Презентация по биологии на тему: Лист. Внешнее строение:


Учитель биологии ГУ «Ломоносовская средняя школа отдела акимата Мендыкаринского районаСейдагалеева С.С.Тема: Лист. Внешнее строение Тема: Лист. Внешнее строение.Цель: выявить особенности внешнего строения листьев, форм листовых пластинок. Лист – один из важных вегетативных органов растения, занимающих боковое положение на стебле и выполняющих функции:… 3) …… 4) … Строение листаЛистовая пластинка 2. Черешок 3. ПрилистникиФормы прикрепления листьев к стеблю: 1 - … ?, 2 - … ?, 3 … -? Формы листовых пластинокПростые листьяДать определениеПривести примеры простых листьев3. Примеры форм листовых пластинокСложные листьяДать определениеПривести примерыПримеры форм листовых пластинок Виды жилкования листьев:Сетчатое (перистое)ПараллельноеДуговое (дуговидное)Виды расположения листьев на стебле:ОчередноеСупротивноеМутовчатое (розеточное) Расположение листьев на стебле: Супротивное расположение:КОЛЕУС Клён Сирень Крапива Фуксия Толстянки Руэллия Поочерёдное (спиралевидное) Подсолнечник Тополь Плющ Гибискус Бальзамин Мутовчатое расположение(розеточное) Вороний глаз Циперус Определите вид листорасположения Тема: Внутреннее строение листаЦель: Изучить внутреннее строение листовой пластинки, выявить значение структур листа. Функции клеток листа Губчатая тканьЭто ткань из округлых, рыхло расположенных клеток, с большими пространствами – межклетниками.Губчатая ткань приспособлена улавливать рассеянный свет. У теневыносливых больше губчатой ткани. Что такое устьица?Устьица – это высокоспециализиро-ванные образования листа, состоящие из:2-х замыкающих клеток;Щели между ними. На 1 кв.см. листа пшеницы – 1500 устьиц, подсолнечника – 15 000 ! -Почему устьица замыкаются?Наружная стенка у них очень тонкая, «эластичная», внутренняя – неравномерно утолщённая и жёсткая. Поэтому, когда клетки заполняются водой, стенки изгибаются и устьичная щель открывается. Если же клетки теряют 3-4% воды, они опадают, сближаясь друг с другом, и щель закрывается. Ответьте на вопросы:Почему устьица образно называют «форточкой листа»?Как вы думаете, где больше устьиц: на внутренней или наружной стороне листа? Почему?Если сделать поперечный срез листа можно увидеть ещё очень важные структуры листа. Как они называются? Тема: Фотосинтез, его значение. Цель: раскрыть смысл образования органических веществ в самом растении. В басне И.А. Крылова «Листы и корни» идёт спор между листьями и корнями. - Внимательно прочитайте и определите, в чём была ошибка баснописца? -Что же важнее – корни или листья?
Мы те (корни…)Которые, здесь роясь в темнотеПитаем вас – Ужель не знаете?Мы корни дерева, на коем вы цветёте!Красуйтесь, в добрый час!Да только помните ту разницу меж нас:Что с новою весной - лист новый народится;А если корень иссушится – не станетДерева, ни вас! Кратко из истории изучения роли листьев.В 1630 году голландец Ван Гельмонт доказал, что растения не получают органические вещества из почвы в готовом виде, как то получают сами./ 5 лет поливал иву в кадке. Вес раст увелич. На 64 кг, а почвы уменьш. На 56 г.!?/(1843-1920) К.А. Тимирязев впервые описал роль хлорофилла при фотосинтезе. Опыт!Джозеф Пристли проведя опыт с мышами доказал, что зелёные растения «облагораживают» воздух. Так было доказано, что растения в процессе фотосинтеза выделяют кислород, а выделяют СО2 -Какие компоненты нужны для фотосинтезирующей функции листа?Для получения этого компонента листья приспособились специально к «мозаике», могут изгибаться или прикорневые розетки?Почему большинство растений имеют зелёные листья?Этот газ выделяют все живые организмы в результате дыхания.Вещества, которые передвигаются по сосудам древесины? - Происходит ли фотосинтез в листьях с разной окраской?
Какое вещество содержат хлоропласты?Хлорофилл содержится в хлоро –пластах. Это вещество зелёного цвета!
Хлоропласты только в зелёных частях растений!
-В каком взаимодействии находятся эти компоненты?Фотосинтез = углекислый + вода + свет + газ хлорофилл → крахмал + кислород Крахмал → сахар → крахмал глюкоза Что такое фотосинтез? Процесс образования органических веществ(крахмала) из неорганических (СО2 и Н2О) с использованием энергии солнечного света в хлоропластах листьев и выделением углекислого газа. Значение фотосинтеза для жизни на Земле.Источник питанияДля дыханияПоддерживает газовый состав атмосферыЗащита от УФЛ и др. излученийОзоновый слой предотвращает перегревИсточник полезных ископаемыхИсточник энергии для живых организмов Тема: Испарение воды листьямиЦель: раскрыть значение транспирации для жизни растений, для процессов в природе. Улавливая лучи солнца, тонкая и нежная пластинка листа подвергается сильному нагреванию от этих лучей! Сорвите лист в жаркую погоду, приложите к щеке! Какой он? - Почему вода поднимается вверх?- По каким структурам? - Через какие структуры листа вода испаряется? - Объясните опыт, доказывающий, что листья испаряют воду.
- В чём значение воды для растения?В чём значение испарения для растения?Какие процессы и факторы окружающей среды влияют на транспирацию?…? …? …? Тема: Видоизменения листьев.Цель: выявить многообразие форм видоизменений листа в связи с различными приспособительными механизмами. Виды приспособлений листьев: к влажному климату и сухому ? ? Приспособления листьевК влажному климатуКрупные листьяТёмно-зелёные по цветуМного устьиц А, что вы знаете о растениях – хищниках?/презентация!/К сухому климатуСлаборазвитыеМелкие по размеруКолючкиЧешуйкиУсикиВосковой налётГустые волоскиСбрасыванине листьевГустое переплетениеСочные листья Хищные растения?Составьте список хищных растений Тема: Способы размножения комнатных растений.Цель: знакомство с понятием биологического значения вегетативного размножения. Вегетативное размножение - это увеличение числа особей растений в результате их развития из корней, стеблей, листьев, то есть из вегетативных органов. Способы вегетативного размноженияКорневыми черенками /корневая поросль, корневые отпрыски/Листовыми черенкамиПобегами подземными ↔надземными стеблевыми черенками ? отводками ? усами ? прививками Лабораторная работа № 11Тема: Черенкование комнатных растений.Цель: научиться размножать комнатные растения стеблевым черенком. Задание:1. Самостоятельно выполнить практическую деятельность по заданиям, указанным в лаб. Раб. № 11 в конце 21 параграфа. Оформить лаб. Работу оформить, описывая действия по 3-м пунктам, сделать общий вывод. 2. Вырастить растение из черенка и весной принести в школу. Способы вегетативного размноженияВиды размноженияКорневые черенкиЛистовые черенкиСтеблевые черенкиОтводкиУсыПрививкиКорневищеКлубеньЛуковица Примеры растений