на котором педагог организует детальное рассмотрение студентами отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует умения и навыки их практического применения путем выполнения соответствии поставленных задач В структуре практического занятия доминирует самостоятельная работа студентов Практические и лабораторные занятия получили распространение в университетском образовании во второй половине XIX в Усилиями М.В. Ломоносова лекция нашла сочетание с практическими занятиями и научно-исследовательской работой.
Перечень тем практических занятий определяется рабочей учебной программой дисциплины Практическими занятиями называют занятия по построение схем, графиков, диаграмм, выполнению расчетно-графических работ по специальным дисциплинам, выполнение заданий по составлению и чтению схем и т. д.
Правильно организованные практические занятия имеют важное воспитательное и практическое значение (реализуют дидактический принцип связи теории с практикой) и ориентированы на решение следующих задач:
По дидактической сути практические работы близки к лабораторным работам Лабораторные работы (от латинского labor ~ трудности, работа; laboro - трудиться, работать, преодолевать трудности, беспокоиться) - один из видов самостоятельной учебной работы студентов, которая проводится по заданию преподавателя с применением учебных приборов, инструментов, материалов, установок и других технических средств Содержание лабораторных работ связан с другими видами учебного эксперимента (демонстрационными опытами, решением экспериментальных задач) и нау ми наблюдениями Одно из важных преимуществ лабораторных занятий по сравнению с другими видами аудиторной учебной работы заключается в интеграции теоретических знаний с практическими умениями и навыками студента в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера Выполнение лабораторных работ требует от студента творческой инициативы, самостоятельности в принятии решений, глубокого знания и разумения учебного материала, предоставляет возможности стать \"открывателем истины\", положительно влияет на развитие познавательных интересов и способностей.
Дисциплины, по которым планируются лабораторные работы и практические занятия, и их объемы определяются рабочими учебными планами. . Перечень лабораторных работ и практических занятий в рабочих учебных программах дисциплины или модуля) а также количество часов на их проведение должны формировать уровень подготовки выпускника, определенный Государственными требованиями по соответствующей специальности, а также, дополнительными требованиями к уровню подготовки студента.
  При планировании состава и содержания лабораторных работ и практических занятий следует исходить из того, что лабораторные работы и практические занятия имеют разные ведущие дидактические цели. Учитывалась возможность имеющейся материально- технической базы кабинетов и лабораторий колледжа.
Выполнение студентами лабораторных работ и практических занятий направлено на:
·          обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплин общепрофессионального и специального циклов;
·          формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
·          развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов;
формирование компетенций;
·          выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Лаборант должен помогать в подготовке и проведении лабораторных работ. 
Лабораторная работа как вид учебного занятия должна проводиться в специально оборудованном приборами, лабораторными стендами, оборудованием, аппаратурой и материалами помещении-лаборатории, содержание и внешний вид которой должен активизировать познавательную деятельность студентов, предоставлять возможность конкретизировать характер изученного на лекциях и при самостоятельной работе материала, способствовать детальному и более глубокому усвоению учебной информации Лаборатории должны соответствовать требованиям технической эстетики и эргономики: необходимо методически целесообразно и эргономично правильно оборудовать рабочие места студентов, способствовать воспитанию у них культуры труда.
Необходимыми структурными элементами лабораторной работы помимо самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также организация обсуждения итогов выполнения лабораторной работы.
Практическое занятие должно проводиться в учебных кабинетах или специально оборудованных кабинетах. Необходимыми структурными элементами практического занятия, помимо самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студентами запланированными умениями.
В образовательном учреждении предусмотрены кабинеты и лаборатории согласно специфике и профессиональной направленности учреждения.
На начальных этапах обучения большое значение имеет четкая постановка познавательной задачи, объяснение последовательности выполнения отдельных элементов задания и работы в целом. Последовательно, от занятия к занятию возрастают требования к самостоятельности студентов. Возможно проведение лабораторных работ и практических занятий как итоговых контрольных.
Выполнению лабораторных работ и практических занятий предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к выполнению задания.
По каждой лабораторной работе и практическому занятию должны быть разработаны и утверждены методические указания по их проведению, которые должны включать:
·        Тему
·        Цель работы
·        Применяемое оборудование
·        Задание для подготовки к лабораторной работе (практическому занятию)
·       Ход работы (методика выполнения работы)
·       Указания по составлению отчета
·       Критерии оценки.
Лабораторные работы и практические занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.
Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.
Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий, и требуют от студентов самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и др.
Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.
При планировании лабораторных работ и практических занятий необходимо находить оптимальное соотношение репродуктивных, частично-поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной деятельности.
  Формы организации студентов на лабораторных работах и практических занятиях: фронтальная, групповая и индивидуальная.
При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу.
При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2-5 человек.
При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.
Методика подготовки и проведения лабораторно-практических работ охватывает несколько этапов:
Предварительная подготовка к лабораторной работе заключается в изучении студентами теоретического материала в отведенное для самостоятельной работы время, ознакомление с инструктивными материалами с целью осознания задач лабораторной работы, техники безопасности.
Консультирование студентов преподавателями и вспомогательным персоналом с целью предоставления исчерпывающей информации, необходимой для самостоятельного выполнения предложенных преподавателем задач, ознакомление с правилами техники безопасности при работе в лаборатории
Предварительный контроль уровня подготовки студентов к выполнению конкретной работы (получение так называемого \"допуска\" к выполнению работы)
Самостоятельное выполнение студентами заданий согласно обозначенной учебной программой тематики
Обработка, обобщение полученных результатов лабораторной работы и оформление индивидуального отчета
Контроль и оценка преподавателем результатов работы студентов
Для повышения эффективности проведения лабораторных работ и практических занятий рекомендуется:
·          разработка сборников задач, заданий и упражнений, сопровождающихся методическими указаниями, применительно к конкретным специальностям;
·          разработка заданий для автоматизированного тестового контроля над подготовленностью студентов к лабораторным работам или практическим занятиям;
·          подчинение методики проведения лабораторных работ и практических занятий ведущим дидактическим целям с соответствующими установками для студентов;
·          использование в практике преподавания поисковых лабораторных работ, построенных на проблемной основе;
·          применение коллективных и групповых форм работы, максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого студента за самостоятельное выполнение полного объема работ;
·          проведение лабораторных работ и практических занятий на повышенном уровне трудности с включением в них заданий, связанных с выбором студентами условий выполнения работы, конкретизацией целей, самостоятельным отбором необходимого оборудования;
·          эффективное использование времени, отводимого на лабораторные работы и практические занятия, подбором дополнительных задач и заданий для студентов, работающих в более быстром темпе.
·          многовариантные задания.
 Структура оформления лабораторных работ и практических занятий по дисциплине определяется  цикловыми комиссиями.
  Оценки за выполнение лабораторных работ и практических занятий могут выставляться по пятибалльной системе или в форме зачета в конце занятия и учитываться как показатели текущей успеваемости студентов.
  Отчет по лабораторным работам и практическим занятиям рекомендуется оформлять в виде таблиц, графиков, схем, структур, графических записей, образов, рисунков, аппликаций, расчетов, сравнительного анализа, решения конкретных производственных задач и ситуаций и т.д. Целесообразно применение рабочих тетрадей по дисциплинам.
Конечным результатом является составление заключения.
Важное значение при организации практической подготовки и ее совершенствовании имеет система контроля качества.
Следует учитывать возможность и необходимость дифференцированного подхода к студентам при выполнении лабораторно-практических работ В этом случае возможна система многовариантных задач по праву выбору студентом уровня сложности задачи и соответствующей оценки его правильное выполнение Для выполнения лабораторно-практических работ разного уровня сложности студентов можно объединять в группы с учетом уровня их подготовки (высокий, средний, низкий), индивидуализирующие задачи, преподаватель должен определить уровень знаний и умений, который соответствует задачам уровня подготовки, и обеспечить возможность его повышения для каждой группы.
При проведении лабораторных работ и практических занятий учебная группа может делиться на подгруппы.
Среди причин сложностей при освоении студентами практических навыков и студенты, и преподаватели отмечают:
недостаток времени на освоение навыков;  
недостаточное оснащение;
недостаток финансов для оснащения лаборатории;
низкая мотивация студентов.
Основные предложения по повышению качества практической подготовки студентов и востребованности на рынке труда выпускников:
 повышение мотивации студентов; 
увеличение времени на освоение практических навыков;  приведение в соответствие практических навыков с требованиями современности;
модернизация лабораторных стендов;
оснащение (создание) лабораторий современным оборудованием;
создание виртуальных лабораторных работ;
подготовка преподавателей;
связь с предприятиями и их ведущими специалистами.