Урок литературного чтения Образы Зимы и Весны в произведении Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»

Тема: Образы Зимы и Весны в произведении Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится»
Педагогическая цель: создать условия для ознакомления со стихотворением русского поэта Ф.И. Тютчева о весне; способствовать развитию речи, воображения, воспитанию любви к природе, русской поэзии.

Планируемые результаты:
Предметные: умение выразительно читать стихотворение или его фрагмент, объяснять смысл названия произведения и его связь с содержанием.

Метапредметные:
Познавательные: поиск в стихотворении слов, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданной.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно оценивать правильность выполненных учебных действий.

Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения, описывают объект: умеют передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка, высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника

Личностные: умение привлекать опыт собственных переживаний и жизненных впечатлений в процессе размышлений над лирическим произведением, проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное, осознают значимость чтения для развития и обучения, испытывают потребность в систематическом чтении.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

Образовательные ресурсы: выставка книг русских поэтов о природе; иллюстрации, фотографии о природе весной; «Времена года. Апрель» П. И. Чайковского, И.Ф.Стравинский «Весна священная», презентация «Весна»
Тип урока: изучение нового материала


I.Мотивирование к учебной деятельности
Громко прозвенел звонок,
Давайте настроимся все на урок.
Улыбнемся друг другу,
И нашим гостям,
Чудесных открытий желаю всем вам!
Речевая разминка (чистоговорка). 
На-на-на к нам уже пришла весна.  Ло-ло-ло и на улице светло. Чи-чи-чи к нам уже летят грачи. Ру-ру-ру рады солнцу и теплу.
II.Установка на художественное восприятие текста
Загадки.
Всё вокруг бело и снежно, И узор на стёклах нежный, На коньках бегут, на лыжах, И дома в снегу по крыши, Вся белым – бела природа. Это что за время года? (Зима)
Растопило солнце снег, Радость на душе у всех, Птицы весело запели,  Слышен звонкий стук капели Небо чисто-голубое, Что с природою такое? (Весна)
Развитие логического мышления: (карточки на доске).
Найдите верные пары слов, объясните свой выбор:
Лето – весна
Зима – весна
Лето – зима
Весна - осень
Какая пара слов соответствует наступившему времени года? (2)
III. Постановка учебной задачи. Тема урока.
- Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке? (о зиме и весне)
-Сегодня мы постараемся увидеть образы зимы и весны, созданные с.5
Ф. И. Тютчевым в стихотворении «Зима недаром злится»

Ф. И. Тютчев был современником А. С. Пушкина. С детства Тютчев писал стихотворения, и свое первое стихотворение опубликовал в 14 лет. В своих стихотворениях он воспевал красоту родной природы. Познакомимся с одним из его стихотворений «Зима недаром злится».
- Ребята, как вы думаете, почему стихотворение так называется?

IV. Усвоение новых знаний и способов действий
1. Учебник с.110. Самостоятельная работа над стихотворением по плану (в парах) с.6-7
1.Читай вслух (с напарником) всё стихотворение.
2. Обменяйся с напарником впечатлениями.
- О чём это стихотворение? (О борьбе Зимы и Весны.)

3. Работайте с напарником над каждой строчкой своей строфы
- прочитайте её вместе,
- нарисуйте словесную картинку,
- объясните по очереди значение каждого слова (словосочетания).
4. За объяснением слов обращайтесь к словарю (на слайде).
Если не сможете объяснить, то отмечайте карандашом.
5. Прочитай эту строфу вместе с напарником еще раз.

2. Первичное чтение стихотворения по строфам (по цепочке). Работа со словарём
- Какими нам представляются зима и весна? с. 8
- Что делает их «живыми»?
- Как называется этот литературный приём? (олицетворение)
- А как вы, думаете, на чьей стороне автор? (Он радуется Весне, и осуждает Зиму, за то, что она не хочет уходить.)

3. Работа над образами героев: зимы и весны
- Ребята, поэт показал два образа – два настроения.
-Такое яркое противопоставление - называется контрастом. Контраст – это резкая противоположность. Прием контраста автор использовал для того, чтобы показать противоборство, противостояние добра и зла, старого и нового.

- Ваша задача: выписать из текста учебника слова, с. 9-10
характеризующие Зиму и Весну.

Зима
злится хлопочет ворчит ведьма злая взбесилась
Весна
хохочет гонит шумит дитя прекрасное горя мало


5. Физминутка
Рукавом махнем мы раз – И зима летит тот час! Рукавом махнем мы два – На дворе, глядишь, весна! Третий раз скорей махнем – Лето, как тебя мы ждем!
Мы махнем в четвертый раз – Осень радует уж нас!
6. Работа над выразительностью. Задание №4 с. 12-13

Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима ещё хлопочет
И на весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.


1. Расставь паузы
,
. - : ;
? !


2.
Подчеркните слова,
на которые падают
логические ударения
(слова, которые нужно выделить голосом)


3. Выберите, с какой интонацией нужно читать о Зиме и Весне.
Радостно.
Спокойно.
Гневно.
Оживлённо.
Бодро.
Сердито.
С насмешкой.



2) Выразительное чтение парами, индивидульно.
3) Просмотр видеоклипа «Зима недаром злится» с.14

V. Рефлексия деятельности (итог урока) с. 15-16
1) Составление «синквэйна» на тему «Весна». Работа в парах.
Весна
Долгожданная, яркая
Идет, спешит, торопится
Весна, весна! Как воздух чист.
Новая жизнь.

Какую учебную задачу ставили перед собой? с. 17
У меня на уроке было настроение, потому что
Мне надо поработать над
Я могу похвалить своих товарищей за
Мне понравилось
VI. Домашнее задание.