Семинар-практикум для педагогов Проблемный ребенок


Трудный ребёнок…Проблемные дети…
Разберёмся в понятиях. Вот значение слова «трудный» в Толковом словаре С.И.Ожегова: «заключающий в себе затруднение (примечание автора - т.е. препятствие, помеху)». Проблема – «сложный вопрос, задача, требующие разрешения». Получается, что трудный ребёнок – это тот, у которого есть помеха в самом себе, а проблемный – требующий помощи со стороны.
Получается, что эти фразы о разных категориях детей. Подумаем, что делать и с первыми, и со вторыми, ведь наше призвание как педагогов, как наставников – не научать и поучать, а сопровождать, помогать, сопереживать.
Педагогам часто не нравятся некоторые ученики, часто целые классы. В характеристике таких детей можно написать десятка два прилагательных с приставкой “не”; невнимательный, неусидчивый, непослушный, неспособный и т.д. Неужели эти дети – какие-то злоумышленники? Ничего подобного! Они проблемные потому, что им самим приходится очень нелегко в силу разных причин (медико-биологических, педагогических и психологических) учиться по общей программе, идти общим темпом, выполнять общие требования.
Пока я готовилась к семинару, мне на ум, пришла детская считалочка про короля, сапожника и остальных, сидящих на золотом крыльце… Почему, спросите вы? Потому, что все мы, в том числе, и наши ученики, разные. У нас разный характер, отношение к миру и самому себе, разное восприятие окружающих нас предметов.
Я расскажу вам притчу:
В одной общине жили разные люди. Их объединяло стремление к самосовершенствованию. Общиной руководил мудрый наставник. Однажды ему необходимо было уехать на длительный срок. Вместо себя он оставил руководить общиной своего заместителя — милую и симпатичную женщину. Уезжая, он собрал всю общину и при всех вручил женщине тетрадь, в которую он попросил записывать все проступки членов общины, независимо от их значимости. Пока его не было, главным нарушителем спокойствия общины был один — единственный живший в ней мальчик. Меньше всего нарушений было у заместителя. После возвращения из путешествия руководитель общины собрал собрание. На собрании он объявил, что хочет раздать вознаграждение за поведение членам общины во время его отсутствия. Первым он подозвал к себе мальчика и вручил ему такую пачку денег, что все оторопели. Другим он тоже выдал премии, но они были гораздо меньше, чем та, которую получил мальчик. Меньше всех получила его заместитель. На этом собрание закончилось и все, недоумевая, разошлись. Лишь только мальчик никак не хотел мириться с таким положением вещей. Ему не терпелось узнать, почему именно ему достались незаслуженные деньги. С этим вопросом он пришел к наставнику. «Деньги твои. Ты их заработал. Без конфликтов, друг мой, невозможно никакое внутреннее развитие. Конфликты, причиной которых ты становился чаще всех, нельзя организовать нарочно. В отличив от других, ты вел себя естественно, не оглядываясь на тетрадь, которую я дал своему заместителю. А это дорогого стоит».
Мальчик повернулся и ушел, ничего не поняв. Уже вдогонку ему, но как бы для себя, мудрец сказал: «Эта история — не индульгенция для хулигана. Она для тех, кто за любым поступком видит необходимость осуждения и кары. Она для всех нас, стоящих друг к другу. В первую очередь, она важна не тем, кого воспитывают, а тем, кто воспитывает».
В любом возрасте ребенок в своем становлении ориентируется прежде всего на окружающих его значимых взрослых: родителей и педагогов. Поэтому когда мы предъявляем ребенку какие-либо претензии и ищем причины отклонений в его поведении необходимо посмотреть и на себя тоже.
От того, насколько ребенку и педагогу комфортно в школе, зависит качество образования и психологическое здоровье и учащихся, и нас, педагогов.
"Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова дает следущее определение комфортности: "Комфортность - это условие жизни, прибывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют." Существует три структурные составляющие данного понятия:
Психологическая
Интеллектуальная
Физическая
Источником психологической комфортности является:
положительное эмоциональное состояние как ученика, так и педагога;
доброжелательное отношение между педагогом и воспитанником.
Основными трудностями в работе педагогов являются:
Неорганизованность учащихся, которая мешает работе .Неадекватное поведение учащихся (агрессивность, тревожность, вспыльчивость, болтливость).
Низкая учебная мотивация.
Между тем необходимо научиться мирно сосуществовать с ними. Следует помнить, что все школьники имеют право на то, чтобы с ними обращались достойно и уважительно. Начните работу с трудными учениками, с самоанализа и коррекции собственного поведения.
Упражнение «Разогревки »
цель: снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе.
Участвуют все педагоги.
Задания:
если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в ладоши;
если вы умеете слышать только хорошее, независимо от того, какие звуки произносятся вокруг, улыбнитесь соседу;
если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль внешних проявлений эмоций, дотроньтесь до кончика носа;
если в магазине вы отвергаете предложенную одежду, не примеряя только потому,  что вам не улыбнулся продавец, покачайте головой;
если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза;
если вы не можете удержаться от спора, когда люди не согласны с вами, топните ногой;
если вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, повернитесь вокруг себя;
если вы можете удивить знакомых неординарным поступком, помашите рукой;
если вы верите в то, что эмоции ваших воспитанников зависят от того с каким настроением вы работаете, потанцуйте.
Упражнение «Я такой же, как ты».
У меня в руках мяч. Тот, кому этот мяч достанется, бросает его любому педагогу и, обратившись по имени, объясняет, почему он такой же: «Я такой же, как ты, потому что…». Тот, кому бросили мяч, выражает согласие или несогласие и бросает мяч следующему.
Работа в малых группах .
Поделиться на группы: Встать в одну шеренгу по убыванию отработанного стажа в школе. Затем рассчитаться на 1,2,3. В одной группе собираются все 1, в другой все 2 и т.д. Всего 3 группы.
Как добиться психологической комфортности в школе?
используйте в своей работе просьбы, а не требования;
используйте методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;
используйте компромиссные решения спорных вопросов (ведь безвыходных ситуаций не бывает), а не открытую либо скрытую конфронтацию;
добейтесь четкой организации урока, а не жесткую дисциплину;
не допускайте стресообразующих ситуаций (все и всегда должно быть под контролем);
используйте на уроках методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, юмористическая картинка, поговорка, афоризм с комментарием, небольшое стихотворение или музыкальная минутка).
Наша жизнь на 10% состоит из того, что с нами происходит и на 90% из того как мы относимся к происходящему. Народная мудрость гласит: «Судьба судьбой, а выбор за тобой». Многое, если не все, определяет наш выбор. Выбор нас делает неповторимым. Что мы можем выбрать: то во что мы верим; что мы говорим; как относимся к другим; как реагируем на события; с каким настроением живем и учим. Позитивное мышление позволяет вам выйти их происходящей ситуации . Дело в том, что независимо от того, о чём вы думаете, о хороших или о плохих вещах, ваша жизнь принимает соответствующую форму.
«Ты- высказывание» «Я-высказывание»
Вы всегда ведете себя шумно!
Ты как всегда не голов к уроку!
У тебя уже целую неделю нет ручки!
Такие «Ты - высказывания», которые слышат дети, обычно вызывают ответную реакцию, они отвечают педагогам отрицанием, обидой, защитой.
«Я-высказывания» характеризуют описание собственных чувств, переживаний по отношению к данной ситуации. Так как эти чувства вы высказываете без приказа, осуждения, выговора, т.е. оставляете за учеником возможность самому принять решение, учитывая переживания взрослого.
Иными словами «Я-высказывания» передают другому человеку ваше отношение к определенному предмету без оценки.
Задание 1. Давайте потренируемся и научимся ты-высказавания заменять на я-высказывания (работа в группах)
Ты никогда меня не слушаешь!Когда я вижу, что те не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю.
Вечно ты хамишь! Когда ты некорректно разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не хочу больше с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь постараюсь быть более терпимой.
Ты всегда ужасно себя ведешь! В данной ситуации ты вел себя некрасиво. Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.
Приложение 1
«Ты- высказывание
» «Я-высказывание»
Что ты все время разговариваешь параллельно со мной?
Мне не сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос-задай его. Возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов.
Ты никогда меня не слушаешь! Вечно ты хамишь!
Ты всегда ужасно себя ведешь!
Ты как всегда опаздываешь, весь класс тебя ждет!
Упражнение «Калоши счастья».
Цель: Развитие позитивного мышления педагогов.
Материалы и оборудование: Калоши счастья (игровой элемент, обычные резиновые колоши, желательно большого размера, с веселым дизайном), карточки с ситуациями, рефлексивный кубик. (см. приложения 2, 3)
Инструкция: «Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Ганса Христиана Андерсена есть сказка с таким названием. Согласно этой сказке камеристке фее счастья подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы они помогли им стать счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю Вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача состоит в том, чтобы надев эти калоши найти в ситуации, предложенной Вам позитивные стороны. Другими словами, посмотреть на ситуацию другими глазами».
Ожидаемый результат: Участники игры надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.
Вам дали классное руководство над слабыми детьми. Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими учениками. Это хорошая возможность освоить новые методы работы с классом.
По дороге на работу Вы сломали каблук. Хороший повод купить новые сапоги.
Большинство Ваших учеников написали контрольную очень слабо. Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.
Задание 2. Задача: найти методы и способы реагирования, адекватные ситуации, и пути оказания помощи «проблемному ребенку».
Вызывающее поведение. Ребенок громко разговаривает на уроке. На замечания педагога отвечает: «Я не с Вами разговариваю».
Отсутствие волевого контроля, импульсивность. Учащийся подсказывает, выкрикивает с места, комментирует все происходящее на уроке.
Ложь. Воспитанник лжет с целью оправдания своего поступка.
Агрессия со стороны учащихся (словесная, физическая). Ребенок со злостью рвет тетради, разбрасывает школьные принадлежности и др.
Заниженная самооценка и тревожность. Отвечает неуверенно, тихо, непоследовательно, по наводящим вопросам. На любое задание первый ответ: «Я не умею. Я не знаю. У меня ничего не получится»
Низкая мотивация. Ничего не хочет делать, ему все неинтересно.
Низкий уровень способностей. Не справляется с программой, неуспевающий.
Обсуждение.
Упражнение визуализация «Волшебная чашка»
Педагоги под музыку для релаксации выполняют задания педагога-психолога…
Педагог-психолог: Сядьте удобно, прикройте глаза, дышите спокойно, ровно и глубоко. Расслабьтесь. Представьте себе белый экран, сосредоточьтесь на нем. Вообразите, что вы видите на нем свою любимую чашку. Раскрасьте ее так, как вам хочется. Еще раз внимательно рассмотрите чашку. Медленно наполните ее до краев вашим любимым напитком, пока наполняется ваша чашка, вспомните самые приятные моменты в вашей жизни. Не торопитесь, представьте, что ваши позитивные мысли заполняют вашу любимую чашку до краев. Эта чашка – чашка ваша позитивного настроения! Она наполнена вашим позитивом! А теперь представьте, как вы наслаждаетесь тем, что у вас есть такая чашка, чашка позитивного настроения. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка!»
Мы завершаем наш семинар и упражнение «Подарок» будет прекрасным финалом.
Инструкция. Здесь в этой шкатулке, для каждого из вас есть небольшой подарок-пожелание. (Предлагается выбрать листок, а на обратной стороне которого написано пожелание)
И помните, что вероятно, ничто не случайно. То, что подскажет ваш подарок, предназначено именно вам. Все в ваших руках уважаемые коллеги. Дерзайте! И будьте счастливы!
Приложение 2а
Рекомендации по работе с проблемными обучающимися:
1. Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ученика.
Когда вы обсуждаете с учениками их поведение, придерживайтесь объективного стиля: избегайте таких слов, как "плохо", "неправильно", "глупо", "по-хамски". Субъективные, оценочные слова только вызывают раздражение ученика, "заводят" нас самих и в итоге уводят от решения проблемы.
Ведя разговор о проступке, ограничивайтесь обсуждением того, что случилось. Обсуждая с учеником его поведение или выбирая способ вмешаться, говорите только о том, что происходит прямо здесь в данный момент. Обращаясь к прошлому или к будущему ученика («Ведь сколько раз мы говорили о твоем поведении и всегда одно и тоже») и возникает мысль, что его поступок - что-то неизбежное и неисправимое. Какой-то тупик. В самом деле, если Ваня или Валя "всегда" так ведут себя или "всегда будут" это делать. Мы должны быть твердыми в отношении конкретного проступка, чтобы прекратить его.
2.Займитесь своими негативными эмоциями.
Когда ученик демонстрирует "плохое" поведение - властное или мстительное - наши собственные эмоции очень неприятны. Это может быть гнев, возмущение, страх или беспомощность. То, что вы чувствуете, - нормально. В самом деле, ведь ученик разрушает учебный процесс, мешает работать вам и классу.
Но! Контролируйте отрицательные эмоции. Когда учитель управляет своими отрицательными эмоциями и не выливает на головы учеников потоки "благородного гнева", он дает классу очень много: а) он просто лишает желаемой реакции властолюбца и б) что еще важнее, готовит почву для успешного взаимодействия.
3. Обсудите проступок позже.
Поговорить о некрасивом поведении ученика или его неверном решении нужно обязательно, но только не в момент самой выходки. В тот момент, когда вы оба - и учитель, и ученик - возбуждены, вам вряд ли удастся взаимодействовать конструктивно. Вы не услышите, что вам говорит ученик, а он не услышит вас, так как вы оба будете взвинчены.
4.Позвольте ученику "сохранить лицо".
Ученики, особенно властолюбцы, не успокаиваются, пока не устроят представления. Вместе с тем, они знают, что учитель сильнее. В результате такие ученики все-таки сделают то, о чем вы их просите, но по-своему. Они играют в игру, которую можно так и назвать "По-своему". В этой игре они дают нам то, что мы просим, но с оговоркой: "Я сделаю это - но по-своему, а не вашим способом".
5. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения.
Конфронтация выбивает из колеи обоих участников конфликта, эмоции легко выходят из-под контроля. В этой ситуации люди часто начинают общаться агрессивно. Крик, обвинения, унижение, ругань - все это черты агрессивного общения. Наибольшая польза этого правила в том, что дети довольно быстро перенимают эту неагрессивную модель. Они делают то, что делаем мы, говорят так, как говорим мы.
Что же делать педагогу в работе с такими детьми?
· Главное, чтобы у ребят не появилось отвращение к школе. Ведь никому не хочется идти туда, где ругают.
· Важно, чтобы ребёнок поверил в свои силы (методы: поощрение, соревнование, положительные перспективы)
· Необходимо поднять авторитет в глазах одноклассников. (А для этого нужно не просто выполнять команды учителя, а научиться самостоятельно мыслить).
· Учить уважать себя и видеть достоинства других. (Для этого нужно провести много классных часов, диспутов, чаепитий, походов, экскурсий и других коллективных дел).
· Защитить ребёнка от чрезмерной критики учителей, а если нужно, то даже и от своих родителей.
· Повысить интеллектуальный уровень учащихся, научить их мыслить. (викторины, познавательные экскурсии, исследовательские и творческие работы, обсуждение книг и новостей.)
· Вовлекать ученика в интересные дела класса и школы, где вероятны успехи ребёнка. Это повысит самооценку. (Ведь если у человека в жизни было много неудач, у него снижается уровень притязаний и самооценка.)
· Не читать нотаций, лучше просто беседовать.
· Обучать навыкам самоконтроля и самооценки;
· Не оскорблять недоверием.
· Учить делать полезные дела, учить приносить радость другим людям.
· Учить ребёнка планировать своё время, сокращать непроизводительные потери времени. Учить планировать свою деятельность. Это позволит увеличить время на приготовление домашних заданий, которые он будет выполнять сначала с помощью, а потом самостоятельно.
· Учить детей думать о жизни, о месте человека в ней, о смысле жизни, о призвании человека.
Это большая, кропотливая, каждодневная работа. Но ведь мы понимаем, очень много зависит от нас, взрослых .ДЕТИ ПЛОХО ВЕДУТ СЕБЯ, ПОТОМУ ЧТО:
они просто хотят внимания, они упрямы, они избалованы,
они эгоистичны, они несобранны, они похожи на своих родителей,
у них плохая наследственность.
ПОЭТОМУ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ПЛОХО СЕБЯ ВЕДЕТ – ЭТО ПЛОХОЙ РЕБЕНОК!
ДЕТИ ПЛОХО СЕБЯ ВЕДУТ, ПОТОМУ ЧТО:
они хотят быть чьими-то, они хотят чувствовать себя сильными,
они хотят чувствовать себя значимыми,
они хотят исследовать окружающий мир и экспериментировать.
ПОЭТОМУ РЕБЕНОК, У КОТОРОГО НЕУДОВЛЕТВОРЕНА КАКАЯ-ТО ПОТРЕБНОСТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ СООБЩАЕТ НАМ ОБ ЭТОМ.
7030720342265070307203422650