Презентация по МХК для 11 класса Русский авангард. Абстракционизм В.В. Кандинского
АбстракционизмВасилия КандинскогоОУ №12 города Нижнего Новгорода. М.Е.Бругге
В.В. Кандинский – основоположник абстракционизма в изобразительном искусствеКандинский пришёл в живопись, когда ему уже было 30 лет. Отказавшись от преподавания в университете, неожиданно уехал в Германию, изучал живопись. Через 5 лет он уже руководил творческим объединением и преподавал в художественной школе. Первые этюды и кар-тины создавали впечатление бескрайности окружающего мира, поражали яркостью цветовой гаммы.Василий Васильевич Кандинский(1864-1944)
«Синий всадник» (1903 год)Идеальный романтический образ, который можно рассматривать как эпиграф к творчеству Кандинского. Синий всадник – это символ власти над иррациональной психической энергией.
Разрушение предметности как прелюдия к смелой абстракции.В статье «Ступени»(1918) Кандинский писал, что «предметность вредна моим картинам». Несмотря на отсутствие сюжета, в созданном художником беспредметном мире всё же можно было узнать очертания реальных объектов: всадников и дам в кринолинах, дома, башни и колокола. В пейзажах угадывались горы, острова в море, облака, деревья и животные.
«Дама в Москве»(Женщина в Москве) 1912Эта картина представляет собой исключение из всего творческого наследия Кандинского. На ней – единственное узнаваемое изображение – фигура женщины с розой в руке. Но даже здесь она соседствует с абстрактными «мыслеформами», которые как будто приплыли сюда из других картин.Героиня картины может быть идентифицирована не столько с образом русской женщины, москвички, сколько с главной идеей символистской эстетики – Софией, воплотившей истинную природу реальности. Иконографически она выписана так, что невольно отсылает к фигуре Софии с огненным лицом, руками и крыльями.
«Большие ворота Киева»
«Москва. Смоленский бульвар»
Эксперименты в области цветаВ книге «О духовном в искусстве»(1910) Кандинский писал:«Цвет – это клавиши; глаз – молоточек; душа – многострунный рояль». Опираясь на учение Гёте о цвете в живописи, Кандинский разрабатывает собственную концепцию цветов, способных вызвать у человека определённые эмоции
Три группы картинСвои картины В.В. Кандинский делил на три основные группы: «Импрессии»-результат прямых впечатлений от внешнего мира.«Импровизации» говорят языком скрытых ассоциаций, полны фантазии, некой тайны.«Композиции»- синтез фантастического и реального, интуитивного и рационального. Это высшая и наиболее последовательная жанровая форма абстрактной живописи.
Импрвизация №31
«Импровизация потока»
Композиция №VIКрупные пятна и удары кистью, тонкие комбинации коротких линий и широкие полосы сочных оттенков. Контраст тёплого и холодного, светлого и тёмного, бледного и яркого стал основой единого колорита картины. Отсутствие сюжета не означает отсутствие содержания: напряжённое движение цвета и линии выражает напряжённую жизнь человеческого духа.
«Холодный» период творчества.В этот период Кандинский обращается к геометрическим формам: треугольнику, кругу, квадрату. Каждая из этих форм, по его мнению, обладает особым символическим значением: треугольник призван разбудить движения души, побуждает к достижению высших помыслов. Круг –символ совершенства и полноты мироздания, символ высшей истины. Круг – это «лёд, внутри которого бушует пламень».
«Доминирующая кривая»
«Несколько кругов»
Значение творчества В.В. КандинскогоВ.В. Кандинский – уникальная и универсальная личность. Через всю жизнь он пронёс и своеобразно воплотил идею синтеза трёх искусств: живописи, музыки и танца. Став свидетелем больших социальных катаклизмов, В.В. Кандинский сумел сохранить в душе мечту о единстве мира и интернациональном искусстве, понятном людям всех континентов. Его произведения украшают крупнейшие музеи мира.