Конспект НОД на закрепление знаний о правилах дорожного движения в старшей группе Мы всё знаем, всё умеем
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Тема: Мы всё знаем, всё умеем (обобщающее занятие).
Цель: Закрепить знания по ПДД.
Ход НОД:
Организационный момент (дети входят в помещение и становятся возле воспитателя)
Воспитатель: Ребята, какой чудесный сегодня день! У меня прекрасное настроение. Ау вас?
Дети: И у нас тоже!
Воспитатель: Вот и отлично. Это значит, что сегодня у нас с вами всё получится. Кстати, пришла я в детский сад не одна. По дороге мне встретился один очень озорной мальчишка. Вот послушайте:
Перед вами - Торопыжка,
Сорванец и шалунишка!
Он весёлый, озорной,
Непоседливый, смешной.
Всем хорош, но вот беда –
Он торопится всегда!
(В то время как воспитатель читает стихотворение, в помещение вбегает Торопыжка (ребёнок школьник) и становится рядом с воспитателем).
Если нет возможности найти ребёнка, то воспитатель обыгрывает этот момент с куклой. Кукла достаётся из сумки.
Воспитатель: А торопится он, ребята, через дорогу перейти. Знаков не видит, машин не замечает, пешеходов задевает и толкает. Пришлось мне его с собой взять, чтобы мы с вами научили неразумного мальчишку правила дорожные соблюдать.
( Торопыжка садится на стул)
Воспитатель: А теперь скажите, дети,
Кто умнее всех на свете!
Дети: Это я, это я!
Это все мои друзья!
Воспитатель: А раз так, то назови мне …(имя ребёнка) любой дорожный знак.
(ребёнок отвечает)
Воспитатель: Отлично! Получай светофор с красным сигналом!
(воспитатель вешает ребёнку на шею сделанный из картона силуэт светофора с красным сигналом. Светофоры заготовлены заранее самим воспитателем или сделаны детьми на занятии по продуктивной деятельности).
Воспитатель: …(имя ребёнка) скажи, на какой сигнал светофора запрещено переходить улицу?
( Воспитатель вешает на шею ребёнка светофор с зелёным сигналом.
Затем воспитатель задаёт различные вопросы по ПДД, надевая детям светофоры с красными и зёлёными сигналами – чередуя их. Тем самым дети, ещё не зная об этом, уже поделены на две рабочие группы).
Примерный перечень вопросов:
1 Знаки сервиса включают в себя… (больницу, пост ГАИ, телефон, аптеку).
2. В специальный транспорт входит… (скорая машина, пожарная машина, машина милиции, велосипед).
3. В понятие “транспорт” входит…(машина, автобус, велосипед, пешеход, трактор).
4. Общественный транспорт включает в себя…(автобус, троллейбус, трамвай, прицеп, такси).
5. У машины есть…(колеса, руль, парус, педаль, фары).
6. Пешеход имеет право…(переходить улицу, идти по тротуару,).
7. Запрещающие знаки включают в себя…(поворот направо запрещен, разворот запрещен, остановка запрещена, круговое движение).
8. Водителю велосипеда можно… (ездить, не держась за руль, двигаться по крайней правой полосе в один ряд, двигаться по обочине дороги, если это не создает помех пешеходам).
9. Дорожные знаки делятся на…(предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные, разрешающие).
10. Светофор состоит из цветов (зеленого, желтого, красного, синего).
Воспитатель: Теперь, ребята, внимательно посмотрите на свои светофорчики (дети смотрят на светофорчики висящие у них на шее). Я прошу тех, у кого на светофоре изображён зелёный сигнал - подойти к столу, на котором лежит зелёный конверт.
(ребята с указанным сигналом подходят к столу)
Воспитатель: А тех, у кого изображён красный сигнал – подойти к столу, на котором лежит красный конверт.
(ребята с указанным сигналом подходят к столу)
Основной этап
Воспитатель: Задание первое. «Соберите поломанные знаки».
(Воспитатель с Торопыжкой или один, если Торопыжка это кукла, а может быть просит кого-то из детей, открыть конверт и высыпать на стол разрезанные на части дорожные знаки).
Воспитатель: Вам необходимо как можно быстрее собрать все знаки и разложить их на группы. Итак, приступайте к выполнению задания.
( дети выполняют предложенное воспитателем задание)
Воспитатель: Отлично, я вижу, что все справились. (обращается к группе зелёного сигнала). Ребята, назовите нам знаки, которые вам удалось собрать.
(дети называют знаки, которые они собрали)
Воспитатель: Очень хорошо. А на какие группы вы их поделили?
(Дети отвечают хором)
Например: Запрещающие знаки и знаки сервиса.
Воспитатель: А у вас (обращается к группе с красным сигналом) какие знаки получились?
(дети называют знаки, которые они собрали)
Воспитатель: Молодцы. А на какие группы вы их поделили?
(Дети отвечают хором)
При обращении к рабочим группам следует избегать слово «команда», так как это не развлечение или досуг.
Лучше всего внимательно посмотреть на тех, к кому воспитатель обращается, и сделать посыл рукой в их сторону.
Торопыжка: (обращаясь к детям) А у меня тоже есть дорожный знак. Только я не знаю, как он называется.
(Торопыжка показывает знак детям. Но дети такого знака не знают, потому что герой показывает несуществующий знак. Воспитатель предлагает придумать название этому знаку и для чего он необходим).
Воспитатель: Ребята, а давайте придумаем название этому необычному знаку. И подумаем, где он может нам встретится.
(Дети высказывают своё мнение. В итоге они придумывают название и назначение этого знака).
Воспитатель: Отлично, ребята, теперь Торопыжки есть собственный дорожный знак.
Задание второе. «Какого знака не хватает».
Каждой группе я сейчас дам несколько картинок. Рассмотрите их внимательно. Обратите внимание на пустые окошки для знаков. А теперь задание! Поместите в пустые окошки тот знак, который вы считаете должен там быть.
( дети выполняют задание. У каждого ребёнка должна быть своя картинка. А знаки – карточки следует расположить посередине стола в коробочке).
Воспитатель: Я вижу все выполнили задание. ( Имя ребёнка)…, расскажи нам что нарисовано на твоей картинке. (ребёнок рассказывает о том, что изображено на его картинке)
Воспитатель: Какой знак ты выбрал(а)? (ребёнок рассказывает какой знак он выбрал) Почему ты выбрал(а) его?( ребёнок обосновывает свой выбор. Делает он это, как правило, просто называя знак).
Воспитатель: Скажите, ребята, вы все согласны с (имя ребёнка)? Или быть может кто-то, не согласен с его выбором и здесь нужен другой знак?
(Здесь дети высказывают своё мнение. Они либо соглашаются. Либо не соглашаются с выбором знака своего товарища).
Воспитатель: Продолжим. …(имя ребёнка). Расскажи нам, что нарисовано на твоей картинке (ребёнок рассказывает о том, что изображено на его картинке).
Воспитатель: Какой знак ты выбрал(а)? (ребёнок рассказывает какой знак он выбрал) Почему ты выбрал(а) его?( ребёнок обосновывает свой выбор.
(Далее воспитатель по этому же плану опрашивает всех детей этой группы. Затем переходит к следующей группе).
Если, это занимает много времени, то предложить на группу можно только одну картинку. А воспитатель, во время выполнения детьми задания должен следить, чтобы в работе принимали участие все дети. Ответы на вопросы тоже можно поделить между детьми. Самые лёгкие вопросы задавать детям с низким уровнем знаний. А самые сложные – с высоким.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились. ( обращаясь к Торопыжке) Торопыжка, теперь ты знаешь, что знаки на дорогах находятся не просто так. Они обязательно что-то обозначают и не замечать их нельзя. А порой и очень опасно!
Торопыжка: Понял, понял. Теперь я буду внимательнее и на каждый знак стану обращать внимание.
Воспитатель: Вот о хорошо. А мы продолжаем. Задание третье – «Транспорт».
В далекие-далёкие времена. Когда не было ещё самолётов, пароходов и даже ракет люди жили маленькими селениями, они жили так близко друг от друга, что ходили везде пешком.Шло время, человек развивался, расстояние между селениями увеличивалось, и чтобы было легче передвигаться человеку, он стал приручать диких животных. Каких? (лошадей, ослов, верблюдов, быков).А, чтобы перевозить грузы, человек придумал телегу. Сбил из досок деревянный ящик, приладил колёса, впряг в телегу лошадь и стал перевозить груз. Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что было хорошего в том, что были лошади, а машин не было?Дети: Хорошо:1 Лошадь безопаснее машины.2 Воздух намного чище3 Меньше людей гибнет4 Лошадь живая, может стать другом.
Плохо:1 Лошадь едет медленнее машины.2 Её нужно кормить.3 Может заболеть и может погибнуть.4 Нужно тёплое стойло.5 На ней холодно ездить зимой.
Воспитатель: Правильно, ребята и в самом деле на телеге было холодно, снег засыпал человека, дождь мочил одежду.
И человек решил сделать над телегой крышу из плотной ткани или из шкур животного. Получилась хорошая повозка для перевозки груза и людей.Но вот в гости, в театр, на бал в такой повозке не поедешь, уж очень она грубая и тяжёлая. Стал человек думать, чтобы такое изобрести лёгкое и быстрое, и придумал карету.
Карета была легче и изящнее телеги и повозки. Она состояла из кабины, в которой сидели пассажиры. Высокие колёса легко передвигались по улицам городов и по дорогам. В то время были фонари, для освещения ночью и место для кучера – облучок. Не смотря на то, что карета была легче телеги и повозки, лошади быстро уставали. Человеку приходилось долго ждать, пока они отдохнут. Лошадей нужно было кормить и поить в дороге. А человек всегда торопился. Так появился первый транспорт, он назывался гужевым, то есть на конной тяге. Конный транспорт долгое время оставался основным видом передвижения. За тем появился первый в мире трамвай, но ездил он за счёт лошадей, посмотрите, ребята. Вот такой трамвай, ребята, когда то давно ходил по нашему городу, его тянули лошади, а назывался такой трамвай – конка. «А, что если мой конь будет железным? – подумал человек». Никогда не будет уставать, не будет в дороге просить воды, пищи. И придумал такого коня из металла, и назвал его автомобилем. Первые машины были чем - то похожи на кареты, у них были мощные колёса. ( показ изображения) В настоящее время люди придумывают новые модели автомобилей. Они уже передвигаются по дороге, тихо бесшумно. А кто ведёт машину? (шофёр) Но человеку приходится перевозить много грузов. На легковой машине много груза не перевезёшь. Тогда человек, придумал машину для перевозки грузов на большие расстояния. Как называется такая машина? (грузовая). Много ещё разного транспорта придумал с тех времён человек. Это и вертолёт, и самолёт, поезд, пароход, троллейбус и многие-многие другие виды транспорта.
(На протяжении всего рассказа воспитатель демонстрирует картинки повествующие об истории развития транспорта).
(Можно ещё предложить вариант, когда весь рассказ воспитателя сопровождается презентацией с использованием проектора).
Воспитатель: А сейчас объявляю перерыв.
Становитесь по порядку -
На весёлую зарядку!
(Дети становятся в полукруг. Проходит динамическая пауза).
Физкультминутка “Светофор”.
В светофор мы поиграем, (Дети хлопают в ладоши.)Раз, два, три, четыре, пять.Предлагаю всем Вам встать. (Дети встают, ходьба на месте маршируя.)Красный свет нам “Стой!” кричит, (Дети стоят на месте.)Ждать зеленого велит.Вот и желтый загорелся, (Рывки руками под грудью.)Приготовиться пораРуки, ноги, разогреемНачинаем детвора!!! (Приседания.)Вот зеленый загорелся, (Руки поднять вверх.)Можно нам идти вперед, (Ходьба на месте маршируя.)Будь смелее пешеход.
(Затем воспитатель просит всех ребят занять свои места за столами).
Воспитатель: У вас на столах вновь лежат конверты. Но в них спряталось новое задание. Вам нужно рассказать: Что это за транспорт.
Зачем он нужен. Как его правильно обходить. И как нужно себя вести в этом транспорте. (предлагаются картинки ТРАМВАЙ и АВТОБУС)
(Дети отвечают на вопросы воспитателя. Сначала отвечает одна группа, затем другая. Здесь вновь используется принцип - лёгкие вопросы для детей с низким уровнем, а самые сложные – с высоким уровнем развития).
Воспитатель: Хорошо, а теперь предлагаю вам проверить друг друга. Хорошо ли вы знаете название транспорта и для чего он необходим.
Например: (показывает карточку с изображением троллейбуса) Это троллейбус. Это общественный транспорт. Он нужен для перевозки людей.
Ну-ка, кто начнёт?
(дети поднимают руки, и воспитатель приглашает первого желающего. Карточки с изображением транспорта находятся на столике картинками вниз, чтобы избежать выбора ребёнком, того транспорта, который он хорошо знает и сохранить интригу и элемент неожиданности при выборе карточки).
Здесь можно предложить 2 варианта выполнения задания:
1 – ребенок, выбирая карточку сам рассказывает о выбранном транспорте;
2 – ребёнок выбирает карточку, а уже дети по одному рассказывают о том виде транспорта, который выбрал их товарищ
Можно предложить следующие виды транспорта:
Самолёт;
Пожарная машина;
Грузовая машина;
Трамвай;
Корабль;
Подводная лодка;
Воспитатель: Торопыжка, а может ты предложишь ребятам какой - нибудь вид транспорта, а они отгадают его и скажут, зачем он нужен.
Торопыжка: Конечно, хочу! Смотрите внимательно.
(герой предлагает детям свой вид транспорта. Это: ступа с метлой, русская печь, велосипед)
Воспитатель: А теперь предлагаю закрепить наши знания. У вас на столах лежат листочки с интересными заданиями. Посмотрите на задание номер один внимательно.
Раскрась зелёным цветом круг около рисунков там, где дети поступают правильно.
(дети выполняют задание, а воспитатель следит за правильностью выполнения задания и помогает тем, кто, по его мнению, нуждается в помощи)
Задание номер два.
Какими транспортными средствами ты пользуешься? Раскрась зелёным цветом круг.
Задание номер три.
Какой знак запрещает движенье пешеходов? Обозначь его красным цветом.
Задание номер четыре.
Кто из зверей правильно нарисовал пешеходный переход? «Вручи» ему медаль (раскрась медаль у того, кто сделал верно).
Молодцы, ребята. Положите листочки на середину стола.
А теперь я попрошу вас всех встать и подойти ко мне. У меня осталось для вас последнее и самое интересное задание – «Азбука дорожная – она совсем не сложная». На маленьком столике лежат кружочки трёх цветов.
Зелёный – у меня сегодня всё получилось.
Жёлтый – у меня всё получилось, но иногда я испытывал трудности
Красный – мне сегодня было очень тяжело
Я прошу вас выбрать себе кружок.
(дети выбирают кружки. Воспитатель внимательно следит за тем, кружки какого цвета выбирает тот или иной ребёнок).
Воспитатель: Вы, наверное, уже заметили. Что на обратной стороне кружка нарисован либо транспорт, либо человечек, либо дорожный знак. А у кого-то регулировщик или светофор.
(дети более внимательно разглядывают свою карточку)
Воспитатель: А теперь возьмите тот предмет, который у вас нарисован.
( дети берут в указанном воспитателем месте предмет в соответствии с изображением на своём кружке).
“В одном большом городе жил трехглазый светофор (ребёнок изображающий светофор проходит на импровизированную дорогу и занимает своё место). Он был строгий, как и все светофоры на свете, ведь он следил за тем, чтобы на улицах был порядок. И были у светофора помощники – дорожные знаки (дети, изображающие дорожные знаки занимают своё место).
А ещё в этом городе жили водители и пешеходы (дети, изображающие водителей и пешеходов занимают своё место).
Воспитатель: Внимание! Внимание! Движение начинается.
(дети начинают двигаться по импровизированной дороге).
Воспитатель: Стоп игра!
(Все дети останавливаются и замирают на своих местах. Выявляются нарушители дорожного движения. Игра проводится 3 раза. Начинается и останавливается движение командами воспитателя).
Заключительная часть
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень старались. (Обращаясь к Торопыжке). Ну, что Торопыжка. Понравилась тебе у нас в гостях?
Торопыжка: Ещё бы! Конечно, понравилось. Ведь сегодня я много нового узнал. Про знаки дорожные. Про то, как трамвай и автобус обходить. И про, про….Ой, забыл. (обращаясь к детям) Ребята, подскажите, про что я ещё сегодня новенького узнал?
(дети помогают Торопыжке вспомнить то, о чём он ещё не сказал).
Ребята, вы все такие молодцы. Мне так у вас понравилось. А ещё я хочу вам пожелать,
Чтобы правила движенья
Все детишки знали,
Чтоб на улице они
Все их выполняли!
Воспитатель: Ребята, нам пришла пора прощаться с Торопыжкой и возвращаться в группу. До свидания, Торопыжка!
Дети: До свидания, Торопыжка!
( Торопыжка убегает. А если это кукла, то вновь прячется в сумку.
Дети уходят с воспитателем в группу).