Сценарий внеклассного мероприятия Дети и война
ОТДЕЛ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ОЛЬХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
МБОУ СОЛОДЧИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ул. Краснопартизанская, 9, с. Солодча, Ольховский район, Волгоградская область, 403670
Литературно-музыкальная композиция,
посвященная 70-летию Победы
«Дети войны»
Автор разработки:
Чеметова Наталья Владимировна –
учитель истории,
2015
Сценарий общешкольного мероприятия, посвященного 70летию Победы
«Дети и война»
Цели:
воспитание патриотизма учащихся на основе осмысления ими героического прошлого страны;
формирование любви к мирной жизни и активной жизненной позиции.
Форма проведения: КТД
Предварительная подготовка:
сбор материалов для составления композиции: стихи о детях войны, песни о войне, музыкальное сопровождение;
подбор иллюстраций о войне, фотографий, видео;
составление презентации.
обучение выразительному чтению прозаического текста и стихотворений;
обучение элементам театрализованного представления;
приглашение гостей.
Оборудование:
оформление сцены;
ноутбук и диапроектор;
импровизированное окно;
реквизит для сценок;
икона Христа
Участники: ученики 1, 5-10 классов, родители, гости
Ведущий: (за сценой)
ПАМЯТЬ
Я не могу,
Не в силах
Спать спокойно
С тех пор, как мне
Привиделись во сне
Погибшие
На всех без счета
Войнах —
На каждой малой
И большой войне.
Звучит Реквием Моцарта. На сцену выходят дети 8 человек. После каждого выступающего звук музыки усиливается.
1. Не обожженные сороковыми,Сердцами вросшие в тишину,–Конечно, мы смотрим глазами инымиНа вашу большую войну.
2. Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказамО горьком победном пути,Поэтому должен хотя бы наш разумДорогой страданья пройти.
3: Об этом могут рассказать только те, кто видел ту войну.
4: Те, кто выжил в ту войну.
5: Те, кто еще живы.
6. Тем, чье детство и юность 70 лет назад обожгла Великая Отечественная война, посвящается…
7. Куда ни глянешь —
Дети, дети, дети,
Все человечество
За них в ответе.
8. Но по ночам
На всех материках
Ворочаются бомбы
В тайниках.
1. Их столько накопилось
На планете —
Земля под ними
Стала провисать...
2. Куда их только
Думают бросать?!
3. Куда ни бросишь —
Дети, дети, дети!
Стоящие в центре выходят вперед слайд
4 Девочка
Что случилось, скажи мне, ветер?
Что за боль у тебя в глазах?
Разве солнце не так же светит,
Или вянут травы в садах?
5 Мальчик
Почему люди все на рассвете
Вдруг застыли, раскрыв глаза?
Что случилось, скажи нам, ветер,
Неужели это война?
Рев бомбёжки
Танец «Небо в голубом»
Выходят разновозрастные дети. 5-10 классы
1.«Осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи теплая булка.»2.«Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите… Сына уведите, чтобы не смотрел…»
3.«Мама не сразу умерла. Она долго лежала с открытыми глазами»
«Мне казалось, что если она скажет что-нибудь, то умрет»
4.«Не прячьте мою маму в ямку, она проснется, и мы пойдем домой»
5.Дети войны–
И веет холодом,Дети войны–И пахнет голодом…6.Дети войны–И дыбом волосы–На челках детских–Седые полосы!7.Земля омытаСлезами детскими,Детьми советскимиИ не советскими!8.Какая разница,Где был под немцами:В Дахау, ЛидицеИли в Освенциме?9.Их кровь алеетНа плацах маками,Трава поникла–Где дети плакали!10.Дети войны–И боль отчаянна!О, сколько надо имМинут молчания!
Минута молчания метроном
Звучит в записи тема нашествия из Седьмой («Ленинградской») симфонии Д. Шостаковича.
Выходят 6 класс
Ученица. И вдруг война, страшная война. А мне – 9 лет, жизнь только начиналась. Снаряды, бомбы, трупы, кровь, плен, тогда и смерти в глаза не раз смотрела. Почти три года была узницей фашистских лагерей, а шла война, и так хотелось мстить за всех погибших и за слезы матерей, детей. Я испытывала страх и ужас, в плену прошло мое детство.
Ученик. Война застала нашу семью, семью военного врача, под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было 11 с половиной лет. Я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведроту при штабе 4-й армии. Я выполнял задание по разведке, но в начале 1942 года попал под обстрел, был ранен и слегка контужен. Меня отправили на лечение в тыл…
Ученица. Я родилась в Ленинграде, поэтому и блокада Ленинграда была мне предначертана судьбой. Зимой 1941–1942 г. не стало отопления, света, воды, и стены дома промерзли на 20–30 см. В ту пору на окнах была светомаскировка, которая скрывала свет иногда горевшей свечи и помогала маме убедить меня, ребенка, что это ночь (даже если это день), а ночью никто не кушает, надо терпеть. Блокадный паек – 120 граммов хлеба из смеси опилок и муки. А есть очень хотелось, и чувство голода – это одно из устойчивых воспоминаний моего детства…
Ученица. В сентябре 1941 года немцы заняли нашу деревню. Бабушка от ранения умерла, а меня с дедушкой отправили в концлагерь «Красное село», где дедушку расстреляли, а меня, 8-лет-нюю, перевели в другой лагерь. Детей в лагере было много. Поселили нас при госпитале, сделали донорами. У многих выкачивали кровь до капли прямым переливанием. Когда я вконец обессилела, меня заразили туберкулезом и отправили в лагерь «Клоога» для уничтожения. Выжила чудом. (Рабочая из Таллинна.)
Под музыку выходит девочка в платье босиком, со свечой в руке.
Для того, чтобы сломить- меня били электрическими проводами. Было очень
Больно, чтобы не заплакать я прикусила губы. Я искусала их в кровь…В крови были не только мои губы. В крови был весь деревянный топчан, на котором меня били…Как я могла говорить, когда молчала Улька Громова, которой на спине выжгли пятиконечную звезду, молчал Ваня Земнухов, который не произнёс ни слова со дня его ареста, молчали все. Меня расстреляли последней, надеясь выведать у меня шифр радиопередатчика. Ребят не стало 31 января. Меня же мучили ещё до 7 февраля. Перед расстрелом мне удалось отправить моей маме записку «Прощай , мама, твоя дочь уходит в сырую землю!». Ротенфюрер СС, ведший меня на расстрел, хотел поставить меня на колени и выстрелить в затылок, но я не стала на колени и приняла пулю в лицо…
Песня «Дети войны»
Учащийся: Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым во всех делах. Мальчишки и девчонки встали у заводских станков, . Дети во время войны работали на оборонных заводах наравне с взрослыми, выстаивая за станками по 12 – 14 часов, поддерживая свои силы скудным пайком. Многие, не дотягиваясь до станка, подставляли к нему ящики. Но они делали снаряды для фронта, набивали мешки песком для бомбоубежищ, помогали в госпиталях ухаживать за ранеными, набивали патронами пулеметные ленты, собирали ягоды и грибы для фронта, собирали боеприпасы для солдат. Этим дети тоже приближали нашу Победу
Сценка «После смены»
1 парнишка: Смена закончилась. Сейчас упаду от усталости. Мишка, пойдём, попьём чайку горячего. Сегодня нас отпустили пораньше, значит, поспим больше. Да, оставайся у меня. Мама придёт с заводской смены только к полуночи, да и дорога к фабрике от нас короче.
2 парнишка: А ты, Женька, молодец. Первый из ребят получил разряд. Стал настоящим механиком швейных машин.
1 парнишка: Да ладно, Мишка, не завидуй. И ты получишь. Представляешь, завтра мы получим настоящую военную одежду, ватники.
2 парнишка: Вот здорово! Сразу почувствуем себя настоящими взрослыми.
1 парнишка: Конечно, я и на фронт ещё сбегу.
Выходит девушка:Лобанов Женька сдержал слово. В 44-ом году он был призван в армию, в 33-ий запасной стрелковый полк. А пока у этих ребят был свой настоящий трудовой фронт. По данным 1944 года среди рабочего класса Советского Союза насчитывалось 2, 5 млн. человек в возрасте до 18 лет, в том числе 700 тысяч подростков. Известно, что 14-летнему Алексею Бойченко, ежедневно перевыполнявшему установленный минимум трудодней в 6-7 раз, было присвоено звание Героя Социалистического труда.
Учащийся:
В деревне тоже некому было работать. Наравне с взрослыми работали школьники. С одиннадцати лет дети пахали, сеяли, боронили, работали на жатке. Труд был ручной, тяжелый. Приходилось выполнять все хозяйственные работы и дома, и в колхозе. Есть было нечего. Сами голодали, а все отправляли на фронт: хлеб, варежки, носки, валенки, овчины, табак. Тимуровцы помогали семьям погибших, ухаживали за ранеными, собирали и сушили лекарственные растения.
О детях войны -односельчанах
Во время войны в селе Солодча проживало более 200х сот детей от года до 18 лет. Хоть военные действия в селе не велись и дети не видели врага в лицо, жилось им все равно очень тяжело. Из воспоминаний ФРОЛОВА Алексея Андреевича «Работали все, дети 6-7 лет собирали колоски на поле, 8-10 лет как могли помогали дома, в госпитале. А в 11-12 и старше работали в колхозе, пахали, возили зерно на быках»; Чивилева Александра Николаевна вспоминала как им, совсем молодым девчонкам было тяжело управлять быками, на которых перевозили зерно с тока в заготконтору. Быки не слушались и нужно было приложить не мало сил, чтобы заставить их работать»; Иванова Таисия Никандровна работала на плантации, в поле, выполняла любую работу, потому что фронту нужен был хлеб. Дьякова Надежда Ивановна в 12 лет таскала неподъемные мешки, которые грузили на подводы. Слушая эти воспоминания на глаза накатываются слезы, потому что даже спустя 70 лет в каждом слове слышатся боль, страх, ужас войны.
Чтец
Теперь в семье он главный самый
В свои двенадцать с лишним лет.
Ему играть бы на задворке.
Ловить рыбешку в омутке,
Но, хочешь ты иль нет, – неважно,
Впрягайся в корень и вези
Нелегкий труд дорогой страдной…
Осталось детство позади.
Мать ночью плачет втихомолку:
Натужно стонет сын со сна.
Да только в плаче мало толку –
Ну что поделаешь? Война.
А у нее свои порядки:
В деревне бабы, старики
Да недоросточки – ребятки,
Не дети ныне – «мужики».
И только зорька заалела –
Проснись, Ванюшенька, пора.
Ревут коровы оголтело,
На выпас рвутся со двора.
- Ой, мама! Дай еще немножко!
- Нельзя, родименький, нельзя!
Уж дед Фома стучал в окошко.
Вставай, кровинушка моя!
И так подряд четыре года…
Уже к пятнадцати годкам
Работал яростно и споро,
Как подобает мужикам.
Он говорит: на фронте не был.
Он говорит: не воевал.
Он говорит: я жив, я целый,
Я кровь свою не проливал.
Всё это так. Всё это верно…
Но только главное не в том:
В далёкой маленькой деревне
Сражался насмерть он с врагом.
В свои мальчишеские лета
Он хлеб растил, покоил мать.
И летописцам, и поэтам
Нельзя об этом забывать
.
Сценка «Воспоминание». Под музыку выходят мальчик и девочка и садятся на ступеньку.
Мальчик: Мама работала и оставляла меня в яслях круглосуточно. Помню голодовку, как ел лебеду и калачики.
Девочка: А как самолёты бомбили наш городок каждый день. Как прятались мы в окопе возле дома, который отец с соседом вырыли для нашей безопасности.
Мальчик: Помнишь, как нас, мирных жителей, сначала собрали на колхозном дворе, а потом гнали босых и ободранных по пыльной дороге десятки километров, как держали закрытыми в конюшнях и сараях.
Девочка: Помню, помню ещё длинные очереди за хлебом, бомбёжки, взрывы. Я боялась спать дома.
Мальчик: А ещё помню как нас привезли в деревню. Там тоже люди жили тяжело: голодали, ели мякину, крапиву, желуди. Там, в деревне, впервые увидел новых беженцев, опухших от голода.
Девочка: Да, в тот день немцы сначала вывезли евреев с вещами, а затем ещё 72 человека. Всех вывезенных расстреляли на девятом километре. Очень тяжёлое время: собирали очистки от картофеля, жарили и ели.
Мальчик: Вышки, овчарки, заставляли работать. Помню вкус брюквы с землёй и 200 гр. хлеба с отрубями. (под музыку уходят)
Танец «Дети войны» 5 класс
Учащийся:Освобождая лагерь сразу увидели детей. Они походили на стайку побитых птиц. Рукава, не по росту полосатых затасканных, грязных лагерных курток свисали с худеньких плеч и были похожи на подстреленные крылья. В глазах -испуг. Ни улыбок, ни даже спокойного взгляда. Маленькие старички – такими они остались в воспоминаниях советских солдат.
Видео «Щит и меч»
4 девочки выходят В их руках – небольшое окошко. В процессе чтения они заклеивают окно крест-накрест. 5класс
Таня:
Как он тяжел, недетский КрестИ на Голгофу восхожденье…И кто поможет в горький час?Надолго ль хватит жизни тленья?
Юля:
В тщедушном теле чуть жива,Но все же теплится душа.За жизнь цепляюсь, как могу,И перед всеми я в долгу…
Маша:
И обрету ли я покой?Так много горя за спиной…В начале иль в конце пути?И что еще там впереди?
Юля:
И донесу ли я свой КрестДо тех благословенных мест,Где повзрослевшая душаПо жизни поведет меня?..Минуй, блокадная Голгофа…Мой Крест, меня не придави…Ведь я еще в начале жизни,В начале долгого пути…Дети, переворачивают окно, с обратной стороны которого – образ Христа. Под колокольный звон они проходят круг, вопросительно смотрят на небо.
Ксюша:
Молилась мама, стоя на коленях,Молилась без иконы и креста…Молила Николая Чудотворца…Просила Мать распятого Христа…Просила чуда – сохранить от смертиМеня – ее голодное дитя…Тянула в угол худенькие рукиИ горестно смотрела в никуда.
Катя:
И я стояла рядом на коленях…Не зная слов, крестила молча лоб…А по спине елозили мурашки,И бил от холода и голода озноб…Но я ждала, что состоится чудо –Христос появится из темного угла,И сразу кончится и голод, и блокада,И прекратится страшная война…Сводила боль костлявые коленки,Но мне хотелось увидать Христа…Которому в слезах молилась мама,Не верившая в Бога никогда…
Песня «Помни»
Сценка «Дети войны»
Сестра, кутаясь в шаль, играет с куклой.
Сестра
Как холодно! И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам принесет?
Ну хоть бы крошечку где отыскать,
Голодной страшно мне идти в кровать.
Брат ремонтирует табуретку.
Брат
А разве я есть не хочу?
Хочу!
Но все равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь,
И дом у нас с тобою есть.
А главное – фашисты далеко.
Да и кому в стране легко.
Сестра
А помнишь блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которое по праздникам пекла она.
Сейчас я съела б все одна!
Брат
Опять ты о еде заговорила,
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.
Сестра
А вот и мамины шаги слышны.
Брат
Не вздумай хныкать перед ней.
Дай отдохнуть сначала ей.
Мама
Родные! Я в дом радость принесла!
Объявлено -закончилась война! (звучит песня «День Победы»)
Прогнали мы фашистов навсегда!
И скоро будет в доме вся еда,
Которая бывала до войны.
И про которую теперь глядим мы сны!
Сестра:
Ура! вернётся папа к нам домой!
Брат:
И снова в школу мы пойдём с тобой.
Ведущий 1:
Во время Второй мировой войны погибло 13 миллионов детей. Что есть у нас дороже наших детей? Что есть у любого народа дороже? У любой матери? У любого отца? На земле самый лучший народ - дети.
Каждый год 9 мая во всех уголках нашей страны около Вечного огня застывают в почетном карауле потомки тех, кто, свершив свой ратный подвиг, завещал нам жить в мире и согласии, отдав за это свою жизнь. И пусть пламя Вечного огня, зажженного как символ памяти о жертвах фашизма, как символ скорби о погибших и величайшей гордости за беспримерное мужество, проявленное в боях, освещает наш путь к миру, будит нашу совесть, чтобы мы не забывали уроков истории и не допустили повторения трагедии. Пусть всегда светит солнце, поют птицы, зеленеют поля, но никогда на изумрудной траве вместо росы не сверкают капли чьей-то невинной крови!
Учащийся
Я нарисую яркое солнце!Я нарисую синее небо!Я нарисую свет в оконце!Я нарисую колосья хлеба!Мы нарисуем осенние листья,Школу, ручей, друзей беспокойных.И зачеркнем нашей общей кистьюВыстрелы, взрывы, огонь и войны!Поднимите рисунки выше,Чтобы все их увидеть могли,Чтобы всем был сегодня слышенГолос юных граждан Земли!
Песня Детство (поют все)
Использованная литература:
1. Новгородова, Л.В.
Письма как летопись боя/ Л.В.Новгородова // Читаем, учимся, играем. – 2008. - №12. – С.83-86. – (Великая Отечественная война)
2.Растегаева, Н.Г.
«Это праздник со слезами на глазах…»: литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы/ Н.Г.Растегаева//Встречи в школьной библиотеке: Тематические вечера, литературно-музыкальные композиции, уроки мужества. – Волгоград, 2009. – С.79-96.