Роль домашнего задания в формировании мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Роль домашнего задания в формировании мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы Аблитарова Л.Э. учитель русского языка и литературы Домашнее задание используется как эффективное средство для приобретения новых знаний, закрепления, систематизации, а также практической отработки изученного на уроках материала. Система продуманных домашних заданий позволит добиться высокого результата при изучении любого предмета, научит ребенка самостоятельной деятельности, разовьет навыки самоконтроля. ВИДЫ И УРОВНИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ: Обязательный минимум Тренировочный уровень Творческое задание Абсолютно понятно и посильно любому ученику Желающие хорошо знать предмет и без особой трудности усваивающие программу Выполняется добровольно и стимулируется высокой оценкой и похвалой Диапазон творческих заданий. Типовые группы: сказки, басни, рассказы по учебным темам;словарный диктант на определенное правило;кроссворды, чайнворды; составление викторин и сообщений по словарю;выписать из изучаемых произведений по литературе предложения, соответствующие правилу (например, по 3 предложения с качественными и относительными прилагательными); написать заметку в школьную газету;составление диалогов и монологов;составление карточек с индивидуальным заданием. Для успешного выполнения домашней работы требуется: серьезное отношение к изучаемому материалу – самостоятельность; навыки учебной деятельности – правильность;четкая организация подготовки рабочего места – аккуратность;планирование работы, коррекция – самоконтроль. Основная задача методической подготовки учителя в разъяснении выполнения домашнего задания – учет знаний, способностей и желаний учащихся Правильная постановка домашних заданий по русскому языку предполагает: органическую связь с классными занятиями;доступность; систематичность и последовательность; ясность понимания учащимися задания, возможность его выполнения в определенное время; самостоятельность учащихся. При правильной организации домашних заданий учитываются следующие параметры: объём домашней работы по русскому языку (устной и письменной); её содержание; сложность предлагаемой работы; степень самостоятельности учащихся при её выполнении; методика инструктирования; подготовка учащихся к выполнению домашнего задания. Важный психологический эффект состоит в самостоятельном выборе задания, дающего возможность самореализации, чего так не хватает ученикам в условиях современной школы, особенно в подростковом возрасте. Выбор стихотворения на уроке литературы по-своему отражает личность ученика, его настроение. При этом ученик волей-неволей читает несколько произведений, расширяя свой кругозор. Формы подачи домашнего задания: 1) …делать французс…ий, р…стение, ука..ка, неме…кий, выр…щенный (ученики должны выписать только пропущенные буквы. Из этих букв у них получится слово «сказка»). Значит, домашним заданием будет сочинение сказки на определенное правило. Попутно мы повторяем правила написания корней, суффиксов, приставки, звонких согласных в корне слова. Это же задание можно записать цифрами: 2) 19, 12, 1, 9, 12, 1 (сказка). Цифра – это номер буквы в алфавите. 3) выписать из художественного произведения предложения на определенное пунктуационное правило – « , », « ; », « - ». 4) «Гроза» - количество букв в слове должно соответствовать количеству предложений для их разбора. Все эти виды и формы подачи домашнего задания позволяют заинтересовать учащихся класса в выполнении даже трудных упражнений, снижают уровень тревожности при выполнении самого задания, обучают культуре ведения диалога, помогают общению в поликультурном пространстве, повышают самооценку каждого ученика. Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы Творчество – самый мощный импульс развития ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке. Задача учителя: развивать творческие силы учащихся. Именно в творчестве происходит слияние человека с делом, особенно если оно захватывает и увлекает. Занятия в творческих мастерских лучше начинать с пятого класса. Сотрудничая с учителем начальных классов, детей легче объединить в группы. Работают они живее, часто удивляют нестандартным мышлением, необычным решением вопроса.Приучаю детей писать сочинения-миниатюры по заданным словам.Например, тема «Хотите - верьте, хотите – нет», заданные слова: муравьи, босоножки, сковорода, варенье, шнурки, корона, горчичники. ИНСЦЕНИЗАЦИЯ СКАЗКИ В.А.СУХОМЛИНСКОГО «ДЕВОЧКА И РОМАШКА» В шестом классе расширяется кругозор детей, развиваются их творческие способности, необходимо дать ребенку возможность проявить себя. Ребята додумывают сами продолжение текста, учатся составлять викторины и кроссворды, создают иллюстрации к тексту, испытывают себя на поэтическом поприще.Охотно участвуют в инсценизациях сказок, басен, рассказов. Сочинения разных типов, заметки в газеты, доклады5-11 Викторины, кроссворды, ребусы5-6 Создание иллюстраций к тексту, тематических словарей5-7 Участие в конференциях, подготовка и защита проектов8-11 Участие в конкурсах(районных, республиканских) Создание басен и сказок5-7 Составление сценариев6-11 Поэтическая мастерская«Мой голос», «Зеленый луч»С 5 ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ В седьмом классе переходим к словесному рисованию. Ученики пишут сочинение.Семиклассники уже могут написать сочинение-настроение, а некоторые даже в стихотворной форме.В восьмом – сочинения «Напиши мне письмо», «Интервью у писателя», «Мой друг». Это пора взросления учащихся. В 10-11 классах больше внимания уделяется работе в группах, написанию научно-исследовательских работ и участию в проектной деятельности: это развивает их речь, логику мышления, способствует закреплению навыков культуры речи, расширению кругозора. Применение информационных технологий в работе творческих мастерских позволяет:эффективно организовать самостоятельную и групповую работу;повышает интерес к урокам русского языка и литературы;развивает творческий потенциал учащихся. Технология творческих мастерских – одна из личностно ориентированных форм обучения школьников, позволяющая им проявлять свой внутренний мир и творческие способности.Творческая мастерская – это интерактивная технология, соединяющая игровые, исследовательские, проблемные виды деятельности. Это открытая система поиска и выбора пути познания. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!