Презентация по физической культуре Тема: История физической культуры в Древней Руси
ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИИ Этапы развития физической культуры и спорта в России I этап –с древнейших времен до 1917 г.II этап - развитие физической культуры и спорта в СССР III этап - развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации после 1991 г. Физическое воспитание в Древней Руси План: 1. Физическое воспитание в первобытном обществе.2. Физические упражнения и игры у восточных славян.3. Физическое воспитание в Киевской Руси.4.Физическое воспитание в период феодальной раздробленности (ХII-XIV вв.) и в Русском централизованном государстве (XV—XVII вв.). Литература: ОсновнаяГолощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. М.: Издательский центр «Академия», 2007. - С. 38 – 46.Столобов В.В. История физической культуры. М.: Просвещение, 1989. - 83 – 102.Деметер Г.С. Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения – М.: Советский спорт, 2005. С. 36 – 63.Пельменев В.К., Конева Е.В. История физической культуры: Учебное пособие/ Калинингр. ун-т. – Калининград, 2000. – С. 83 – 88.Цатурова К.А. Физическая культура в России с древнейших времен до конца XVIII века: Лекция.. СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, - 1999. ДополнительнаяДеметер Г. С, Никитенко Н. Н. Фрески Софийского собора в Киеве как один из источников изучения физической культуры Древней Руси // «Теория и практика физической культуры». – 1988. – № 6.Мавродин В. Древняя Русь. – Госполитиздат, 1946. – С. 288.Мавродин В. В. Очерки по истории феодальной Руси. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1949.-С. 13., С. 33.Медведев А. Ф. Ручное метательное оружие. – М., 1966. – С. 98.Карамзин Н. М. История государства Российского. – М., 2002. – С. 27., С. 31., С. 38., С. 80., С. 84., Ключевский В. О. Краткое пособие по русской истории. – Издательская группа «Прогресс», 1992. – С. 18.О физическом воспитании в духовно-учебных заведениях // Журнал «Вестник воспитания». – 1895. – № 2. – С. 86—99.Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 г. – М.: «Просвещение», 1987. – С. 96., С. 133. 1. Физическое воспитание в первобытном обществе В первобытном обществе воспитание осуществлялось преимущественно в процессе включения детей в конкретные виды деятельности. Однако существовали уже и специальные формы воспитания, превратившиеся со временем в ритуалы. Среди них особую роль играли возрастные инициации. ИНИЦИАЦИЯ- посвящение молодых людей в полноправные члены общества. В первобытных родовых общинах подростки, достигшие 14 лет, проходили специальную подготовку, в ходе которой их учили охотиться и изготовлять орудия труда, развивали волю и выносливость, приучали быть дисциплинированными, приобщали к религиозным тайнам. Этот этап подготовки завершался обрядом инициации, в ходе которого подростки должны были доказывать свою физическую и социальную зрелость. Прошедшие испытания признавались полноправными членами общин, получали статус взрослого человека. В первобытных родовых общинах воспитание носило общественный характер. Все без исключения дети воспитывались в духе взаимопомощи, коллективизма, подчинения личных интересов интеpecaм общины. Община выступала как совокупный воспитатель. На каждом ее члене лежала обязанность заботиться о детях, руководить их воспитанием. Основные педагогические функции выполняли, как правило, ближайшие родственники и наиболее опытные, авторитетные сородичи детей. Мальчиков готовили преимущественно, к мужским видам деятельности (охоте, изготовлению орудий труда), а девочек — к женским (сбору растений, приготовлению пищи, ведению домашнего хозяйства, уходу за детьми). Зарождение имущественного и социального неравенства, постепенное дробление общин на семьи повлекли за собой превращение воспитания из всеобщего, равного в семейно-сословное. Основные функции воспитания, цели, содержание и формы которого все более различались для разных социальных групп населения, сосредоточились в семье. Инициации утратили свой всеобщий характер и стали достоянием знати. Таким образом, для физической культуры первобытного строя характерно следующее: создание (зарождение) физических упражнений, т. е. начало обособления их от добывания материальных благ, необходимых для существования людей;ценности физической культуры принадлежали всему обществу, т. е. она носила бесклассовый характер;в период первобытного строя можно говорить лишь об элементарной физической культуре, т.е. о ее зачатках; физические упражнения выполняли исключительно прикладную функцию, будучи максимально приближены к трудовой деятельности. 2. Физические упражнения и игры у восточных славян В конце IV века на территории Восточной Европы племена славян были вовлечены в миграционные процессы, так называемое великое переселение народов. На протяжении VI—VIII вв. славяне – крупнейшая в Европе группа родственных по происхождению и языку народов – заселили обширные пространства в Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европе, образовав западную (венеды) и восточную (анты) ветви славян. ВЕНЕДЫ – западная ветвь славянАНТЫ – восточная ветвь славян От Карпатских гор и Западной Двины до верховьев Оки и Волги, от Ильменя и Ладоги до Черного моря и Дуная располагались восточнославянские племена ко времени образования Киевского государства. Волыняне, дреговичи, ильменские славяне, поляне, древляне, вятичи, кривичи верховьев Днепра, Западной Двины, Волги и других рек и местностей к VI веку составили этническое единство. Это была восточная, русская ветвь славянских племен. Их этническая близость способствовала впоследствии образованию единого государства, сплотившего славянские племена в единый массив. Практика физического воспитания начала складываться у восточных славян в VI – IХ вв. К VI в. у восточных славян происходил процесс разложения родоплеменного строя. Основной хозяйственной деятельностью было пашенное земледелие, заметную роль играло скотоводство, охота, рыболовство, бортничество. Тяжелые условия существования, постоянное преодоление опасностей, связанных с внезапными нападениями кочевых племен требовало от славян хорошей военной выучки, развития физических и морально-волевых качеств: владения оружием, обладания силой, ловкостью, выносливостью, необходимыми в рукопашной схватке, стойкостью, мужеством, а также навыками в быстром беге, различного рода прыжках, метаниях, переноске тяжестей, лазании по деревьям, плавании, умении преодолевать водные преграды. Военное дело и физическая подготовка во времена до изобретения пороха, были связаны теснейшим образом, представляя собой, по сути, единое целое. На вооружении славян были лук и стрелы, дротики, а также тяжелые, прочные щиты. Исследователи отмечают хорошее владение восточными славянами оружием. Профессиональные воины в древнерусском раннефеодальном государстве готовились в специальных дружинах. Дружинники представляли социальную группу профессиональных воинов, уже в VII в. живших в специальных укрепленных лагерях. С 12-летнего возраста будущие дружинники проходили военную подготовку в специальных домах-гридницах. Обучение дружинников представляло собой единственную известную в настоящее время организованную форму военно-физического воспитания у восточных славян в VI—IX вв. Велось оно главным образом непосредственно во время военных походов или в ходе боевых действий. ДРУЖИННИКИ - профессиональные воины в древнерусском раннефеодальном государстве Особенностям физического развития, образа жизни, месту в нем народных игр, плясок, нравственным правилам и обычаям далеких предков русских, украинцев, белорусов посвящена специальная глава I тома труда Николая Михайловича Карамзина «История государства Российского», которая называется «О ФИЗИЧЕСКОМ И НРАВСТВЕННОМ ХАРАКТЕРЕ СЛАВЯН ДРЕВНИХ». Вначале автор останавливается на роли климатических условий, в которых жили тогдашние славяне. По его мнению, умеренный климат, нежаркий, даже холодный, способствовал долголетию, укрепляя здоровье и телесные силы человека. Если обитатель южного пояса, томимый зноем, отдыхал больше, нежели трудился, и тем самым слабел в неге и в праздности, то житель Севера любил движение, согревающее его кровь. Неудивительно, что восточные славяне отличались бодростью, силой и неутомимостью, «сносили голод и всякую нужду; питались самою грубою сырою пищею; удивляли греков своею быстротою; с чрезвычайной легкостью всходили на крутизны, спускались в расселины; смело бросались в опасные болота и глубокие реки». По мнению Карамзина, славяне считали, что «главная красота мужа есть крепость в теле, сила в руках, легкость в движении…». Останавливаясь на храбрости предков, ученый приводит пример: хан аварский, зная о чрезвычайной отважности славян, ставил их впереди своего многочисленного войска, ибо славяне обладали особенным искусством биться в ущельях, скрываться в траве, изумлять неприятеля мгновенным нападением и брать в плен.Вместе с тем они отличались добродушием, обходились с пленными дружелюбно и ограничивали срок их пребывания в рабстве. Отмечая общее гостеприимство славян, Н. М. Карамзин рассказывает об обычае, согласно которому славянин, выходя из дома, оставлял открытою дверь и пищу, предназначенную для странника. Восточно-славянские воины Восточные славяне Воспитание детей осуществлялось в семье. К 3 — 4 годам ребенок начинал выполнять посильную для него работу, помогая старшим. Старшие члены семьи поощряли игры, развивающие у детей ловкость, силу, смекалку, формирующие умения и навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности. С 7 мальчики переходили в возрастную группу отроков. ОТРОК - мальчик 7 —14 лет, который не получил еще право называться взрослым мужчиной, но переходил из женской в мужскую половину семьи. Мальчики-отроки помогали отцам в выполнении “мужских” видов работ, прежде всего в сельскохозяйственных работах: земледелии, животноводстве. Девочки осваивали “женские” виды работ: учились вести домашнее хозяйство, прясть, ткать, лепить горшки и др.По достижении 14 лет подростки становились полноправными членами семьи. В этом возрасте они получали военную подготовку, необходимую для каждого мужчины. Известный русский историк Сергей Михайлович Соловьев (История россии с древнейших времен) так пишет о военно-физических качествах и внешнем облике древних славян: “...особенно отличались славяне искусством плавать и скрываться в реках, где могли оставаться гораздо долее, чем люди другого племени. Они держались под водою, лежа на спине и держа во рту вырубленный тростник, верхушка которого выходила на поверх реки и таким образом проводила воздух скрытому пловцу. Вооружение славян состояло из двух малых копий, некоторые имели и щиты, твердые и очень тяжелые, использовали также деревянные луки и маленькие стрелы, намазанные ядом, очень действенным, если искусный врач не подает скорой помощи раненому”. Николай Михайлович Карамзин в своем труде «История государства Российского» отмечает, что большое место в жизни славян занимает музыка и что они берут обыкновенно с собой в путь не оружие, а кифары или гусли, ими придуманные. Удовольствие, производимое музыкой, продолжает Н. М. Карамзин, заставляет людей сопровождать ее различными телодвижениями. Так рождается пляска, которая «состоит в том, чтобы в сильном напряжении мышц взмахивать руками, вертеться на одном месте, приседать, топать ногами, и соответствует характеру людей крепких, деятельных, неутомимых» . Недаром танцы сродни физическим упражнениям. Первыми представителями в этом виде искусства в России были скоморохи – народные музыканты, танцоры, акробаты, без которых не обходился ни один праздник на Руси. СКОМОРОХИ – народные музыканты Многие игры славян носили магический, культовый характер, связанный с языческими представлениями. Например, прыжки через костер были очищением. Масленица, берущая начало в весенних празднествах древних славян, своей обрядовой символикой связана с древнеславянскими традициями проводов зимы (сжигание чучела или куклы зимы – Масленицы) и встречи весны, а также и культом предков.До наших времен сохранились следы древних игр в виде восклицаний «чур, не я!», когда первобытные люди искали защиту у пращура – родоначальника. Такие народные игры, как «просо», «лен», «гуси-лебеди» и многие другие, своими корнями уходят в первобытное общество. Игры, физические упражнения предков носили, как правило, состязательный характер. Слово «тризна» в древнеславянском языке означало состязание Взять, к примеру, тризны, проводившиеся при погребении воинов. Н. М. Карамзин сообщает: «Славяне Российские – кривичи, северяне, вятичи, радимичи – творили над умершими тризну: показывали силу свою в разных играх воинских, сожигали труп на большом костре и, заключив пепел в урну, ставили ее на столпе в окрестности дорог» .Этот обряд, как отмечает историк, показывает воинственный дух народа, который праздновал смерть, чтобы не страшиться ее в битвах. Позднее тризны стали проводить и без реальных похорон, именно как состязания, где погребальный костер с покойником заменялся сжиганием чучела. Сжигание чучел проходило в любые времена года, но среди этих празднеств особое место занимал праздник Ивана Купалы, проводившийся в самый длинный летний день. Зажигание костра или чучела, круговые танцы вокруг пламени сопровождались самыми разнообразными формами борьбы, конных ристаний и другими состязательными упражнениями. Победа была очень почетной. А о проигравшем говорит пословица: «На Ивана Купала кого побьют, тому пропало! Лучших невест проигравшему не видать, да и свадьбе его долго не бывать». ИГРИЩА - крупные состязания древних, проводившиеся в честь языческих богов Первым письменным источником, в котором говорится о древних физических упражнениях, является первая древнерусская летопись “Повесть временных лет” (XI век). Ее автором считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. В докиевской и Киевской Руси народные игры и физические упражнения имели широкое распространение и пользовались огромной популярности. Игры проводились между селами. Игрища славян посвящались языческим богам и носили религиозный характер. Игрища служили сплочению славянских родов. Игрища способствовали развитию физических и морально-волевых качеств, они играли важную роль в подготовке молодого поколения к трудовой и военной деятельности. Игрища включали в себя:бег наперегонки, прыжки через костер, метание различных предметов, вбегание на гору, прыжки с обрыва в воду, стрельба из лука, конные ристания, кулачный бой, палочные бои, лазание по оголенному стволу дерева, а также игры, пляски, акробатические упражнения скоморохов. Игрища заложили основы народных традиций физического воспитания. Сведения об играх-зрелищах у славян позволяют глубже осмыслить особенности физической культуры русского народа в последующие эпохи, а также понять истоки, корни, откуда берет начало любовь современного человека к спортивным зрелищам, самым популярным в мире. 3. Физическое воспитание в Киевской Руси Одно из первых славянских государств – Киевская Русь, колыбель русского, украинского и белорусского народов – сложилось в IX веке. Древнерусское феодальное государство со столицей в Киеве существовало с IX до середины XII века и было одним из крупнейших и культурнейших государств Европы. Вершины своего могущества и расцвета древнерусское государство достигло в период правления князя Владимира (978 - 1015 гг.) и его сына Ярослава Мудрого (1019 - 1054 гг.). XI век в истории Древней Руси явился переломным моментом, временем установления феодальных отношений, когда ПОЛУПАТРИАРХАЛЬНАЯ И ПОЛУФЕОДАЛЬНАЯ РУСЬ СТАНОВИТСЯ РУСЬЮ ФЕОДАЛЬНОЙ. В IX—XII веках в Киевской Руси сформировалась древнерусская народность, а в XIII—XIV сложились русская, украинская и белорусская народности. Киевское государство обладало богатой по тем временам материальной и духовной культурой. В трактате одного из писателей X века, посвященном состоянию различных художественных ремесел, в почетном списке передовых стран Европы и Востока Русь поставлена на второе место после Византии, впереди Англии, Италии, Франции и Германии. Успешно развивались кузнечное, гончарное, ювелирное и косторезное ремесла, которые выделяются в самостоятельные отрасли производства; появляются эмаль, стекло.Ключевое значение в развитии древнерусского государства имела внешняя торговля. Историческое значение для развития культуры России имели два великих новшества: введение христианства как государственной религии (988 г.) в языческой стране и появление письменности – славянского и русского алфавита.Оба эти события, по сути, совершили переворот во всей культуре, в том числе физической, Киевской Руси. Ибо появились новые ориентиры, критерии, стимулы нравственности и духовности. Значение христианизации Древней Руси состоит прежде всего в том, что благодаря этому Русское государство перешло в качественно новое состояние в сфере ДУХОВНОСТИ, НРАВСТВЕННОСТИ, ЭСТЕТИКИ, КУЛЬТУРЫ. Произошел переход от родоплеменного общества с его языческими представлениями к ЦИВИЛИЗАЦИИ. Это отразилось на всех сферах общественной жизни, в том числе и на физической культуре. С конца X века в Древней Руси быстрыми темпами развиваются зодчество и живопись. Выдающимся памятником архитектуры Киевской Руси, сохранившимся до наших дней, является всемирно известный Софийский собор – так называемая София Киевская, основанный князем Ярославом Мудрым в 1037 году. В соборе есть фрески на светские темы и среди них сцены охоты, борьбы, плясок скоморохов, упражнения акробатов. Софийский собор О чем говорят эти фрески? Прежде всего о широком распространении на Руси различных видов физических упражнений. Иначе подобные фрески не могли бы появиться в главном храме страны.Во-вторых, благодаря им мы можем судить о том, что церковь не была противницей народных игр и физических упражнений. Правда, некоторые представители церкви выступали против народных форм физического воспитания как пережитка язычества. Но критика была направлена главным образом против грубых, опасных не только для здоровья, но и для жизни людей занятий. В Киевской Руси постепенно расширялись и углублялись экономические и культурные связи между городами, усиливался обмен духовными ценностями, в том числе опытом физического воспитания и средствами физической культуры. Из города в город ходили странствующие актеры-скоморохи, плясуны, батлеечники (кукольники), акробаты, жонглеры, гусляры и другие музыканты. Народные игры и обряды, сопровождавшиеся пением, игрой и пляской, явились началом театральных представлений на Руси. Повсеместно была распространена борьба, привлекавшая детей и взрослых из всех слоев населения. Об этом свидетельствуют многие русские летописи и былины (Например, «Повесть временных лет»). Высоким физическим развитием, недюжинной силой и смелостью отличались многие русские князья. Князья были главными действующими лицами сохранившихся древне-славянских летописей XI—XIII вв. В образах князей авторы видели идеал, к которому должен стремиться человек в жизни. «Слово Даниила Заточника», «Слово о полку Игореве», «Сказание о Борисе и Глебе», «Поучение Владимира Мономаха». Среди зимних забав, особенно в северных городах Руси, были популярны катание на санках, лыжах, кулачные бои, игры типа «взятие снежной крепости». Летом играли в кости (бабки), в подвижные игры с чурками, шарами и другими предметами. С детских лет мальчики учились стрельбе из лука, верховой езде, плаванию, гребле. Юноши состязались в метании в цель дротиков. Устраивали скачки на лошадях. Важным средством закалки служили бани, имевшиеся на каждом подворье. В Киевской Руси в большинстве областей сохранились игрища. После крещения Руси элементы древних языческих «игрищ» сохранились в виде разного рода празднеств зимы, встречи весны. Вместе с тем игрища славян все более «удаляются», теряют непосредственную связь с трудом и языческим культом. Занимавшиеся военным делом должны были хорошо владеть всеми видами оружия и обладать прикладными навыками. К ним относились верховая езда, гребля, плавание и др. Поэтому в дружинах командирами отрядов проводилось обучение молодых воинов – «гридней», а при дворах великого князя, удельных князей и посадников время от времени устраивались конные «ристания» – состязания в скачке, рубке на скаку, стрельбе из лука по мишени, метании в цель копий, фехтованию, борьбе. С защитой Отечества связано появление богатырского эпоса, былин, рассказывающих о богатырях, стоящих на страже родной земли, готовых прийти на помощь слабым и немощным. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Иван крестьянский сын, Никита Кожемяка, Микула Селянинович, и другие богатыри – любимые герои самых широких слоев населения. Богатырь предстает перед нами не только как физически непобедимая личность, но и как человек, в совершенстве владеющий трудовыми навыками, обладающий умственным превосходством над своими врагами. Былинные сюжеты мы встречаем в работах выдающихся личностей нашей страны — М. В.Ломоносова, Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, А. П. Бородина, М. А. Врубеля, Н. К. Рериха, В. М. Васнецова и др. На замечательной картине В. М. Васнецова “Богатыри” изображены наиболее известные и популярные в народе богатыри — Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. «Богатыри». В.М. Васнецов «Алеша Попович». Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри» (1895) «Испытание силы яна Усмаря». Угрюмов И. (1796 – 1797) «Ян Усмарь останавливает разъяренного быка». Сорокин Е.С. (1849) «Богатырь». М.А. Врубель (1898) «Илья Муромец». Рерих Н.К. Настасья Микулична. Рерих Н.К. Илья Муромец Илья Муромец Добрыня Никитич (фрагмент картины «Богатыри» В.М. Васнецова) Из них Илья Муромец — самый любимый в народе былинный герой. Былины о нем были созданы в XII—XVI вв. — “Илья Муромец и Соловей-разбойник”, “Илья Муромец и Идолище Поганое”, “Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром”. В арсенале его воинского мастерства имеются приемы и борьбы, и рукопашного боя. « Битва Добрыни со змеем». Билибин И.Я. «Добрыня Никитич». Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри» (1895) Добрыня Никитич. О нем написаны былины “Добрыня и Змей”, “Добрыня сват”, “Добрыня в ссоре с Владимиром” и др. Этот богатырь — всесторонне развитый человек. Из былины мы узнаем, что Добрыня обыгрывает половецкого царя Батура в шахматы, превосходит его в стрельбе из лука и, наконец, побеждает в рукопашном бою многих половецких силачей. Представляет интерес тот факт, что в былинах говорится о поединках и женщин. Киевский князь заточил в подвал новгородца Ставра Годиновича. На помощь Ставру приходит его жена Василиса. Надев мужское платье и назвавшись послом “из дальней орды”, она приезжает ко двору князя якобы с требованием дани. Князь подозревает, что посол — переодетая женщина, но боится ошибиться и в качестве одного из испытаний назначает борьбу. “Посол”, однако, начал бороться... Описание борьбы позволяет предположить, что Василиса умело применяет в борьбе неизвестные соперникам болевые приемы. Победив, она выручает мужа “из подвала глубокого”. Этот персонаж былины впоследствии перешел и дошли народные сказки, став Василисой Премудрой и Василисой Прекрасной. Представление о физической подготовке киевских князей дает князь Владимир Мономах, создавший одно из первых литературно-педагогических произведений на Руси «Поучение князя Владимира Мономаха своим детям». Государственный деятель Владимир Мономах дает своим детям советы как жить, призывает их любить Родину, защищать ее от врагов, быть деятельными, трудолюбивыми, развивать в себе храбрость, силу и выносливость. Это произведение позволяет предположить наличие в Древней Руси определенной системы военно-физической подготовки знати. В Древней Руси закладывались основы народной системы физического воспитания, включавшей в себя разнообразные, преимущественно военно-прикладные упражнения, физические упражнения, игры, средства закаливания. При этом, как свидетельствует летопись, довольно широкое распространение имели состязания, проводимые в качестве многолюдных зрелищ, игравших заметную роль в общественной жизни в то время. 4. Физическое воспитание в период феодальной раздробленности (ХП-XIV вв.) и в Русском централизованном государстве (XV—XVII вв.) Продолжает свое развитие культура, в том числе народная физическая культура, формируется национальная система физического воспитания, в которой важную роль играет военно-физическая подготовка, направленная на отражение нападений завоевателей. В сфере физической культуры в это время обращает на себя внимание широкое распространение кулачных боев. Кулачный бой практиковался в трех разновидностях: один на один (“сам на сам”), “стенка на стенку” и “сцеплялка-свалка”. Бой “сам на сам” был близок к старому английскому боксу на голых кулаках, но отличался от него меньшей жестокостью. Перед тем как начать бой, соперники трижды обнимали и целовали друг друга, демонстрируя отсутствие какой-либо вражды между ними. С падением одного из бойцов бой прекращался Однако самыми любимыми и наиболее широко распространенными на Руси были массовые бои “стенка на стенку”, и среди древних народных состязаний они занимали особое место. Были, естественно, у мальчиков различные игры, но, повзрослев, почти все без исключения начинали участвовать в кулачных боях. И это увлечение, как правило, продолжалось на протяжении почти всей жизни мужчины. “Сцеплялка-свалка” — массовый и озорной вид боя, где каждый бился сам за себя и против всех остальных. Совершенствуются правила их проведения. Так, например, стал учитываться возраст бойцов. Начинали бой подростки – «зачиналыцики», их сменяли юноши, затем вступали взрослые (с 25 лет), в резерве находились многоопытные пожилые бойцы («отцы»). При этом «стена» взрослых бойцов не имела права биться со «стеной» юношей и подростков. Насчитывалось около 20-ти правил ведения кулачных боев, направленных на воспитание мужества, смелости («биться лицом к лицу, грудь с грудью»), честности («заначку в руковицы не класть», «подножек не ставить»), благородства («лежачего не бить») и т. д. На протяжении столетий кулачные бои занимали видное место в самобытных формах физического воспитания русского народа. В них ярко проявлялось присущее русским людям стремление к состязаниям в силе, ловкости и выносливости. Но они выступали не только как средство физического развития. В них воспитывались и нравственные качества: стойкость, мужество, стремление к победе, настойчивость и упорство в достижении цели, а также дружба и товарищество. Популярностью среди россиян разного возраста пользовались также верховая езда, плавание, катание на лодках, состязания в беге, метании камня, фехтование на палках, лазание, ходьба на лыжах; было распространено и катание на коньках, тогда еще деревянных, а также игры с привлечением вспомогательных средств в виде клюшек, мячей, шестов, ходулей и т. п. Особое место среди народных средств физического воспитания продолжали занимать упоминавшиеся выше «игрища». В селах и городах простой люд увлекался веселыми играми, хороводами, песнями, плясками, различными состязательными упражнениями, поощрялись скоморохи. Судя по масштабам и характеру игрищ, можно предположить, что они выступали и в качестве зрелищ. Господствующие классы использовали главным образом те же средства физического воспитания, что и народные массы. Но занятия знати носили более систематический характер, проводились с привлечением наставников и обставлялись несравненно более богато, нежели занятия простого люда. Для знати нередко устраивались «потехи», в которых она участвовала в качестве зрителя. Это были «медвежьи потехи», т. е, борьба с медведем, выступления акробатов, кулачных бойцов или борцов. Период феодальной раздробленности и формирования вокруг Москвы централизованного русского государства отмечен новыми успехами в формировании русской национальной системы физического воспитания в сложных условиях постоянной военной угрозы. Разнообразные средства закаливания и физические упражнения в виде кулачных боев, борьбы, плавания, верховой езды, таких народных игр, как городки, лапта и многих других, а также зимних видов физических упражнений (лыжное дело, катание на коньках, на санках с гор), внедрялись в быт народа и становились составной частью формирования русского человека-труженика и защитника родины. ВыводыВозникновение физических упражнений у восточных славян было обусловлено теми же причинами, что и во всем мире в целом. Олицетворением гармонично развитой личности в древности является образ былинного богатыря. Основной формой физической подготовки были игрища. Целью физического воспитания вплоть до XVIII в. была военно-физическая подготовка, что объясняется тем, что Русь вынуждена была вести много войн.Основными источниками, из которых мы узнаем о физической культуре на Руси, являются былины, летописи, сказания и сказки, картины, предметы резьбы по дереву и камню, барельефы. Первый письменный источник — первая русская летопись “Повесть временных лет” (начало ХII в.). При практически отсутствующих государственных формах физического воспитания в феодальной России решающую роль в физической подготовке населения играли народные формы. Среди них можно выделить национальные виды борьбы, кулачные бои, военно-физическую подготовку национальные игры и развлечения (забавы), связанные с двигательной деятельностью.