Урок литературного чтения по теме Астрид Линдгрен Малыш и Карлсон, который живёт на крыше 2 класс


Тема: А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»
Класс: 2 «Ж»
Цель: Ознакомление с произведением А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»
Задачи:
О.: познакомить учащихся с произведением А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», его героями.
Р.: развивать читательские навыки, прививать любовь к чтению, любознательность.
В.: воспитывать любовь к сказке, доброту желание и умение совершать добрые поступки; формировать представление о дружбе и друзьях.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Оборудование: ПК, портрет автора, презентация об авторе, отрывок из мультфильма «Малыш и Карлсон» ,Карлсон с разным настроением, учебник литературного чтения 2 класс
Ход урока:
Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок,Всех собрал нас на урок.Все у парты ровно встали,Улыбнулись, подравнялись.
Приветствие гостей на уроке.II. Подготовка к первичному восприятию.
- Давайте вспомним название раздела, который мы с вами читаем.
(«Сказочные человечки»)
- Подумайте, чем сказочные человечки отличаются от нас с вами?
- Каких сказочных героев вы знаете?
- Сейчас вам загадают загадки, послушайте.
1. Все девчонки и мальчишкиПолюбить его успели.Он - герой веселой книжки,За спиной его - пропеллер.Над Стокгольмом он взлетаетВысоко, но не до Марса.И малыш его узнает.Кто же это? Хитрый ...(Карлсон). Слайд 1
2.Карлсон в малом доме жил,Дом его всех выше крыш.Карлсон с мальчиком дружил,Называл его ...(Малыш). Слайд 1
- С какой сказкой мы сегодня начнём знакомиться?
- А кто-нибудь знает автора этой сказки?
- Давайте откроем учебник и проверим наши предположения.
- Назовите тему урока?
(Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» ОТРЫВКИ) Слайд 2
- Какие задачи будут стоять перед нами на уроке?
(1.Познакомиться с автором сказки.2. Познакомиться с произведением, героями.)- Сегодня мы начинаем читать последнюю сказочную повесть из раздела «Сказочные человечки», которую я очень советую вам прочитать целиком.
Во-первых, её героев многие из вас уже знают и любят, но чаще не по книге, а по мультфильмам.
Во-вторых, автор этой книги шведская писательница Астрид Линдгрен – настоящая фантазёрка и выдумщица, поэтому её книги увлекательны и необычны.
1. Презентация с устным выступлением детей о жизни Астрид Линдгрен.
- А сейчас мы вместе с вами узнаем новое и интересное об авторе этой замечательной сказки. Наши ребята приготовили небольшое выступление о жизни Астрид Линдгрен.
1 ученик. Астрид Линдгрен родилась 14 ноября 1907 года в южной Швеции. Своё детство она считала необыкновенно счастливым. В семье было четверо детей, из них трое девочек. Все друг друга очень любили: и дети, и взрослые, и не стеснялись показывать эту любовь Слайд 3
2 ученик. С детства Астрид Линдгрен слышала от родителей шутки, сказки, истории, которые потом стали основой её произведений.
В 1914 году Астрид пошла в школу. Она хорошо училась, а особенно нравилась девочке-выдумщице литература. Слайд 3
3 ученик. Свою первую большую сказку - "Пеппи Длинный чулок" - Астрид Линдгрен написала в подарок дочери в 1944 году.
Когда дочке Карин исполнилось семь лет, она тяжело заболела и пролежала в постели несколько месяцев. Каждый вечер девочка просила у матери что-нибудь ей рассказать. Слайд 4
4 ученик. Однажды, когда Астрид не знала, что рассказать дочери, тогда Карин заказала сказку - Пеппи-Длинный чулок. Она не спросила, кто это, и начала рассказывать невероятные истории, которые подходили бы странному имени девочки. И вот, когда дочери исполнилось 10 лет- Линдгрен подарила ей книгу- Пеппи-Длинный чулок. Слайд 5
5 ученик. В Швеции в городе Стокгольм существует музей сказок Астрид Линдгрен “Юнибакен”. Слайд 6
6 ученик. Самые любимые детьми всего мира герои Астрид – это, конечно, Карлсон и его верный друг Малыш. Слайд 7
Идею "Карлсона, который живет на крыше" тоже подсказала дочь. Астрид обратила внимание на смешной рассказ Карин о том, что, когда девочка остается одна, к ней в комнату через окно влетает маленький веселый человечек, который прячется за картину, если входят взрослые. Так появился Карлсон - красивый, умный и в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил.
- Молодцы, ребята! Скажите, почему Астрид Линдгрен назвали фантазеркой?
III.Первичное восприятие.
Работа над 1 частью сказки
– И вот передо мною лежит интересная сказочная повесть.
- Рассмотрите иллюстрацию. Чем занят Карлсон?
– Мы уже читали о гномах, о хоббите, о куклах, но никто из них не умел летать. Помните, как хотел стать тучкой Винни-Пух, как катались на облаках Муми-тролли? Но разве может сравниться с ними жизнь и приключения сказочного летающего человечка!
Чтение учителем 1 части.
Вопросы после прослушивания:
– В начале текста писательница шесть раз повторяет слово обыкновенный. С какой целью? (Убедить читателей в том, что всё, что будет дальше, может случиться с каждым.)
– Почему все дети в семье названы по именам, а Малыш – нет? (Он самый обыкновенный мальчик, неважно, как его зовут.)
– Прочитайте, как выглядит обыкновенный мальчик Малыш.(выборочное чтение – описание Малыша)
– Если Малыш – совсем обыкновенный, то Карлсон во всём необычен. Расскажите о нём.
– С кем сравнивает автор летящего Карлсона? (с летающим директором, если директоры умеют летать).
- Что значат слова «самоуверенный, хитроумный,? О ком или о чет так говорит автор?
- самоуверенный - человек слишком уверенный в себе.
- хитроумный - человек, обладающий большой хитростью.
- Кто знает о существовании Карлсона? ( Только Малыш знает о существовании Карлсона. Взрослые его не замечают.)– Вот такой необычный человечек появился однажды в жизни Малыша.
– Чем же взрослые, по мнению автора, отличаются от детей?
Работа над 2 частью сказки
– Но пора узнать, а как же познакомились Малыш и Карлсон.
Просмотр фрагмента мультфильма.
– Что же расстроило Малыша в тот день?
– Каким он себя чувствовал? (Одиноким, несчастным, обиженным.)
– Можем ли мы сказать, какой был Малыш? (Добрый, любящий животных, мечтательный.)
Чтение 2-й части обучающимися.
-Что услышал Малыш, когда смотрел в окно?(громкое жужжание).
-Что сделал Карлсон, когда увидел Малыша?(Он окинул Малыша долгим и внимательным взглядом).
-Отчего у Малыша захватило дух, и пробежали мурашки?(не каждый день пролетают маленькие, толстые человечки).
-окинул - посмотрел.
-дух захватило - удивление.
IV.Обобщающая беседа.
- Что вы запомнили о писательнице Астрид Линдгрен? Расскажите.
– Что вы узнали о Карлсоне из прочитанных частей?
– Что вам показалось смешным?
– Что же свершилось однажды в фантазии Малыша? (В момент, когда ему было плохо и одиноко, он придумал себе воображаемого друга Карлсона.)
– Вы поняли, в какие минуты появился Карлсон в жизни Малыша?
(Когда Малыш почувствовал себя лишним, обиженным, иными словами, когда мальчику стало жалко себя. Здесь и появляется во всех отношениях «лучший в мире» Карлсон, который поможет Малышу забыть о неприятностях.)V. Заключительное слово учителя
-Карлсон и Малыш стали друзьями. Очень важно, чтобы настоящие друзья были рядом не только в книгах, но и в жизни. Запомните: очень плохо быть одному! Но жить нужно так, чтобы не только вам было хорошо, но и рядом с вами другим людям было тепло и радостно.
- Как бы вы сами оценили свою работу на уроке? Самооценка!
- С каким настроением заканчиваем урок?
– Посмотрите на Карлсона. Какой из них вам больше нравиться, тот и соответствует вашему настроению. Раскрасьте его. 
(звучит песня «Есть герой в мире сказочном….»)
- Спасибо за работу на уроке! Молодцы!
VI.Домашнее задание. Прочитать 3 и 4 части. Рабочая тетрадь с.22.