Первый урок в 2016-2017 учебном году на тему: Читай! Умей! Живи ярко!
Донецкая общеобразовательная школа I-III ступеней № 51
Первый урок в 2016-2017 учебном году на тему:
«Читай!
Умей!
-433070570230 Живи ярко!»
Урок разработала
учитель высшей категории,
«старший учитель"
Галузевская Е.Ю.
Тема. Читай! Умей! Живи ярко!
Цель: формировать у детей читательский интерес; содействовать
развитию читательской грамотности; создавать условия для
популяризации чтения; развивать навык выразительного чтения,
устную речь; прививать любовь к книге и чтению.
Оборудование: бумажный кораблик, маршрутная карта, портреты
поэтов, капитанская фуражка, тексты заданий, подзорная труба,
бутылка с посланием, иллюстрации-отгадки загадок, свечи;
фразы, составляющие мудрое высказывание; маленькие бумажные
кораблики (по количеству детей в классе), аудиозаписи.
Ход урока:
1. Организационный момент-приветствие.
- Дорогие ребята! Я поздравляю вас с праздником, первым днем учебного года. Пусть этот год будет для вас мирным, добрым, счастливым и творческим. Все лето вас ласкало нежное солнышко. Под его лучиками вы повзрослели, выросли, оздоровились. Чтобы продлить ощущение радости, я предлагаю вам отправиться в морское путешествие по очень древнему Литературному океану. Во время этого путешествия мы посетим острова, полуострова, архипелаги. Конечной нашей остановкой будет Остров Сокровищ, на котором мы найдем клад – мудрое высказывание. Путь нам предстоит опасный и сложный. На каждой остановке вам предстоят серьезные испытания, при выполнении которых, вы получите заветное слово из высказывания великого ученого. Пройдя все испытания, вы должны будете из собранных слов составить мудрое высказывание, которое поможет нам быть счастливым весь учебный год. Для лучшего ориентирования у нас будет маршрутная карта, на которой указаны этапы следования.
- Согласны отправиться в путешествие?
- Постойте! Куда вы собрались без капитана? А вот и он!
(Учитель надевает капитанскую фуражку)
1
- Свистать всех наверх! Семь футов под килем! Отдать швартовые! Юнги, к путешествию будьте готовы!
Остров Всезнаек
4520565-522605Маршрутная карта
4206240286385 «Книга»
Архипелаг
Маленьких
книголюбов
-63246080645
647700118110
-17526001932305
Остров
Гармонии
Полуостров
Воспоминаний
4520565251460
Остров
Золотоискателей
Остров Сокровищ
2
(Стихотворение читает учитель-капитан)
Бумажный кораблик
По имени «Книга»
Не хуже корвета,
Фрегата и брига
Меня увлечет
В океаны мечтаний,
Где щедро открыты
Сокровища знаний,
Готовы нести меня
В дальние страны
Рассказы и сказки,
Стихи и романы.
Страниц паруса
Наполняются бризом
Историй талантливых,
Полных сюрпризов.
А я - командор
Экспедиции – чтения.
Поплыли со мною
Искать приключения. 3
2. Посещение острова Всезнаек:
lefttop- Курс на остров Всезнаек. Ага, вот и наш остров. На этом острове обитают очень умные островитяне. Да и как им быть глупыми, когда вокруг столько замечательных и разнообразных книг.
- Постарайтесь справиться с их заданиями.
Задание №1.
- Среди буквенной путаницы найти фамилии 5 поэтов.
бюзмихалковрзгмаршактчвебартожцкетютчевюдвшгесенинжз
- Среди предложенных портретов найдите изображения данных поэтов.
(Дети выбирают портреты поэтов, прикрепляют их на доску)
- Что вы знаете о жизни и творчестве этих поэтов?
странствующие по волнам времени
- С заданием вы справились. Вручаю вам первую часть мудрого высказывания.
- Вперед, нас ждет очередное приключение.
(Учитель смотрит в подзорную трубу)
- Вижу впереди остров Воспоминаний.
3. Посещение полуострова Воспоминаний.
100965104140- На этом острове, ребята, живут люди – авторы книг, которые для нас невидимы. Они очень мудрые и умные. Говорить вслух и громко они не могут, но передают слова путем мысли. Напрягитесь и прислушайтесь к себе.
4
- Вы слышите их мысленные послания?
- Перед вами стихотворение. Прочтите его.
(Дети работают в парах)
Замечательные книжки
Свежий ветер напевает,Дальних странствий голоса,Он страницы раздувает,Словно чудо-паруса!
Посреди любой страницы, Оживают чудеса,Не слипаются ресницы,Разбегаются глаза!
Но читая дни и ночи,И плывя по морю строчек,Курса верного держись!И тогда откроют книжки –Замечательные книжки –Удивительную жизнь! (Л. Крутько)
- По предложенной подсказке найдите нужные буквы и составьте из них слово.
Шифр:
1 буква: 4 строка, 2 слово, 1 буква;
2 буква: 5 строка, 1 слово, 7 буква;
3 буква: 6 строка 1 слово, 7 буква;
4 буква: 6 строка, 2 слово, 6 буква;
5 буква: 7 строка, 2 слово, 7 буква;
5
6 буква: 8 строка, 1 слово, 5 буква;
7 буква: 10 строка, 2 слово, 2 буква;
8 буква: 14 строка, 2 слово, 5 буква.
- Какое слово у вас получилось? (читатель)
- Кого называют читателем?
- Как стать хорошим читателем?
- Какую «удивительную жизнь» открывают книги своим читателям?
- За правильно выполненное задание вручаю вам слова из мудрого высказывания.
свой драгоценный труд
-228603073404. Посещение архипелага Маленьких книголюбов.
- Нам пора в путь. Следующая остановка – архипелаг Маленьких книголюбов. Смотрите, морская волна принесла нам бутылку с посланием. Наверное, кто-то попал в беду?! Сейчас мы это узнаем.
(Учитель читает записку из бутылки)
«Приветствую тебя, случайный читатель! Пожалуйста, помоги мне выбраться с необитаемого острова. Чтобы вернуться домой, я должен разгадать эти загадки, а затем из первых букв отгаданных слов сложить слово. Надеюсь, что вы справитесь с заданием! Робинзон Крузо»
(Дети отгадывают загадки, составляя слово «чтение»)
6
Чиполлино
Тортилла
Емеля
Незнайка
Илья Муромец
Елена Прекрасная
11049028575
Папа – лук и мама тоже,дети все на них похожи.Старший – верный друг и малый,сделал добрых дел не мало.Для сеньора МандаринаКто опасен?...
24765-1060451524031115
Сто лет не выхожу из дома,
А всем ребятам я знакома.
Очень медленно ползу,
Ключик золотой несу.
24765137795
Уплетая калачи
Едет парень на печи.
Щуку он в реке поймал,
Слово хитрое узнал.
7
91440-15240
Шляпа голубая,
Желтые штанишки,
В городе Цветочном –
Главный хвастунишка.
Много приключений
С ним происходило,
Но признаться стоит,
Этот мальчик милый.
lefttop
Там – у Мурома, у града,Где Смородинка бежит,В срубе крепкого укладаДобрый молодец сидит.
-51435243205
В сказке милая девица,
Ликом, статью, как царица,
Всех мудрей она на свете,
Добротой и счастьем светит.
-1857375-1359535
8
- Какое слово у нас получилось?
- Зачем человек должен уметь читать?
- На кого из этих сказочных героев вы бы хотели быть похожим? Почему?
- Какие книги любите читать вы?
- Назовите свою самую любимую книгу.
и бережно несущие
- Ну что ж, вы правильно разгадали загадки. Вручаю вам следующую фразу из мудрого высказывания.
- Мои юные друзья! Не забывайте, что нас ждут на борту корабля, нам пора продолжить свой путь. Держим курс на остров Гармонии.
5. Посещение острова Гармонии.
15240-1905- А это, мои юные помощники – удивительный остров. Здесь живут искусство, талант, увлечения, хобби. Посмотрим, какие чудеса и неожиданности приготовил для нас этот остров.
Задание №1.
- Остров Гармонии предлагает вам продекламировать любимое ваше стихотворение. Сейчас мы зажжем свечи и окунемся в удивительный мир поэзии.
(Дети декламируют любимые стихотворения)
- Давайте наградим друг друга аплодисментами.
Книги – корабли мысли
- Вам удалось справиться с очередным заданием - получите следующую часть мудрого высказывания.
9
- Впереди нас ожидает высадка на остров Золотоискателей. Вперед, друзья мои!
6. Посещение острова Золотоискателей.
lefttop- Мы с вами высаживаемся на остров Золотоискателей.
- Как вы думаете, почему этот остров так называется?
- Что будет являться золотом на этом острове? (книги)
- Каждая книга несет в себе крупинки золота - знания, поэтому читающий человек будет самым богатым и счастливым. Как вы думаете, чем он будет богат?
- В любой книге есть главный действующий герой. Вам необходимо вспомнить, кем были эти сказочные герои?
Мойдодыр (умывальник)
Дядя Федор (мальчик)
Багира (пантера)
Рикки-Тики-Тави (мангуст)
Сивка-бурка (конь)
Цокотуха (муха)
Барбос (пес)
Айболит (доктор)
Дядя Степа (милиционер)
Печкин (почтальон)
от поколения к поколению
- Золотодобытчики вы достойные. А вот и ваша крупинка золота – недостающая фраза.
10
7. Посещение острова Сокровищ.
15240-1270- Наше увлекательное путешествие по Литературному океану подходит к концу. Последний остров, на котором мы с вами побываем – это остров Сокровищ. Из собранных за время путешествия фраз соберите мудрое высказывание Ф.Бэкона:
« Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный труд от поколения к поколению».
(Проводится работа по осмыслению высказывания)
- Почему книги названы «кораблями мысли»?
- Как книги могут путешествовать во времени?
- Какой драгоценный труд они несут от поколения к поколению?
8. Подведение итогов урока.
- Путешествие по Литературному океану завершилось, но вы всегда можете отправиться в плавание, взяв в руки книгу. Мы с вами живем в удивительное время, когда можно быть неразлучным с чтением, ведь нас окружают рукотворные и электронные книги. В Донецкой Народной Республике 2016 год объявлен Годом чтения. Читайте! Умейте! Живите ярко!
- Как связаны между собой последние три предложения?
- Что будет уметь читающий человек?
- Почему его жизнь станет яркой?
- Действительно, читающий человек много знает и умеет, поэтому живет ярко и счастливо!
11
- На память о сегодняшнем уроке примите эти бумажные кораблики. Пусть они уносят вас в мир фантазий, удивительных открытий, литературных находок.
(Учитель под музыку вручает детям бумажные кораблики)
12
Список литературы:
1. Карманова Ю., С книгой в добрый путь/Ю.Карманова//Праздник книги и чтения: сб.сценариев.-М.: Школьная библиотека,2005. – С.175-183.
2.Семенихина Е., Открытие Недели детской книги: праздник для читателей 7-9 лет/ Е.Семенихина//Праздник книги и чтения: сб.сценариев. – М.:Школьная библиотека, 2005. – С.84-93.
3. Яковлева «Библиотечно-библиографическая грамотность»/Н.Н.Яковлева//Средь умных книг, хранящихся на полке: сценарии библиотечных уроков и праздников. – М.: Школьная библиотека, 2001, - С.52-60.
Остров Сокровищ
13