Разработка урока по литературе на тему Сравнение русской народной сказки Иван-крестьянский сын и чудо-юдо и татарской народной сказки Тан-батыр


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Богородская средняя общеобразовательная школа»
Сергачского муниципального района
Нижегородской области







Номинация: «Основное общее и среднее (полное) общее образование».

Методическая разработка
урока литературы в 5 классе
по теме
«Сравнение русской народной сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»
и татарской народной сказки «Тан-батыр»



















Автор: Н.Е.Савлинова,
учитель русского языка и литературы





Цель урока: формировать у учащихся ценностное отношение к традициям русской и татарской культур на примере сравнения героев русской народной сказки «Иван-крестьянский сын и чудо» и героев татарской народной сказки «Тан-батыр».

Задачи:
- обучающие: познакомить учащихся с героями татарской народной сказки «Тан-батыр» и сравнить с героями русской народной сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» ;
- развивающие: развивать у учащихся умения сравнивать, систематизировать информацию, давать оценку и аргументировать свою позицию, развивать коммуникативные навыки при работе в группах;
- воспитательные: способствовать формированию у учащихся уважительного отношения к представителям других национальностей.

Необходимое оборудование урока: компьютер, мультимедийная установка.

Дидактическое обеспечение: презентация, раздаточный материал (карточки с заданиями для работы в группах).


Планируемые результаты урока:
личностные: учащиеся осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как член общества;

предметные: учащиеся знают жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки, умеют отличать виды сказок, строить рассказ о героях, характеризовать их и сравнивать;

метапредметные:
а/ регулятивные УУД (ученик ставит цель собственной познавательной деятельности и придерживается ее, регулирует собственную деятельность в соответствии с морально-этическими нормами, оценивает собственные достижения);
б/ познавательные УУД (ученик способен ориентироваться в тексте учебника, выделять важную для изучения нового материала информацию, умение сравнивать, обобщать усвоенную информацию);
в/ коммуникативные УУД (ученик прислушивается к мнению собеседников, высказывает свою точку зрения и аргументирует ее, грамотно оформляет свои мысли в устной речи, оказывает помощь одноклассникам, владеет навыками участия в диалоге).
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения:
фронтальный опрос учащихся , организация работы по заданиям индивидуально и в группах.



План урока

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. - 2 минуты
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии - 5 минут
Выявление места и причины затруднения - 5 минут
Построение проекта выхода из затруднения - 5 минут
Реализация построенного проекта - 10 минут
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи -5 минут
Самостоятельная работа в группах - 5 минут
Включение в систему знаний и повторение - 5 минуты
Рефлексия учебной деятельности - 3 минут


Ход урока
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Учитель приветствует учащихся, стимулирует создание позитивного эмоционального настроя, предлагая ученикам пожать друг другу руки, улыбнуться и показать написанные на листочках добрые пожелания друг другу. Ученики выполняют предложенные действия.

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Учитель: Тема нашего урока «Сравнение русской народной сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» и татарской народной сказки «Тан-батыр».
Понравились ли вам эти сказки?
Учитель: К какому виду сказок относятся эти сказки? (Волшебные богатырские сказки).
Учитель: Как вы объясните название сказок? Почему речь идет только об одном герое? (В сказке «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» братья отправляются втроем на борьбу с чудом-юдом, но настоящим героем оказывается только младший брат. В сказке «Тан-батыр» тоже три брата отправляются на поиски дочерей падишаха. Чтобы освободить их, братьям нужно победить безобразного и ужасного дива. И здесь настоящим героем оказывается младший брат «Тан-батыр».
Учитель: Как вы понимаете слово «герой»? Сколько значений имеет это слово?
(Герой – это действующее лицо, персонаж художественного произведения. Другое значение слова – «человек, совершивший героический поступок». Мы можем назвать героями, то есть персонажами , всех братьев, но героический
Поступок совершает только младший брат Иван).
Учитель: Чему посвящены эти сказки? (Сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» посвящена борьбе народа с врагами. Она учит чувству ответственности каждого за весь народ. Главный герой сказки не царского роду, он младший сын в простой крестьянской семье. Сказка прославляет крестьянский труд. Сказка «Тан-батыр» посвящена борьбе добрых сил со злыми силами, торжеству добра над злом и расплате за предательство).
Учитель: Ребята, вспомним содержание сказки «Тан-батыр» и поиграем.
Слайд № 1.
Слайд № 2.

Давайте побеседуем и ответим на вопросы.
Почему братья отправились на бой с чудовищем?
Какие черты волшебной сказки вы нашли в этих сказках?
Почему эти сказки называют богатырскими?
Опишите чудо-юдо и дива.
Почему сказки не закончились победой Ивана-крестьянского сына и Тана-батыра?
С какой целью в сказки включено повествование о матери-змеихе, женах чуда-юда и ведьме Убырлы Карчык?
Докажите, что сражение с врагом в открытом бою менее опасно, чем скрытое коварство матери и жен чуда-юда и скрытое коварство братьев?
Какие сказочные формулы отразились в этих фольклорных повествованиях? Найдите в сказках зачин, троекратные повторения, концовку, постоянные эпитеты.

Учитель: Рассмотрим особенности сюжета сказки.
Ученики составляют план сказки (работа в группах). Каждая группа предлагает свой вариант.

Примерный план сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо».
1.«Дурная весть».
2.Родители снаряжают сыновей на бой.
3.Встреча со старушкой.
4.В дозоре:
А) первый бой Ивана;
Б) второй бой Ивана;
В) решающий бой.
5. Иван узнает о замыслах чудо-юдова племени.
6. Столкновение с чудо-юдовым племенем.
7. Кузнецы помогают Ивану и его братьям.
8. Победа над чудо-юдовым племенем и возвращение домой.

Примерный план сказки «Тан-батыр».
1. Похищение дочерей падишаха.
2. Три батыра отправляются разыскивать дочерей падишаха.
3. Иголка пригодилась.
4. Тан-батыр разыскиват дива:
А) первый бой Тан-батыра;
Б) второй бой Тан-батыра;
В) решающий бой Тан-батыра.
5. Предательство братьев.
6 . Обретение друзей.
7.Возвращение Тан-батыра в родную страну.
8. Разоблачение братье и благородство Тан-батыра.
9. Свадьбы Тан-батыра и его друзей.


Выявление места и причины затруднения.
Слайд № 3
Учитель: Известный фольклорист В. П. Аникин сказал: «Сказка «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо» посвящена борьбе народа с врагами. Она учит чувству ответственности каждого за весь народ. Главный герой сказки не царского рода, он младший сын в простой крестьянской семье. Сказка прославляет крестьянский труд, смекалку, упорство и верность».
Вопросы к классу:
Что прославляет сказка «Тан-батыр»?
Из какой семьи Тан-батыр? (Из бедной-пребедной семьи).
Учитель: Какие черты Ивана- крестьянского сына раскрываются перед боем, во время боя и после него? (Сначала Иван – крестьянский сын проявляет решимость не остаться дома, а идти на бой со старшими братьями, затем во время боев он проявляет храбрость и упорство, мужество и бесстрашие его во время третьего боя. Качество, которое проявил Иван, отправившись утром к змеевым палатам, можно назвать бдительностью, осторожностью. После побед он не хвастает перед братьями, а просит их поддержать).
Учитель: Обладает ли Тан-батыр также решимостью, храбростью, упорством, мужеством, бесстрашием? Приведите примеры из текста?
Учитель: Итак, главных героев русской и татарской сказок характеризует нравственное превосходство.

4. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель предлагает ученикам разработать план преодоления возникшего затруднения (план изучения новой темы). Для этого советует ученикам разделиться на группы.
Задание по группам: составить характеристики главных героев по предлагаемому плану (группам раздаются листы с планом характеристики).
Ученики обсуждают в группах, затем группа выступает, распределив вопросы.

5. Реализация построенного проекта.

Лист №1.
Составление характеристики Ивана-крестьянского сына.
Расскажите о подвигах Ивана-крестьянского сына.
Почему Иван не остался дома, когда его братья собрались сражаться с чудом-юдом? Как это его характеризует?
Почему именно Иван предложил ходить ночью в дозор? Что можно сказать о его характере?
Почему Иван отправился к реке Смородине, когда в дозор поехал его старший брат, а затем – средний брат? Как он сражался с чудовищем, пока его братья спали?
Какие черты характера Ивана проявились в сценах боя? Почему ему было особенно трудно в последнем бою? Найдите цитаты, которые показывают, как Иван преодолевает трудности в третьем бою с чудовищем.

Лист № 2. Составление характеристики Ивана-крестьянского сына.
Только ли сила помогла Ивану победить? Обоснуйте свое мнение.
Как вы думаете, почему в сказке нет описания внешности Ивана?
Сформулируйте главную мысль сказки. Как она отразилась в образе главного героя?
Найдите в сказке слова и выражения, которые характеризуют Ивана как положительного героя. Выпишите их.
В чем превосходство Ивана перед другими героями? Чем он отличается от своих братьев, от чуда-юда, от его жен и матери-змеихи?

Лист №3. Составление характеристики Тан-батыра.
1.Расскажите о подвигах Тан-батыра.
2. Почему Тан-батыр отправился с братьями на поиски дочерей падишаха? Как это его характеризует?
3. Почему именно Тан-батыр не побоялся опуститься на дно пещеры? Что можно сказать о его характере?
4. Какие животные-помощники встретились Тан-батыру?
5. Какие черты характера Тан-батыра проявились в сценах боя? Почему ему было особенно трудно в последнем бою? Найдите цитаты, которые показывают, как Тан-батыр преодолевает трудности в третьем бою с дивом.


Лист №4. Составление характеристики Тан-батыра.
Только ли сила помогла Тан-батыру победить? Обоснуйте свое
мнение.
2.Как вы думаете, почему в сказке нет описания внешности Тан- батыра
3.Сформулируйте главную мысль сказки. Как она отразилась в образе главного героя?
4. Найдите в сказке слова и выражения, которые характеризуют Ивана как положительного героя. Выпишите их.
5. В чем превосходство Ивана перед другими героями? Чем он отличается от своих братьев, от дива?




Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Проводится физкультминутка.
С места встань и потянись,
Миру, всем ты улыбнись.
Поклонись ты прямо, влево,
Вправо тоже поклонись.
Небу, людям удивись
Вдаль смотри не уставая,
Там природа – мать родная!
Учитель: Составьте устные характеристики Ивана – крестьянского сына и Тан-батыра по следующему плану:
Место Ивана и Тан-батыра в семье.
Отношения Ивана и Тан-батыра с родителями и братьями.
Поведение Ивана в поединках с чудом-юдом и Тан-батыра в поединках с дивом.
Главные черты характера героев: решительность, сообразительность, предусмотрительность, смелость, находчивость, сила (проиллюстрируйте каждую из черт характера Ивана и Тана-батыра примерами из сказки).
Способы создания характера главных героев сказки.
Отражение в образе Ивана и Тана-батыра народных представлений о добре и зле.


Самостоятельная работа в группах.

Учитель организует закрепление знаний и предлагает ученикам мини – исследование (по группам).
Выпишите из сказки цитатные характеристики. Найдите в сказках слова и выражения, в которых дается оценка Ивану, его братьям, чуду-юду, его матери и женам, Тану-батыру, его братьям, диву , дочерям падишаха, ведьме Убырлы- Карчык. Сделайте вывод о народных о оценках добра и зла, которые отразились в сказках.
Защитите свою иллюстрацию к сказкам, особо отметьте, какие человеческие черты вы приветствуете, а какие – осуждаете.

8. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель: Давайте подведем итоги и выскажемся о роли сказки. В этом нам помогут следующие высказывания.
Слайд № 4
Цитата М. Бабаевой: «Сказка живет века и будет жить еще дольше. Уже не останется на земле ни царств, ни государств, а люди все будут помнить эти бессмертные волшебные истории. Кто знает, на каком языке станут говорить люди, когда вся земля превратится в одно великое дружеское государство?
Но и тогда, в этом прекрасном будущем нашей планеты отыщется место для чудесных преданий многовековой истории стран и народов, когда не все еще были равны и счастливы. А мечтал о счастье каждый. В это чудесное будущее люди обязательно возьмут с собой сказки о колдунах и добрых волшебниках, о злых соловьях-разбойниках, о храбрых героях и прекрасных царевнах. Потому что люди навсегда останутся дороги мечта и красота».
Вопрос: Согласны ли вы с М. Бабаевой в том, что сказка будет жить всегда?

Слайд № 5
Следующая цитата К.Г. Паустовского:
«Сказка – воплощенная в поэтической форме мечта человека о прекрасном».
Вопрос: Как вы думаете, воплотится ли в жизнь мечта народа о счастье и красоте, выраженная в народной сказке?
Ученики обдумывают ответы и отвечают.




Рефлексия учебной деятельности.
Учитель предлагает ученикам оценить свою работу на уроке: степень полезности материала урока. Для этого нужно выбрать из трех листочков разного цвета один («красный» - урок понравился, «желтый» - не очень, «зеленый» - не понравился) и написать на нем, чем объясняется указанное восприятие урока (почему понравилось или не понравилось, что заинтересовало, чему научился, что показалось трудным, неинтересным).

Домашнее задание:
Составить письменную сравнительную характеристику Ивана-крестьянского сына и Тана-батыра.

Учащиеся записывают домашнее задание и консультируются с учителем.








Литература.

Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Я. Коровиной. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2015
В. Я. Коровина, В.П. Журавлев, В. И. Коровин. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. М.: Просвещение, 2015.
Н. В. Беляева. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014.
О. А. Еремина. Поурочное планирование по литературе. К учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной др. «Литература. 5 класс». М.: «Экзамен»,2006.
Н. В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. М.:»Вако»,2014.
О. Г. Черных. Практикум по литературе. 5 класс. М.»Вако», 2011.
Сборник татарских сказок.





































15