Статья. Здоровьесберегающая направленность урока в начальной школе в условиях реализации ФГОС.


Здоровьесберегающая направленность урока в начальной школе
в условиях реализации ФГОС
«Успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечивает здоровье детей, использует здоровьесберегающие педагогические технологии».В. Н. Касаткин, доктор медицинских наук.
Проблемы здоровья населения России, в частности здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства как государственных организаций, так и общества, самих граждан. В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения указано, что «Здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».
В последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличилось количество хронических заболеваний, сократилось число здоровых выпускников. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса большим количеством изучаемых дисциплин, несбалансированное питание, отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация – основные причины этого.
Немалую долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет и система образования. Актуальность проблемы здоровья школьников отметил и председатель Правительства Российской Федерации Д.А.Медведев: «Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников – просто ужасающая. Многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно «кивать» только в их сторону – нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход – минимизирующий риск для здоровья в процессе обучения».
В современных условиях модернизации российского образования деятельность учителя начальных классов должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, культура здоровья, усвоение этических норм, сформированность ценностных отношений.
Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования - основная задача федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Стандарт впервые определил такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования.
Здоровье школьника - такое психофизическое и духовное состояние обучающегося, которое обеспечивает им достаточно высокий уровень интеллектуальной и физической работоспособности, а также адаптированности к постоянно изменяющейся учебной, социальной и природной среде.
Начало школьного обучения связано не только с изменением уклада жизни детей. Переход на школьное обучение способствует резкому увеличению числа контактов, что ведет к повышенной заболеваемости. Физиологическим возможностям организма для учеников 1-х классов более всего соответствует 35-минутная продолжительность урока, для учащихся 2-4 классов рекомендуется комбинированный урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления с включением таких видов деятельности, как чтение художественной литературы, динамической паузы, разучивание комплекса физических упражнений и других. Начало учебного дня в начальных классах начинается организованной зарядкой.
Критерии и показатели здоровьесберегающего урока:
1. Соблюдение санитарно-гигиенических условий:
- чистота помещения;
- температурный режим;
- свежесть воздуха;
- освещённость класса;
- отсутствие зрительных и звуковых раздражителей.
2. Благоприятный психологический климат на уроке.
- эмоциональная разрядка, положительно окрашенный эмоциональный фон, принятие учителем их эмоционально-психологического состояния;
- характер взаимодействия учащихся и учителя на уроке:
а) совместная организация деятельности учителя и учащихся;
б) договорная основа взаимодействия;
в) уважительный и гуманный (вера в ученика) стиль общения;
3. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке
(интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации.
4.Число видов учебной деятельности, предлагаемых учащимся: чтение,
слушание, письмо, рассказ, ответы на вопросы, выполнение практических задач и др. Норма – 4-7 видов деятельности за урок. Однообразие, как и частая смена способствуют росту утомляемости школьников.
5.Число использованных учителем видов преподавания. Виды преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, проблемное изложение, самостоятельная работа учащихся и т.д. Норма – не менее 3-х за урок.
6.Использование методов, развивающих инициативу и субъектность ученика:
- предоставление учащимся права свободного выбора (объёма учебного материала, способа его изучения, формы контроля и др.);
- активные методы обучения (работа в паре, группе, дискуссия, диспут, ролевая игра и др.);
- методы, направленные на самопознание и развитие ((интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).7. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
8. Изменение позы ребёнка. Из всех нагрузок, с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. Поэтому сложно требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока, необходимо изменение позы ребенка.
9. Проведение физминуток. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения проводятся физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. Физкультминутки проводятся с учетом специфики предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
В состав упражнений для физкультминуток обычно включаются:
упражнения по формированию осанки,
укреплению зрения,
укрепления мышц рук,
отдых позвоночника,
упражнения для ног,
потягивание,
упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
10. Учёт индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся.
Преобладающий канал восприятия ученика:
- визуалы (видеть),
- аудиалы (слышать),
- кинестетики (чувствовать).
Урок необходимо выстраивать с учётом всех каналов восприятия материала.
11.Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни: демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;12.Большое внимание уделяется расположению учеников на уроке. Рассаживая учащихся, принимается во внимание их состояние здоровья, а именно: зрение, слух и наличие нейропсихологических особенностей. Каждый месяц дети пересаживаются, кроме детей, страдающих сколиозом (они должны до 15 лет сидеть на стороне, противоположной искривлению позвоночника). Такая смена мест, во-первых, исключает одностороннюю ориентацию ребенка относительно доски; во-вторых, обеспечивает более равномерные условия освещения.
13.Используя технологию рефлексивного обучения, учитель имеет возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учениками учебного материала, особенности их психологического состояния (степень усталости, утомляемости, заинтересованности), отношение к изучаемому материалу и уроку в целом с помощью обратной связи. Технология помогает создать условия для самовыражения учащихся, инициирует разнообразные виды деятельности.
В конце урока следует обратить внимание на следующее:
плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками
на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %.
момент наступления утомления учащихся и снижения их учебнойактивности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы.
темп и особенности окончания урока:
- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
- спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;
- задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).
Проявления гуманного отношения к детям, такие, как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и, как следствие, уровень психологического здоровья. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то мы получим на выходе гармонично развитого, счастливого и успешного человека, востребованного обществом и семьей.
При решении проблемы сохранения здоровья необходимо учитывать социальные, индивидуальные, личностные и возрастные факторы, исходить из понимания того, что в современных условиях невозможно правильно ставить и решать вопросы образования без широкого вовлечения в этот процесс действующих социальных институтов (особенно – института семьи). Ведь всем ясно, что не только школа должна сберегать здоровье наших детей. Добиться желаемых результатов возможно только при тесном сотрудничестве школы и семьи.