Конспект-модель урока Выбор схем распределительных устройств







Методическая разработка урока на тему

«Выбор схем распределительных устройств»



Автор:
Сумарокова Юлия Борисовна,
преподаватель междисциплинарных курсов,
ГАПОУ «Казанский энергетический колледж»,
первая квалификационная категория,
стаж работы 14 лет,
ПМ 01 МДК 01.01 Техническое обслуживание
электрооборудования электрических станций, сетей и систем,
ПМ 01 МДК 01.03 Проектирование электрооборудования
электрических станций, сетей и систем,
г. Казань.









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тема: Выбор схем распределительных устройств
МДК 01.03. Проектирование электрооборудования электрических станций, сетей и систем
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: консультация по курсовому проектированию.
Цели урока:
Обучающая: произвести выбор схем распределительных устройств проектируемой электроустановки, обосновать свой выбор, описать выбранную схему, ее область применения, достоинства и недостатки, графически изобразить упрощенные схемы распределительных устройств.
Воспитательная: прививать навыки самостоятельной работы, ответственность за выполненные задания, интерес к будущей профессии и уважительное отношение к труду.
Развивающая: формировать практические умения по выбору электрических схем на разные напряжения, развивать навыки обоснования своих технических решений; развивать качества добросовестного исполнителя – умения четко выражать свои мысли, выполнять здания аккуратно и в заданные сроки.
Формируемые компетенции:
В соответствии с рабочей программой ПМ 01 Обслуживание электрооборудования электрических станций, сетей и систем:
ПК1. Проводить техническое обслуживание электрооборудования.
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Методы обучения: репродуктивный, продуктивный.
Межпредметные связи: Инженерная графика. Экономика отрасли. МДК 01.01 Техническое обслуживание электрооборудования электрических станций, сетей и систем. Раздел 2.Применение электрооборудования электрических станций, сетей и систем. Тема 2.6 «Электрические схемы электроустановок».
Внутрипредметные связи: МДК 01.03. Проектирование электрооборудования электрических станций, сетей и систем. Тема 6.1. «Конструкции распределительных устройств, щитов управления».
Материально-техническое и дидактическое оснащение урока: интерактивная доска, компьютер, мультимедиапроектор, образцы оформления графической части курсового проекта, приложения, мультимедийная презентация урока, карта самооценки.
Источники информации:
1. Правила устройства электроустановок. - 7-е издание. – М.: Издательство «Кнорус», 2015. - 491 с.
2. Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации [Текст] - 15-е изд. перераб. и доп. – СПб.: Изд. Деан, 2010. - 352 с.
3. Нормы технологического проектирования подстанций переменного тока с высшим напряжением 35-750 кВ (НТП ПС). СТО 56947007- 29.240.10.028-2009. Дата введения: 13.04.2009. - М.: ОАО «ФСК ЕЭС», 2009.
4. Стандарт организации ОАО «ФСК ЕЭС» СТО 56947007-29.240.30.010-200.Схемы принципиальные электрические распределительных устройств подстанций 35-750 кВ. Типовые решения. Дата введения - 2007-12-20 приказ № 441. Издание официальное: ОАО «ФСК ЕЭС» 2007.
5. Рожкова Л. Д. Электрооборудование электрических станций и подстанций [Текст]: учебник для СПО /Л.Д. Рожкова, Л.К. Карнеева, Т.В. Чиркова.-7-е изд., стер. - М.: изд. центр «Академия», 2011- 448 с.
6. Карнеева Л.К., Рожкова Л.Д. Электрооборудование электростанций и подстанций (примеры, задачи, справочные данные): Практикум для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.- Иваново: МЗЭТ ГОУ СПО ИЭК,2006.-224с.
8. Каталоги комплектных распределительных устройств с элегазовой изоляцией фирмы АВВ,2012г.

Методическая разработка является частью учебно-методического обеспечения технологии контекстного обеспечения в рамках реализации профессионального модуля «Обслуживание электрооборудования электрических станций, сетей и систем». Разработка направлена на повышение качества готовности специалистов-электриков к будущей практической профессиональной деятельности. В методической разработке рассматривается выполнение одного из этапов учебного курсового проектирования, являющегося базовой формой деятельности технологии знаково-контекстного обучения. Данная методическая разработка может быть рекомендована к использованию преподавателям междисциплинарных курсов колледжей энергетического профиля.
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Конспект-модель урока по междисциплинарному курсу
МДК 01.03. Проектирование электрооборудования электрических станций, сетей и систем

Этапы урока, время

Содержание учебного
материала

Форма, мето-
ды


Деятельность преподавателя
Деятельность
студентов


1.Орга
низационный момент
10 мин

Здравствуйте, сегодня мы проводим с вами урок-консультацию по курсовому проектированию. Тема нашей консультации "Выбор схем распределительных устройств (РУ)".
Целью нашего сегодняшнего занятия является выбор схем распределительных устройств проектируемой электроустановки с обоснованием. Вашей задачей будет выбор схем, описание области их применения, достоинств и недостатков, а также графическое изображение упрощенных схем распределительных устройств.
Нам с вами предстоит большая работа, включиться в которую вы должны уже сейчас.
Прежде, чем приступить к теме консультации, я хотела бы провести анализ выполнения этапов курсового проекта.
На прошлом занятии я проводила проверку выполнения вами разделов курсового проекта и хочу вам озвучить результаты. На момент проверки по графику выполнения у вас должно было быть выполнено 30 % курсового проекта. Уровень подготовки вашей группы хороший, поэтому практически все работают в соответствии с графиком выполнения курсового проекта. Есть студенты, опережающие график выполнения: Беспалов Д., Кадырматова А. и Творогов М., которые работают очень активно и выполнили уже 45% курсового проекта, а вот студентам Иразутдинову И., Камалтдинову Л. и Фахрутдинову И. нужно собраться и ликвидировать отставание в 10% от графика выполнения.
Наше сегодняшнее занятие будет проходить следующим образом: в начале урока, прежде, чем приступить к выбору схем, вы актуализируете свои знания по недавно пройденной теме "Конструкции распределительных устройств", а также по теме «Электрические схемы электроустановок», изученную в первом полугодии по МДК 01.01. «Техническое обслуживание электрооборудования электрических станций, сетей и систем».
На основном этапе урока я объясню вам правила выбора электрических схем. Студент Беспалов Дмитрий выступит с презентацией уже выполненных им в графическом редакторе «Компас» электрических схем РУ. Вы самостоятельно произведете в тетради выбор схем, их описание, а я проведу проверку правильности выполненных вами решений.
Оформление пояснительной записки (ПЗ) и графической части (ГЧ) курсового проекта (КП) останется вам как домашнее задание, для этого вам будет необходимо вспомнить тему «Условные графические изображения (УГО) элементов схем», которую вы изучали на втором курсе по дисциплине «Инженерная графика».
Я думаю, что наша работа сегодня будет плодотворной, все справятся с заданием, а отстающие ликвидируют свои пробелы.

Слушают, включаются в работу.


2.Актуализация знаний
15мин.

Мы с вами уже говорили о том, что курсовое проектирование является одним из важнейших этапов в обучении. Курсовой проект по МДК 01.01. «Техническое обслуживание электрооборудования электрических станций, сетей и систем» является вашей первой самостоятельной работой по учебному проектированию, где вы впервые должны обобщить полученные знания и применить их при решении технических задач. В то же самое время курсовое проектирование завершает изучение МДК 01.03. «Проектирование электрооборудования электрических станций, сетей и систем» и готовит вас к дальнейшему, более сложному, завершаеющему этапу обучения – дипломному проектированию.
Для выбора схем распределительных устройств прежде всего необходимо вспомнить каких двух основных видов бывают распределительные устройства. Давайте вместе освежим ваши знания по теме "Конструкции распределительных устройств (РУ)», которую мы проходили совсем недавно.
На интерактивной доске показываются примеры выполнения конструкций РУ.
Звучат вопросы:
На какие два основных вида подразделяются РУ по способу размещения электрических аппаратов?
Какого типа РУ показаны на слайде №1?
На какие напряжения применяются открытые РУ?
Какого типа РУ показаны на слайде №2?
Показанные на слайде №3 примеры выполнения подстанций с применением ячеек комплектных распределительных устройств с элегазовой изоляцией (КРУЭ) выполняются открытого или закрытого типа?




















Повторим основные схемы из темы «Электрические схемы электроустановок», которые наиболее часто используются на реальных энергообъектах, и применим их в своих курсовых проектах.
На интерактивной доске показываются примеры типовых схем электрических соединений РУ высокого напряжения (ВН) и низкого напряжения (НН) электростанций и подстанций. Студентам предлагается записать себе в тетрадь номер слайда и через тире номер и название схемы, изображенной на нем, а затем осуществить самопроверку. Звучит вопрос:
Какие схемы вы видите на слайдах № 6,7,8(Приложение 2)?
Посмотрите на слайд №9 и сверьте правильные ответы, показанные на слайде со своими ответами в тетради. Если в ваших ответах есть ошибки, то вам самостоятельно еще раз нужно проработать материалы этой темы.



Отвечают на вопросы, работают с презентацией.



























Предполагаемые ответы:
1) По способу размещения электрических аппаратов РУ могут быть открытого и закрытого типа.
2) На первом слайде (Приложение 2) показаны РУ как открытого, так и закрытого типа.
3) Открытые РУ применяются на высокие напряжения 35 кВ и выше.
4) На втором слайде (Приложение 2) показано выполнение РУ открытого типа.
5) Показанные на третьем слайде (Приложение 2) примеры выполнения подстанций с применением ячеек КРУЭ могут выполняются как открытого, так или закрытого типа. Это зависит от типа применяемых ячеек КРУЭ.
Предполагаемые ответы:
1) Слайд №6 (Приложение 2) -схема с одной рабочей и обходной системой шин; схема с двумя рабочими и обходной системой шин.
2) Слайд №7-(Приложение 2) схема с одной секционированной выключателем системой шин.
3) Слайд №8-(Приложение 2) схема четырехугольника; схема два блока линия-трансформатор с отделителями и короткозамыкателями; схема два блока линия-трансформатор с выключателями.
Фронтально,
репродуктивный

3.Систематизация,
закрепление знаний

45мин

В своем курсовом проекте вы должны производить выбор схем в соответствии с нормативно-технической литературой, пользуясь нормами технологического проектирования (НТП) тепловых электрических станций (ТЭС), если вы проектируете электрическую часть электростанции, либо в соответствии НТП подстанций переменного тока с высшим напряжением 35-750 кВ, если вы проектируете электрическую часть подстанции.
Схемы вы выбираете типовые в соответствии с типовыми материалами для проектирования электрических схем распределительных устройств электростанций и подстанций. Ссылки на данные нормативные и технические материалы должны быть приведены в тексте ПЗ, а сами эти источники указаны в списке литературы курсового проекта.
Выбранная вами схема должна обеспечить надежность и бесперебойность электроснабжения потребителей, удобство оперативного обслуживания и вывода в ремонт оборудования, оперативную гибкость и экономичность.
Выясним: от чего же зависит выбор схем РУ? Я буду пояснять каждый пункт правил выбора схем РУ, а вы самостоятельно вместе со мной выполняете его у себя в тетради.
1) Выбор схем РУ прежде всего зависит от типа проектируемой электроустановки. То есть, необходимо сначала определить тип проектируемой электроустановки, он указан у вас в задании на КП. Каждый из вас знает, что он проектирует: электрическую станцию или электрическую подстанцию. Открываете Приложение №1 табл.5.1, если проектируете электростанцию и табл.5.2, если проектируете подстанцию.
2) Выбор схем РУ зависит от величины номинального напряжения РУ. Посчитайте сколько напряжений у вас в проектируемой электроустановке. Это хорошо видно на структурной схеме проектируемой электроустановки, которую вы составили в пункте № 1 КП. На каждое напряжение, начиная с самого высокого, необходимо будет выбрать рекомендованную нормами схему. В Приложении №1 уже в соответствии с предыдущим пунктом выбора схем РУ находите и выделяете только свои напряжения. Рассматриваете сначала все схемы, которые имеются на эти напряжения.
3) Выбор схем РУ зависит от общего количества присоединений (воздушных линий электропередач, кабельных линий, трансформаторов и автотрансформаторов, блоков генератор-трансформатор) к сборным шинам распределительного устройства. Считаете количество присоединений на каждом напряжении по структурной схеме проектируемой электроустановки - пункт № 1 КП. Из схем, определенных в предыдущем пункте выбора, отбираете только те, которые вам подходят по количеству присоединений.
4) От мощности трансформаторов (автотрансформаторов), установленных на проектируемом энергообъекте. Из схем, определенных в предыдущем пункте выбора схем РУ, отбираете только те, которые применяются при мощности трансформаторов, которые вы выбрали в своем КП в пункте №3.
Учитывая все перечисленные факторы и руководствуясь типовыми материалами для проектирования, а также, следуя указаниям нормативно-технических документов, вы выбираете типовую схему электрических соединений распределительных устройств на каждое напряжение.
Таким образом, каждый из вас выбрал необходимые ему схемы.Теперь самостоятельно зарисовываем выбранные схемы себе в тетрадь от руки, чтобы не тратить много времени.
В начале занятия я озвучила вам, что некоторые студенты идут немного с опережением графика выполнения КП. Так вот, они выбор схем уже сделали и оформили в графическом редакторе «Компас». Он знаком вам еще со второго курса и изучения дисциплины «Инженерная графика». Эти студенты хотят нам продемонстрировать свою работу.
Посмотрите пожалуйста какую работу вам еще предстоит проделать.
К доске вызывается студент Беспалов Д.
Дима показал вам как нужно оформлять схемы в электронном виде в графическом редакторе «Компас». На показанном им примере вы увидели дальнейшее использование выбранных сегодня схем РУ. В часности, они будут нужны вам для выполнения графической части вашего КП. Объединяя вместе схемы РУ различных напряжений проектируемой электроустановки, вы получаете главную электрическую схему проектируемой электроустановки - первый лист ГЧ КП. Вам было продемонстрировано, как нужно обосновывать свой выбор и представлять свои чертежи. Вы должны уметь представлять проделанную работу перед аудиторией слушателей, правильно и четко формулировать свою речь, апеллировать к источникам литературы, что является подготовкой к защите КП, а в дальнейшем и дипломного проекта (ДП).
Для сравнения я раздам вам образцы оформления чертежей, выполненные от руки. Посмотрите пожалуйста какие чертежи выглядят более наглядными, четкими, разборчивыми? Какие чертежи вы сможете выполнить быстрее? Сделайте для себя вывод в каком виде вы будете оформлять чертежи своей ГЧ: от руки или в электронном виде.
Вы выбрали и начертили схемы РУ, а теперь сделайте в тетради краткое обоснование своего выбора и отметьте достоинства и недостатки выбранных схем.
Пока все выполняют задание, попрошу подойти ко мне с тетрадями студентов: Иразутдинова И., Камалтдинова Л. и Фахрутдинова И. для индивидуальной консультации и корректировки их графиков выполнения КП, затем я пройду по рядам и проверю правильность принятых вами решений по выбору схем РУ.
Производится проверка правильности выполнения задания, оценки выставляются в журнал.

Работают с приложениями схем РУ, выбирают схемы, обосновывают свой выбор описывают схемы, графически их изображают.
Смотрят презентацию и слушают доклад студента Беспалова Д.
Анализируют образцы ГЧ КП.



































































































Студент Беспалов Д. на интерактивной доске в виде презентации демонстрирует чертеж всех схем РУ проектируемой им подстанции. Он презентует проделанную им дома работу, комментирует свои решения и обосновывает свой выбор. Слайд № 13 (Приложение 2)
В докладе студента Беспалова Д.
рассматривается схема распределительной подстанции открытого типа 220/35/10 кВ, которая соответствует всем современным требованиям, а также требованиям, предъявляемым Федеральной Сетевой Компанией, к вновь сооружаемым электроустановкам.
На проектируемой подстанции три напряжения.
Распределительное устройство высокого напряжения 220кВ на проектируемой подстанции выполняется открытым с применением ячеек КРУЭ серии PASS MO по схеме с двумя рабочими системами шин с одним выключателем на цепь, которая рекомендована при использовании в электроустановках КРУ с элегазовым заполнением в соответствии с НТП для подстанций переменного тока 35-750 кВ.
Распределительное устройство среднего напряжения 35 кВ на подстанции выполняется открытым с применением ячеек КРУЭ серии PASS MO по схеме с одной, секционированной выключателем системой шин, которая рекомендована для подстанций при двух трансформаторах, которые присоединены каждый к одной секции в соответствии с НТП.
Распределительное устройство низкого напряжения 10 кВ на подстанции выполняется комплектным с помощью ячеек КРУ серии К-104М (комплектное распределительное устройство) по схеме с одной секционированной выключателем системой шин, которая рекомендована для подстанций при двух трансформаторах с расщепленной обмоткой низшего напряжения в соответствии с НТП.
Практическая работа,самостоятельная работа
Репродуктивный,продуктивный

4. Рефлексия и подведение итогов занятия
10 мин.
Прежде чем подвести итоги занятия предлагаю вам всем заполнить карту самооценки (Приложение 3). Это поможет вам оценить эффективность сегодняшней вашей деятельности, выявить затруднения и наметить пути их решения.
Подводя итог сегодняшнему занятию, хочу сказать, что оно прошло продуктивно. Цели, поставленные в начале занятия были достигнуты: вы в своих проектах произвели выбор схем распределительных устройств проектируемой электроустановки с обоснованием; сделали краткое описание выбранных схем распределительных устройств с указанием области их применения, а также их достоинств и недостатков; графически изобразили упрощенные выбранные схемы распределительных устройств.
Сегодня все справились с заданием и получили положительные оценки.

Отвечают на вопросы карты самооценки (Приложение 3) и проводят самооценку своей работы на уроке.
Индивидуально,
продуктивный

5.Домашнее задание
10 мин.
Ваше домашнее задание заключается в том, чтобы оформить в электронном виде пункт № 4 ПЗ КП "Выбор схем РУ". Я вам рекомендую сразу начертить выбранные схему РУ в графическом редакторе «Компас». Это позволит в дальнейшем использовать схемы при выполнении ГЧ, оптимизировать свою работу и уложиться в графики выполнения и защиты КП. Прежде, чем приступать к оформлению, предлагаю сначала повторить правила оформления ГЧ и ПЗ КП, чтобы не допустить ошибок. Оформление будет влиять на вашу результирующую оценку по КП. Не торопитесь и перед началом оформления задайте себе вопросы:1) Каким шрифтом необходимо оформлять ПЗ КП? 3) Как оформлять рисунки в ПЗ КП? 3) Как по ГОСТу изображаются условные графические обозначения элементов схем?

Записывают домашнее задание.








15