Урок литературного чтения Образы Зимы и Весны в произведении Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»
Тема: Образы Зимы и Весны в произведении Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится»
Педагогическая цель: создать условия для ознакомления со стихотворением русского поэта Ф.И. Тютчева о весне; способствовать развитию речи, воображения, воспитанию любви к природе, русской поэзии.
Планируемые результаты:
Предметные: умение выразительно читать стихотворение или его фрагмент, объяснять смысл названия произведения и его связь с содержанием.
Метапредметные:
Познавательные: поиск в стихотворении слов, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданной.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно оценивать правильность выполненных учебных действий.
Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения, описывают объект: умеют передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка, высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника
Личностные: умение привлекать опыт собственных переживаний и жизненных впечатлений в процессе размышлений над лирическим произведением, проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное, осознают значимость чтения для развития и обучения, испытывают потребность в систематическом чтении.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: выставка книг русских поэтов о природе; иллюстрации, фотографии о природе весной; «Времена года. Апрель» П. И. Чайковского, И.Ф.Стравинский «Весна священная», презентация «Весна»
Тип урока: изучение нового материала
I.Мотивирование к учебной деятельности
Громко прозвенел звонок,
Давайте настроимся все на урок.
Улыбнемся друг другу,
И нашим гостям,
Чудесных открытий желаю всем вам!
Речевая разминка (чистоговорка).
На-на-на к нам уже пришла весна. Ло-ло-ло и на улице светло.Чи-чи-чи к нам уже летят грачи.Ру-ру-ру рады солнцу и теплу.
II.Установка на художественное восприятие текста
Загадки.
Всё вокруг бело и снежно,И узор на стёклах нежный,На коньках бегут, на лыжах,И дома в снегу по крыши,Вся белым – бела природа.Это что за время года? (Зима)
Растопило солнце снег,Радость на душе у всех,Птицы весело запели, Слышен звонкий стук капелиНебо чисто-голубое,Что с природою такое? (Весна)
Развитие логического мышления: (карточки на доске).
Найдите верные пары слов, объясните свой выбор:
Лето – весна
Зима – весна
Лето – зима
Весна - осень
Какая пара слов соответствует наступившему времени года? (2)
III. Постановка учебной задачи. Тема урока.
- Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке? (о зиме и весне)
-Сегодня мы постараемся увидеть образы зимы и весны, созданные с.5
Ф. И. Тютчевым в стихотворении «Зима недаром злится»
Ф. И. Тютчев был современником А. С. Пушкина. С детства Тютчев писал стихотворения, и свое первое стихотворение опубликовал в 14 лет. В своих стихотворениях он воспевал красоту родной природы. Познакомимся с одним из его стихотворений «Зима недаром злится».
- Ребята, как вы думаете, почему стихотворение так называется?
IV. Усвоение новых знаний и способов действий
1. Учебник с.110. Самостоятельная работа над стихотворением по плану (в парах) с.6-7
1.Читай вслух (с напарником) всё стихотворение.
2. Обменяйся с напарником впечатлениями.
- О чём это стихотворение? (О борьбе Зимы и Весны.)
3. Работайте с напарником над каждой строчкой своей строфы
- прочитайте её вместе,
- нарисуйте словесную картинку,
- объясните по очереди значение каждого слова (словосочетания).
4. За объяснением слов обращайтесь к словарю (на слайде).
Если не сможете объяснить, то отмечайте карандашом.
5. Прочитай эту строфу вместе с напарником еще раз.
2. Первичное чтение стихотворения по строфам (по цепочке). Работа со словарём
- Какими нам представляются зима и весна? с. 8
- Что делает их «живыми»?
- Как называется этот литературный приём? (олицетворение)
- А как вы, думаете, на чьей стороне автор? (Он радуется Весне, и осуждает Зиму, за то, что она не хочет уходить.)
3. Работа над образами героев: зимы и весны
- Ребята, поэт показал два образа – два настроения.
-Такое яркое противопоставление - называется контрастом. Контраст – это резкая противоположность. Прием контраста автор использовал для того, чтобы показать противоборство, противостояние добра и зла, старого и нового.
- Ваша задача: выписать из текста учебника слова, с. 9-10
характеризующие Зиму и Весну.
Зима
злитсяхлопочетворчитведьмазлаявзбесилась
Весна
хохочетгонитшумитдитяпрекрасноегоря мало
5. Физминутка
Рукавом махнем мы раз –И зима летит тот час!Рукавом махнем мы два –На дворе, глядишь, весна!Третий раз скорей махнем –Лето, как тебя мы ждем!
Мы махнем в четвертый раз –Осень радует уж нас!
6. Работа над выразительностью. Задание №4 с. 12-13
Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима ещё хлопочет
И на весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
1. Расставь паузы
,
. - : ;
? !
2.
Подчеркните слова,
на которые падают
логические ударения
(слова, которые нужно выделить голосом)
3. Выберите, с какой интонацией нужно читать о Зиме и Весне.
Радостно.
Спокойно.
Гневно.
Оживлённо.
Бодро.
Сердито.
С насмешкой.
2) Выразительное чтение парами, индивидульно.
3) Просмотр видеоклипа «Зима недаром злится» с.14
V. Рефлексия деятельности (итог урока) с. 15-16
1) Составление «синквэйна» на тему «Весна». Работа в парах.
Весна
Долгожданная, яркая
Идет, спешит, торопится
Весна, весна! Как воздух чист.
Новая жизнь.
Какую учебную задачу ставили перед собой? с. 17
У меня на уроке было настроение, потому что
Мне надо поработать над
Я могу похвалить своих товарищей за
Мне понравилось
VI. Домашнее задание.