ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ИГРОКОВ РАЗНОГО АМПЛУА В ФУТБОЛЕ 
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ИГРОКОВ РАЗНОГО АМПЛУА В  ФУТБОЛЕ  Зарипов Ильшат Марселевич                               Научный руководитель – д.м.н.,                       профессор Ю.В. Высочин                       Набережные Челны-2015 Футболисты разных игровых амплуа, выполняющих различную, специфическую работу, имеют разную структуру физической подготовленности и различный уровень развития ее основных компонентов. Таким образом, актуальность избранной темы исследований определяется значительной важностью специальной физической подготовки футболистов дифференцированной в зависимости от игровых амплуа и необходимостью разработки данного вопроса для учебно-тренировочного процесса в футболе. Объект исследования: Специальная физическая подготовка футболистов на этапе спортивного совершенствования.Предмет исследования: Методика специальной физической подготовки футболистов различных игровых амплуа на этапе спортивного совершенствования.Целью исследования явилось изучение структуры специальной физической подготовленности, разработка и обоснование методики совершенствования физических качеств футболистов в зависимости от игрового амплуа. Гипотеза: Предполагалось, что знание структуры специальной физической подготовленности футболистов позволит подобрать адекватные средства и методы тренировочных воздействий и тем самым обеспечить целенаправленное развитие физических качеств, что позволит повысить эффективность учебно-тренировочного процесса, индивидуализировать подготовку футболистов различных игровых амплуа. Задачи исследования:1. Изучить структуру и уровень специальной физической подготовленности футболистов различных игровых амплуа на этапе спортивного совершенствования.2. Использовать выявленные адекватные комплексы тренировочных средств для совершенствования специальной физической подготовленности футболистов в зависимости от игрового амплуа.3. Определить эффективность индивидуализации физической подготовленности футболистов при дифференцированном использовании предлагаемых комплексов тренировочных средств. Методы исследования: Анализ и обобщение данных научно-методической литературы, педагогическое тестирование двигательных способностей, определение общей физической работоспособности, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Практическая значимость исследования: полученные результаты позволяют разработать комплексы тренировочных средств и программу комплексного контроля подготовленности футболистов различных игровых амплуа на этапе спортивного совершенствования. Применение дифференцированного подхода к развитию специальных физических качеств футболистов позволит оптимизировать учебно-тренировочный процесс и повысить его эффективность.                                                                                                                                                                                                                 Таблица 1 Физическая работоспособность (PWC170/вес) и аэробная у футболистов, производительность (МПК/вес) у футболистов разного игрового амплуа (M + m) [Полишкис М.С., 41] Игровое амплуа PWC170/вес              кГм/мин/кг МПК/вес мл/мин/кг Вратари   Центральные защитники   Крайние защитники   Полузащитники   Центральные нападающие   Крайние нападающие   ПОКАЗАТЕЛИ Амплуа Вратари (n=5) Защитники (n=17) Полузащит-ники (n= 14) Нападаю-щие (n=15) Длина тела, см  165,4+2,1   Вес тела, кг     PWC170,кгм/мин   1030,0+42,0  PWC170/вec, кгм/мин/кг  18,8+0,9 20,4+1,1* 16,1+1,1 МПК, л/мин 2,92+0,17 2,82+0,08   МПК/вес, мл/мин/кг  57,6+2,5 59,4+2,8  15 м с места, с 2,81+0,03*  2,67+0,04  15 м с хода, с 2,35+0,02* 2,22+0,02  2,25+0,03 Бег 30 м, с 5,21+0,09* 4,83+0,05 4,80+0,09 4,9210,07 Челночный бег 3 по 30 м, с   14,59+0,25  6-ти мин бег, м 1437+49   1497+29 3-ой прыжок, м   5,9+0,1                                                                                                                                    Таблица 5.Показатели физической подготовленности футболистов 13-14 лет различных игровых специализации (M±m) Примечания: * - Здесь и далее достоверность различий при Р<0,05 (критерий Стьюдента).                                                                                                                              Таблица 6.Показатели физической подготовленности футболистов 15-16 лет различных игровых специализации (M±m) ПОКАЗАТЕЛИ Амплуа Вратари (n=5) Защитни-ки (n=17) Полузащитни- ки (n= 14) Нападаю-щие (n=15) Длина тела, см     Вес тела, кг     PWC170,кгм/мин     PWC170/вec, кгм/мин/кг     МПК, л/мин    2,98+0,23 МПК/вес, мл/мин/кг     15 м с места, с     15 м с хода, с     Бег 30 м, с     Челночный бег 3 по 30 м, с  66,8+1,7   6-ти мин бег, м     3-ой прыжок, м                                                                                                                                                                                                                Таблица 8Изменение показателей физическoй подготовленности у футболистов в результате экспериментальной тренировки (Х±т)                                                                                         Примечание:**-достоверность различии при Р< 0,01 Показатели Экспериментальная группа (n=12) % Контрольная группа(n=15)   %   Вначале эксперимента  Вконце эксперимента   Вначале эксперимента      В конце эксперимента  PWC170 кгм/мин   19,9     11,0 PWC170/вec, кгм/мин/кг   19,6     10,3 МПК, л/мин   13,9     7,4 МПК/вес,мл/мин/кг   12,9     6,9 15 м с места, с   -1,7     -0,9 15 м с хода, с   -3,6     -1,6 Челночный бег7x50м, с   -5,8   -11,6 12 мин бег, м  3180+34* 6,9 3078+ 33 3207+37*   4,2 5-ой прыжок, м 12,66+0,14  13     0,4                                                                                                       Таблица 9Изменение показателей технико-тактических действий (ТТД) у футболистов в результате экспериментальной тренировки (Х±т) Показатели Экспериментальная группа (n=12) % Контрольная группа (n=15) %
 В начале экспери-мента В конце экспери-мента В начале экспери-мента В конце экспери-мента ST (точные)  57,3+5,5** 27,9 21,6+2,9 22,9+2,4 6,0 SH (неточ.) 15,5+1,9 12,5+1,5 -19,4 14,3+2,2  8,4 S (погреш-ность, %) 71,4+3,7 31, 7+1,7** 14,4  59,9+2,2 -1,0 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ1. Для комплектования игровых линий и комплексного контроля физической подготовленности футболистов разных амплуа на этапе спортивного совершенствования рекомендуется использовать показатели специальной (скоростной) выносливости, относительные показатели физической работоспособности и аэробной производительности.2. Для рационального развития физической подготовленности футболистов на общеподготовительном этапе подготовительного периода рекомендуется применять дифференцированные, в соответствие с игровым амплуа, тренировочные программы с целью повышения общей физической работоспособности, аэробной производительности, основных компонентов специальной физической подготовленности, повышения двигательной игровой активности, оптимизации соотношения точных и неточных действий, повышения эффективности и надежности технико-тактических действии в игре.3. Для оценки физической подготовленности футболистов в возрасте 13-14 лет рекомендуется использовать тестирование: общей физической работоспособности, общей и скоростной выносливости. В возрасте 15-16 лет рекомендуется использовать показатели общей физической работоспособности, скоростных и скоростно-силовых возможностей. У взрослых футболистов рекомендуется использовать тестирование общей физической   работоспособности, показателей скоростной и общей выносливости, скоростных и скоростно-силовых возможностей.4. Для контроля физической подготовленности у нападающих рекомендуется использовать показатели общей физической работоспособности, общей выносливости и скоростных возможностей. У полузащитников рекомендуется использовать показатели физической работоспособности, общей и скоростной выносливости. У защитников рекомендуется использовать в первую очередь показатели   физической   работоспособности   и   скоростно-силовых возможностей. У вратарей рекомендуется использовать показатели скоростных и скоростно-силовых возможностей.